МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕМА №14. Формы (источники) права





 

Понятие источника права, с одной стороны, показывает ту силу, которая образует правовые нормы (это может быть либо народ, общество, либо государство), с другой – указывает, где именно (в каком официальном документе) содержатся правовые нормы.

В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой (или формами) права, в других – источниками права, а в третьих случаях именуют одновременно и формами, и источниками права.

Источники (формы) права– это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения, способы закрепления государственной воли и установления правовых велений.

Для мирового юридического пространства, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, характерно разнообразие источников права. Различают следующие основные источники (формы) права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты.

Правовой обычай– это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который причинен им), вира (штраф за убийство человека) и т.д. Ряд юридических источников того времени представляли собой, главным образом, систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев (Русская Правда, Законы XII таблиц, Саллическая правда, Законы Ману, Судебник Хаммурапи и др.).

По мере укрепления государственной власти сфера применения обычая сужается. Он начинает либо совсем вытесняться как регулятор поведения, либо интегрироваться в национальные системы права. Обычай, включенный в нормативный акт либо положенный в основу судебного прецедента, становится частью законодательства или прецедентного права и перестает быть самостоятельным юридическим источником права.

В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость лишь в той мере, в какой он полезен для применения закона (т.е. в дополнение к закону) или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

Нормативный правовой акт.Во всех правовых системах под нормативно правовым актом понимается исходящий от компетентных государственных органов акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы. Он рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретным лицам), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).

Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, в силу определенных установленных правил его изложения он является лучшим способом оформления устоявшихся норм. Во-вторых, на него легко ссылаться при разрешении дела, легко вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. В-третьих, они удобны для учета и систематизации.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, может быть, даже классическим источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права». В этих странах нормативные акты составляют определенную иерархическую систему, на верхней ступени которой стоят конституции и законы. Юридическая сила и сфера действия нормативного акта обусловлены местом издавшего его органа в системе органов государства или в политической системе в целом.

Судебный прецедент.Под судебным прецедентом понимается судебное решение по конкретному делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных споров и ситуаций.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, где можно получить информацию о прецедентах.

В США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами и верховным судебным органом штата. В Англии обязательными для других судов являются решения Палаты лордов, Аппеляционного суда и Высокого суда.

Решение вопроса о судебной практике как источнике права в РФ весьма противоречиво. Одни ученые утверждают, что судебный прецедент не является источником права, т.к. суды не создают новые нормы права, а применяют уже созданные или осуществляют их толкование (например, суды высших инстанций – Верховный суд, Высший Арбитражный суд, Конституционный суд). Другие спорят с ними и говорят о том, что тот же Конституционный суд, отменяя некоторые статьи того или иного кодекса по причине несоответствия их Конституции, тем самым по существу создает новые нормы права. Следовательно, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права.

Договор нормативного содержания. В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее юридические нормы соглашении между различными субъектами права. Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон договора, но и на установление норм права, которым обязуются подчиняться его будущие участники.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права. Особенное значение договора как источника права проявляется в таких отраслях права, как международное и констиутционное право.

Общие принципы права.В некоторых странах своеобразным источником права признаются отправные, исходные начала правовой системы. Так, юристы в отсутствие закона, прецедента или правового обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др. Указание на возможность апеллировать к общим принципам права как его источнику иногда закрепляется в законодательном порядке. Общие принципы права могут быть отнесены к числу источников международного права. Например, ст. 38 Статута Международного суда гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет … общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

Идеи и доктрины.Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако, в формировании модели правового регулирования значение специальных работ в области права всегда было велико.

Сложность права, высокая степень обобщения и абстрактность его норм требуют частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных аспектов права иным участникам правоотношений и юридических процедур.

Такое привлечение имеет давнюю историю. Так, еще в Древнем Риме при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была даже предоставлена особая привилегия – их консультации имели обязательную силу для судей по тем или иным делам. Эти официальные авторитетные ответы или объяснения по вопросам права писались как бы от имени императора. В 426 г. был издан специальный закон «О цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина. В качестве источника права использовались также комментарии глоссаторов – ученых, получивших свое название по характеру осуществляемой ими деятельности: они создавали краткие замечания и разъяснения к римским законам – глоссы.

Религиозные тексты.Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну.. Коран – это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда – пророка Аллаха; Сунна – это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толковании Корана.

ТЕМА №15. Правотворчество

Правотворчество – это юридическая деятельность, направленная на создание, изменение, поправку, прекращение действия (отмену) нормативных правовых актов.

