Пределы действия НПА во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие Нормативный правовой акт действует в трех сферах: 1. Во времени (с момента вступления в силу до момента ее утраты). Момент вступления в силу: (указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с момента принятия; с момента подписания; с момента регистрации; с момента получения адресатом; по истечении 10 дней после опубликования; с появлением условий, на которые он был рассчитан). Прекращает действовать: (по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением обстоятельств, на которые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юридической силы, противоречащего старому акту). Обратная сила (может ли распространяться действие нормативного правового акта на прошедшее время) - закон не имеет обратной силы. Два исключения: • если специально предусматривается применение норм к отношением, возникшим до вступления закона в силу; • если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за преступления или административные проступки. Действие актов во времениозначает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы. Нормативные правовые акты вступают в действие: 1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться; 2) с момента, указанного в самом акте; 3) по правилам, установленным действующим зак-вом. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты — по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти — при наличии 2 условий: • после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан, • после опубликования по истечении 10 дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти». Прекращает свое действие нормативный правовой акт после: истечения срока, на который был принят; официальной отмены или признания утратившим силу; принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы; вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части; признания акта неконституционным; приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст. 85 КРФ). Например,Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. К действию НПА во времени относится и вопрос об обратной силезакона. В принципе каждый НПА распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта. 2. В пространстве (действие может распространяться на всю территорию государства (НПА общего действия) и на территорию отдельных субъектов). Территория государства: (суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; кабели, трубопроводы; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны). Действие актов в пространствепредполагает распространение действия акта на территорию данного гос-ва. К ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего государства, если они находятся в водах своего гос-ва или в нейтральных водах. Территорией данного государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами. 3. По кругу лиц: - НПА общего характера (распространяется на всех граждан государства); - НПА специального характера (распространяется на отдельные категории граждан). НПА распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц). Действие актов по кругу лицпредполагает распространение их действия, по общему правилу, на всех, кто находится на территории данного гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное. Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения зак-ва, например политические права и свободы предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской обязанности. Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов — Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др. Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц). Предметное действиеНПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений. Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами, основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на отношения, регламентируемые нормами других отраслей права. 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Характеристики системы права: «системное образование - не простая совокупность элементов, а целостное формирование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой; «объективное явление - поскольку она предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе; • обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами; • динамична, способна изменять свою внутреннюю структуру под воздействием внешней среды. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Единство юридических норм, образующих право, определяется: оединством выраженной в них государственной воли; оединством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; оединством механизма правового регулирования, его исходных принципов; оединством конечных целей и задач. Структурные элементы системы права: • норма права - первичный элемент системы права (исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера). Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком регулировании. Остальные от- ношения регулируются другими социальными нормами. правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений - регламентирует вид общественных отношений. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве - это простые институты; институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; Виды правовых институтов: • по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.; »материальные и процессуальные; • отраслевые - состоят из норм одной отрасли права (институт наследования в ГП); »межотраслевые (смешанные) - состоят из норм двух и более отраслей (институт права человека относится и к м/н, и к КП); • простые - не содержат в себе других подразделений; • сложные (комплексные) - имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинституты); • регулятивные - направлены на регулирование соответствующих отношений; • охранительные - направлены на охрану, защиту отношений; •учредительные (закрепительные) - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга нов, организаций, должностных лиц, а также граждан. » субинститут (подынститут) - отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права (подынститут референдума в институте народовластия); • подотрасль - совокупность нескольких однородных правовых институтов (в ГП подотрасли жилищного, авторского права) - присутствует в крупных и сложных по составу отраслях права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права; • отрасль права - основное подразделение системы права - объединяет взаимосвязанные между собой институты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) - регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей: • базовые - КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП; • специальные - юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества - ТП, ЗП, ФП и т.д.; • комплексные - соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей - Экологическое, Информационное, Предпринимательское право; • первичные - к ним относят так называемые традиционные отрасли - УП, ГП; • вторичные - выделившиеся из традиционных отраслей - из ГП выделились семейное и трудовое право. Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются: • Предмет правового регулирования - какие общественные отношения регулирует данная отрасль права; «Метод правового регулирования - какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения. Предмет правового регулирования - составляют однородные общественные отношения - каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода: Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных: 1. императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) - характерен для УП, АП, НП; 2. диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) - характерен для СП, ГП. Существуют также дополнительные методы - поощрительный и рекомендательный - но самостоятельно они практически не применяются. Система права - совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений. Система права первична, система законодательства - производна от нее, так как исходным элементом системы права является норма права, а исходным элементом системы законодательства - НПА (акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права). Система законодательства- это совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Законодательство служит внешней формой выражения права. Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. Они определяются социальными факторами - экономическими, политическими, духовными и т.д. Различия между системой права и системой законодательства. • Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности. • Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, а система законодательства выражает структуру формы права. • Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт. • Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. • Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Система права строится строже, чем система законодательства. • Система права построена на горизонтальных связях между входящими в неѐ элементами, то есть на отраслевых различиях, а система законодательства имеет не только отраслевые решения, но и иерархические - по юридической силе НПА. |