Глава 3. Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ОРТОДОНТИЯ Н.Г.Аболмасов, Н.Н.Аболмасов Ортодонтия Учебное пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 040400 - Стоматология ф Москва Л «МЕДпресс-информ* 2008 УДК 616.314-089.23 ББК 56.6 А15 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Авторы: Н.Г.Аболмасов— докт. мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, зав. кафедрой ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии Смоленской медицинской академии; Н.НАболмасов— докт. мед. наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии Смоленской медицинской академии Рецензенты: Ю.М.Малыгин— докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой ортодонтии Российской медицинской академии постдипломного образования; А.С. Щербаков — докт. мед. наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор, зав. кафедрой ортопедической стоматологии с курсом имплантологии и эстетической стоматологии Тверской медицинской академии Аболмасов Н.Г. Ортодонтия : Учебн. пособие / Н.ПАболмасов, Н.НАболмасов. — М. : МЕДпресс-информ, 2008. — 424 с.: ил. ISBN 5-98322-356-9 Развитие ортодонтии и тесно с ней связанной реконструктивной челюстно-лицевой хирургии с конца XX века отмечено резкой интенсификацией в связи с новыми технологическими возможностями: в практическую ортодонтию наряду с традиционными для нее методиками активно внедряются ортодонтические аппараты, особенно несъемные дуговые, изготовленные по новой технологии; появились новые методы лечения и профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций и нарушений прикуса. Этим обусловлена необходимость выпуска руководства с обобщением всех достижений отечественной и зарубежной стоматологии в области теоретической и практической ортодонтии. Книга снабжена многочисленными рисунками (в том числе цветными), схемами, таблицами, графиками, облегчающими усвоение текстового материала; предназначена для студентов стоматологических институтов и факультетов (рекомендована в качестве учебного пособия), будет полезна в качестве справочника практическим врачам. УДК 616.314-089.23 ББК 56.6 ISBN 5-98322-356-9 ©Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., 2008 © Оформление, оригинал-макет. Издательство «МЕДпресс-информ», 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................... 9 Глава 1. Краткая история развития ортодонтии.............................................. 11 Глава 2. Современные представления о механизме развития, роста лицевого скелета и становления прикуса........................................................... 19 2.1. Общая характеристика........................................................................... 19 2.2. Антенатальный или пренатальный (внутриутробный) период развития челюстей 22 2.3. Период беззубого рта грудного ребёнка............................................... 33 2.4. Молочный прикус................................................................................... 37 Первый период молочного прикуса................................................. 37 Первое физиологическое увеличение межальвеолярной высоты.. 38 Второй период молочного прикуса................................................. 42 2.5. Сменный прикус..................................................................................... 43 Второй физиологический подъём межальвеолярной высоты........ 48 2.6. Постоянный прикус................................................................................ 48 Третий физиологический подъём межальвеолярной высоты......... 49 Факторы, обеспечивающие устойчивость зубных рядов................ 50 Глава 3. Классификации зубочелюстных аномалий и методы диагностики в ортодонтии................................................................................................ 53 3.1. Общая характеристика классификаций................................................. 53 Рабочий вариант классификации зубочелюстных аномалий, созданный (Трезубов В.Н. и соавт.) на основе схемы, предложенной экспертами ВОЗ (МКБ X пересмотра)............... 55 Пример диагноза............................................................................... 56 3.2. Определение понятия «норма».............................................................. 56 3.3. Диагностика............................................................................................ 57 Наследственность............................................................................. 59 Антенатальный период..................................................................... 59 Внутриутробные повреждения плода и родовая травма................ 59 Постнатальный период..................................................................... 60 Функциональные пробы (Ильина-Маркосян Л.В.).......................... 62 Исследование и анализ диагностических контрольных моделей.. 65 Трансверзальные измерения............................................................. 66 Сагиттальные измерения.................................................................. 69 Вертикальные измерения.................................................................. 71 Измерение апикального базиса челюстей....................................... 73 Графические методы исследования................................................. 74 Кефалометрический метод исследования (измерения на голове).. 75 Анализ фотографий лица.................................................................. 77 Рентгенологические методы исследования..................................... 78 Внутриротовая контактная рентгенография.................................... 78 Внутриротовая рентгенография «вприкус»..................................... 79 Внеротовая (экстраоральная) рентгенография................................ 79 Оглавление Рентгенография височно-нижнечелюстных суставов..................... 79 Томография и зонография................................................................ 80 Ортопантомография......................................................................... 81 Телерентгенография.......................................................................... 82 Краниометрия.................................................................................... 87 Гнатометрические исследования..................................................... 87 Профилометрия................................................................................. 88 Возраст пациента и появление оссификационных центров запястья кисти рук....................................................................................... 88 Оценка стадии роста челюстей по степени формирования шейных позвонков...................................................................................... 89 Исследование функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы......................................................................................... 89 Рефлексы, возникающие в области зубочелюстной системы, функциональные жевательные звенья......................................... 90 Физиологические изменения зубов и пародонта............................. 91 Жевательная эффективность и методы её определения.................. 92 Статические методы определения жевательной эффективности... 92 Функциональные (динамические) методы определения жевательной эффективности (жевательные пробы).................... 93 Методика определения количественного индекса окклюдограммы 95 Графические методы регистрации движений нижней челюсти и функционального состояния мышц............................................. 96 Мастикациография............................................................................ 96 Электромиографическое исследование жевательных и мимических мышц.................................................................... 98 Электромиомастикациография........................................................ 99 Мастикациодинамометрия............................................................... 99 Миотонометрия................................................................................. 99 Миография......................................................................................... 99 Реография.......................................................................................... 99 Функциография............................................................................... 100 Резюме............................................................................................. 101 |