Характеристика цифровой оценки (отметки) • “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); • “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; • “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время. Тематический план Разделы и темы | Всего часов | 1-й класс (32 ч) | Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | | Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности) | | Домашний труд | | Декоративное оформление предметов | | 2-й класс (34 ч) | Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | | Технология изготовления изделий из различных материалов | | Домашний труд | | Декоративное оформление предметов | | 3 класс (68 ч) | Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | | Технология изготовления изделий из различных материалов | | Домашний труд | | Декоративное оформление предметов | | Практика работы на компьютере | | 4 класс (68 ч) | Общетрудовые знания, умения и способы деятельности | | Технология изготовления изделий из различных материалов | | Домашний труд | | Декоративное оформление предметов | | Практика работы на компьютере | | Тематическое планирование уроков Класс 1 четверть (9 ч): • Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”. • Плоская аппликация из семян на картонной основе. • Композиция из засушенных соцветий на открытке. • Тематические аппликации из засушенных листьев “Лес после дождя”, “Подводное царство”, “Бабочки на лугу”. • Работа с бумагой. Правила складывания оригами. Поделки “Собачка”, “Кот”. • Оригами. Поделки “Мышка”, “Рыбка”. • Окрашивание бумаги “Клякса”. Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги. • Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами. • Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура: “Петушок”, “Рыбка”. 2 четверть (7 ч): • Картонный поднос-сет, украшенный переводными картинками. • Именные карточки для стола с аппликациями. • Ребристые елочные игрушки: “Шар”, “Груша”, “Яблоко”. • Гнутые елочные игрушки из квадратов “Самоцвет”. • Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”. • Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”. • Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками. 3 четверть (9 ч): • Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”. • Поролоновый игольник. • Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой. • Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке. • Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков. • Гараж-ракушка из плотной бумаги. • Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”. • Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”. • Бумажный плетеный коврик с каймой. 4 четверть (8 ч): • Выпуклая аппликация “Утренний цветок”. • Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”. • Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером. • Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой. • Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”. • Игрушки из природных материалов: “Бабочка”, “Петушок”, “Бычок”. • Работа с природными материалами: “Лесная поляна”. • Вертушка. Класс 1 четверть (9 ч): • Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне. • Объемные игрушки из природных материалов. • Композиции из семян. • Складная коробка для отходов. • Оригами. “Лебедь и утка”. • Оригами. “Цветы”. • Обрывная аппликация “Дельфин”. • Объемная аппликация “Рыбка”. • Мозаика из обрывных кусочков. 2 четверть (8 ч): • Аппликация из геометрических фигур “Ежик”. • Объемная аппликация “Аквариум”. • Аппликация с использованием симметричных изображений. • Игрушки из бумажных полосок. • Елочная подвеска из гнутых полос. • Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей. • Новогодние подвески из конуса. • Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”. 3 четверть (10 ч): • Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”. • Салфетка, вышитая стебельчатым швом. • Швы: “вперед иголку”, “через край”. • Однослойная прихватка. • Однослойная прихватка (отделка работы). • Мартинички – человечки из ниток. • Мартинички – человечки из ниток (декор работы). • Куколки-головки из целой яичной скорлупы. • Пасхальные сувениры из скорлупы. • Праздничная открытка “Зайчик”. 4 четверть (7 ч): • Игрушки из спичечных коробков. • Игрушки из спаренных спичечных коробков. • Игрушки из “киндер-сюрпризов”. • Изготовление записной книжки. • Декоративная отделка записной книжки. • Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц. • Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”. Класс 1 четверть (18 ч): • Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”. • Экскурсия. Сбор природных материалов. • Правила хранения природных материалов. • Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”. • Приемы создания фактурной поверхности на картонной заготовке для будущей аппликации. • Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”. • Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон. • Плоские аппликации из разглаженной соломки. • Разновидности плоских мозаичных аппликаций. “Прищипанные” аппликации. • “Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации. • Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка. • Двойная поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз. • Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза. • Лабораторное занятие “Производство бумаги. Свойства бумаги”. • Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”. • Приемы вырезания внутренних углов. “Друзья на празднике” (продолжение работы). • Переплетные работы. Папочка-игольница. • Переплетные работы. Папочка-игольница (продолжение работы). 2 четверть (13 ч): • Раскрашивание бумаги под мрамор. • Приемы закрепления краски на поверхности, на бумаге. • Картонный поднос-сет, украшенный мраморной бумагой и блестками. • Фигурки из бумажных салфеток. Простой и двойной конусы. • Использование готовых форм (картонных цилиндров) как опоры для игрушки. • Елочная подвеска “Фонтанчик”. • Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”. • Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”. • Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке. • Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик. • Ажурная гирлянда. • Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”. • Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами. 3 четверть (18 ч): • Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик. • Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”. • Изделия из рассеченных кругов. “Ежик”. • Изделия из рассеченных кругов. “Ежик” (продолжение работы). • Петельный шов. • Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка. • Игольница в форме сердечка (продолжение работы). • Происхождение шерстяных тканей, их свойства. • Приемы пришивания пуговиц в прокол. • Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник. • Грелка на чайник (продолжение работы). • Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”. • Мартишоры “Цветы из кругов” (продолжение работы). • Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона. • Колобок из помпона (продолжение работы). • Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. Приемы разметки на просвет. • “Папочка для вкусностей” (кулинарных рецептов). • Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”. 