Вопрос 2. Цели, задачи и функции социальных систем. Функциональная и организационная структура органов внутренних дел Важнейшими характеристиками любой системы являются ее цели, задачи и функции. Исходным пунктом управления и необходимой предпосылкой эффективного функционирования системы управления является определение целей, как основного системообразующего признака любой организации, в этом смысле управление есть процесс целеполагания и целедостижения. Цель можно представить как будущее желаемое состояние объекта управления или его отдельных параметров, которое в процессе управления позволяет разрешить поставленную проблему. Цель в данном случае выступает как единство мотивов, средств и результатов. При этом цель должна соответствовать ряду требований: - четкая ориентация на определенный интервал времени; - конкретность, измеримость; - непротиворечивость, согласованность с другими целями и ресурсами; - адресность, контроль. Задача – есть конкретизация цели, посредством решения которой она достигается. В процессе управления организации ставят и реализуют несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами имеется множество текущих и оперативных целей. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. В качестве инструмента используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей. Разрабатывается композиция главной цели с делением на подцели по следующим правилам: 1. общая цель – содержит описание конечного результата. 2. реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимыми достаточным условием достижения цели предыдущего уровня. 3. подцели каждого уровня независимы друг от друга. 4. фундамент дерева целей – задачи, представляющие формулировку работ, выполнение их определенным способом и в определенные сроки. Важнейшим понятием в управлении является «проблема». Проблема в науке управления рассматривается как обнаруженное различие между действительным и желаемым состоянием системы. Сформулированные проблемы находят свое отражение в конкретных целях, на их устранение, недопущение во многом направлено управление. Реализация целей управления осуществляется через систему его функций (лат. functio - обязанность, круг деятельности, назначение, роль). Функции управления – это «конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие)»[4]. Необходимо отметить, что в системе управления органов внутренних дел различают две группы функций: функции системы управления и функции процесса управления. В широком смысле к функциям процесса управления можно отнести: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, коммуникации, обучение и контроль. Все функции взаимно дополняют друг друга, в деятельности любой организации они присутствуют в полном объеме. К функциям системы управления органов внутренних дел относят: штабные, основные, обеспечительные. Во многом создает условия для осуществления своей деятельности, устанавливает упорядоченность задач, полномочий и ответственности организационная структура управления. Организационная структура управления – это целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления, наделенных необходимой компетенцией, находящихся в определенных формально установленных и неформальных связях для обеспечения достижения целей управления.[5] Структура управления состоит из внутренне упорядоченной совокупности элементов, где выделяют звенья (отдельные подразделения), уровни, связи. В целом структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими уровня управления. Каждый уровень характеризуется своей совокупностью звеньев, отношения между которыми поддерживаются связями (коммуникациями). Структура управления имеет иерархическое строение, что определяет подразделение всех звеньев на вышестоящие, нижестоящие и равноправные. При этом важно соблюсти целесообразный минимум звеньев структуры управления, в обратном случае мы будем иметь удлинение связей, увеличение информационного потока, возникновение дополнительных барьеров и трудностей в реализации управленческих функций. Перед каждым элементом структуры управления ставятся определенные задачи, закрепляются права и обязанности, ответственность. В совокупности функции элементов организационной структуры представляют собой итог распределения и закрепления функций системы управления. При этом важно исключить дублирования функций различными элементами с одной стороны, и выпадение какой-либо функции из круга обязанностей всех элементов – с другой. Определяющими для организационной структуры являются: цели организации, функции и процедуры их выполнения, а также информационные потоки по их обработке, распределение полномочий и обязанностей персонала, внешняя среда. Таким образом, нами обоснована тесная взаимосвязь таких понятий как цели, задачи, функции и организационная структура организации. Что касается государственного управления, то необходимо отметить, что система его функций представляет из себя взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых действий уполномоченными на то государственными и социальными институтами. В системе функций раскрывается назначение и значимость выполняемых действий. Функции государственного управления связаны с ролью, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. Одной из специфических внутренних функций государства является его охранительная функция, направленная на обеспечение охраны правопорядка. Она образуется из общественных потребностей в обеспечении правопорядка и исходит из существующего законодательства. Делегируя выполнение значительной части этой функции Министерству внутренних дел Российской Федерации, государство возлагает на него осуществление в пределах своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности и непосредственную реализацию основных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД РФ. Таким образом, задачи системы управления органов внутренних дел связаны не только с управляющим воздействием на объекты внешней среды, но и присутствием задач внутреннего управления, связанных с упорядочением системы и организацией ее функционирования. Функции системы органов внутренних дел отражают непосредственное содержание их управленческой деятельности в сфере, как внешнего воздействия, так и внутреннего управления, направленные на решение поставленных перед ними целей и задач. К функциям, направленным на решение задач внутриорганизационного управления (это так называемые штабные и обеспечивающие функции) МВД России относятся: – определение основных направлений деятельности системы; – осуществление анализа состояния правопорядка и разработка долгосрочных и оперативных прогнозов развития криминогенной обстановки в стране; – обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и внесение в орган законодательной и исполнительной власти предложений по его совершенствованию; – участие в разработке федеральных и региональных программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью; – организация деятельности органов внутренних дел по основным направлениям их функционирования (оперативно-розыскной, криминалистической, производству дознания и предварительного следствия, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, розыску лиц совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, идентификацию неопознанных трупов, обеспечению охраны различных форм собственности, лицензированию, обеспечению безопасности дорожного движения и пр.). Значительное место в перечне функций Министерства занимают функции, связанные с обеспечением деятельности системы органов внутренних дел, а именно: – организация и осуществление работ по созданию органов внутренних дел и учреждений системы; – разработка нормативов штатной численности и расходов на содержание подразделений органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; – руководство образовательными и научно-исследовательскими учреждениями системы; – организация материально-технического, военного и финансового обеспечения деятельности системы и т.