Рабочие помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля. По русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов Школ с казахским языком обучения. Уральск, 2011 Западно-Казахстанский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Экзаменационные билеты и ответы По русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов Школ с казахским языком обучения. Уральск, 2011 Рекомендовано к публикации Экспертным советом Западно-Казахстанского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Протокол № 1 от « 04 » февраля 2011 года Составители Джуматаева К.И., учитель русского языка и литературы СОШ № 44 г. Уральска Унгаралиева Э.С., учитель русского языка и литературы СОШ № 44 г. Уральска. Рецензент Молдагалиева З.Ж., методист русского языка и литературы ЗК ОИПК и ППК. Данное пособие предлагает учителю теоретический и практический материал для подготовки выпускников основной школы к экзамену по русскому языку и для составления экзаменационных билетов. Главная задача пособия – очертить для девятиклассников круг основных знаний, умений и навыков в области лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции за курс основной школы. Рекомендуется учителям русского языка 8-9 классов школ с казахским языком обучения. Содержание СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................... 4 ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................. 5 Билет № 1......................................................................................................... 6 Билет № 2......................................................................................................... 8 Билет № 3....................................................................................................... 11 Билет № 4....................................................................................................... 12 Билет № 5....................................................................................................... 13 Билет № 6....................................................................................................... 14 Билет № 7....................................................................................................... 16 Билет № 8....................................................................................................... 16 Билет № 9....................................................................................................... 17 Билет № 10..................................................................................................... 18 Билет № 11..................................................................................................... 20 Билет № 12..................................................................................................... 21 Билет № 13..................................................................................................... 22 Билет № 14..................................................................................................... 24 Билет № 15..................................................................................................... 25 Билет № 16..................................................................................................... 26 Билет № 17..................................................................................................... 28 Билет № 18..................................................................................................... 29 Билет № 19..................................................................................................... 31 Билет № 20..................................................................................................... 33 Билет № 21..................................................................................................... 34 Билет № 22..................................................................................................... 37 Билет № 23..................................................................................................... 39 Билет № 24..................................................................................................... 40 Билет № 25..................................................................................................... 42 Билет № 26..................................................................................................... 43 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 46 Предисловие Устный экзамен по русскому языку в общеобразовательной школе проводится по билетам, которые включают по три вопроса: два теоретических и практический. Ответы на эти вопросы позволяют проверить: · учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил; · соблюдение норм литературного языка; · орфографическую и пунктуационную грамотность; · умение и навыки в различных видах речевой деятельности. Главная задача данного пособия – очертить для девятиклассников круг основных знаний, умений и навыков в области лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции за курс основной школы. Ответы на вопросы билетов, представленные в пособии, помогают реализовать данную задачу. Структура ответов на теоретические и практические вопросы соотносится с содержанием курса русского языка в общеобразовательной школе и опирается на существующие в практике современного преподавания учебные комплекты. Практические задания к билетам включают образцы основных видов языкового разбора (фонетического, морфологического, морфемного и синтаксического). Предлагаемая работа представляет собой специальное учебное пособие, которое помогает учащимся повторить курс русского языка, обобщить знания. Данное пособие предлагает учителю конкретный материал для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку, для составления билетов к экзаменам и подготовки конкретного языкового материала, который будет предложен девятиклассникам для анализа. Билет № 1 1. Роль русского языка в жизни общества. Ежедневно мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без языка. Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями. В том, что между человеческим обществом и языком есть связь, были убеждены ещё древние учёные. «Из всех живых существ только человек одарён речью», - писал Аристотель. Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции. Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. В Республике Казахстан в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным языком официально употребляется русский язык (Конституция РК. Раздел 1, статья 7). 2. Простое предложение. Предложение — это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или побуждение. Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. По цели высказывания выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные. Основное назначение повествовательных предложений — сообщение об определённых явлениях действительности. Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление — с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин). Основное назначение вопросительных предложений — получение информации от собеседника. Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1)Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 2) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин). Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д. 3. Сказки как вид устного народного творчества. Сказка – один из основных видов устного народного поэтического творчества. Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые повести, и сатирические анекдоты. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что они не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует пропаганда добра, справедливости, правды. Сказки делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сказки о животных – это сказки, героями которых является лиса и медведь, лиса и волк, лиса и петух и другие животные. Истории, как правило, происходят в лесу, на улице, у реки. В сказках фигурируют обитатели лесов, полей, степей. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, тетерев, сова, дятел. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. Другая группа сюжетов — домашние животные и птицы («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля»). В бытовых сказках высмеиваются общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность. Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. («Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор»). В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных подвигах героев, которым надо защищать от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, змея, ведьму. («Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая»). Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...» или еще проще: «Жили - были...» Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и концовкой: «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они жить-поживать и добра наживать». Билет № 2 1. Алфавит. Звуки и буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, называется алфавитом. В современном русском алфавите 33 буквы: 10 гласных букв, 21 согласная буква, две буквы не обозначают звуков – Ъ и Ь знаки. БУКВЫ — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. ФОНЕТИКА (греч. «фоне» — звук, голос) — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи. ЗВУКИ РЕЧИ — это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи отличаются от всех других звуков, которые мы слышим. В русском языке 42 звука. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласные звуки образуются с помощью голоса, то есть дрожания голосовых связок. Их в русском языке 6: А,О,У,Ы,И,Э. Согласные звуки образуются с помощью шума или шума и голоса. Их в русском языке 36. Гласные звуки бывают ударными (звук, на который падает ударение) и безударными (звук, на который не падает ударение). Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные звуки, сопровождаемые звучанием голоса – звонкие (Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р,Й); глухие – звуки, произносимые без участия голоса (П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ). Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары: Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ. Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары: Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков. Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков. Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А. мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я. Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].Эти согласные не имеют парных звуков. К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ]. 2. Двусоставные и односоставные предложения. Вид простого предложения по строению определяется грамматической основой. По структуре грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Например: Весна наступила. Грамматическая основа односоставных предложенийсостоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. Если в предложении есть только подлежащее, такое предложение называется назывным. Утро. Туман. Если в предложении есть только сказуемое, такое предложение называется глагольным. К ним относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения. Например: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.); Молчи, прошу, не смей меня будить (Тютч.); Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! (Н.). Неопределенно-личнымипредложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами. Например: На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.). Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени). Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить. Предложения данного типа распространены и в описаниях. Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); После драки кулаками не машут (посл.). Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы). Безличныминазываются односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. В качестве главного члена безличного предложения употребляется безличный глагол: светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. По значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже. В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на –о (-е): Не догнать тебе бешеной тройки! (Некрасов). Весело жить в такой земле! (Лермонтов). 3. Сделать синтаксический разбор данного предложения: Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада (А. Ахматова). Схема разбора сложносочинённого предложения 1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними. 5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения. 6. Объяснить расстановку знаков препинания. Образец разбора сложносочинённого предложения [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова). (предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой: 1) двусоставное, распространенное, полное; 2) двусоставное, распространенное, полное. [ ], но [ ]. Билет № 3 1. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные различаются участием – неучастием голоса в образовании согласного звука. Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й’], [л],[м],[н], [р]. Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума. Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [п], [с], [т],[ф],[х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]. По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре различаются глухостью / звонкостью. Выделяют 6 пар по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [м], [н], [р], к глухим непарным – звуки [х], [ц], [ч’], [щ’]. 2. Назывные предложения. Назывные предложения — это односоставные предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин). Назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. Например: Осень. Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. — День (А. Чехов). 3. Выразительное чтение любимого стихотворения. Билет № 4 1. Понятие о слоге, ударении. Слог – гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нем гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы. Слоги бывают ударные и безударные. Ударение – это произношение одного из слогов в слове с большей силой и длительностью. Отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность. Разноместность ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове: дерево, дорога, молоко́. Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́. В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние. 2. Полные и неполные предложения. По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные предложения. Полные простые предложения – это такие предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Я читаю интересную книгу. Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу. Друг пошёл в библиотеку, а я – в бассейн. Неполные предложения часто встречаются в диалоге: - Какую книгу ты читаешь? - Интересную. 3. Сделать морфологический разбор выделенного слова. Образец разбора: Ночьбыла лунная и холодная. I. Ночь – (что?) ночь, имя существительное, обозначает предмет. начальная форма – ночь. II. Постоянные признаки: неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 3склонения; Непостоянные признаки: в единственном числе, именительном падеже. III. (Что?) ночь – подлежащее. Билет № 5 1. Лексика. Прямое и переносное значение слов. Все слова языка составляют его лексику. Раздел науки о языке, изучающий лексику (словарный состав языка), называется лексикологией. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «кукла» и есть слово кукла, обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова кукла следующее: «детская игрушка в виде фигурки человека». При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении. Переносное значение слова — это его вторичное значение , которое возникло на основе прямого. Например: Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках. 2. Главные члены предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Подлежащее– это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопрос именительного падежа кто? что? Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? Каков он? Например: Вертолёт доставил медикаменты. Сказуемое может быть простым и составным. 3. Что такое текст? Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности. В тексте можно выделить тему и основную мысль. Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. · Текст – повествование - сообщается о последовательных действиях. К этому тесту можно задать вопросы: что? когда? где? произошло, случилось. Этому тексту характерно обилие глаголов. Могут использоваться слова-связки: однажды, потом, наконец. Примерный план: 1. когда, где, с кем … 2. что произошло, как развивались события. 3. чем все закончилось. · Текст-описание – даётся описание предмета, состояния, явления, места. К этому тесту можно задать вопросы: какой? какая? какое? какие? Этому тексту характерно использование образных выражений, ярких сравнений, обилие имен прилагательных. · Текст-рассуждение К этому тесту можно задать вопросы: почему? зачем? Текст содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо. Могут использоваться слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как. Текст-рассуждение строится по следующему плану: 1) утверждение 2) доказательство, объяснение 3) вывод, итог, результат. Билет № 6 1. Синонимы. Антонимы. Синонимы – это близкие по значению слова, по-разному называющие одно и то же понятие: друг – товарищ, большой – огромный – громадный – гигантский. Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом .Один из синонимов является основным, главным. В словарях он помещается первым. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: мир – война, уважать – обижать. У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям. 2. Сказуемое. Виды сказуемых. Сказуемое- это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? Каков он? и др. Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Виды сказуемых: Простое глагольное · Глагол в форме какого-либо наклонения: В синем небе звезды блещут. · Фразеологическое сочетание: вышел из себя, бьет баклуши, пришел в негодование Составное глагольное вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола: Владимир начинал сильно беспокоиться. Составное именное глагол-связка + именная часть Погода была хорошая. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 3. Дать понятие об официально-деловом стиле (написать объявление, заявление). Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность. Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся: 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише; 3) широкое использование терминологии (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств. Билет № 7 1. Фразеология. Фразеологизмы. Фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизм имеет в целом одно лексическое значение, поэтому его можно заменить одним словом. Бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко», зарубить на носу – «запомнить», клевать носом – «дремать», ломать голову – «думать» и т.д. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы придают нашей речи выразительность, служат средством создания образности. 2. Составное именное сказуемое. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительным является глагол-связка быть(в настоящем времени отсутствует – нулевая связка), а также: делаться, стать, становиться, являться, казаться, называться. Именная часть может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния и др. Например: Вода была тёплая. Вода казалась тёплой. Чтение – лучшее учение. Брови её были сдвинуты. 3. Что означают данные фразеологизмы: наломать дров, мозолить глаза, развесить уши, умывать руки, стричь под одну гребёнку. Билет № 8 1. Состав слова. Основа слова. Окончание. Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Корень – это значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. 2. Второстепенные члены предложения. Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды: дополнение, определение, обстоятельство. Дополнение– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет. Дети говорили (о чем?) о животных. Определение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета. Мы увидели редкую (какую?) птицу. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? когда? как? каким образом? обозначает признак действия или другого признака. Гости съехались (когда?) накануне. 3. Общее понятие о стилях речи. Стилистика– раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства. Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный. Разговорный язык используется обычно в устной форме. В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами, в которых он существует. Билет № 9 1. Словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую. 2. Дополнение как второстепенный член предложения. Дополнение– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Я прочитал книгу. Косвенные падежи: родительный падеж (кого? чего?), дательный падеж (кому? чему?), винительный падеж (кого? что?), творительный падеж (кем? чем?), предложный падеж (о ком? о чём?). Дополнения выражаются чаще всего именем существительным и местоимением. Дополнения обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями. Дополнения бывают прямые и косвенные.Прямыедополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом. Я поймал рыбу (В.п.). Я боюсь темноты (Р.п.). Все остальные дополнения называются косвенными. 3. Художественный стиль. Дать описание своего друга или животного. Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель художественного стиля - воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателей. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств. В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства. Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры. Кошка. Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие уши. Всё тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружён острым когтем. Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит грязи. Очень привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку. Билет № 10 1. Сложные и сложносокращённые слова. Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+ сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными называются слова, имеющие в своем составе два(и более)корня. Сложные слова образуются: 1) сложением целых слов: диван – кровать, телефон – автомат; 2) сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, физкультура, турпоход) или соединительными гласными о и е (теплоход, нефтепровод); 3) с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы с целым словом: новостройка, кубометр; 4) сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, трехэтажный; 5) слиянием слов: вечнозеленый, многоуважаемый. Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов. Сложносокращённые слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона); 2) сложением названий начальных букв: МГУ (Московский государственный университет); 3) сложением начальных звуков: вуз ( высшее учебное заведение); 4) смешанным способом ( сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуками и др.): гороо(городской отдел образования). 2. Согласованные и несогласованные определения. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже, например: Белеет парус (какой?) одинокий…(М.Ю.Лермонтов). Согласованные определения выражаются: 1) прилагательным: Я надену белуюрубашку. 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их): Дай мне твою руку. 3) порядковым числительным: Принеси пятыйтом. 4) причастием: На столе лежит нераспечатанноеписьмо. Несогласованныеопределения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслухпомогло мне исправить недочёты произношения. Несогласованные определения выражаются: 1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением): На ней была юбка в клетку. 2) существительным в И. п. — несогласованным приложением: Я побывал на озере Байкал. 3) притяжательным местоимением его, ее, их: Это его дом. 4) наречием: Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски. 5) глаголом в форме инфинитива: У него было большое желание учиться. Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой 1) фразеологически свободное словосочетание: У него сыновья восьми и пятнадцати лет. 2) фразеологизм: Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. 3. Расставить знаки препинания: В степи было тихо пасмурно несмотря на то что солнце поднялась. Билет № 11 1. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы где? куда? когда? как? каким образом? Гости съехались (когда?) накануне. Обстоятельство поясняют сказуемое или другие члены предложения. Обстоятельство выражается чаще всего наречием, деепричастием, существительным в косвенных падежах. По значению обстоятельства делятся на основные виды: 1) Места (где? куда? откуда? до куда?): появились вдали, проводил до станции. 2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?): приехали накануне, остался до утра. 3) Причины (почему? отчего?): задержался из-за непогоды. 4) Цели (зачем? для чего?): сделать назло. 5) Образа действия (как? каким образом?): приплыли быстро. 6) Меры (сколько раз? как много? как долго?): звонил дважды. 7) Степени (в какой мере? в какой степени?): весьма удивлен. 8) Условия (при каком условии?): при желании научитесь. 9) Уступки (вопреки чему?): вопреки желанию не успел. 2. Сложные предложения. Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский). Простые предложения могут соединяться в сложные интонацией: А за окном было уже позднее утро, солнце растопило смолу на стволах сосен, ею сильно пахло в лесном воздухе. ( Г. Бакланов), интонацией и союзами – сочинительными и подчинительными. Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными, а при помощи союзов – союзными. Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. 3. Расставить знаки препинания: Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. Билет № 12 1. Имя существительное. Род и число существительных. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему. Окончания существительных женского рода –а,-я, -ь:природа, земля, степь. Окончания существительных мужского рода –ь, - й, : пень, край, луг. Окончания существительных женского рода – о, -е: поле, яблоко. Некоторые существительные с окончаниями –а(-я)относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода: плакса, неряха, молодчина, работяга. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола: мастер Алиев - мастер Алиева. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идёт об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются только в единственном числе (молоко, бензин) или только во множественном числе (очки, ножниц). 2. Сложносочинённые предложения. Виды сложносочинённых предложений. Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них. По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на три группы: · Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом. Например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (И.Бунин) · Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли — или, то — то, не то — не то, то ли — то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких: Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. (А.Чехов) · Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (Б.Полевой) 3. Что означают данные фразеологизмы: тёртый калач, синяя птица, золотые руки, тёмная лошадка. Просклонять выделенное слово. Билет № 13 1. Падежи имён существительных. Падеж— это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам. В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов: Падеж | Вопрос | Пример | Именительный | Кто? Что? | Ученик, школа | Родительный | Кого? Чего? | Ученика, школы | Дательный | Кому? Чему? | Ученику, школе | Винительный | Кого? Что? | Ученика, школу | Творительный | Кем? Чем? | Учеником, школой | Предложный | О ком? О чём? | Об ученике, о школе | Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными. Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гордиться (чем?) успехами. 2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. В сложносочинённых предложениях(ССП) с противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ТОЛЬКО — одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. [ ], а [ ]. [Чины людьми даются], а [люди могут обмануться]. [ ], [же ]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение жеформируется примером].
[ ], да [ ]. [Они, конечно, не знают меня], да[я-то их знаю ].
[ ], зато [ ]. [Федя никогда не плакал], зато[находило на него временам дикое упрямство].
[ ], только [ ]. [Она не двигалась], только[чуть-чуть шевелились брови]. [ ], однако [ ]. [Был уже весенний месяц март], однако[по ночам деревья трещали от холода, как в декабре]. 3. Роды литературы (эпос, лирика, драма). Дать определения. Все литературные произведения принадлежат к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. ДРАМА — один из родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЭПОС — один из родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк. Билет № 14 1. Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос како́й? какая? какие? чей?. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми. Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных: 2. качественные (отвечают на вопрос какой?) обозначают: · форму (прямой, круглый); · размер (узкий, низкий); · цвет (красный, зелёный); · свойство (прочный, хрупкий); · вкус (горький, сладкий); · запах (ароматный, пахучий); · температуру (тёплый, жаркий); · звук (громкий, тихий); · общую оценку (важный, вредный) и т.д. 3. относительные (отвечают на вопрос какой?) обозначают: · материал (деревянная ложка, глиняный горшок); · количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом); · место нахождения (степной ветер, сельский житель); · время (прошлогодний план, январские морозы); · назначение (стиральная машинка, пассажирский поезд); · вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план). 4. притяжательные (отвечают на вопрос чей?) обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин); Для того, чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного. 2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами (или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то, а то, а не то, иначе) указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или - чередуются (То появлялось солнце, то вновь начинался дождь); - указывают на взаимоисключение событий (Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом). Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися. 3. Разобрать по составу выделенные слова: Мы издали увидели речку блестящую на солнце. Билет № 15 1. Глагол. Неопределённая форма глагола. Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 9 сентября 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 5 правок. Глаго́л — часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и,о)? В предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов). Начальной формой глагола является неопределённая форма глагола,или инфинитив. Неопределённой форме глагола присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти. Суффикс -ть стоит после гласных (следить, думать, петь), а -ти — после согласных (нести, везти, плести). Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически в -чь слились инфинитивный показатель -ти и конечный корневой звук [г] или [к]: формы типа «пекти», «берегти» в результате фонетических изменений преобразовались в «печь», «беречь» и т. п. В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Он [Старцев] решил сходитьк Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 2) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно (А. Пушкин). 2. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. В сложносочинённых предложениях (ССП) с соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ—НИ — может говориться об - одновременности событий и явлений,
- следовании событий друг за другом.
1) Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни[трава не зеленеет].
2) И [ ], и [ ]. И [метался ветер быстрый по бурьянам], и[снопами мчались искры по туманам]...
4) [ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да[кукушки наперебой отсчитывают кому-т 5) о непрожитые годы].
3. Расставить знаки препинания: Жизнь даётся один раз и хочется пожить её бодро осмысленно красиво. Билет № 16 1. Главные члены предложения. Главные члены двусоставного предложения, образующие его грамматическую основу - это подлежащее и сказуемое. Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым и отвечающий на вопросыкто? что? Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного. Лошади шли шагом и скоро стали (А.С. Пушкин). В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного Сытый голодного не разумеет (поcловица). Первые будут последними (поговорка). Что волки жадны - всякий знает (Кр). Иных уж нет, а те далече... (П.) Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? Сказуемое бывает глагольное и именное. Глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое - сказуемое, выраженное формой какого-либо наклонения или фразеологическими сочетаниями, которые можно заменить одним глаголом (вышел из себя - рассердился) Он вошел в комнату. Составное глагольное сказуемое образовано из двух глаголов Услышав это, он прекратил спорить и уселся в углу комнаты. Именное сказуемое Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительного, прилагательного и др.) Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок 2. Сложноподчинённые предложения. Виды сложноподчинённого предложения. Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение. Сожноподчиненные - сложные предложения, части которых неравноправны и связаны подчинительными союзами и союзными словами.Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения. Союзные слова, в отличии от союзов, выполняют функцию членов предложения Часть предложения, зависящая от другой называется придаточным предложением, часть предложения, от которой зависит другая часть называется главным предложением. Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос. Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что), [ ]; [ ], (что); [ ], (что). Например: Когда хлеб, тогда и мера, когда деньги, тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов, и прячется между камнями (И. Куприн). Виды придаточных предложений: · Определительные – отвечает на вопрос какой? и его формы: Сегодня нужно заниматься теми делами, которые будут полезными для твоего здровья. · Изъяснительные – отвечает на вопросы косвенных падежей: Я не знаю, куда он пошел. · Обстоятельственные - отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему? и др.:Он работал так, чтобы достичь максимального результат. 3. Сделать фонетический разбор выделенного слова: Южныйостров находился дальше всех. Схема фонетического разбора слова. 1) Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов. 2) Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог. 3) Запишите фонетическую транскрипцию слова. 4) Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, какой буквой обозначены. 5) Укажите количество звуков и букв. Образец разбора: Юж-ный – 2 слога, 1 -ий слог является ударным ю[ю] – гласный, ударный; обозначен буквой «ю»; ж[ж] – согласный, звонкий, твёрдый; обозначен буквой «ж»; н[н] – согласный, звонкий, твёрдый; обозначен буквой «н»; ы[ы] – гласный, безударный; обозначен буквой «ы»; й[й] – согласный, звонкий, мягкий; обозначен буквой «й». В слове 5 звуков, 5 букв. Билет № 17 1. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. 1) Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. I спряжение: · глаголы брить, стелить, зиждиться; · все глаголы на -еть (кроме 7 исключений); · все глаголы на -ать (кроме 4 исключений); · все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др. II спряжение: · все глаголы на -ить (кроме 3 исключений); · 7 глаголов на -еть: |