БЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа государственного экзамена Для специальностей 1 – 01 01 01 « Дошкольное образование» Дошкольное образование. Практическая психология» Дошкольное образование. Социальная педагогика» Факультета педагогики и психологии детства Г. Составители: М.Н. Дедулевич, доцент кафедры педагогики детства и семьи; А.З. Джанашиа, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; Т.И. Лобан, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; О.В. Пойда, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; Н.Ю. Ясева, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; Т.В. Чавро, старший преподаватель кафедры методики музыкального воспитания, теории музыки и игры на народных инструментах. Программа составлена на основе типовых учебных программ: «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», утвержденной 11.11.2008 г. Регистрационный № ТД – А. 098/тип; «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой», утвержденной 24.01.2009 г. Регистрационный № ТД – А. 149/тип; «Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста», утвержденной 30.05.2014 г. Регистрационный № ТДА – 461/тип; «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», утвержденной 19.12.2008 г. Регистрационный № ТД – А. 119/тип; «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденной 10.03.2014 г. Регистрационный № ТД – А. 460/тип; «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей», утвержденной 11.12.2008 г. Регистрационный № ТД – А. 087/тип. Рассмотрена и рекомендована к утверждению: на заседании совета факультета педагогики и психологии детства (протокол №6 от 26.02.2015 г.) Декан ________________ И.А.Комарова Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом МГУ имени А.А. Кулешова (протокол № ___ от ___ _______________ 2015) Председатель ________________ Д.С.Лавринович Пояснительная записка Программа предназначена для государственного экзамена «Методики дошкольного образования» по специальностям 1-01 01 01 Дошкольное образование; 01 01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность: 0-01 01 02 - 07 Дошкольное образование. Социальная педагогика. 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология. (дневной и заочных форм получения высшего образования). Цель экзамена – установить соответствие знаний методик дошкольного образования требованиям образовательного стандарта Республики Беларусь 1-01 01 01-2008 и 1-01 01 02 2008. Задачи государственного экзамена: – определить степень овладения научно-теоретическими знаниями по учебным дисциплинам перечисленных выше специальностей; – выявить степень владения системой методических знаний по организации практической деятельности; –определить сформированность академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, значимых в профессиональной деятельности. Выпускник должен знать: –теоретические основы частных методик дошкольного образования; –концептуальные подходы к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; –основные принципы методов и приемов частных методик дошкольного образования; –основы планирования различных форм работы с детьми по изобразительной деятельности и конструированию, развитию речи и формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, музыкальной деятельности и физическому воспитанию. Выпускник должен уметь: – применять методические знания о формах организации и методах проведения специальных видов деятельности (фронтальных, групповых, индивидуальных). – давать оценку эффективности используемых педагогических технологий – интегрировать цели, задачи, содержание образовательных областей учебной программы в единую образовательную систему. Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования определяется умением выстраивать систему образовательного процесса в учреждении дошкольного образования на основе интегративного подхода к развитию ребенка. В данной учебной программе государственного экзамена по методикам дошкольного образования выделено три интегрированных блока учебных дисциплин: 1. Блок интеллектуально-познавательного цикла включает учебные дисциплины: «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста», «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей. 2. Блок эколого-оздоровительного цикла включает учебные дисциплины: «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой», «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». 3. Блок художественно эстетического цикла включает учебные дисциплины: «Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста», «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Билет государственного экзамена включает три вопроса по следующим блокам: интеллектуально-познавательному, эколого-оздоровительному, художественно эстетическому, содержание которых представлено разделами соответствующих учебных дисциплин – методик дошкольного образования, перечисленных выше. В программе определены учебные и методические пособия для систематизации и уточнения знаний в процессе подготовки студентов к государственному экзамену. БЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН |