МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 8. Трансверзальные аномалии формы, величины, положения





челюстей, альвеолярных отростков, зубных рядов.................................... 331

Понятие, общая характеристика и классификации................................... 331

Перекрёстный прикус................................................................................. 334

Клиническая картина.................................................................................. 334

Лечение........................................................................................................ 337

Ортодонтические винты............................................................................. 344

Резюме......................................................................................................... 349

Глава 9. Аномалии зубных рядов и отдельных зубов..................................... 351

Общие замечания о редукции жевательного аппарата. Аномалии числа зубов (адентия, гиподонтия), сверхкомплектные или дополнительные

зубы (гиперодонтия). Скученность (краудинг)..................................... 351

Адентия, частичная или полная, клинические проявления....................... 355

Лечение........................................................................................................ 359

Нарушения прорезывания зубов (преждевременное, затруднённое,

ретенция, персистенция или устойчивость)......................................... 362

Ретенция...................................................................................................... 363

Клиника ретенции....................................................................................... 364

Лечение ретенции....................................................................................... 366

Сверхкомплектные или дополнительные зубы (гиперодонтия)............... 370

Скученность (краудинг)............................................................................. 371

Персистентные молочные зубы................................................................. 376

Аномалии размеров и формы зубов (макродентия и микродентия)........ 378

Аномалии положения зубов....................................................................... 380

Вестибулярное положение зубов............................................................... 381

Нёбно-язычное (или оральное) положение зубов..................................... 383

Мезиальное, дистальное прорезывание зубов.......................................... 385

Транспозиция зубов.................................................................................... 386

Супраокклюзия и инфраокклюзия (высокое и низкое положение зубов) 387

Тортоаномалия зуба................................................................................... 388

Диастема..................................................................................................... 390

Этиология и патогенез................................................................................ 392

Лечение диастем и трем............................................................................. 392

Глава 10. Реконструктивные операции при различных аномалиях,

деформациях челюстей и прикуса............................................................. 395

Общие замечания....................................................................................... 395

Операции на верхней челюсти................................................................... 396

Устранение верхней макрогнатии (истинная прогнатия)......................... 396

Устранение сужения верхней челюсти..................................................... 400

Устранение верхней ретрогнатии или микрогнатии................................ 400

Устранение нижней макрогнатии (истинная прогения)............................ 403

Операции на мыщелковых отростках нижней челюсти........................... 406

Устранение нижней ретрогнатии............................................................... 407

Перемещение всей нижней челюсти кпереди........................................... 407

Операции по удлинению нижней челюсти................................................ 407

Операции в области тела нижней челюсти............................................... 408



Оглавление


Операции при асимметрии нижней челюсти............................................. 411

Операции в области углов нижней челюсти............................................. 411



Операции в области ветви нижней челюсти.............................................. 411

Устранение глубокого прикуса.................................................................. 413

Устранение открытого прикуса.................................................................. 414

Восстановление правильной формы подбородка (гениопластика).......... 416

Хирургическое лечение микрогении......................................................... 416

Резюме......................................................................................................... 417

Алфавитный указатель.................................................................................. 421


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Искусство должно быть таким, чтобы не было видно искусства»

Ш. Н.Айзенштадт

Из всех стоматологических специальностей именно ортодонтия наиболее тесно соприкасается с искусством, и основной задачей каж­дого врача при исправлении зубочелюстных аномалий должно быть достижение гармонии и эстетики лица.

Пациенты с зубочелюстными аномалиями или с риском их разви­тия различаются по возрасту, социальному положению, месту прожи­вания, типу высшей нервной деятельности, интеллекту и уровню культурного развития. Необходим как можно более ранний диагнос­тический поиск, включающий интегральное отображение индивиду­альных механизмов развития аномалий и деформаций. Учёт индиви­дуальных особенностей физического и психического развития необ­ходим, прежде всего потому, что 70% пациентов обращаются к орто­донту в возрасте 8—12 лет (Малыгин Ю.М.).

Изложение материала после краткой исторической справки о раз­витии ортодонтии начинается с описания генетических аспектов и са­мых ранних периодов антенатального онтогенеза зубочелюстной сис­темы. Авторы постепенно, освещая современные представления о ме­ханизме развития, роста лицевого отдела черепа и становления прику­са, подводят читателя к проблеме профилактики и комплексного ле­чения аномалий и деформаций. Такой подход вполне обоснован, ибо характер аномалии определяется в первую очередь элементами мор­фогенеза, которые были вовлечены в её развитие, и в значительно меньшей степени специфичностью этиологических факторов. По­следние, по справедливому замечанию Д.А.Калвелиса, «где-то далеко сыграли свою роль и оказывают уже опосредованное влияние на ме­ханизм развития аномалии». Наиболее целесообразным из профилак­тических мероприятий, если непонятен этиологический механизм или он исчерпал своё влияние, является воздействие на морфогенез (Криштаб СИ.).

Традиционные методики, позволяющие добиться оптимальных ре­зультатов при исправлении зубочелюстных аномалий и деформаций на ранних стадиях их развития, хотя и не при всех клинических ситу­ациях, не потеряли своей эффективности и до настоящего времени. За последние десятилетия появилось много новых способов и средств лечения, позволяющих проводить профилактические и лечебные ме­роприятия. Ортодонтам надо понимать недостатки тех и других, ис­пользуя в своей работе преимущества традиционных и новых мето­дик.

Конец XX и начало XXI века характеризуются тенденцией бурного развития ортодонтии и связанной с ней реконструктивной хирургии. За последние годы технология изготовления ортодонтических аппа­ратов, особенно несъёмных дуговых, претерпела значительные изме­нения. Появившиеся новые технологии и методы лечения, которые активно внедряются в практическую ортодонтию, диктуют необходи­мость издания руководства, обобщающего и дополняющего достиже­ния отечественных и зарубежных клиницистов.


