Процесс управления проектами «Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту», по определению PMBOK [2]. Определившись с тем, что считать проектом, организация выбирает тип управления им. 1. По предмету уникальности выделяют: · управление проектом по созданию уникального продукта; · управление проектом с уникальным процессом выполнения работ; · управление проектом по применению уникальных методик при создании нетипового продукта. Поскольку не имеет смысла создавать однотипный продукт абсолютно аналогичным способом, существует только два типа управления по данной классификации. Управление не относится к первому типу при производстве типового продукта в случаях, когда: · аналогичный продукт или его компоненты разрабатывались ранее в других проектах; · есть методика оценки стоимости и сроков реализации данного продукта; · известно, какие ресурсы требуются для его получения; · есть налаженные отношения с поставщиками и подрядчиками, участие которых потребуется для разработки данного продукта; · есть персонал с опытом разработки аналогичных продуктов; · есть перечень типовых проблем, которые могут возникнуть при разработке данного продукта. [5, 26] Производство типовых продуктов также называют проектом, однако это не соответствует определению данного термина в рамках проектного менеджмента. Уникальный результат проекта возникает при освоении компанией новой сферы деятельности, открытии направления бизнеса, для маркетинговой деятельности и повышения конкурентоспособности. Для получения уникального результата компания может применять набор типовых методик, которые обладают следующими признаками: · известны набор этапов работ и работ в этапах проекта, последовательность работ и этапов; · у организации имеется опыт получения результатов с использованием наборов стандартных этапов и работ; · имеется управленческий персонал с соответствующим опытом работы; · известны средняя продолжительность работ и типовые параметры, от которых она зависит. При производстве как уникальных, так и типовых продуктов, компании применяют уникальные методики с целью понижения временных, денежных затрат, затрат на ресурсы, в рекламных и исследовательских целях. 2. По степени постоянства можно выделить традиционное и экстремальное управление проектами. Традиционное управление, управление по принципу «водопада» применяется при невысокой скорости работ в условиях малой неопределенности. Традиционное управление состоит в стремлении людей, график, бюджет соответствовать плану. Экстремальное управление обусловлено меняющимися требованиями и сроками завершения, непредсказуемостью, изменчивостью внешней среды и используемых технологий. Экстремальное управление предвидит изменения внешней среды, основано на построении адаптивного процесса производства, с минимальным планированием. 3. Другие классификации. Отдельно можно выделить управление по методу критической цепи (Critical Chain Project Management, CCPM), где критическая цепь – самая длинная цепь зависимых событий, полученная в результате устранения конфликта ресурсов перенесением задачи на более ранний срок. Управление проектами основано на управлении процессами. Процесс – это набор взаимосвязанных действий и операций, осуществляемых для получения заранее определенного продукта, результата или услуги. Процессы проекта осуществляются можно разделить на две категории: • Процессы управления проектом, обеспечивающие результативное выполнение проекта в течение всего времени его существования. • Процессы, ориентированные на продукт, определяют и создают продукт проекта. Определяются жизненным циклом продукта и могут различаться в зависимости от предметной области. Выделяют 42 процесса управления проектом, объединенных в следующие группы: 1) Группа процессов инициации. Данная категория процессов осуществляется для определения нового проекта или новой фазы проекта и состоит в получении разрешения на начало работ. 2) Группа процессов планирования. Данная группа процессов состоит в определении общего содержания проекта, уточнения целей и определения последовательности действий по достижению целей. 3) Группа процессов исполнения. Процессы по выполнению работ, определенных в плане управления проектом. 4) Группа процессов мониторинга и управления. Процессы, состоящие в отслеживании, анализе и регулировании хода и эффективности исполнения проекта, выявлении необходимости внесения изменений в план. 5) Группа процессов завершения. Процессы, выполняемые для завершения всех действий в рамках всех групп процессов, проекта или фазы. Управление проектами основано на взаимодействии и взаимозависимости данных групп процессов. Выделяют девять областей знаний по управлению проектами: 1. Управление интеграцией проекта 2. Управление содержанием проекта 3. Управление сроками проекта 4. Управление стоимостью проекта 5. Управление качеством проекта 6. Управление человеческими ресурсами проекта 7. Управление коммуникациями проекта 8. Управление рисками проекта 9. Управление закупками проекта Каждая из групп процессов управления затрагивает определенные области знаний в процессе управления проектами. |