Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты Правоприменение- специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов МСУ по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Применение права -властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: • осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти (субъекты правоприменения); • имеет индивидуальный характер; • направлено на установление конкретных правовых последствий (субъективных прав, обязанностей, ответственности); • реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; • завершается вынесением индивидуального юридического решения; • его основания регулируются законодательством. Обстоятельства, требующие обязательного правоприменения: • совершение правонарушения; • обязательный контроль со стороны государства (нотариальное удостоверение, государственная регистрация); •регулирование взаимоотношений в государственных органах (назначение или снятие с определенной должности); •возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению. Стадия установления фактической основы дела - стадия установления истины - исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. Фактические обстоятельства многообразны: при совершении преступления - лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон. Фактические обстоятельства относятся к прошлому, подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия). Эти документы отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Доказательства должны отвечать требованиям: • относимости (имеют отношение к делу); • допустимости (установлены (допускаются) процессуальными нормами); • полноты (наличие всех доказательств). Стадия юридической квалификации- юридическая оценка фактических обстоятельств - какая норма может быть применена в данном случае. Поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации. Стадия вынесения решения по делу- оформление юридического документа - обязательные реквизиты правоприменительного акта: •Его наименование, Место и время принятия, Название органа или должностного лица, принявшего данный акт; Подписи соответствующих должностных лиц, необходимые печати. Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако, последняя, реализуется по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности. Стадия исполнения правоприменительного акта, контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом - проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, круг лиц, ответственных за исполнение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную деятельность для защиты правопорядка, режима законности и справедливости. На ней же реализуется принятое решение. Акты правоприменения (АП)- итог выражения правоприменительной деятельности, закрепление решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения АП бывают: • Исполнительные - констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением; »Правоохранительные - издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (акты следственных, судебных, прокурорских органов). По субъектам-правоприменителям: Акты главы государства, Правительственные акты, Акты юрисдикционных органов, Органов государственного управления. По форме: указы президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и т.д.; По способу принятия (процедуре): коллегиальные и единоначальные; По юридическому значению: • Основные - решения суда по гр. делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии; • Вспомогательные - протоколы осмотра мест происшествия, очной савки, постановления суда о назначении медцинской экспертизы и др.; По способам выражения: Акты-документы: Акты-действия (удаление свидетеля из зала суда); Акты-символы (дорожные знаки); По характеру действия: Однократные (штрафы); Длящиеся (выплата пенсии, исполнение приговора суда); Различия между АП и НПА: • АП характеризует конкретное единично правоотношение, НПА - общие общественные отношения; • НПА - источник права, АП - сам принимается на основе действующих норм права; • НПА - распространяет свое действие на неопределенное число фактов, лиц, а АП - на точно установленных лиц, фактов, действий; • АП характеризуется единовременным действием, НПА - рассчитан на неопределенное время и многократные реализации. ^^ Общее между АП и НПА: • издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное предписание; • обязательны для исполнения и обеспечены государственным принуждением; • имеют определенную форму, которая должная соответствовать требованиям юридической техники. 49. Систематизация НПА Систематизация— это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Это процесс позволяет: 1. быстро отыскать нужный акт; проследить его изменение, дополнение или отмену; 2. выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; 3. совершенствовать действующую систему законодательства. Юридическая практика использует 4 способа систематизации нормативных актов: 1. учѐт 2. инкорпорация 3. консолидация 4. кодификация Учѐтсостоит в сборе, хранении, поддержании в хорошем состоянии НПА, которые необходимы для деятельности данной организации. Основная задача - возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность НПА, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учѐт ведется как в ручную, так и автоматически. Принципы организации учета: • полнота информационного массива (фиксация и выдача всего объема информации, отсутствие пробелов и упущений); • достоверность информации (использование официальных источников опубликования и своевременная фиксация внесенных изменений); •удобство пользования. Виды учета: • журнальный (фиксация реквизитов НПА в специальных журналах) (формы журнального учета: хронологическая; алфавитно-предметная (системно-предметная); тематико-предметная); • картотечный (создание карточек, расположенных по определенной системе) (формы картотечного учета: хронологическая; алфавитно-предметная; предметно-отраслевая); • автоматизированный учет законодательства (на базе применения компьютерной техники) (преимущества: неограниченный объем информации; быстрое получение информации). Инкорпорация- это внешняя форма систематизации - подготовка и издание сборников, собраний НПА, с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Лишена правотворческой природы, но акты сборниках печатаются не в первоначальной редакции, а с учетом изменений. Однако такая внешняя обработка не должна затрагивать собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта - отличительная черта инкорпорации. Классификация инкорпорации: а) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала: • генеральная (полная) - в собрание включается все законодательство страны или субъекта; • частная (частичная) - собрания составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту; б) по субъектам осуществления: • официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА); • хронологическая (упорядочение по времени опубликования и вступления в силу); • предметная (систематическая) (упорядочение по отраслям права); • официозная (полуофициальная) (издание собраний по поручению правотворческого органа); •неофициальная (обработка законодательства организациями или гражданами без специальных полномочий). Консолидация -это сведение множества НПА в один укрупнѐнный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, т.к. принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты. Особенности: • не меняется содержание правового регулирования, все ранее действующие акты объединяются без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, устраняются повторы, противоречия. • объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт • работа осуществляется только правотворческими органами и в отношении лишь ими принятых (а не чужих) актов •обычно упорядочиваются акты по вопросам налогообложения и административной ответственности. Кодификация- особая содержательная форма систематизации актов, направленная на коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Виды кодификации:всеобщая; отраслевая; специальная. В перспективе все российское законодательство должно стать в основном кодифицированным, т.к. кодифицированные акты: делают законодательство более компактным укрепляют системность законодательства и его юридическое единство охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества обеспечивают рациональную организацию нормативного материала содержат обязательный элемент новизны в нормативно правовом регулировании. регулируют общественные отношения на основе единых принципов и придают устойчивость такому регулированию. 50. Виды и объем толкования права. Акты толкования Толкование- уяснение или разъяснение смысла правовой нормы, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения. Выделяют 2 главных вида толкования правапо этому основанию: 1. Официальное толкование- разъяснение права: дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; имеет обязательное значение для других субъектов; является юридически более значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы. 2. Неофициальное толкованиеправа дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствии, т.е. лишено властной силы. Официальное толкованиенорма права подразделяется на: • нормативное -разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев. Нормативное толкование делится на: • аутентичное (авторское) - исходит от органа, издавшего данный акт. Аутентичное толкование вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов • легальное (разрешенное, делегированное) - носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. • Казуальное (судебное) -относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида: - судебное толкованиенормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. - административное толкованиенормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда. Неофициальное толкованиеможет быть устными письменным. Различают 3 разновидности неофициального толкования: • Обыденное толкованиенормы права может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов. • Профессиональное (компетентное) толкованиеисходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты). • Доктринальное толкованиеосуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научное литературе, комментариях, при юридической экспертизе законопроектов. Этот вид толкования не является обязательным, но его сила основывается на авторитете научного учреждения или отдельного ученого и оказывает большое влияние на процессы правотворчества и правоприменения. Толкование по объемувозникает в том случае, когда наблюдаются различия между смыслом нормы права и ее словесным выражением. Различают: • буквальное (адекватное) - толкование правовой нормы в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают; • расширительное (распространительное) - толкование нормы права имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже еѐ действительного смысла, т.е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». В действительности имеются в виду не только законы, но и подзаконные акты • ограничительное толкование нормы права - применяется в случаях, когда словесное выражение нормы шире содержательного еѐ смысла. Например, перечисленные в УК РФ обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно. По целям: Толкование-уяснение - субъект права «для себя» толкует норму права с целью его применения; Толкование-разъяснение - толкование «для других», для применения закона в будущем другими органами, например, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Акты толкования представляют собой одну из разновидностей правовых актов.Будучи правовыми актами, акты толкования (интерпретационные акты) публикуются в официальных источниках. Например,акты толкования Пленума Верховного суда РФ, постановления Конституционного суда - в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного суда РФ». Особенности актов толкования: •Закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа; • Представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами; • Имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения; • Принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме; • Носят властный, обязательный характер; • Обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов МСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений; • Вызывают определенные юридические последствия; • Являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами. Классификация актов толкования: 1. по внешней форме они подразделяются на: письменные и устные; 2. по субъекту толкования: акты законодательных органов(постановления Федерального собрания), акты судебного толкования- Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ; акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства РФ; акты органов прокуратуры. 3. По юридической значимости: акты нормативного и казуального толкования. 4. По юридической силе: могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от интерпретационного органа в иерархии государственной системы. 5. Акты толкования можно разделять по отраслям толкуемых норм: уголовно-правовые, административно-правовые и др. 6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: имеют характер официального документа; обязательны для нижестоящих судов; оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства |