МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Рабочие помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.





По русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов

Школ с казахским языком обучения.

 

 

 
 

 

 


Уральск, 2011

Западно-Казахстанский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Экзаменационные билеты и ответы

По русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов

Школ с казахским языком обучения.

 

 

Уральск, 2011


Рекомендовано к публикации Экспертным советом Западно-Казахстанского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Протокол № 1 от « 04 » февраля 2011 года

 

Составители Джуматаева К.И., учитель

русского языка и литературы

СОШ № 44 г. Уральска

Унгаралиева Э.С., учитель

русского языка и литературы

СОШ № 44 г. Уральска.

 

Рецензент Молдагалиева З.Ж., методист

русского языка и литературы

ЗК ОИПК и ППК.

 

Данное пособие предлагает учителю теоретический и практический материал для подготовки выпускников основной школы к экзамену по русскому языку и для составления экзаменационных билетов.

Главная задача пособия – очертить для девятиклассников круг основных знаний, умений и навыков в области лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции за курс основной школы. Рекомендуется учителям русского языка 8-9 классов школ с казахским языком обучения.

Содержание

 

СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................... 4

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................. 5

Билет № 1......................................................................................................... 6

Билет № 2......................................................................................................... 8

Билет № 3....................................................................................................... 11

Билет № 4....................................................................................................... 12

Билет № 5....................................................................................................... 13

Билет № 6....................................................................................................... 14

Билет № 7....................................................................................................... 16

Билет № 8....................................................................................................... 16

Билет № 9....................................................................................................... 17

Билет № 10..................................................................................................... 18

Билет № 11..................................................................................................... 20

Билет № 12..................................................................................................... 21

Билет № 13..................................................................................................... 22

Билет № 14..................................................................................................... 24

Билет № 15..................................................................................................... 25

Билет № 16..................................................................................................... 26

Билет № 17..................................................................................................... 28

Билет № 18..................................................................................................... 29

Билет № 19..................................................................................................... 31

Билет № 20..................................................................................................... 33

Билет № 21..................................................................................................... 34

Билет № 22..................................................................................................... 37

Билет № 23..................................................................................................... 39

Билет № 24..................................................................................................... 40

Билет № 25..................................................................................................... 42

Билет № 26..................................................................................................... 43

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 46


Предисловие

 

Устный экзамен по русскому языку в общеобразовательной школе проводится по билетам, которые включают по три вопроса: два теоретических и практический.

Ответы на эти вопросы позволяют проверить:

· учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

· соблюдение норм литературного языка;

· орфографическую и пунктуационную грамотность;

· умение и навыки в различных видах речевой деятельности.

Главная задача данного пособия – очертить для девятиклассников круг основных знаний, умений и навыков в области лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции за курс основной школы. Ответы на вопросы билетов, представленные в пособии, помогают реализовать данную задачу.

Структура ответов на теоретические и практические вопросы соотносится с содержанием курса русского языка в общеобразовательной школе и опирается на существующие в практике современного преподавания учебные комплекты.

Практические задания к билетам включают образцы основных видов языкового разбора (фонетического, морфологического, морфемного и синтаксического).

Предлагаемая работа представляет собой специальное учебное пособие, которое помогает учащимся повторить курс русского языка, обобщить знания.

Данное пособие предлагает учителю конкретный материал для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку, для составления билетов к экзаменам и подготовки конкретного языкового материала, который будет предложен девятиклассникам для анализа.

 

Билет № 1

1. Роль русского языка в жизни общества.

Ежедневно мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без языка.

Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.

В том, что между человеческим обществом и языком есть связь, были убеждены ещё древние учёные. «Из всех живых существ только человек одарён речью», - писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках.

Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

В Республике Казахстан в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным языком официально употребляется русский язык (Конституция РК. Раздел 1, статья 7).

 

2. Простое предложение.

Предложение — это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или побуждение. Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

По цели высказывания выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений — сообщение об определённых явлениях действительности.

Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление — с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

Основное назначение вопросительных предложений — получение информации от собеседника.

Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1)Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 2) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).

Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

 

3. Сказки как вид устного народного творчества.

Сказка – один из основных видов устного народного поэтического творчества.

Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые повести, и сатирические анекдоты. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что они не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует пропаганда добра, справедливости, правды.

Сказки делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

Сказки о животных – это сказки, героями которых является лиса и медведь, лиса и волк, лиса и петух и другие животные. Истории, как правило, происходят в лесу, на улице, у реки. В сказках фигурируют обитатели лесов, полей, степей. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, тетерев, сова, дятел. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. Другая группа сюжетов — домашние животные и птицы («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля»).

В бытовых сказках высмеиваются общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность. Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. («Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор»).

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных подвигах героев, которым надо защищать от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, змея, ведьму. («Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая»).

Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...» или еще проще: «Жили - были...» Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и концовкой: «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они жить-поживать и добра наживать».

Билет № 2

1. Алфавит. Звуки и буквы.

Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, называется алфавитом. В современном русском алфавите 33 буквы: 10 гласных букв, 21 согласная буква, две буквы не обозначают звуков – Ъ и Ь знаки. БУКВЫ — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

ФОНЕТИКА (греч. «фоне» — звук, голос) — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

ЗВУКИ РЕЧИ — это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи отличаются от всех других звуков, которые мы слышим. В русском языке 42 звука.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки образуются с помощью голоса, то есть дрожания голосовых связок. Их в русском языке 6: А,О,У,Ы,И,Э.

Согласные звуки образуются с помощью шума или шума и голоса. Их в русском языке 36.

Гласные звуки бывают ударными (звук, на который падает ударение) и безударными (звук, на который не падает ударение).

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные звуки, сопровождаемые звучанием голоса – звонкие (Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р,Й); глухие – звуки, произносимые без участия голоса (П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ).

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ.

 

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:

 

Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х,

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.

мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].Эти согласные не имеют парных звуков.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

 

2. Двусоставные и односоставные предложения.

Вид простого предложения по строению определяется грамматической основой. По структуре грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Например: Весна наступила.

Грамматическая основа односоставных предложенийсостоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

Если в предложении есть только подлежащее, такое предложение называется назывным. Утро. Туман.

Если в предложении есть только сказуемое, такое предложение называется глагольным. К ним относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения.

Определенно-личными называются предложения, главный член которых выражается формой глагола первого или второго лица настоящего и будущего времени. Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения.

Например: Волнуемый мечтами, по нивам, по лугам, уставленным скирдами, задумчиво брожу в прохладной полутьме (Н.); Молчи, прошу, не смей меня будить (Тютч.); Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши, и тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши! (Н.).

Неопределенно-личнымипредложениями называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами.

Например: На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты (Ч.).

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени).

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить.

Предложения данного типа распространены и в описаниях.

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); После драки кулаками не машут (посл.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Безличныминазываются односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно.

В качестве главного члена безличного предложения употребляется безличный глагол: светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. По значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже. В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также наречия на –о (-е): Не догнать тебе бешеной тройки! (Некрасов). Весело жить в такой земле! (Лермонтов).

3. Сделать синтаксический разбор данного предложения:

Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада (А. Ахматова).

Схема разбора сложносочинённого предложения

 

1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

 

Образец разбора сложносочинённого предложения

 

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова).

 

(предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой:

1) двусоставное, распространенное, полное;

2) двусоставное, распространенное, полное. [ ], но [ ].

Билет № 3

1. Звонкие и глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные различаются участием – неучастием голоса в образовании согласного звука.

Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й’], [л],[м],[н], [р].

Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума. Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [п], [с], [т],[ф],[х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре различаются глухостью / звонкостью. Выделяют 6 пар по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш].

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [м], [н], [р], к глухим непарным – звуки [х], [ц], [ч’], [щ’].

2. Назывные предложения.

Назывные предложения — это односоставные предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. Например: Осень.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. — День (А. Чехов).

3. Выразительное чтение любимого стихотворения.

 

Билет № 4

1. Понятие о слоге, ударении.

Слог – гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нем гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

Слоги бывают ударные и безударные.

Ударение – это произношение одного из слогов в слове с большей силой и длительностью.

Отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность. Разноместность ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове: дерево, дорога, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние.

2. Полные и неполные предложения.

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные предложения.

Полные простые предложения – это такие предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения.

Я читаю интересную книгу.