10 Предисловие

Вкниге использованы многочисленные рисунки, схемы, таблицы, графики, методы и способы терапии, разработанные или апробированные авторами, а также заимствован­ные из всевозможных пособий, учебников, журнальных статей и других работ отечествен­ных и зарубежных авторов разных поколений. Иллюстрации, высказывания многих спе­циалистов приводятся в книге в их оригинальном виде или в различных сочетаниях. В от­дельном приложении даны цветные рисунки, номера которых соответствуют общей по­следовательности изложения материала. Мы будем весьма признательны за любые крити­ческие и иные предложения, пожелания, дополнения, способствующие лучшему изложе­нию материала.

Авторы


Глава 1.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ОРТОДОНТИИ


Ортодонтия (от греч. слов orthos — прямой, правильный и odus, odontos — зуб) являет­ся дисциплиной, изучающей этиологию, патогенез, диагностику, профилактику и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций. Термин «ортодонтия» впервые был употреблён Лефулоном в 1840 г. По выражению Э.Энгля (1900), им обозначали «науку, которая имеет отношение к исправлению зубов».

Вначале этот термин соответствовал содержанию предмета, поскольку в то время прак­тическая деятельность врача ограничивалась лишь исправлением неправильного положе­ния отдельных зубов. Со временем рамки ортодонтии раздвинулись, и, кроме исправления аномалий положения зубов, врачи стали заниматься лечением аномалий формы зубных дуг, нарушений прикуса и др. По этой причине термин «ортодонтия» перестал соответство­вать своему содержанию.

Объектом ортодонтических вмешательств чаще всего является зубочелюстная система детей. Но этим не исчерпывается значение ортодонтии, так как возрастные показания к лечению аномалий расширились. Ранее исправление аномалий производили главным образом в сменном прикусе. В настоящее время это делается у детей с аномалиями молоч­ного и постоянного прикуса, а также и у взрослых. Ортодонтические методы используют­ся и при коррекции деформаций прикуса, вызванных перемещением зубов.

Если аппаратурные методы лечения неэффективны, прибегают к их комбинации с хи­рургическими способами. Этот раздел, получающий за последнее время всё большее рас­пространение, носит название хирургической ортодонтии.

Во многих руководствах и публикациях не делается различий между понятиями «ано­малия» и «деформация». Мы считаем, что их не следует путать. Под «аномалией»правиль­нее понимать отклонение (нарушение) от нормальной формы и функции, возникающее в процессе развития того или иного органа. Если же отклонение или нарушение происхо­дит после того, как данный орган закончил своё развитие, то более подходящим является термин «деформация».Что касается зубных рядов и прикуса, то деформации чаще всего развиваются как следствие приобретённых дефектов, под которыми понимают убыль ор­гана (в данном случае таким органом является зубной ряд).

Лечение аномалий и деформаций зубочелюстной системы известно очень давно, но в соответствии с примитивным представлением о характере самой патологии терапия отличалась большим эмпиризмом и в основном заключалась лишь в выполнении эстетиче­ских задач, в устранении внешних дефектов, вызванных неправильным положением от­дельных зубов. Иногда всё лечение сводилось к давлению пальцем на криво стоящий зуб, к экстракции неправильно расположенных зубов, насильственной редрессации (Redresse-ment force), т.е. ротации при помощи щипцов. Этот метод применялся в области передних зубов, главным образом на верхней челюсти. Такой ускоренный поворот зуба может быть осуществлён лишь в тех случаях, когда мезиодистальный размер (ширина зуба) не превы-шает размера имеющегося для него промежутка, а корень его совершенно прямой. Малейшее искривление корня является противопоказанием. Щёчки щипцов, поворачивающих зуб, обтягивались резиновыми трубками для защиты эмалевого покрова от травмы. Пово-


12 Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ

рачивать зуб следовало чрезвычайно медленно, например, поворот на 90° должен продол­жаться 10—15 мин. Заранее следовало приготовить фиксирующую шину для закрепления нового положения зуба. К этому методу прибегали только в крайних случаях.

Такой эмпиризм господствовал почти до конца XVIII столетия. Первые попытки при­вести зубочелюстные аномалии в какую-то систему, создать классификацию относятся, по-видимому, к XIX столетию, когда F.Kneisel (1836) описал неправильное положение пе­редних зубов. С появлением классификации Е. Angel (1889) начинает подводиться научный фундамент под практические мероприятия ортодонтии (ортопедической стоматологии). Как пишет в своей книге «Рентгеностатика» немецкий ортодонт A.Schwarz, «Э.Энгль, предложив свою классификацию, одним гениальным взмахом навёл порядок в хаосе су­ществовавших до него представлений».

Первые сведения о лечении неправильно растущих зубов, как показывает доступная ли­тература, относятся к XVIII столетию. П.Фошар в 1728—1729 гг. ввёл в практику пластинча­тые металлические дуги, к которым привязывал шёлковой нитью криво стоящие зубы, пе­ремещая их силой давления или тяги. Hunter в 1771 г. предложил наклонную плоскость для исправления нижней прогнатии (прогении), которую совершенствовал Фокс в 1803 г. Дела-бар в 1819 г. первым ввёл в ортодонтическую практику приспособления, повышающие при­кус, и рычаг, поворачивающий зуб вокруг его продольной оси, а Мори в 1829 г. описал при­менение крючков, препятствующих соскальзыванию лигатур под десну.

Лефулон — один из блестящих представителей этого времени — проводит ортодонтиче-ское лечение без удаления зубов. Его замечание, что «экстрагировать зубы — это значит не лечить, а разрушать», не потеряло своего значения и до настоящего времени. Он впервые вводит эластичные лингвальные дуги и первым начинает проводить расширение сужен­ных зубных рядов. Воспользовавшись методом вулканизации каучука, Бривстер использо­вал его в 1840 г. для изготовления каучуковых ортодонтических аппаратов.

