Выводы по материалам главы Таким образом, управление рисками, по сути, состоит в осуществлении следующих девяти шагов, включаемых в проект: 1. Использовать процесс идентификации рисков для составления перечня рисков, которые грозят проекту. 2. Убедиться, что все главные риски проектирования программного обеспечения представлены в перечне. 3. Провести предварительную подготовку по каждому из рисков: · Дать наименование риску и присвоить ему уникальный номер. · Провести мозговой штурм для выявления показателей наступления события риска. · Оценить влияние риска на стоимость и расписание проекта. · Оценить вероятность наступления риска. · Рассчитать подверженность риску по отношению к графику и бюджету. · Определить заранее, какие меры придется принять, если и когда событие риска наступит. · Определить, какие меры для ослабления риска следует принять до наступления риска, чтобы обеспечить осуществимость избранных мер реагирования. · Включить действия по ослаблению риска в общий план проекта. · Выписать все детали в специальной форме. 4. Указать возможные риски-катастрофы как допущения проекта. Разработать схему делегирования управления каждым из таких рисков вышестоящему руководству. 5. Сделать первый подход к оценке расписания, исходя из предположения, что ни один из рисков не материализуется. Определить самую раннюю из дат, к которой проект может быть завершен. 6. Использовать собственные и отраслевые факторы неопределенности для построения диаграммы риска с пересечением в точке N. 7. Выразить, используя диаграмму риска, все обязательства по проекту, в явном виде показывая неопределенность, связанную с каждой планируемой датой и бюджетом. 8. Отслеживать все риски на предмет наступления или исчезновения и осуществлять планы на случай непредвиденных обстоятельств всякий раз, когда риски наступают. 9. Поддерживать в действии процесс идентификации рисков на всем протяжении проекта, чтобы справиться с поздно проявляющимися рисками. [10, 40] В процессе осуществления управления рисками менеджер проекта и другие заинтересованные стороны могут опираться на стандарт компании по управлению рисками, если такой существует, на государственные и международные стандарты, в которых каждый процесс риск-менеджмента описан детально с предоставлением шаблонов необходимой документации. ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ В ВЫБРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Для практического изучения управления рисками проектов в ИТ-сфере была выбрана компания по разработке программного обеспечения ООО «Сенла». Составление стандарта по управлению рисками компании требует информации о деятельности компании: · Направления деятельности; · Особенности внутренней среды; · Особенности внешней среды; · Финансово-экономическое положение; Также необходимо изучение уже существующей системы по управлению рисками и возможностей её оптимизации. Информация о выбранной организации В мае 2013 года была создана компания ЧУП «Дэнкософт». Компания насчитывала около 20 человек, офис располагался в городе Гродно. Деятельность компании заключалась в разработке приложений на заказ и создании собственного ПО. Активные мероприятия по обучению новых сотрудников, повышению квалификации работников компании, семинары, менторинги и вэбинары по обучению новым технологиям привели к значительному расширению компании. В 2015 году компания была переименована в ООО «Сенла» - SENLA - SOFTWARE ENGINEERING LABORATORY. В 2016 году компания позиционирует себя как опытного разработчика корпоративного программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов компаний. Цель компании – высококлассная реализация ИТ-проектов в установленные сроки с максимальной экономической эффективностью. По данным на 2016 год ООО «Сенла» насчитывает 75 технических специалистов и менеджеров. Компания расположена в двух офисах в Республике Беларусь, в Гродно и Минске, а также имеет представительство в России. Опыт компании в проектной деятельности: более 100 успешно завершенных проектов. Заказчиками являются коммерческие организации России, Европы, США, чьи системы управления, аналитики, взаимоотношений с клиентами, финансов, защиты, e-Commerce, документооборота, коммуникаций, а также портальные решения и мобильные приложения требуют обновления или расширения функциональности. 