Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника. Определение понятия способностей к изобразительной деятельности. Анатомо-физиологические задатки развития изобразительных способностей. Этапы развития изобразительных способностей в дошкольном возрасте. Доизобразительный период как начальный этап. Характерные особенности развития способностей в изобразительном периоде: освоение передачи формы, движения, цвета, развитие композиционных умений. Условия развития творческих способностей. Содержание и структура способностей. Проблема творчества в изобразительной деятельности дошкольника. Развитие детского творчества – актуальная проблема современной педагогики. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Этапы творческой деятельности ребенка. Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Взаимосвязь творчества и обучения. Условия развития изобразительного творчества детей и методы руководства. Критерии оценки творческих работ детей. Занятие как основная форма организации детской изобразительной деятельности в учреждении дошкольного образования. Классификация и характеристика различных типов занятий по изобразительной деятельности: занятия по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения; занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия; творческие занятия. Структура занятия в зависимости от его типа. Особенности организации и проведения обучающих занятий. Характеристика занятий интегрированного типа. Классификация и характеристика методов и приемов обучения изобразительной деятельности. Современные классификации методов обучения в современной дошкольной педагогике. Сочетание разнообразных методов и приемов, их выбор в зависимости от цели, задач, формы организации изобразительной деятельности, типа занятий, подготовленности детей и т.д. Психолого-педагогическое обоснование роли наглядных методов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Характеристика словесных методов и приемов обучения. Место игровых приемов обучения в разных возрастных группах. Методические особенности руководства рисованием детей дошкольного возраста. Значение рисования в развитии детей дошкольного возраста. Своеобразие руководства рисованием детей раннего и младшего дошкольного возраста. Задачи, содержание, методы и приемы обучения предметному рисованию в разных возрастных группах УДО. Особенности методического руководства сюжетным рисованием в различных возрастных группах УДО. Роль наблюдений и изобразительного искусства в развитии сюжетных рисунков дошкольников. Декоративное рисование и его связь с ознакомлением с народным декоративно-прикладным искусством. Методические особенности руководства лепкой в разных возрастных группах. Значение и особенности лепки для развития ребенка. Значение развития у детей мелкой мускулатуры рук, точности и координированности движений. Характер лепки детей младшего дошкольного возраста. Своеобразие руководства лепкой в раннем и младшем дошкольном возрасте: широкое использование игровых приемов. Задачи, содержание, своеобразие руководства лепкой в разных возрастных группах УДО. Возможности коллективной лепки в старшем дошкольном возрасте. Методические особенности руководства аппликацией детей дошкольного возраста. Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства, ее своеобразие и эстетические достоинства. Характеристика видов аппликации: по содержанию (предметная, сюжетная, декоративная), по материалу (из бумаги, ткани, природного материала), по технике выполнения (плоскостная, полуобъемная, мозаичная, коллаж, флористика и др.). Материал и оборудование, подготовка к занятию по аппликации. Способы создания аппликации в детском саду: выкладывание и наклеивание готовых форм, вырезывание, обрывание. Задачи, содержание, своеобразие руководства аппликацией в разных возрастных группах УДО. |