Неполные простые предложения – это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу. Друг пошёл в библиотеку, а я – в бассейн.

Неполные предложения часто встречаются в диалоге:

- Какую книгу ты читаешь?

- Интересную.

 

3. Сделать морфологический разбор выделенного слова.

Образец разбора: Ночьбыла лунная и холодная.

I. Ночь – (что?) ночь, имя существительное, обозначает предмет.

начальная форма – ночь.

II. Постоянные признаки: неодушевлённое, нарицательное, женского

рода, 3склонения;

Непостоянные признаки: в единственном числе, именительном

падеже.

III. (Что?) ночь – подлежащее.

Билет № 5

1. Лексика. Прямое и переносное значение слов.

Все слова языка составляют его лексику.

Раздел науки о языке, изучающий лексику (словарный состав языка), называется лексикологией. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «кукла» и есть слово кукла, обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова кукла следующее: «детская игрушка в виде фигурки человека».

При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в

прямом значении.

Переносное значение слова — это его вторичное значение , которое возникло на основе прямого. Например:

Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки.

2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное

орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

 

2. Главные члены предложения.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее– это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопрос именительного падежа кто? что? Например: В дупле старой груши притаился светлячок.

Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? Каков он?

Например: Вертолёт доставил медикаменты.

Сказуемое может быть простым и составным.

 

3. Что такое текст?

Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу. Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности. В тексте можно выделить тему и основную мысль.

Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.

Начало, основная часть, концовка – структура текста.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

· Текст – повествование - сообщается о последовательных действиях.

К этому тесту можно задать вопросы: что? когда? где? произошло, случилось. Этому тексту характерно обилие глаголов. Могут использоваться слова-связки: однажды, потом, наконец.

Примерный план:

1. когда, где, с кем …

2. что произошло, как развивались события.

3. чем все закончилось.

 

· Текст-описание – даётся описание предмета, состояния, явления, места.

К этому тесту можно задать вопросы: какой? какая? какое? какие?

Этому тексту характерно использование образных выражений, ярких сравнений, обилие имен прилагательных.

 

· Текст-рассуждение

К этому тесту можно задать вопросы: почему? зачем?

Текст содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Могут использоваться слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как.

Текст-рассуждение строится по следующему плану:

1) утверждение

2) доказательство, объяснение

3) вывод, итог, результат.

 

Билет № 6

1. Синонимы. Антонимы.

Синонимы – это близкие по значению слова, по-разному называющие одно и то же понятие: друг – товарищ, большой – огромный – громадный – гигантский. Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом .Один из синонимов является основным, главным. В словарях он помещается первым.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: мир – война, уважать – обижать.

У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.

2. Сказуемое. Виды сказуемых.

Сказуемое- это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? Каков он? и др.

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Виды сказуемых:

Простое глагольное

· Глагол в форме какого-либо наклонения:

В синем небе звезды блещут.

· Фразеологическое сочетание:

вышел из себя, бьет баклуши, пришел в негодование

Составное глагольное

вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола:

Владимир начинал сильно беспокоиться.

Составное именное

глагол-связка + именная часть

Погода была хорошая. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

 

3. Дать понятие об официально-деловом стиле (написать объявление, заявление).

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

5) повествовательный характер изложения, использование предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.

Билет № 7

1. Фразеология. Фразеологизмы.

Фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизм имеет в целом одно лексическое значение, поэтому его можно заменить одним словом.

Бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко», зарубить на носу – «запомнить», клевать носом – «дремать», ломать голову – «думать» и т.д.

Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.

Фразеологизмы придают нашей речи выразительность, служат средством создания образности.

 

2. Составное именное сказуемое.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительным является глагол-связка быть(в настоящем времени отсутствует – нулевая связка), а также: делаться, стать, становиться, являться, казаться, называться.

Именная часть может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния и др. Например: Вода была тёплая. Вода казалась тёплой. Чтение – лучшее учение. Брови её были сдвинуты.

3. Что означают данные фразеологизмы:

наломать дров, мозолить глаза, развесить уши, умывать руки, стричь под одну гребёнку.

Билет № 8

1. Состав слова. Основа слова. Окончание.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Основа – это часть изменяемого слова без окончания.

Корень – это значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

2. Второстепенные члены предложения.

Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными.По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды: дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет. Дети говорили (о чем?) о животных.

Определение- второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета.

Мы увидели редкую (какую?) птицу.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? когда? как? каким образом? обозначает признак действия или другого признака. Гости съехались (когда?) накануне.

 

3. Общее понятие о стилях речи.

Стилистика– раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный.

Разговорный язык используется обычно в устной форме. В зависимости от сферы употребления литературного языка различают научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи.

Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами, в которых он существует.

Билет № 9

1. Словообразование.

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже предложений, которые для нового слова являются исходными.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

 

2. Дополнение как второстепенный член предложения.

Дополнение– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Я прочитал книгу.

Косвенные падежи: родительный падеж (кого? чего?), дательный падеж (кому? чему?), винительный падеж (кого? что?), творительный падеж (кем? чем?), предложный падеж (о ком? о чём?). Дополнения выражаются чаще всего именем существительным и местоимением. Дополнения обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями.

Дополнения бывают прямые и косвенные.Прямыедополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом. Я поймал рыбу (В.п.). Я боюсь темноты (Р.п.). Все остальные дополнения называются косвенными.

 

3. Художественный стиль. Дать описание своего друга или животного.

Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель художественного стиля - воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателей.

Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства. Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры.

Кошка.

Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие уши. Всё тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружён острым когтем.

Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит грязи. Очень привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.

 

Билет № 10

1. Сложные и сложносокращённые слова.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+ сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два(и более)корня.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: диван – кровать, телефон – автомат;

2) сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, физкультура, турпоход) или соединительными гласными о и е (теплоход, нефтепровод);

3) с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы с целым словом: новостройка, кубометр;

4) сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, трехэтажный;

5) слиянием слов: вечнозеленый, многоуважаемый.

Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов.

Сложносокращённые слова образуются:

1) сложением слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона);

2) сложением названий начальных букв: МГУ (Московский государственный университет);

3) сложением начальных звуков: вуз ( высшее учебное заведение);

4) смешанным способом ( сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуками и др.): гороо(городской отдел образования).

 

2. Согласованные и несогласованные определения.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные. Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже, например: Белеет парус (какой?) одинокий…(М.Ю.Лермонтов).

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательным: Я надену белуюрубашку.

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их): Дай мне твою руку.

3) порядковым числительным: Принеси пятыйтом.

4) причастием: На столе лежит нераспечатанноеписьмо.

Несогласованныеопределения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Ежедневное чтение (какое?) вслухпомогло мне исправить недочёты произношения.

Несогласованные определения выражаются:

1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением): На ней была юбка в клетку.

2) существительным в И. п. — несогласованным приложением:

Я побывал на озере Байкал.

3) притяжательным местоимением его, ее, их: Это его дом.

4) наречием: Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски.

5) глаголом в форме инфинитива: У него было большое желание учиться.

Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой

1) фразеологически свободное словосочетание:

У него сыновья восьми и пятнадцати лет.

2) фразеологизм:

Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен.

3. Расставить знаки препинания: В степи было тихо пасмурно несмотря на то что солнце поднялась.

 

Билет № 11

1. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака и отвечает на вопросы где? куда? когда? как? каким образом? Гости съехались (когда?) накануне. Обстоятельство поясняют сказуемое или другие члены предложения. Обстоятельство выражается чаще всего наречием, деепричастием, существительным в косвенных падежах.

По значению обстоятельства делятся на основные виды:

1) Места (где? куда? откуда? до куда?): появились вдали, проводил до станции.

2) Времени (когда? с каких пор? до каких пор?): приехали накануне,

остался до утра.

3) Причины (почему? отчего?): задержался из-за непогоды.

4) Цели (зачем? для чего?): сделать назло.

5) Образа действия (как? каким образом?): приплыли быстро.

6) Меры (сколько раз? как много? как долго?): звонил дважды.

7) Степени (в какой мере? в какой степени?): весьма удивлен.

8) Условия (при каком условии?): при желании научитесь.

9) Уступки (вопреки чему?): вопреки желанию не успел.

 

 

2. Сложные предложения.

Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский).