Наши знания о законах движения нижней челюсти, взаимоотношениях зубных рядов и элементов височно-нижнечелюстного сустава в определённой степени базируются на ра­ботах зубного врача В.Бонвилля (1833—1899). В.Бонвилль считается первым исследователем законов артикуляции, которые он систематизировал в своей работе «Артикуляция и артику-ляторы», опубликованной в 1865 г., и в этом же году он предложил свой артикулятор.

В учение об артикуляции внёс свой вклад Spee (1855—1937), описав сагиттальную ок-клюзионную кривую в 1890 г. в книге «Путь смещения нижней челюсти на черепе». Наш отечественный учёный А.К.Недёргин, много лет занимавшийся вопросами артикуляции, полагал, что эта кривая была ранее описана Мюльрейтером в 1869 г. Теорию артикуляции развивал AGysi (1865—1957), который понимал её как цепь сменяющих друг друга окклю­зии и предложил несколько моделей артикуляторов.

С началом фиксации лабиальных дуг на молярах (в 1871 г. Мажиль использовал для этих целей цемент) ортодонтические аппараты становятся более эффективными и точно дей­ствующими (Шанж,1841; Гарри,1841; Эванс,1854). Весьма разнообразная съёмная аппара­тура была предложена Кингслеем в 1879 г. Идея его накусочной пластинки для повышения прикуса сохранилась и до настоящего времени. Во второй половине XIX века стал извес­тен также винт Кингслея. П.Фошар впервые вьщвинул идею о дозировке и применении малой силы. Он рекомендовал каждое утро и каждый вечер перемещать зуб на 1/240 дюй­ма (0,1 мм), и перестройка будет физиологической. В 1853 г. была предложена система межчелюстной тяги (Кез, Беккер). Примерно к этому времени относится и предложение Э.Энгля (1887), разработавшего универсальный аппарат, в основу которого легла кон­струкция дуги Эванса. С развитием науки и техники усовершенствовались старые орто­донтические аппараты и появлялись новые. Гуннинг предлагает в 1881 г. метод тотального, т.е. корпусного перемещения зуба, и в этом же году Коффин вводит в практику расширя­ющую пластинку.

Ортодонтия развивается в Англии, Германии и начинает появляться в Америке. В орто­донтии имелось три основных направления, три школы: первая — английская, основанная E.Angel и разрабатываемая его учениками, является наиболее старой школой; вторая —


Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ 13

американская, выдвинутая Mershon и поддерживаемая его последователями. Третьей шко­лой, возникшей в нашей стране (СССР), была советская (ныне российская).

Представители первой школы предлагали применять экспансионные (расширяющие) дуги и винтовую тягу. E.Angel в 1900 г. создал ортодонтическую школу, а в 1901 г. — обще­ство ортодонтов, выступая собрании которого, он сожалел о низком уровне преподавания ортодонтии. Создаются хорошо оснащенные ортодонтические школы в США. В течение многих лет E.Angel (1855—1930) преподавал «регуляцию зубов» во многих учебных заведе­ниях и выдвинул требование о том, что ортодонты должны заниматься только исправлени­ем зубов, а не общей стоматологической практикой. Его многочисленные ученики, полу­чив признание и работая во многих странах Европы, Австралии, Японии, также стали ра­товать за выделение ортодонтии в отдельную отрасль.

Школа Mershon, критикуя экспансионные дуги и совершенно отрицая винтовую тягу, рекомендует пользоваться для регулирования зубов силой эластичной проволоки, обеспе­чивающей, по мнению автора, биологическое перемещение зубов. Обе эти школы придер­живаются механического способа лечения, т.е. при помощи аппаратов, развивающих силу под влиянием воздействия, находящегося вне организма.

К 1910 г. в Германии все университеты обязаны были иметь кафедры ортодонтии, и при­мерно к 30-м годам XX века они стали открываться в медицинских вузах, включая пост­дипломную подготовку специалистов.

Являясь представителем немецкой стоматологии, W.Pfaff, который одним из первых стал получать оттиски зубов при помощи воска и отливать по ним гипсовые модели, писал о не­обходимости широкой образовательной подготовки ортодонтов. Выделяя главные задачи будущего этой специальности, он в отличие от E.Angel протестовал против её отделения от общей стоматологии, предусматривая обучение ортодонтов по программам, включающим специальные знания в области антропологии, биомеханики, физики, анатомии.

Весьма заметный след в ортодонтии оставил профессор Боннского университета A.Kantorowicz, который одним из первых провозгласил профилактический принцип. Он создал общедоступную программу предупреждения аномалий зубочелюстной системы на основе знаний законов генетики и биологии.

A.Kantorowicz большое значение придавал наследственным факторам в этиологии и па­тогенезе зубочелюстных аномалий, положив в основу созданной им в 1932 г. классифика­ции генетические факторы. Разработки этого автора и затем G.Korkhaus (1939) были объ­единены в так называемую боннскую классификацию зубочелюстных аномалий. Однако клиницисты, курируя пациентов, имеют дело, как правило, не с самой причиной, подей­ствовавшей в какой-то период онтогенеза, которую далеко не всегда можно установить, а с её следствием. Поэтому данная классификация не нашла широкого применения.

Русская ортодонтическая школа, отдавая должное другим, выдвигала на первое место функциональное лечение, при котором применяемые аппараты приводятся в действие со­кращением жевательной мускулатуры. К функционально действующей (направляющей) аппаратуре относятся наклонные плоскости и другие приспособления, которые дают на­правление функции жевательной мускулатуры, нужное в данном случае для соответствую­щего перемещения зубов или челюсти. Такая аппаратура называется направляющей.

