ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ТЕМА №2. Происхождение государства и права Первобытнообщинный строй был самым длительным – боле миллиона лет – этапом развития человечества. Для него характерны следующие черты: - наличие лишь примитивных орудий труда и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя одеждой, пищей, жилищем. Но, даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, богатых и бедных. Экономически все были равны; - экономическое равенство обуславливало и политическое равенство. Все взрослое население рода имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими чертами: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основной организацией общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общность имущества и труда. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Следовательно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы, вече), так и его представители (старейшины советы старейшин, военачальники, жрецы, вожди), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Их называют «мононормами», ибо они выступали и нормами организации первобытной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами, запретами, табу и т.д. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производительный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Они выражали главный интерес первобытного общества – выжить, объединяли общество, чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Долгое время причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской идеологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавших противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение. А эксплуатируемый – изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы, во-первых, сохранить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых, обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало государство, обладавшее мощной силой и властью, обособленной от общества. Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государствообразующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга и др. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т.п.) для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. На Востоке в руках вождей и старейшин постепенно скапливалось все общественное достояние. Они пользовались правом распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Управлять становилось все более выгодным. Появляется экономическая зависимость от вождей и старейшин. Выборность этих лиц становится все более формальной, что приводит за закреплением общественных должностей за определенными лицами, а в дальнейшем и к наследованию должностей. Постепенно общинное чиновничество (контролеры, администраторы и т.п.) превращается в привилегированную замкнутую прослойку. На Востоке узурпировались не сами средства производства (как на Западе, где они перешли в частную собственность), а управление ими. Экономика складывалась на общественной форме собственности. Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловила сохранение общины и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское (восточное) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало европейское (западное) государство. Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства. Множественность этих теории объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы. При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы происхождения государства. Тем не менее глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений дает ключ к пониманию закономерностей происхождения государства. Наиболее распространенными являются следующие теории: 1. Теократическая (теологическая, религиозная)рассматривает государство как возникшее на основе божьего установления. Одним из основных представителей этой теории традиционно называют Аврелия Августина (354-430 гг. н.э.), христианского философа и богослова. Сущность этой теории можно кратко сформулировать в следующем виде: - Государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла. - Идея незыблемости государства. - Зависимость самого государства от божественной воли. 2. Патриархальнаятеория рассматривает государство как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. Наиболее известными представителями этой теории являются Аристотель(384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ и Николай Михайловский (1842 - 1904), русский социолог, публицист. Сущность теории: - Государство возникает в результате разрастания семьи. - Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространятся на все население страны. - Данная теория обосновывает существования «отцовской» власти монарха в обществе. 3. Договорная теория (естественно-правовая, теория общественного договора)трактует возникновение государства на основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Основные представители: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права, Джон Локк (1632 -1704), английский философ-просветитель, Томас Гоббс(1588-1679), английский философ-материалист, Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист, Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просветитель. Сущность концепции можно кратко изложить так: - Общественный договор как результат свободного соглашения народа – главная причина возникновения государства. - Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности. - Содержание договора: воля народа является источником любой политической власти в обществе; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; обеспечение прав и свобод личности в рамках государства. 4. Теория насилияобъявляет государство результатом прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. По мнению сторонников этой теории, следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителями государства. Оно становится органом управления побежденными. К основным представителям этой теории относятся: Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский государственный деятель, Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ, Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист, Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии. Сущность теории: - Государство возникло в результате применения внутреннего и (или) внешнего насилия одних людей над другими. - Внешнее насилие – завоевание одного народа другим. - Внутреннее насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими. 5. Органическаятеория, представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903), английский философии и социолог, кратко может быть сформулирована следующим образом: - Отождествление строения и функционирования государства со строением и функциями живого организма. - Государство - общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток. - Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом, низшие классы реализуют внутренние функции, высшие – внешние. 6. Психологическаятеория, основоположником которой считается Лев Петражицкий(1867 - 1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права, заключается в следующем: - Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство. - Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства. 7. Социально-экономическая (классовая, марксистская) концепция объясняет происхождение государства такими социально-экономическими факторами, как общественное разделение труда, экономическими интересами, социальными противоречиями и т.д. Основные представители: Карл Маркс(1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма, Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества, Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, один из основателей Советского государства. Сущность этой концепции можно кратко сформулировать следующим образом: - Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества. - Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. - Возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса. В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории можно считать односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей. |