Простые предложения могут соединяться в сложные интонацией: А за окном было уже позднее утро, солнце растопило смолу на стволах сосен, ею сильно пахло в лесном воздухе. ( Г. Бакланов), интонацией и союзами – сочинительными и подчинительными.

Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными, а при помощи союзов – союзными.

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

 

3. Расставить знаки препинания:

Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

Билет № 12

1. Имя существительное. Род и число существительных.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

Окончания существительных женского рода –а,-я, -ь:природа, земля, степь.

Окончания существительных мужского рода –ь, - й, : пень, край, луг.

Окончания существительных женского рода – о, -е: поле, яблоко.

Некоторые существительные с окончаниями –а(-я)относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода: плакса, неряха, молодчина, работяга.

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола: мастер Алиев - мастер Алиева.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идёт об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.

Некоторые имена существительные употребляются только в единственном числе (молоко, бензин) или только во множественном числе (очки, ножниц).

 

2. Сложносочинённые предложения. Виды сложносочинённых предложений.

Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них. По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на три группы:

· Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), нини. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом. Например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (И.Бунин)

· Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, лиили, тото, не тоне то, то лито ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких: Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. (А.Чехов)

· Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (Б.Полевой)

 

3. Что означают данные фразеологизмы: тёртый калач, синяя птица, золотые руки, тёмная лошадка. Просклонять выделенное слово.

Билет № 13

1. Падежи имён существительных.

Падеж— это выражение отношения предмета, назван­ного именем существительным, к другим предметам. В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов:

Падеж Вопрос Пример
Именительный Кто? Что? Ученик, школа
Родительный Кого? Чего? Ученика, школы
Дательный Кому? Чему? Ученику, школе
Винительный Кого? Что? Ученика, школу
Творительный Кем? Чем? Учеником, школой
Предложный О ком? О чём? Об ученике, о школе

Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.

Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени су­ществительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гор­диться (чем?) успехами.

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

В сложносочинённых предложениях(ССП) с противительными союзами: А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ, ТОЛЬКО — одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него.
[ ], а [ ].


[Чины людьми даются], а [люди могут обмануться].


[ ], [же ].


[Убеждения внушаются теорией], [поведение жеформируется примером].



[ ], да [ ].


[Они, конечно, не знают меня], да[я-то их знаю

].

[ ], зато [ ].


[Федя никогда не плакал], зато[находило на него временам дикое упрямство].

[ ], только [ ].


[Она не двигалась], только[чуть-чуть шевелились брови].


[ ], однако [ ].


[Был уже весенний месяц март], однако[по ночам деревья трещали от холода, как в декабре].

3. Роды литературы (эпос, лирика, драма). Дать определения.

Все литературные произведения принадлежат к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме.

ДРАМА — один из родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА — один из родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС — один из родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Билет № 14

 

1. Имя прилагательное. Разряды прилагательных.

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос како́й? какая? какие? чей?. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных:

2. качественные (отвечают на вопрос какой?) обозначают:

· форму (прямой, круглый);

· размер (узкий, низкий);

· цвет (красный, зелёный);

· свойство (прочный, хрупкий);

· вкус (горький, сладкий);

· запах (ароматный, пахучий);

· температуру (тёплый, жаркий);

· звук (громкий, тихий);

· общую оценку (важный, вредный) и т.д.

3. относительные (отвечают на вопрос какой?) обозначают:

· материал (деревянная ложка, глиняный горшок);

· количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом);

· место нахождения (степной ветер, сельский житель);

· время (прошлогодний план, январские морозы);

· назначение (стиральная машинка, пассажирский поезд);

· вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план).

4. притяжательные (отвечают на вопрос чей?) обозначают принадлежность чему-либо, кому-либо (отцовский, сестрин);

Для того, чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

 

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами (или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то, а то, а не то, иначе) указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или

- чередуются (То появлялось солнце, то вновь начинался дождь);

- указывают на взаимоисключение событий (Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом).

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

 

3. Разобрать по составу выделенные слова:

Мы издали увидели речку блестящую на солнце.

Билет № 15

1. Глагол. Неопределённая форма глагола. Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 9 сентября 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 5 правок.