Субъектами правотворчества выступают прежде всего государственные органы, а также негосударственные структуры (например, органы местного самоуправления), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- это деятельность активная, творческая, государственная;

- основная его продукция – юридические нормы;

- это важнейшее средство управления обществом, т.к. здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, – показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правотворчеству осуществляется в соответствии с рядом принципов. Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или изменением правовых норм, это своего рода ориентиры для органов, творящих право. К ним относятся:

1) Научность. Этот принцип основывается на том, что в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и учитывать имеющиеся достижения науки.

2) Профессионализм. Заниматься правотворчеством должны компетентные лица – юристы, управленцы, экономисты и пр., обладающие опытом и знаниями в соответствующих сферах.

3) Законность в сфере правотворчества предполагает следование твердо установленному порядку принятия нормативных правовых актов. Все действия по принятию актов должны проводиться в строгом соответствии с правовой регламентационной процедурой и в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа.

4) Демократизм подразумевает учет общественного нения и отражение его в принимаемых нормативных решениях. Он может быть выражен в непосредственном участии населения в правотворческом процессе: возможностью обращаться граждан в правотворческий орган, принимать нормативные акты в ходе референдума и пр.

5) Гласность заключается в открытости обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений.

6) Оперативность предполагает своевременность издания нормативных актов.

7) Использование правового опыта в правотворчестве позволяет ориентироваться на предложенные отечественной и зарубежной наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные способы создания нормативных актов.

В современной отечественной теории права выделяют несколько видов правотворчества.

В зависимости от субъектов правотворчества в литературе выделяют три основных вида правотворчества:

- правотворчество компетентных государственных органов;

- «непосредственное правотворчество народа» (референдумы);

- правотворчество негосударственных образований (например, органов местного самоуправления).

Основным из перечисленных видов правотворчества признается правотворческая деятельность государства, его органов. Государственную деятельность в сфере правотворчества можно классифицировать по субъектам следующим образом:

- федеральное правотворчество и правотворчество субъектов Федерации;

- по ветвям власти – правотворчество законодательных (представительных) органов власти; правотворчество исполнительных органов, правотворчество судебных органов.

Правотворческий процесс – это юридическая процедура, т.е. урегулированная правом последовательность совершения правотворческих действий, которая складывается из определенных стадий. В теории права высказывается различное понимание совокупности стадий, составляющих правотворческий процесс. Поскольку правотворчество подразделяется на законотворчество, нормотворчество, подзаконное правотворчество, следует различать особенности каждого из этих видов. Многие авторы рассматривают лишь специфику законотворческого процесса. Так, обращается внимание на то, что законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя 4 стадии: 1) законодательную инициативу, 2) обсуждение законопроекта, 3) принятие закона, 4) обнародование закона.

Кроме того, правотворческий процесс рассматривается как совокупность таких стадий, которые относятся ко всем видам правотворчества: 1) принятие решения о внесении изменения в действующую систему норм права; 2) подготовка проекта нормативно-правого акта либо другого источника права (например, судебного решения); 3) рассмотрение его соответствующим компетентным органом; 4) обсуждение и согласование проекта заинтересованными лицами; 5) принятие нормативно-правого акта или другого источника права; 6) его опубликование.

Такое разнообразие точек зрения на правотворческий процесс обуславливается тем, существуют различные формы и источники права (в зависимости от типа правовой системы, одни из них преобладают, другие – наоборот).

Кроме того, в литературе встречается и такое понятие как правообразование, нередко именуемое «правотворчество в широком смысле». Данным понятием охватывается помимо собственно правотворческой и вся предшествующая ей подготовительная деятельность по формированию права. Задачей подготовительного этапа процесса правообразования является создание необходимых условий для принятия качественного, эффективно действующего законодательства, отвечающего потребностям развития общества.

В теории права категория «правотворческий процесс» используется, как правило, применительно к деятельности законодательного органа. Наиболее значим законодательный процесс, именно принятие законов характеризует правотворческий процесс в целом.

Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии (на примере Российской Федерации):

1.Законодательная инициатива – это закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Ч 1 ст. 104 Конституции РФ закрепляет право законодательной инициативы за следующими субъектами: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. А также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

2. Обсуждение законопроектаначинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести проект до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

3. Принятие закона– это главная стадия, которая в свою очередь делится на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой РФ (ФЗ – простое большинство от общего числа; ФКЗ – не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (ФЗ – должно проголосовать более половины либо в течение 14 дней закон не рассмотрен; ФКЗ – квалифицированное большинство – не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ (в течении 14 дней подписывает и обнародует закон, имеет право отлагательного вето (кроме ФКЗ), когда закон отправляется на повторное рассмотрение).