90 процентов клиентов работают с SENLA на постоянной основе. Основные направления деятельности компании: 1. Консалтинг и оптимизация ИТ-решений SENLA выступает в роли эксперта по поиску требуемых технологических решений, выполняет сравнительный анализ возможных путей реализации проекта. Специалисты компании проводят аудит текущих систем Заказчика для выявления шагов по оптимизации таких процессов, как производительность решения и его соответствие текущим, а также возможным потребностям бизнеса Заказчика в будущем. Услуги SENLA в области технического консалтинга помогают оптимизировать финансовые, а также временные затраты на внедрение решений, их консолидацию в единую инфраструктуру с гибким и прозрачным механизмом управления, оставляя место для последующих улучшений в условиях конкурентного бизнеса. 2. Разработка ПО и бизнес приложений Разработка программного обеспечения и бизнес-приложений – основная специализация ООО «Сенла». Компания широко использует проектный менеджмент в данном виде деятельности. Типовые шаги реализации проекта: 1) Анализ требований Заказчика; 2) Документирование и согласование технического задания; 3) Техническая аналитика и разработка архитектуры решения; 4) Разработка дизайна (UX и UI. Опционально); 5) Разработка (при необходимости может быть реализован прототип решения); 6) Тестирование на стороне SENLA; 7) Внедрение и приемочные испытания на стороне Клиента; 8) Поддержка. Возможна работа с техническими специалистами Заказчика, а также передача знаний для внутреннего сопровождения решения специалистами Клиента. 3. Расширение возможностей функционирующих систем Основные задачи SENLA по улучшению существующих IT решений: · Разработка нового функционала ПО; · Миграция приложения и данных; · Ускорение производительности приложения; · Интеграция с другими системами; · Реверс-инжиниринг. 4. Системная интеграция и консолидация Консолидация данных бизнес-систем экономит ресурсы предприятия как финансовые, так и временные. Основная задача системной интеграции - оптимальное следование реализации бизнес-процесса внедренными и используемыми IT системами. SENLA помогает с интеграцией внешних и внутренних IT систем, при помощи разработки необходимых коннекторов. 5. Тестирование и контроль качества SENLA разрабатывает тест-кейсы и ведет баг-трекинг в собственных системах или системах Заказчика. Компания выполняет все типы ручного и автоматизированного тестирования. Основные типы тестирования: · Функциональное тестирование; · Тестирование производительности; · Юзабилити-тестирование; · Тестирование интерфейса пользователя; · Модульное тестирование; · Тестирование безопасности; · Тестирование совместимости. 6. Поддержка и сопровождение ИТ-систем Реализовав проект, SENLA обеспечит 2 и 3 линии поддержки: 1) Воспроизведение, определение и устранение ошибки в работе ПО; 2) Обновление документации согласно внесенным правкам; 3) Проведение работы по оптимизации и улучшению эксплуатационных характеристик: быстродействия, надежности и отказоустойчивости. Компания подстраивается под потребности Заказчиков, и предлагает гарантийные обязательства: в случае обнаружения ошибок после внедрения решения, SENLA устранит их бесплатно. Существуют две основных модели работы с клиентами: 1. Fixed-price. Модель выполнения проекта "под ключ" с фиксированным бюджетом и сроком реализации. Данная модель оптимальна для Клиентов, чье техническое задание разработано, имеет достаточно четкую постановку, что даёт возможность детально оценить необходимые трудозатраты и время на выполнение проекта. В результате проведенных работ, Заказчик получает готовое решение, прошедшее контроль качества. Программное обеспечение, выполненное по модели fixed-price, имеет гарантийные сроки обслуживания, которые обсуждаются в каждом конкретном случае. 2. Time-and-material Схема взаимодействия, при которой Заказчик имеет представление о требуемом конечном решении, но детали реализации находятся на уровне концепции. Постановка задач осуществляется менеджментом Клиента, или согласовывается менеджментом компании с Заказчиком. Далее задачи распределяются между специалистами SENLA, определяются предварительные сроки и ведется разработка. Возможна интеграция команды SENLA в команду Заказчика. Ежемесячно, по результатам проделанных работ, выставляется счет. Обе модели подразумевают гибкое взаимодействие с Заказчиком по проверенным современным методологиям ведения проектов, предварительно согласуемым с менеджментом Клиента. По итогам заранее согласованных этапов проекта, Заказчику предоставляются отчеты о проделанных работах. SENLA работает с различными системами управления проектами, например, Jira. Проект может вестись во внутренней системе Заказчика. SENLA уважает потребности клиента в конфиденциальности, поэтому наши специалисты могут работать от имени Клиента, а разработанные проектные решения не будут внесены в портфолио нашей компании. |