Глаго́л — часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и,о)? В предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов). Начальной формой глагола является неопределённая форма глагола,или инфинитив. Неопределённой форме глагола присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти. Суффикс -ть стоит после гласных (следить, думать, петь), а -ти — после согласных (нести, везти, плести). Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически в -чь слились инфинитивный показатель -ти и конечный корневой звук [г] или [к]: формы типа «пекти», «берегти» в резуль­тате фонетических изменений преобразовались в «печь», «бе­речь» и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Он [Старцев] решил сходитьк Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 2) Я поступил неосторожно, предаваясь ми­лой привычке видеть и слышать вас ежедневно (А. Пуш­кин).

 

2. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

В сложносочинённых предложениях (ССП) с соединительными союзами: И, ДА(=И), НИ—НИ — может говориться об

  • одновременности событий и явлений,
  • следовании событий друг за другом.

1) Ни [ ], ни [ ].


Ни [калина не растёт меж ними], ни[трава не зеленеет].


2) И [ ], и [ ].


И [метался ветер быстрый по бурьянам], и[снопами мчались искры по туманам]...

4) [ ], да [ ].


[Только иволги кричат], да[кукушки наперебой отсчитывают кому-т

 

5) о непрожитые годы].


3. Расставить знаки препинания: Жизнь даётся один раз и хочется пожить её бодро осмысленно красиво.

Билет № 16

1. Главные члены предложения.

Главные члены двусоставного предложения, образующие его грамматическую основу - это подлежащее и сказуемое. Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым и отвечающий на вопросыкто? что? Самой распространенной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного. Лошади шли шагом и скоро стали (А.С. Пушкин). В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употребленная в значении имени существительного

Сытый голодного не разумеет (поcловица).

Первые будут последними (поговорка).

Что волки жадны - всякий знает (Кр).

Иных уж нет, а те далече... (П.)

 

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего и отвечающий на вопросы: что делает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? Сказуемое бывает глагольное и именное.

Глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое - сказуемое, выраженное формой какого-либо наклонения или фразеологическими сочетаниями, которые можно заменить одним глаголом (вышел из себя - рассердился)

Он вошел в комнату.

Составное глагольное сказуемое образовано из двух глаголов

Услышав это, он прекратил спорить и уселся в углу комнаты.

Именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительного, прилагательного и др.)

Деревня, где скучал Евгений, была прекрасный уголок

 

2. Сложноподчинённые предложения. Виды сложноподчинённого предложения.

Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение. Сожноподчиненные - сложные предложения, части которых неравноправны и связаны подчинительными союзами и союзными словами.Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения. Союзные слова, в отличии от союзов, выполняют функцию членов предложения

Часть предложения, зависящая от другой называется придаточным предложением, часть предложения, от которой зависит другая часть называется главным предложением. Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос. Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что), [ ]; [ ], (что); [ ], (что). Например: Когда хлеб, тогда и мера, когда деньги, тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов, и прячется между камнями (И. Куприн).

Виды придаточных предложений:

· Определительные – отвечает на вопрос какой? и его формы: Сегодня нужно заниматься теми делами, которые будут полезными для твоего здровья.

· Изъяснительные – отвечает на вопросы косвенных падежей: Я не знаю, куда он пошел.

· Обстоятельственные - отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему? и др.:Он работал так, чтобы достичь максимального результат.

3. Сделать фонетический разбор выделенного слова: Южныйостров находился дальше всех.

Схема фонетического разбора слова.

 

1) Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2) Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.

3) Запишите фонетическую транскрипцию слова.

4) Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, какой буквой обозначены.

5) Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора:

Юж-ный – 2 слога, 1 -ий слог является ударным

 

ю[ю] – гласный, ударный; обозначен буквой «ю»;

ж[ж] – согласный, звонкий, твёрдый; обозначен буквой «ж»;

н[н] – согласный, звонкий, твёрдый; обозначен буквой «н»;

ы[ы] – гласный, безударный; обозначен буквой «ы»;

й[й] – согласный, звонкий, мягкий; обозначен буквой «й».

В слове 5 звуков, 5 букв.

 

Билет № 17

1. Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

1) Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

I спряжение:

· глаголы брить, стелить, зиждиться;

· все глаголы на -еть (кроме 7 исключений);

· все глаголы на -ать (кроме 4 исключений);

· все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др.

II спряжение:

· все глаголы на -ить (кроме 3 исключений);

· 7 глаголов на -еть:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.