д. Как было сказано выше, все социальные системы управления имеют свою организационную структуру. Применительно к системе управления органов внутренних дел этот признак системы проявляются весьма отчетливо. Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления органов внутренних дел являются: – характер выполняемых системой функций внешнего воздействия и внутреннего управления; – территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства. Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах: первый аспект представляет горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, определяет содержание системы управления, второй- вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию. Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений: – отраслевые подразделения – выполняют основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения полиции по охране общественного порядка и оперативные подразделения полиции, следствия, вневедомственной охраны и т.д.; – функциональные подразделения – обеспечивают каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы различными ресурсами: кадровыми, финансовыми, материально-техническими и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр. – штабные (организационно-инспекторские) подразделения и руководство органа – обеспечивают непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование служебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную готовность органов внутренних дел к выполнению задач мирного и военного времени, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и правовое обеспечение их деятельности, и пр. Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскрывает ее организационную структуру и иерархию. Она включает в себя центральный аппарат МВД Российской Федерации; территориальные органы внутренних дел на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях; иные организации. Единая централизованная система МВД России включает в себя внутренние войска и организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр). Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. Министр имеет восемь заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации. В МВД России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. МВД России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы внутренних дел, включающие в себя полицию, входят в единую централизованную систему МВД России, состоят из следующих элементов: - центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России); - территориальные органы МВД России; - образовательные учреждения системы МВД России; - научно-исследовательские организации системы МВД России; - медико-санитарные организации системы МВД России; - санаторно-курортные организации МВД России; - окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России; - представительства МВД России за рубежом; - иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. Высший уровень организационной структуры органов внутренних дел - центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России) осуществляет преимущественно функции стратегического управления и имеет следующие элементы: Министр внутренних дел РФ; Первый заместитель Министра внутренних дел РФ; Статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел РФ; Заместители Министра внутренних дел РФ; Заместитель Министра внутренних дел РФ – начальник следственного департамента Министерства внутренних дел РФ. Следственный департамент. Главное управление вневедомственной охраны. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Главное управление по противодействию экстремизму. Главное управление собственной безопасности. Главное управление на транспорте. Главное управление уголовного розыска. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Департамент государственной службы и кадров. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий. Договорно-правовой департамент. Организационно-аналитический департамент. Национальное центральное бюро Интерпола. Контрольно-ревизионное управление. Оперативное управление. Организационно-штатное управление. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий. Управление оперативно-разыскной информации. Управление по организации дознания. Управление по организации лицензионно-разрешительной работы. Территориальные органы внутренних дел представлены на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях. Территориальными органами МВД России на окружном уровне: - Главное управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу; - управления на транспорте МВД России по федеральным округам. Территориальными органами МВД России на межрегиональном уровне: - оперативные бюро МВД России; - центры специального назначения МВД России; - линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются: - министерства внутренних дел по республикам; - главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальными органами МВД России на районном уровне: - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям; - управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; - линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; - управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве; - Управление МВД России на комплексе "Байконур". МВД России в лице Центрального аппарата и подразделения на окружном уровне МВД России органов внутренних дел во многом осуществляют функции стратегического управления. На региональном уровне аппараты управления проводят в масштабах региона работу по подбору, расстановке, воспитанию и первоначальной профессиональной подготовке сотрудников, осуществлению финансирования и материально-технического обеспечения деятельности подведомственных органов и подразделений, а также в незначительном объеме осуществляют также функции, связанные с непосредственным выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, носящих организованный и межрайонный (межрегиональный) характер, а также силами своих сотрудников оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений, расследовании уголовных дел. Таким образом, этот уровень управления является промежуточным между первым (стратегическим) уровнем системы и третьим (тактическим) уровнем. Нормативное правовое регулирование структурного построения территориальных органов внутренних дел осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года №248 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел», ведомственных нормативных правовых актов МВД России, в том числе Приказом МВД России №333 от 30.04.2011 г. «О некоторых вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», который утверждает перечень подразделений территориальных органах МВД России, нормативы формирования территориальных органов, типовую структуру территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, др. Отдельные изменения в структурное и кадровое построение органов внутренних дел внесены Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2014 №300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», в частности, в структуре МВД России имеет место один территориальный орган на окружном уровне - это Главное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу. |