Выдвигая это положение, советская школа варьировала в широком диапазоне функци­ональные и механические способы лечения аномалий положения зубов с использованием эластической тяги резиновых колец и ограничением действия винта.

Большую популярность не только в Америке, но и в Европе получила система гимнас­тических упражнений для лечения зубочелюстных аномалий, предложенная в 1917 г. аме­риканцем A.P.Rogers. Однако несколько раньше (1914) проанализировал взаимосвязь мышц околоротовой области и языка A.Korbitz, который считал функциональную тера­пию центральной проблемой ортодонтии. Последователем же A.Rogers, предложившим упражнения для миотерапии, был W.Balters (1954). Он же разработал ортодонтический ап­парат, названный им бионатором. Особое внимание функции жевательных мышц при ле­чении зубочелюстных аномалий придавали VAndresen и R.Haupl (1953). По мнению


_14____________________ Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ

W. Baiters (1954), R. Frankel (1960), P. Freundhaller (1966), нарушения миодинамического рав­новесия в околоротовой области играют основную роль в морфологических изменениях челюстей, особенно в раннем детском возрасте.

R.Frankel (1960), R.Moyers (1970), I.Bosnia (1975) считают, что положение языка в покое и во время функции изменяется вследствие разрастания аденоидной ткани в носоглотке и на задней стенке глотки, что ограничивает подвижность мягкого нёба. Язык при этом не может занять правильного положения и в конечном итоге приводит к возникновению зу-бочелюстной аномалии.

В 1919 г. P.Simon предложил классификацию, основанную на определении расположе­ния челюстей, зубных рядов и зубов по отношению к трём взаимно перпендикулярным плоскостям: орбитальной, сагиттальной и горизонтальной (франкфуртская горизонталь). Идеи P. Simon нашли своё логическое продолжение в работах V.Andresen, который в 1936 г. создал классификацию, систематизировав типичные формы профиля липа в норме и при сагиттальных нарушениях прикуса. Он разработал метод гнатофизиогнометрии и предло­жил ориентиры для фотостатических снимков лица и гнатостатических моделей.

С введением телерентгенографического (ТРГ) метода исследования появились возмож­ности морфоэстетической дифференциальной диагностики зубочелюстных аномалий. A. Schwarz (1951) на основе анализа профильных ТРГ головы предложил оценивать лицо че­ловека на основе данных кранио-, гнато- и профилометрии, разделив аномалии на зубоаль-веолярные, гнатические и сочетанные. Получил мировое признание метод RFrankel (1961), который, как справедливо отмечает Ф.Я.Хорошилкина, следует широко популяризировать. Вопросам перестройки костной ткани при ортодонтическом аппаратурном лечении по­святил свои исследования Оппенгейм, опубликовавший весьма убедительные сведения в 1911 г. об изменениях в пародонте и костной ткани. Дальнейшие работы представителей венской школы (Готлиб, Орбан, Шварц), продолживших исследования Оппенгейма, дали весьма важные для ортодонтической терапии факты.

На основе многочисленных экспериментальных и клинических наблюдений разраба­тывалась методика применения различных аппаратов, устанавливалось значение сил дав­ления и тяги. Возникли различные ортодонтические школы — направления по вопросам о том, какими силами (большими или малыми) пользоваться при ортодонтическом лече­нии и какой конструкции аппараты применять. Так, Herbst и его сторонники считали бо­лее целесообразными большие силы давления и тяги. Merschon, Лури и их ученики при­держивались противоположной точки зрения.

В нашей стране первым научным трудом по зубоврачеванию считается книга «Дентис-тика, или зубное искусство о лечении зубных болезней, с приложением детской гигиены», написанная штаб-лекарем Петербургской медико-хирургической академии А.Соболевым (1829). В книге не описаны ни вопросы ортодонтии, ни протезирования, но она явилась первым трудом, в котором показано, что дентистика является частью общей медицины.

Одним из основоположников отечественной стоматологии Г.И.Вильга (1864—1942) бы­ла опубликована в 1903 г. статья «Зубы в антропологическом отношении», посвященная вопросам ортодонтии. Эта работа опубликована в организованном им же журнале «Орто-донтическое обозрение». Г.И.Вильга предложил классификацию сроков прорезывания, рассасывания молочных зубов, минерализации постоянных, а также таблицу их длины, ширины и толщины. В 1909 г. были опубликованы статьи Е.А.Кодинского и Варшавчика о перемещении нёбно расположенных зубов и регулировании их резиновыми кольцами.

Определенным стимулом к развитию ортодонтии стал доклад AKorbitz на одном из ор-тодонтических съездов, впервые продемонстрировавший в России систему EAngel. Во­просы ортодонтии, в частности демонстрация новых методов лечения, освещались в жур­нале «Зубоврачебный мир», основанном Л.О.Гавронским.

В России ортодонтия в первой половине XX века входила в учебный план студентов зу­боврачебных школ с 5-летним обучением. О большом внимании Советского государства к ортодонтической науке свидетельствовала организация в 1920—1923 гг. в Киевском ме­динституте первой в СССР кафедры ортодонтии под руководством К.П.Тарасова.


Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ 15

Вопросы, проблемы, научные разработки по стоматологии вообще и по ортодонтии в частности освещал созданный по инициативе П.Г.Дауге журнал «Вестник государствен­ного зубоврачевания», переименнованный затем в «Журнал одонтологии и стоматологии» (1923—1926). Несколько позже этот журнал был переименован последовательно в «Одон­тологию и стоматологию» (1927—1930), а с 1937 г. — в «Стоматологию».

