ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИ Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 87 тыс. км железных дорог общего пользования (половина – электрифицирована), 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 745 тыс. км (из 910 тыс.км) автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования) (7 место в мире по протяженности), 101,6 тыс. км внутренних водных путей, 7,6 тыс. км трамвайных путей и троллейбусных линий, более 475 км путей метрополитена, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными, 210 тыс. км магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов. В транспортной системе страны занято 3,2 млн. человек (4,6% работающего населения). Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза. Но следует признать, что транспорт, и транспортный машиностроительный комплекс остро нуждаются в существенном совершенствовании и преобразовании. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей[4], поэтому транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв. Таким образом, основные проблемы развития транспортной системы Российской Федерации являются следующие: ► Наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры: – 5 (4 скоро) субъектов РФ из 83 не имеют железных дорог вообще, – в 10 субъектах РФ железнодорожная сеть развита критически слабо; – Плотность железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки раз). ► Значительный износ транспортных сетей. Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы[5]. ►Сокращение объемов реконструкции и строительства транспортных объектов инфраструктуры; ►Недостаточное качество транспортных услуг; ► Недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и всей транспортной системы России; ► Низкие показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения. В ДТП ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий ежегодно составляет не менее 7-8 % ВВП. ►Проблемы обеспечения транспортной безопасности и анти-террористической устойчивости транспортной системы. Проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия транспортной сети, в т.ч. железнодорожного обеспечения. Многие проблемы современной России можно было бы решить, найдя выход в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог, но: ► Много грунтовых дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, с выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с натяжкой. ► Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий. ►Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети: * радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, (29% федеральных трасс работают в режиме перегрузки); * недостаточное число соединительных дорог, * только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть. * более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик. Из-за плохого состояния дорог, средняя скорость перемещения 300 км в сутки (Европа – 1500 км в сутки); * значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов (скорость). * низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России. * 76 % автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации[6]. В настоящее время средний уровень обеспеченности аэропортов основными производственными комплексами составляет по аэродромным, пассажирским и грузовым комплексам 95%, объектам технического обслуживания - 53%, объектам топливообеспечения - 85%; 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы имеют полный износ основных фондов. Имеется резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации. Количество аэропортов сократилось с 1450 (1991г.) до 282 (2015г.). В России 60% внешнеторгового грузооборота осуществляется с участием морского транспорта. На сегодняшний день основные портовые мощности эксплуатируются на пределе своих возможностей. |