Вопрос 1. Понятие, характеристика и признаки органов внутренних дел как элемента системы социального управления ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ТЕМА № 3: «Организация системы управления в органах внутренних дел» Для направления подготовки (специальности): 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности. Подготовил: доцент кафедры АД ОВД, к.э.н., подполковник полиции А.А. Морукова Обсуждена и одобрена на заседании ПМС ______________ 20__ г., протокол № ___ Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ______________ 20__ г., протокол № ___ Москва 2015 План лекции Введение Вопрос 1. Понятие, характеристика и признаки органов внутренних дел как элемента системы социального управления Вопрос 2. Цели, задачи и функции социальных систем. Функциональная и организационная структура управления органов внутренних дел. Вопрос 3. Типы организационных структур управления органов внутренних дел и основные принципы их построения. Заключение Список использованных источников Введение Рассматривая вопросы организации системы управления в органах внутренних дел, необходимо раскрыть сущность такого понятия как государственное управление, присущие ему признаки. Прежде всего, необходимо отметить, что государственное управление есть составная часть, элемент социального управления. Существуют различные подходы к определению «государственного управления». На наш взгляд, наиболее соответствует изучаемой теме следующее: «это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно – это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства»[1]. Государственное управление имеет ряд признаков. Одним из признаков государственного управления является то, что оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации и образуют систему органов государственного управления. Другим важнейшим признаком государственного управления является многообразие его организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма. Таким образом, вышесказанное позволяет обозначить органы внутренних дел как один из элементов системы государственного управления, которому присущи признаки социального управления - в целом, и государственного – в частности. В лекции рассматриваются вопросы, посвященные таким основополагающим звеньям любой системы управления, как цель, функции, организационная структура, и представлено рассмотрение их сущности на примере функционирования и развития системы управления в органах внутренних дел, в частности, цели и задачи органов внутренних дел, виды основных функций, функциональная и организационная структуры органов внутренних дел. В заключительном вопросе лекции внимание уделяется организации системы управления в органах внутренних дел, в том числе уровням системы управления, типам организационных структур в органах внутренних дел и принципам их построения, формам распределения функций. Вопрос 1. Понятие, характеристика и признаки органов внутренних дел как элемента системы социального управления Понятие «система» связано с наукой управления, развитием философии и возникновением кибернетики – «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», в частности с одной из отраслей прикладной кибернетики – теории исследования систем и операций. В настоящее время система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов. Выделяют различные типы систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления, в частности такая специфическая система, как система Министерства внутренних дел Российской Федерации. Понятие «система» раскрывает сущность управления. Системность является важнейшим сущностным признаком управления, «управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно»[2]. Система характеризуется рядом основных признаков. 1. Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях. 2. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой. 3. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство. 4. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми. 5. Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них. 6. Система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом (отдельных элементов) на импульсы друг друга и внешние воздействия. Обратная связь обеспечивает их информацией о реальной системе, компенсирует влияние помех. Например, в системе взаимоотношений «руководитель-подчиненный» формой обратной связи может быть служебная записка о выполнении распоряжения. 7. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов. 8. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы. 9. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов. 10. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования. Систему управления можно интерпретировать как «всякую сложную, целостную организацию, которую характеризуют качества принципиально новые по сравнению с качествами, составляющих ее элементов. Совокупность элементов объединена постоянной связью, имеется общая цель, и все элементы системы содействуют достижению общей цели. Порядок взаимодействия элементов может быть установлен только организацией системы, которая означает создание и приведение системы в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающий эффективный режим функционирования процесса управления»[3]. В системе управления выделяются: - управляющая система - субъект управления, часть системы управления, осуществляющая управляющие воздействия для поддержания и развития объекта управления в заданном системой целей направлении; - управляемая система - являющаяся объектом управления. В самом широком смысле состояние объекта управления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляющими воздействиями управляющей системы и воздействиями среды (внутренней и внешней); - система прямых и обратных связей. Управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Субъект управления генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение объекта, при этом объект управления, получая эти команды, в силу определенных причин функционирует в соответствии с их содержанием. Только в том случае, когда объект управления выполняет команды субъекта управления, можно говорить об осуществлении управления. Система управления имеет ряд подсистем: структурно-функциональную, информационно-поведенческую и подсистему саморазвития организации. Структурно-функциональная подсистема системы управления - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. Информационно-поведенческая подсистема системы управления – ее суть состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей целевые ориентиры организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Реальные формы проявления этой подсистемы: - управленческие теории и управленческая идеология; - формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения; - уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена; - информированность работников, носители информации, методы распространения информации. Подсистема саморазвития организации системы управления. Появление этой подсистемы саморазвития организации системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления. В социальных системах важнейшим элементом является система государственного управления, которая образуется подсистемами целей и принципов, которые выражаются в правовых формах и включают в себя: систему государственных институтов, систему государственных служащих, совокупность функций и методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления. В число необходимых условий обеспечения жизнедеятельности и эффективности государства входят правоохранительные институты. Они являются существенной частью политико-правовых, экономических и социальных отношений. Органы внутренних дел Российской Федерации – важнейшее звено в системе правоохранительных органов. Органы внутренних дел необходимо рассматривать, как специфическое системное образование, имеющее определенные системные признаки. Отличительным системным признаком для органов внутренних дел являются поставленные перед ними цели, суть которых заключается в осуществлении в пределах своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности. Среди системных признаков для органов внутренних дел можно отметить следующие: детерминированность элементов системы, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей. Детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые, функциональные штабные подразделения находятся в тесной взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена. Динамичность состоит в том, что органы внутренних дел, испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр. Наличие управляющего параметра заключается в том, что в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими полномочиями, который вырабатывает или принимает команды управления и организует их исполнение. Наличие усилительных свойств заключается в том, что органы внутренних дел, получая от вышестоящих системных образований общие команды управления, детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственно исполнение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и в развитие решений вышестоящих органов или решения, принимаемые в порядке т.н. «правового автоматизма»). Наличие обратных связей состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии. В дальнейшем орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды. |