Научная, а также клиническая ортодонтия достигла значительного развития в XX веке. Вопросы ортодонтии обсуждались на I Всероссийском (1923 г.), II Всероссийском (1925 г.) и III Всесоюзном (1928 г.) одонтологических съездах с демонстрацией аппаратов и спосо­бов лечения, обсуждением причин развития аномалий прикуса — доклады Л.Н.Натансо­на, М.С.Неменова, С.С.Райзмана, М.М.Ванкевич: «Из итогов работ по ортодонтии», «Профилактика и терапия аномалий челюстей и зубов». В дальнейшем появляются не только оригинальные статьи отечественных авторов, но и крупные монографии, диссерта­ции, посвященные разработке теоретических и клинических вопросов ортодонтии (А.А.Аникиенко, А.Андерсен, Э.Я.Варес, З.Ф.Василевская, А.И.Гуляева, И.Л.Злотник, Д.А.Калвелис, С.И.Криштаб, А.Д.Мухина, А.И.Позднякова, С.С.Райзман, Я.С.Хургина, Х.А.Каламкаров, Г.Т.Сухарев и др.). Содержание и направление работ свидетельствуют о том, что ортодонтия стала на путь тесной связи с биологическими и общемедицинскими дисциплинами и стремится решать вопросы теории и клиники в духе павловской физио­логии. Н.А.Семашко (первый нарком здравоохранения РСФСР) и ответственный за зубо­врачебную подсекцию П.Г.Дауге тесно связывали профилактику патологии зубов с общим состоянием организма.

Работы отечественных учёных создали серьёзную теоретическую базу для решения ак­туальных вопросов клинической ортодонтии. Коренным образом изменились содержание дисциплины и взгляды на этиологию и патогенез аномалий. В результате работ отечест­венных клиницистов усовершенствована не только аппаратура, но изменились методы те­рапии, сроки начала ортодонтического лечения. Особенно велика заслуга А.Я.Катца в раз­работке узловых вопросов, который не только теоретически обосновал идею функцио­нальной терапии, но и воплотил её в целом ряде ортодонтических приспособлений, дей­ствующих за счёт использования естественных сил жевательного аппарата, стимуляции роста челюстных костей и развития мускулатуры.

А.Я.Катц (1883—1952) по праву считается основоположником функционального на­правления в ортодонтии. По его инициативе зубное протезирование было переименовано в 1936 г. в ортопедическую стоматологию, объединяющую собственно зубное протезирова­ние, челюстно-лицевую ортопедию, ортодонтию.

Занимаясь изучением ранних форм развития зубочелюстных аномалий, А.Я.Катц и его ученики применяли умеренные нагрузки при лечении, что способствовало развитию про­филактического направления в ортодонтии. В 1939 г. в работе «Наши установки и методы лечения в зубочелюстно-лицевой ортопедии (ортодонтии)» А.Я.Катц предложил исходить из «функциональной нормы» соотношения функциональных и анатомических особенно­стей жевательного аппарата с учётом относительной устойчивости его физиологического равновесия. В отличие от классификации аномалий зубочелюстной системы, предложен­ной в своё время Э.Энглем, в основе которой лежали взаимоотношения отдельных частей зубочелюстной системы, А.Я.Катц предложил классификацию, в которой, помимо мор­фологических характеристик аномалий, основное внимание уделял функциональной не­достаточности жевательной мускулатуры. Развитие аномалий он связывал с функциональ­ной патологией жевательного аппарата.

В настоящее время предложено большое количество разнообразных ортодонтических аппаратов функционального действия. Их классификация позволила определить место каждого аппарата в общей системе.

Большую роль в развитии ортодонтии и вообще ортопедической стоматологии сыграл выпуск первого отечественного учебника «Ортопедическая стоматология» в 1940 г. (авто­ры — А.Астахов, Е.М.Гофунг, А.Я.Катц) и учебника «Клиническая стоматология детского возраста» в 1937 г. (автор — Н.И.Агапов, 1883—1966). Несколько раньше (1929) Н.И.Агапов


16 Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ

опубликовал важную для теории и практики ортодонтии работу «Симптоматическое зна­чение аномалий зубной системы».

Эти издания создали теоретическую базу для подготовки ортопедов, ортодонтов и дет­ских стоматологов. Примерно в это же время (1933 г.) С.С.Райзман выпускает первую оте­чественную монографию «Практическое руководство по ортодонтии» под редакцией Н.АЛстахова (1875—1941). А в 1952 г. была опубликована по ортодонтии монография И.Л.Злотника, подчёркивающая приоритет советской ортодонтической школы в приме­нении функционального лечения. Сторонником последнего был И.С.Рубинов (1907—1967), который разработал и внедрил в практику функциональный метод исследо­вания, а именно мастикациографию. Совместно с Б.К.Костур они показали, что этот ме­тод даёт возможность объективного динамичного наблюдения за перестройкой функции жевания в процессе ортодонтического лечения.

В 1939-1940 гг. публикуются работы В.Ю.Курляндского (1908-1977) «Об основных установках в ортодонтии» и «Дозирующий функциональный метод лечения сформировав­шихся аномалий прикуса». В 1957 г. вышла в свет книга этого учёного «Зубочелюстные аномалии у детей и методы лечения (ортодонтия)», в которой представлена клинико-мор-фологическая классификация аномалий.

Профилактическое направление в ортодонтии развивал в своих работах А.И.Бетельман (1889—1980) и возглавляемый им коллектив кафедры ортопедической стоматологии Киев­ского мединститута. При кафедре был организован кабинет профилактики и раннего ле­чения детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы. В 1947 г. А.И.Бетель­ман совместно с Б.Н.Быниным (1891—1951) издал учебник «Ортопедическая стоматоло­гия», а в 1965 г. в соавторстве с А.И.Поздняковой, А.Д.Мухиной, Ю.М.Александровой из­дал книгу «Ортопедическая стоматология детского возраста». Пристальное внимание раз­работке методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций, совер­шенствованию протезирования детей с врождёнными расщелинами нёба уделял С.И.Кри-штаб (1924—1983), заведующий этой же кафедрой после А.И.Бетельмана. Основные поло­жения своих исследований он изложил в монографии «Аномалии нижней челюсти» (1975).

