Лекция 2. Маркетинговая среда туристского предприятия. Лекция 1. Понятие маркетинга. Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена (Филипп Котлер). Общей целью маркетинга является достижения рыночного согласия между производителем и потребителями, продавцами и покупателями, при обоюдной выгоде и в наилучших условиях. Нужда - ощущаемый человеком недостаток в чем-либо. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Спрос – человеческая потребность, подкрепленная возможностью. Рынок – система взаимоотношений между существующими и потенциальными продавцами и покупателями, каких - либо товаров. Товар – все, что может удовлетворять потребность и предназначенное для продажи. Концепции маркетинга: 1) Концепция совершенствования производства (производственная). Формируется при условии, когда спрос превышает предложение, рынок не насыщен. Ее суть в том. Что любой товар будет пользоваться спросом если он доступен по цене и широко пр. на рынке. Деятельность фирмы ориентирована только на возможности производства, а не потребления общества. Цель- увеличение продаж, которая достигается путем увеличения производства и производства труда. 2) Концепция совершенного товара (товарная). Возникает при условии насыщения рынка и усиления конкуренции. Усилия концепции направлены на совершенствование товара. Суть концепции- любой товар может быть продан если он хорошего качества. Цель – повышение качественных характеристик, которые достигаются путем технических разработок. Недостаток – высокая цена конечного товара. 3) Концепция совершенствования сбыта (сбытовая). Возникает в условиях перепроизводства и отсутствия спроса на товар. Суть: любой товар может быть продан, если для этого приложить усилия. Цель: идентификация сбытовых усилий. Достигается за счет агрессивных методов продаж. 4) Концепция традиционного маркетинга (потребительская). Возникает в условиях неудовлетворенной или неполной удовлетворенности потребителя имеющимся предложением. Суть: товар будет продан на рынке, если его производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Внимание производителя направлено на максимальную удовлетворенность реальных потребностей потребителя. Для этого изучаются спрос и потребление предпочтения. 5) Концепция социально-этического маркетинга. Заключается в социальной ответственности бизнеса перед обществом и потребителем. В конкурентной борьбе компания акцентирует внимание на безопасности своих товаров для общества. 6) Маркетинг отношений (взаимодействия). Основан на выстраивании долговременных взаимовыгодных отношений со всеми участниками рынка. Лекция 2. Маркетинговая среда туристского предприятия. Маркетинговая среда предприятия – это совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами туристского предприятия и влияющих или имеющих возможность повлиять на его рыночные решения. Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя. - внутренняя (туристские предприятия) -Микросреда (контактная аудитория, поставщики, конкуренты, клиенты, маркетинговые посредники) -макросреда (социальная среда, политико-правовая, культурная, природная, научно-техническая, демографическая) Внутренняя среда – это совокупность всех факторов предприятия, обуславливающих его жизнедеятельность, особенность факторов внутренней среды является то, что все они контролируемые. Важно сформировать такую систему внутренней среды, и так организовать использование всех ресурсов, чтобы обеспечить применение их оптимальным образом для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет оценить: 1) Характер предлагаемых продуктов и их положение на рынке 2) Состояние производительных мощностей, оборудования, исследований и разработок 3) Процесс сбыта продуктов 4) Уровень развития связей предприятия и взаимоотношений с поставщиками, посредниками и потребителями 5) Уровень материально-технического снабжения и финансово-кредитных ресурсов 6) Коммуникации с внешней средой 7) Мотивация сотрудников и полнота использования их способностей Маркетинговая служба туристского предприятия функционирует практически со всеми функционирующими структурами: · Финансовой службой и бухгалтерией. До маркетингового отдела плановыми службами доводится бюджет маркетингового предприятия, от размера которого зависит их объем, насыщенность, системность. После проведения маркет. предприятий в бухгалтерию сдаются все документы, подтверждающие расходование средств. · Производственный отдел. В результате проведения маркетинговых исследований в отдел поступает информация об объеме оказанных услуг, количестве клиентов, качественные характеристики услуги и многое другое, касающееся производства услуг. · Отдел снабжения. Получает от отдела маркетинга информацию о требуемом уровне качества сырья, ценах на это сырье, конкуренции на рынке поставщиков. · Отдел сбыта. Получает информацию от маркетинговой службы о возможностях реализации, т.е. информацию о целевых потребителях, их месте положения, доступности, о приемах коммуникационной политики и т.д. Внешняя среда. Микросреда компании: · Поставщики. Это те предприятия и лица, которые поставляют данному предприятию сырье, материал, услуги, информацию и т.д. за определенную плату. Отношения с поставщиками строятся на договорной основе и носят как правило долговременный характер. · Конкуренты. Это компании или лица, предлагающие аналогичную продукцию или удовлетворяющие аналогичную потребность. Конкуренты бывают: - прямые, предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей. -косвенные, предлагают другие товары (услуги) удовлетворяющие те же потребности, что и продукция данной фирмы - потенциальные. Предприятия, которых на данный момент нет на рынке, но которые проявляют к нему определенный интерес. · Клиенты. Это компании и лица, приобретающие товар или услугу у данной организации. Существуют следующие типы клиентских рынков: - рынок потребителей – покупателями являются физические лица, приобретающие товар для личного пользования - рынок посредников – покупателями являются организации, покупающие товар для дальнейшей перепродажи. - рынок производителей – представляют организации, приобретающие товар для использования в хозяйственной деятельности. - рынок организаций – покупателями являются государственные учреждения и организации. - международный рынок – покупателями являются лица других государств. · Маркетинговые посредники - это компании и лица, помогающие продвижению товара до конечного потребителя, делать его более привлекательным и доступным. К ним относят торговых посредников, транспортные компании, рекламные агентства и т.д. · Контактная аудитория – компании и лица, создающие благоприятный имидж данному предприятию. Это учредители и инвесторы, общие организации, сотрудники фирмы, широкая общественность. Макросреда. Демографические факторы: 1) Численность населения 2) Плотность размещения 3) Степень урбанизации 4) Миграционные тенденции 5) Возрастная структура 6) Половая структура 7) Рождаемость и смертность 8) Количество браков и разводов 9) Структура и состав семьи Социально-демографическая среда: 1) Уровень экономического развития страны 2) Общехозяйственная конъюнктура 3) Инфляция 4) Безработица 5) Инвестиции в экономику 6) Валютные курсы 7) Уровень доходов населения 8) Структура доходов и расходов 9) Покупательская способность 10) Эластичность спроса 11) Экспорт туристических услуг Политико-правовая среда: 1) Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность 2) Экономическая политика предприятия 3) Туристская политика государства 4) Внутриполитическая стабильность 5) Международное сотрудничество 6) Последствия внешнеполитических акций 7) Туристские формальности 8) Влияние общественности на характер решений, принимаемых гос. органами. Природная среда: 1) Природные ресурсы 2) Климатические условия 3) Использование ресурсов в процессе производства туристских услуг. 4) Источники сырья 5) Дефицитность отдельных ресурсов 6) Уровень загрязненности окружающей среды и др. Культурная среда: 1) Особенности культурных и нравственных ценностей общества 2) Формы культуры 3) Уровень образования населения 4) Изменение стереотипов поведения 5) Стиль жизни 6) Туристская подвижность населения Научно-техническая среда: 1) Технологические изменения в туриндустрии и смежных отраслях 2) Развитие энергосберегающих и информационных технологий 3) Ужесточение к безопасности технических нововведений 4) Гос. инновационные программы |