4.Опубликование закона –завершающая стадия законотворческого процесса. Во многих странах действует правило, согласно которому не опубликованный в установленном порядке акт не влечет за собой правовых последствий и не может служить законным основанием для регулирования соответствующих общественных отношений (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальными источниками в РФ считаются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Парламентская газета». Для опубликования актов устанавливается строго определенный срок, например, все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Систематизация законодательства – это упорядочивание нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Выделяют следующие виды систематизации.

1. Учет нормативных актов– сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений и отдельных лиц по их запросам.

Виды учета: журнальный, картотечный, ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, автоматизированный учет законодательства.

2. Инкорпорация– это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Иначе говоря, это подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов.

3. Консолидация -это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Иначе говоря, это подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.).

4. Кодификация -это форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Иначе говоря, это подготовка и принятие новых актов, в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. В процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – это наиболее сложный и трудоемкий способ правотворчества.

 

Юридическая техника –это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочивания нормативных актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, т.е. информационное воплощение правовых предписаний. При их принятии важно учитывать, что содержание таких предписаний (дух закона) и форма (буква закона) должны соответствовать друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.

Юридическая техника включает в себя определенные юридические средства и технические правила.

К юридическим средствам относятся:

- юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении нормативного акта);

- юридические конструкции (специальное построение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, запретов и пр.), например, юридический состав правонарушения.

При подготовке законопроектов используются следующие технические правила:

1) ясность, четкость, простота и доступность языка;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования нормативного акта, подписей официальных лиц, порядкового номера не может быть нормативного акта как официального документа.

ТЕМА №16. Система права

Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей сущности и социальному назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права – наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах какой-либо отрасли права. Так, в конституционном праве можно выделить такие подотрасли как муниципальное право, избирательное право, парламентское право и др. Природоресурсное право, которое регулирует вопросы охраны природы и рационального использования природных богатств, разделяется на такие подотрасли как водное, лесное, экологическое право, право использования земных недр, охраны дикого животного и растительного мира.

Подотрасли – необязательный компонент отрасли права и их не бывает в сравнительно небольших и компактных про содержанию отраслях (например, в уголовно-исполнительном праве).

Отрасль права обычно делится на составные части, обычно именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др. в трудовом праве имеются такие институты права, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, порядок разрешения трудовых споров и др.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты состоящие их норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт права собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного и некоторых других отраслей права. А вот нормы, касающиеся брака, имеются только в одной отрасли – семенное, право поэтому брак – это отраслевой институт.

Критериями разделения права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Главным фактором, обуславливающим отличие одно отрасли от другой, является предмет правового регулирования, то есть качественный однородный вид общественных отношений, которые регулируются соответствующей отраслью права, их своеобразие. Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение.

Метод правового регулирования определяется характером взаимоотношений субъектов права. Так, императивный метод характеризуется созданием правоотношения, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойственен, например, административному, уголовному праву. Нормы этих отраслей воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

В гражданском праве стороны правоотношения выступают как равноправные субъекты, а само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли (диспозитивный метод). Кроме того, в правовом регулировании используются и другие методы: поощрительный, рекомендательный, метод гарантий и др.

Широко известно деление права на частное и публичное. Публичное право (лат.- jus publicum) – та часть системы действующего права, нормы которой направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. В отличие от него частное право (лат.– jus privatum) защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Наряду с системой права в юридической теории существует и другое понятие – система законодательства. Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части отрасли в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также места органов, принимающих нормативные акты в общей иерархической системе органов государства.

Система законодательства представляет собой результат целенаправленной деятельности законодателя, формирования им массива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, она отличается тем, что на ее формирование значительное влияние оказывает субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественных отношений.

Система права служит объективной основой для системы законодательства, имеет первичный, исходный характер.

Систему законодательства можно разделить на отдельные части по различным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную) и вертикальную (иерархическую) системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, спецификой регулируемых отношений и определяется двумя критериями: система права и система отраслей государственного управления. В ней имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право – конституционное законодательство, уголовное право – уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, институтов), больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Например, банковское налоговое законодательство, как один из важнейших институтов финансового законодательства и пр.

Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы государственной, экономической и социальной жизни, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы. По этому критерию весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы и подзаконные нормативные акты.

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента, нормативные постановления Правительства нормативные приказы, инструкции, постановления и акты иных наименований Министерств и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов субъектов Федерации; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрациями предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.