Посвятив много лет изучению биоморфологических основ ортодонтического лечения, Д.А.Калвелис обобщил результаты своих исследований в учебнике «Ортодонтия», вышед­шем в свет в 1962 г. Считая одним из важнейших условий лечения зубочелюстных анома­лий учёт функциональных и морфологических изменений, Д.А.Калвелис показал, что их интенсивность зависит не только от силы и продолжительности действия ортодонтическо­го аппарата, но и от возраста пациента и реактивности организма. На основании этого он считал наиболее целесообразным применение при ортодонтическом лечении малых сил, не превышающих капиллярного давления.

Большой клинический опыт позволил Д.А.Калвелису разделить признаки, характеризу­ющие нормальное и патологическое состояние жевательного аппарата, на безусловные и относительные, а последние на существенные и несущественные. Из большого количес­тва признаков, по его мнению, необходимо выделять группу практически важных (относи­тельно существенных), поддающихся терапевтическому воздействию. Не все зубочелюст­ные аномалии должны лечиться. Так, если имеется незначительное отклонение от нормы, без нарушения функции и эстетики, то это следует рассматривать как индивидуальную осо­бенность. Такая трактовка Д.А.Калвелиса соответствует классификации ВОЗ (1963), со­гласно которой все аномалии делятся на требующие и не требующие лечения.

Говоря об истории отечественной ортодонтии, нельзя обойти вниманием профессора Л.В.Ильину-Маркосян (1901—1988) и её основополагающие диссертационные работы: «Зубное протезирование как фактор, способствующий правильному развитию ребёнка», «Значение раннего ортопедического лечения для предупреждения стойких деформаций прикуса и лица» (1946 и 1961 г. соответственно). Обе диссертации отражают тесную вза­имосвязь ортодонтии и зубного протезирования. Л.В.Ильина-Маркосян доказала, что можно снять возрастные ограничения к ортодонтическому лечению. В своих работах «Зуб­ное и челюстное протезирование у детей» и «Профилактическое значение зубного проте-


Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ 17

зирования у детей и подростков и подготовка к нему полости рта», вышедших в свет в 1948 и в 1949 г. соответственно, Л.В.Ильина-Маркосян отмечает, что основной целью протезирования у детей является сохранение зубов и их нормальной функции. Она одной из первых поставила вопрос о необходимости участия ортодонтов в диспансеризации, в систематическом комплексном, в том числе ортопедическом и логопедическом лечении детей с врождённой расщелиной нёба со времени их рождения и до совершеннолетия.

Различные многоплановые исследования по изучению причин возникновения зубочелю-стных аномалий в зависимости от состояния лор-органов и наличия соматических заболева­ний, таких как рахит, туберкулёз, проводились в Казанском медицинском институте под ру­ководством профессора И.М.Оксмана и его последователей Л.М.Демнера и А.А.Погодиной.

Более 30 лет проработал в Калинине (Твери) заслуженный деятель науки России про­фессор Е.И.Гаврилов (1913—1992), который внёс весьма значительный вклад не только в ортопедическую стоматологию, создав целую школу учёных, но и в развитие ортодонтии. Мысли и дела Е.И.Гаврилова продолжают его многочисленные ученики, среди которых можно назвать заслуженных деятелей науки РФ профессоров А.С.Щербакова и В.Н.Трезу-бова, профессоров Н.Г.Аболмасова, Е.Н.Жулёва, Г.Л.Саввиди.

На кафедре ортопедической стоматологии Калининского мединститута долгое время трудилась доцент И.И.Ужумецкене, издавшая в 1970 г. монографию «Методы исследова­ния в ортодонтии», которая до сих пор является незаменимым пособием для многих орто­донтов страны.

Определённый вклад в развитие ортодонтии внёс руководивший кафедрой ортопедиче­ской стоматологии Иркутского медицинского института доцент А.К.Недёргин. Он прида­вал весьма большое значение вопросам артикуляции, диагностики, классификации и са­морегуляции зубочелюстных аномалий, считая, что сущность их заключается в нарушени­ях размеров, формы и взаимоотношений челюстей.

Изучению закономерностей роста челюстных костей посвящены многочисленные ис­следования профессора Э.Я.Вареса. Много внимания он уделял выяснению этиологии, клиники и лечения зубочелюстных аномалий в период его работы (1958—1965 гг.) в Одесс­ком НИИ стоматологии, возглавляя отдел ортодонтии.

Необходимость антропометрических и графических методов диагностики зубочелюст­ных аномалий с обоснованием понятий нормы и патологии убедительно доказал в своих работах М.А.Нападов (Харьковский стоматологический институт). Им изданы «Ортодон-тический атлас», «Ортодонтическая аппаратура», «Этиология, патогенез и профилактика деформаций зубочелюстной системы». В Полтавском медицинском стоматологическом институте на кафедре ортопедической стоматологии профессор Г.Б.Шилова изучала фи­зиологические реакции организма при ортодонтическом лечении.

Большое значение для развития детской стоматологии, в том числе ортодонтии имели работы профессора Т.Ф.Виноградовой, которая уделяла и уделяет много внимания одной из актуальных проблем — диспансеризации детей у стоматолога, разработав её основные принципы, и многим другим вопросам.

В 1970 г. авторским коллективом под руководством профессора А.А. Колесова был раз­работан и издан учебник по стоматологии детского возраста, второе и третье издание ко­торого вышло в свет в 1978 и в 1985 г. соответственно.

