Критерии и нормы оценки знаний обучающихся ПРИНЯТО методическим объединением учителей начальных классов Протокол № __ от ______ УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ А. Г. Павлов «___» ___________ 200_ г. Рабочая программа по предмету «Технология» на 2011 – 2015 учебный год Составитель: Ю. Ю. Пасынок, заместитель директора по УВР школы первой ступени, учитель начальных классов высшей квалификационной категории г. Южно-Сахалинск 2011 г. Технология Пояснительная записка Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. М. Геронимус «Технология», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение обучающимися: – начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; – способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; – умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; • формирование первоначальных представлений о мире профессий; • воспитание: – трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; – интереса к информационной и коммуникационной деятельности; • практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”. Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части: • первая часть – теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы; • вторая часть – практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом. На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Учебный курс “Технология” также предусматривает в 3–4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере. Требования к уровню подготовки обучающихся По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать): • основные источники информации; • назначение основных устройств компьютера; • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером; Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; • поиска необходимой информации; • изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты – Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. – Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. – Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. – Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. – Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. – Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. – Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. – Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты – Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. – Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. – Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. – Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. – Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. – Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. – Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям – Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. – Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты – Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. – Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. – Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; – Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. – Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Й класс К окончанию обучения по курсу “Технология” в 1-м классе обучающиеся должны знать: • что такое деталь как составная часть изделия; • что такое конструкция; • что конструкции бывают однодетальными и многодетальными; • что такое неподвижное соединение деталей; • виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления; • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; • способы разметки: сгибанием, по шаблону; • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; • название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними; • правила безопасности труда; • правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; • правила организации рабочего места. Обучающиеся должны уметь: • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; • различать материалы и инструменты по их назначению; • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; • качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; • эстетично и аккуратно оформлять изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами; • использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы); • выполнять правила культурного поведения в общественных местах. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • под контролем учителя рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; • с помощью учителя проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку; • при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. Й класс К окончанию обучения по курсу “Технология” во 2-м классе обучающиеся должны знать: • названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой; • правила: – безопасности труда при работе с ручным инструментом; – разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля; – сгибания бумаги и картона по линиям разметки; – резания ножом с помощью пальцев и линейки; • приемы соединений (разъемные, не разъемные). Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • составлять план предстоящей работы; • обрабатывать ручными инструментами различные материалы; • изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов; • экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия; • самостоятельно: – размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов; – выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры. Й класс К окончанию обучения по курсу “Технология” в 3-м классе обучающиеся должны знать: • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани); • простейшие способы достижения прочности конструкций; • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; • линии чертежа; • правила безопасной работы с канцелярским ножом; • технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение. Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; • читать простейшие чертежи (эскизы) разверток; • соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов; • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж; • изменять конструкцию изделия по заданным условиям; • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа; • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем; • самостоятельно: – размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность; – читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже. Й класс К окончанию обучения по курсу “Технология” в 4-м классе обучающиеся должны знать: • правила культуры труда; • названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение; • правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой; • правила планирования и организации труда; • способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой; • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота). Обучающиеся должны уметь: • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; • составлять план предстоящей работы; • обрабатывать ручными инструментами различные материалы; • изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов; • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий; • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий; • эстетично оформлять изделия. Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями: • с помощью учителя: – выбирать темы для практических и проектных работ; – искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем; • самостоятельно: – разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; – распределять обязанности в группе; – организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом; – экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности в выполнении работы; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.). |