4 четверть (17 ч): • Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”. • Варианты аппликации на гнутой поверхности. Декоративные настольные куклы из цилиндра. • Объемные игрушки из природных материалов: “Путешественницы”, “Бедная Баба Яга”, “Веселые медвежата”. • Приемы подготовки яичной скорлупы к работе. Аппликация из дробленной яичной скорлупы. • Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями. • Практика работы на компьютере (12 ч): – Информационные технологии. – Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе. – Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс. – Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь. – Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа. – Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа. – Компьютерная графика. Графические редакторы. – Основные операции при рисовании. Практическая работа. – Создание рисунков. Практическая работа. – Компьютерная анимация. – Компьютерное проектирование. – Компьютерные игры. Класс 1 четверть (18 ч): • Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала. • Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”. • Работа с соломкой. Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломы. • Выпуклая аппликация из соломки “Бабочка”. Приемы окрашивания деталей “набрызгом”. • Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку. • Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой. • Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем. • Переплетные работы. Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”. • Виды картона, происхождение, свойства. Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей. • Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов. • Правила безопасного резания тонкого металла. Приемы сгибания металлических полос. • Подсвечник из металлической банки. • Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”. • Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет. • Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”. • Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”. • Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт. • Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией. 2 четверть (14 ч): • Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы. • Работа с текстильными материалами. Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка. • Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия. • Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани. • Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”. • “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия. • Некоторые разновидности термопластов. Свойства поролона. • Игрушки из поролона. • Елочное украшение “Складная звезда”. • Елочная подвеска “Золотая рыбка”. • Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов. • Подвеска из конусов “Петрушка”. • Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов. • Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”. 3 четверть (19 ч): • Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. • Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия. • Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме. Отделка работы жесткими деталями. • Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”. • Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы. • Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков. • Конфетница из половины нитяного ажурного кокона. • Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей. • Приемы разметки по шаблону, на просвет и по выкройке. “Кармашек для мелочей”. • “Кармашек для мелочей”. Декоративная отделка изделия. • Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”. • Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия. • Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка. • Устройство лобзика. Правила заправки пилки в лобзик. Приспособления для выпиливания. Приемы пиления. Разметка фигурок, выпиливание. • Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”. • Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия. • Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. • Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. Декоративная отделка изделия. • Общественно полезный труд. Правила подготовки изделия к демонстрации на выставке. 4 четверть (17 ч): • Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе. • Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа. • Файлы и папки (каталоги). • Операции с файлами и папками. Практическая работа. • Компьютерное письмо. • Правила клавиатурного письма. Практическая работа. • Операции при создании текстов. Практическая работа. • Оформление текстов. Практическая работа. • Организация текстов. Практическая работа. • Создание печатных публикаций. • Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа. • Создание электронных публикаций. • Гиперссылки в публикациях. • Звуки, видео и анимация в электронных публикациях. • Поиск информации. • Поисковые системы. Поисковые запросы. • Сохранение результатов поиска. Список литературы Основная: Ø Литература для учащихся: 1. Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА] 2. Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА] 3. Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА] 4. Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА] 5. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс: Рабочая тетрадь 6. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 2 класс: Рабочая тетрадь 7. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 3 класс: Рабочая тетрадь 8. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Рабочая тетрадь Ø Литература для учителя: 1. Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл" 2. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие 3. Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие 4. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие 5. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие Дополнительная: 1. Геронимус Т.М. Учебный комплект по труду для 1-4 кл. - АСТ-Пресс, 1997 2. Геронимус Т.М. Бумажное царство. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997 3. Геронимус Т.М. Учимся мастерить. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997 4. Геронимус Т.М. Мои помощники - инструменты. Тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997 5. Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера. Неразъемная тетрадь. - АСТ-Пресс, 1997 6. Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда. - АСТ-Пресс, 1997 7. Геронимус Т.М. Серебряная паутинка. - АСТ-Пресс, 1997 8. Геронимус Т.М. Набор инструкционных карт. - АСТ-Пресс, 1997 9. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 кл. Методические рекомендации. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996 10. Геронимус Т.М. Альбом чертежей приспособлений для оборудования мастерской трудового обучения в 1-4 кл. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996 11. Геронимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к планированию занятий. - Новая школа, 1994; Арктоус, 1996 12. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое руководство по использованию комплекта учебников-тетрадей по тркдовому обучению в школе 1 – 3 и 1 – 4. - АСТ-Пресс, 1998 |