К числу самых первых ортодонтов нашей страны, внедривших в практику брекет-сис-темы при сочетанных деформациях лицевого скелета, относится профессор Г.Б.Оспанова. Она же разработала отечественные брекет-системы и ортодонтические дуги с эффектом памяти формы.

В 1980 г. в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей создана'—^ кафедра ортодонтии во главе с профессором Ф.Я.Хорошилкиной, которая является авто­ром многочисленных пособий, руководств и монографий по ортодонтии. Диапазон её на­учных исследований весьма разнообразен и широк.

Принципы диагностики зубочелюстных аномалий с применением биометрических ме­тодов разрабатывал в своих исследованиях профессор М.З.Миргазизов. Разработанная им


18 Глава 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРТОДОНТИИ

на основании использования уравнений регрессии методика, позволяющая оценивать корреляционную зависимость^ между различными элементами зубочелюстной системы, способствует более целенаправленному планированию лечения аномалий. Этому же по­священа и систематизированная М.З.Миргазизовым количественная оценка информа­тивности признаков нормы и аномалий зубочелюстной системы.

Весьма значительный вклад в развитие ортодонтии внёс и вносит профессор Ю.М.Ма­лыгин (Москва). Его научные интересы касаются вопросов разработки понятий нормы и болезни, диагностики и классификации зубочелюстных аномалий и ортодонтических ап­паратов, их конструирования. Взаимосвязи морфологических и функциональных наруше­ний в зубочелюстной системе посвящены работы член-корреспондента РАМН, профессо­ра Л .С.Персина. Руководимый им коллектив кафедры ортодонтии и детского протезирова­ния Московского стоматологического медуниверситета успешно занимается изучением комплексной диагностики зубочелюстных аномалий, современных методов их лечения с применением компьютерной технологии. Профессор Л.С.Персии много сил и энергии тратит, являясь первым президентом созданной в 1995 г. Ассоциации ортодонтов России.

Для становления ортодонтии как специальности большое значение имеют, таким обра­зом, исследования, проведённые представителями разных школ: рижской (Д.А.Калвелис), ленинградской (санкт-петербургской) (А.Я.Катц, И.С.Рубинов). В настоящее время про­должателем этой школы является заслуженный деятель науки РФ профессор В.Н.Трезубов, выходец из калининской школы. Если же учесть, что Ленинградский стоматологический институт в 1954 г. был переведен в г. Калинин (ныне Тверь), то прослеживается отчётливая преемственность. Значение работ В.Н.Трезубова по ортодонтии трудно переоценить.

Большую роль в становлении ортодонтии сыграли представители киевской школы (А.И.Бетельман, С.И.Криштаб, АД.Мухина, Ю.М.Александрова); казанской (И.М.Окс-ман, Л.М.Демнер, Ф.Ф.Маннанова, А.А.Погодина); двух московских школ (Б.Н.Бынин, В.Ю.Курляндский, Л.В.Ильина-Маркосян, Х.А.Каламкаров, Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, Н.Г.Снагина, И.И.Ужумецкене, А.Эль-Нофели). Громко о себе заявила нижегородская ортопедическая стоматология и ортодонтия во главе с профессором Е.Н.Жулёвым, также выходцем из калининской школы, которую много лет возглавлял профессор Е.И.Гаврилов. Ныне калининскую (тверскую) школу ортопедов и ортодонтов возглавляет заслуженный деятель науки РФ профессор А.С.Щербаков, в свою очередь вос­питавший множество учеников, докторов и кандидатов медицинских наук.


Глава 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ, РОСТА

ЛИЦЕВОГО СКЕЛЕТА И СТАНОВЛЕНИЯ

ПРИКУСА

Общая характеристика

Под деформациями лицевого скелета понимают нарушение морфофункциональных соотношений его элементов, их эстетических пропорций. Причины возникновения де­формаций различны. Часть их обусловлена аномалиями развития черепа и является одним из наиболее существенных признаков генетических заболеваний, часть отображает нару­шения эндокринного баланса организма матери или ребёнка или формируется под влия­нием тератогенных агентов в период антенатального онтогенеза. Кроме того, аномалии и деформации могут быть обусловлены заболеваниями или функциональными нарушени­ями в детском возрасте, у взрослого человека или сочетанным кумулятивным воздей­ствием различных факторов.

Среди аномалий и деформаций наиболее частыми являются нарушения челюстных ко­стей и зубных рядов. При диагностике, лечении аномалий и деформаций челюстно-лице-вой области клиницисты, как правило, встречаются с конечными стадиями процессов, на­чавшихся в пренатальном периоде или в раннем детском возрасте. Именно поэтому для изучения их патогенеза необходимо иметь представление о механизме развития и роста лицевого скелета в норме, знать основные этапы развития и формирования органов зубо-челюстной системы, а также факторы, влияющие на эти процессы.

Остеогенез, т.е. процесс формирования кости как ткани, принципиально одинаков в любом отделе скелета и может быть разделён на морфогенез — развитие формы и транс­формацию — развитие костной структуры. Морфогенез ограничен определённым отрез­ком жизни, автономен или индуцирован внешними влияниями и осуществляется путём энхондрального или интрамембранозного и периостального костеобразования. Кости ли­цевого скелета образуются путём мембранного обызвествления соединительной ткани во внутриутробном периоде (эндесмальное окостенение) с последующим аппозиционным новообразованием костной ткани в краях шовных соединений, периосте, на поверхности костей вплоть до достижения ими окончательной формы и размеров. Нижняя челюсть, ко­сти прилежащие к хрящевой капсуле носа, имеют смешанный тип морфогенеза, т.е. энде-смально-хрящевой; кости основания черепа, носовой перегородки — энхондральный (Елисеев В.Г., Привес М.Г. и др.).

