НА ЧТО ВЛИЯЕТ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА? Транспортная инфраструктура России. 1,2 ЧТО ТАКОЕ ИНФРАСТРУКТУРА И ТРАНСПОРТНАЯ ИНФР.? Инфраструктура – (лат. инфра – ниже, под; структура – строение, расположение) – совокупность вспомогательных сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования основных отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Транспортная инфраструктура – термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство. Транспортная инфраструктура – это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей экономики и населения страны в перевозках, в надежном внутреннем и международном товарообмене при соблюдении требований национальной, экономической и экологической безопасности. Роль транспорта в развитии экономики России огромна, поскольку пространственный ресурс является ее отличительной чертой. Еще в прошлом столетии Д.И.Менделеев определил миссию транспорта формулой: «транспорт – центр гравитации России». На сегодняшний день Россия располагает всеми современными видами транспорта. Вклад транспорта в формирование Валового Внутреннего Продукта[1] составил в 2010 году 7%. Транспортная отрасль занимает по этому показателю четвертое место в России. Любая инфраструктура делится на две группы: – производственную. Включаются отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. – непроизводственную (социальную). Включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТАМИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФР-РЫ? К объектам транспортной инфраструктуры относятся: Базовые объекты: – железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, – автомобильные дороги, – тоннели, – эстакады, – мосты, – грузовые и пассажирские вокзалы и станции – метрополитены, аэродромы и аэропорты, – объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, – здания, – технические сооружения, – агентства по продаже билетов и организации перевозок, – логистические центры, – склады, – инженерные сети, – коммуникации и т.д. Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности. К транспортным средствам относятся: – воздушные суда, – железнодорожный подвижной состав, – суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, – подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта. НА ЧТО ВЛИЯЕТ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА? 1) На размещение производства. При размещении предприятий, учитываются: – потребность в перевозках, – масса грузов, требующих перевозки, их транспортабельность, – обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. 2)На эффективность производства: – облегчение труда с помощью транспортных средств, повышает его производительность, – связь и координация всех отраслей экономики (поставка сырья, энергетических ресурсов, полуфабрикатов, гот. продукции). 3) На решение социально-экономических проблем. Хорошо развитая транспортная система: – служит одним из важных факторов привлечения населения к производству, а это дает интеграционный эффект, –больше экономия времени человека на передвижение, комфорт. 4) С помощью транспорта возможно распространение культурных, эстетических ценностей (туры, передвижные выставки…). Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.); 5)На развитие науки.С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой – транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки (космос). 6) Оборонная функция проявляется в возможности быстрой передислокации войск, населения, производства[2]. 7) На себестоимость продукции. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции, в том числе из-за дальности перемещения и неравномерного размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов[3]. 8) На формирование местного и общегосударственного рынка. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ТРАНСПОРТА: Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодо-рожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный). Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям, (а заводам, ПТУ….) |