Челюстные кости растут в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с ростом окру­жающих костных структур черепа. Прежде всего рост и формирование лицевых костей тесно связаны с развитием основания черепа, ростковые центры которого (синхондрозы) являются гомологами эпифизарных ростковых зон длинных трубчатых костей и имеют хрящевые матрицы. Как известно, в основании черепа различают сфеноэтмоидальный,



Глава 2. Современные представления о механизме развития..



Synchondr. spheno-ethmoid. Synchondr. intersphenoid. Synchondr. spheno-occipit.

Рис. 1. Схематическое изображение сагиттального распила основания черепа.

интерсфеноидальный, сфеноокципитальный синхондрозы (рис. 1). Н.А.Рабухина считает, что к моменту рождения закрывается только интерсфеноидальный синхондроз, а окосте­нение остальных происходит в разные сроки постнатального периода.

Наиболее выражена связь роста основания черепа и верхней челюсти до момента проре­зывания первых постоянных зубов. Для периода формирования молочного прикуса, как по­казывают краниометрические исследования П.Балакирева, характерен наиболее быстрый рост переднего основания черепа (рис. 88, 89, N—Se: Nasion—Sella), в результате чего верх­няя челюсть смещается вперёд. Рост переднего отдела основания черепа, достигая к 6 мес. «70% соответствующего размера у взрослых, преобладает над ростом заднего, а с начала про­резывания молочных и затем постоянных зубов эти соотношения выравниваются.

Наиболее интенсивный рост мозгового черепа приходится на 1—2-й и 14-й годы жизни, а лицевого — на 1, 3, 6—7-й и 11—13-й годы жизни. Основные факторы, влияющие на так на­зываемый биологический рост черепа, определяются структурой наследственного генома, уровнем энергии роста, в том числе ферментативной деятельностью и процессами метаболиз­ма, а также динамикой развития со всеми внешними и внутриорганными влияниями на неё.

Для формирования пропорционального во всех отделах черепа необходимы нормальное течение остеогенеза на всех его стадиях, начиная от появления точек окостенения, образо­вания костных швов, ростковых зон, синхондрозов и надкостницы, которое обеспечивает­ся своевременной закладкой мезенхимальной и хрящевой тканей, равновесием эндокрин­ных и механических воздействий и нормальным уровнем обменных процессов в организме. Важную роль играют функция жевательных и мимических мышц, языка, лор-органов, сво­евременное прорезывание зубов. Сочетание всех этих факторов обеспечивает гармоничес­кое развитие черепа, который несёт на себе черты расовых, национальных, семейных и чи­сто индивидуальных отличий, не имеющих, однако, грубых отклонений от нормы.

Новорождённый не является взрослым в миниатюре, у которого были бы пропорцио­нально уменьшены все размеры. Если пытаться судить о новорождённом по критериям, предъявляемым к взрослому организму, то он покажется диспропорциональным. Голова у новорождённого более круглая, очень большая и составляет 1/4 всей длины тела (от те­мени до пят), тогда как у взрослого 7'/г—8 частей общей длины (рис. 2). Окружность голо­вы (в среднем — 34 см) превосходит окружность плеч. Голова новорожденного отличается от головы взрослого также пропорциями мозгового и весьма короткого лицевого черепа. Длина лица меньше расстояния между внешними углами глаз, оно широкое возле черепа и узкое у подбородка. Лицо можно подразделить на две различные области: верхняя, где расположены органы чувств, сходна по величине с мозговым черепом; другая, нижняя, очень мала, в ней расположены начальные отделы дыхательной и пищеварительной сис­тем (рис. 2). Такое соотношение остаётся неизменным до периода прорезывания зубов.

Фронтальный отдел верхней челюсти новорожденных занимает по отношению к основа­нию черепа положение, подобное взрослым. Лицевой угол равен 85° (см. рис. 89). Отмечает­ся некоторое уменьшение инклинационного угла I (рис. 89, 2). Это показывает, что верхняя челюсть находится в умеренной ретроинклинации. Сделать заключение о положении нижней


2.1. Обгцая характеристика



Рис. 2. Изменение пропорций тела в процессе роста (Stratz): возрастные соотношения между высотой головы и тела, передвижение средней линии КМ; цифры вверху показывают, во сколько раз длина всего тела больше головы, цифры с правой стороны показывают, как отделы тела детей разного воз­раста соответствуют отделам тела взрослого; на правой части рисунка соотношения между отделами головы, у новорожденного половина головы отмечена линией, проходящей на уровне бровей.

челюсти по рентгенограммам невозможно, так как большинство детей при проведении рент­генографии открывают рот, в результате чего отсутствует смыкание челюстей (Давыдов Б.Н.).

После годовалого возраста рост черепа происходит в основном за счёт увеличения про­дольного размера, до 7—9-летнего возраста задний отдел черепа кзади от ушных раковин имеет такой же темп роста, как и передний, а у детей старше 10—12 лет преобладает рост переднего отдела черепа (рис. 3).

Рис. 3. Рост отделов черепа: обозначено чёрным — новорождённый, зелёным — в возрасте 1 года, красным — 7-летний, синим — взрослый.

Причиной развития аномалий и деформаций может быть нарушение в любом из ука­занных звеньев, и обнаружить её в момент действия удаётся крайне редко. Наряду с гене­тическими факторами в основе развития зубочелюстных аномалий лежат процессы и ме­ханизмы, протекающие в период внутриутробного (антенатального или пренатального) онтогенеза или возникающие во время родового акта — интранатального. Имеются раз­личные патогенетические пути развития аномалий прикуса. Это могут быть врождённые пороки закладки точек окостенения, нарушения деятельности ростковых зон, приводя­щие к задержке или ускорению роста основания черепа и челюстных костей. В зависимо­сти от времени действия тератогенного агента врождённые аномалии могут быть гамето-, бласто-, эмбрио- и фетопатиями.



Глава 2. Современные представления о механизме развития...






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.