МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Пропорциональность в соотношении частей костюма





Пропорциональность — необходимое условие существования любого художественно решенного изделия.

Подобие тел, характеризующееся равенством отношений размеров, называется пропорцией. Масштаб изделия определяют, сопоставляя его размеры с фиксированным размером, принятым за эталон.

Пропорции в значительной степени определяют целостность объемной структуры изделия. Как бы хороши ни были сами по себе части целого, но если отсутствует четкая пропорциональная система в их организации, художник не достигнет образной выразительности изделия. Пропорции лишь тогда обретают действенную силу, когда в их основу художник вкладывает 'смысловую и функциональную сущность вещи.

Всякое структурное построение — это уже организация, порядок, призванный оказать воздействие на зрителя. Гераклит говорил, что строй и порядок провозглашаются основой мировоззрения и что, если бы в начале мира не было строя, порядка, прекраснейший строй мира представлял бы собой как бы кучки сора, рассыпанного наудачу. Отсюда внимание к пространственной организации формы, к ее геометрическим характеристикам, правильным геометрическим телам, к понятиям равенства, подобия, соразмерности и пропорциональности.

Зодчий эпохи Возрождения Леон-Баттиста Альберти [20] писал, что красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, такая, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не сделав хуже.

Прежде чем художник приступит к установлению пропорций объемной структуры, он должен ее упорядочить. Упорядочение начинается с перемещения элементов, создания систем горизонтальных и вертикальных членений, обусловленных определенными математическими связями. Предмет, разделенный на равные части, вызывает ощущение покоя; разделенный на неравные части — ощущение движения.

Пропорции делятся на арифметические (модульные) и геометрические. В арифметических пропорциях взаимосвязь частей и целого выражена повторением единого заданного размера. Геометрические пропорции строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм. Частным случаем геометрической пропорции является пропорция золотого сечения.

Пропорции наблюдаются в строении тела человека: пуповина у новорожденного ребенка приходится на середину тела; у взрослого человека, сложенного пропорционально, пуповина делит тело по принципу золотого сечения, базовые членения стопы также имеют отношение золотого сечения. Исходя из принципа золотого сечения, можно построить прямоугольник, стороны которого относятся как 1,62/1. Такой прямоугольник называется "золотым", динамичным. Он обладает тем свойством, что если отсечь от него квадрат, то оставшаяся часть окажется прямоугольником, подобным первоначальному.

Наряду с золотым сечением наиболее часто в природе, изобразительном и прикладном искусстве встречаются пропорции с иррациональными соотношениями: \/2, \/3 \/5. Прямоугольники с таким соотношением сторон распадаются на элементы, строение которых повторяет строение целого.

Русские народные костюмы, которые проанализированы способом обмера их частей, построены с учетом принципа золотого сечения на основании пропорций фигуры человека.



Принципы золотого сечения и близкие ему пропорциональные соотношения легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства, главным образом произведений архитектуры античности и эпохи Возрождения.

Ритмическая и метрическая согласованность между элементами костюма

Ритмическая и метрическая согласованность — не одно и то же.

Ритм — приятие сложное, базирующееся на постепенных количественных и качественных изменениях в ряду -чередующихся элементов, на закономерности изменения порядка.

Метрический порядок может замедлить или усилить динамичность ритма. Благодаря ритму произведения мы способны воспринять его образ.

Под ритмом подразумевается соотношение частей с учетом их последовательности, чередование элементов формы, которые создают различные временные соотношения. Объединяясь в определенной последовательности, части формы образуют ритмические фигуры, из которых в свою очередь складывается общий ритмический рисунок произведения.

Ритм можно понимать как чередование (убывание, нарастание) частей. Ритм сообщает любому произведению музыкальность, дает ему движение. Благодаря ритму усиливается звучание главного — идеи. Художник, меняя ритмические соотношения, изменяет характер образа. В пределах формы правильное решение ритма помогает охватить произведение в целом. Благодаря ритму взгляд подсознательно соединяет точки в пространстве. Если повторяющиеся точки или элементы отстоят далеко друг от друга, то взгляд как бы перепрыгивает с одного места на другое и модель лишается ритма.

Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) форм или интервалов между ними определяет собой прогрессивный, или гармонический, порядок ритма.

Многократное регулярное чередование элементов форм и интервалов между ними образует ритмические ряды. Плотность (массивность) или разреженность ритмического ряда зависит от соотношения величин элементов и интервалов между ними.

Построение структуры формы осуществляется с помощью интервалов конечного размера или нулевых интервалов, т.е. без интервалов.

Различают ритмы: убывающие, нарастающие, радиальные, скачкообразные. Органичность костюма в целом при этом не нарушается: основная форма костюма в общих чертах повторена в обуви, а именно в трапециевидном контуре стопы; внутренняя же разработка обуви может повторить любой из элементов костюма — ромб, круг, прямоугольник.

Ряд, состоящий из одинаковых элементов и интервалов между ними, называется простым метрическим рядом; ряд, составленный сочетанием двух и более простых метрических рядов, называется сложным метрическим рядом. Существуют сложные ряды с неравными элементами и равными интервалами между ними; чередованием неравных интервалов между равными элементами; чередованием неравных интервалов между неравными элементами.

Повторяющаяся группа элементов (с интервалами) называется периодом ряда.

Впечатление монотонности ряда перебивается элементами для активизации впечатления от общей формы. Прогрессивный ритмический ряд основывается на закономерностях арифметической или геометрической прогрессии. При построении ряда на основе арифметической прогрессии соблюдается постоянная разность, а на основе геометрической прогрессии — постоянное отношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.

Достичь единства конструкции и формы можно, сопоставляя с точки зрения ритма отдельные ее части и этим узаконивая жизненность формы.

Чередование равных по величине элементов образует равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным "ударением" — акцентами.

Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными, элементы, не имеющие акцентов, — пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром.

Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп бывает медленным, умеренным, нарастающим и быстрым. Темп имеет эмоциональные оттенки.

Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.

Ритм, метр и темп имеют огромное значение, так как они определяют динамику формы, организованность и характер образа. В изделиях разного назначения используют разные темп, ритм и метр.

Произведение в целом может быть составлено из связанных частей одинакового или разного метрического или ритмического характера, при этом возможны четыре случая соединения построений: равнометричных и равноритмичных; равнометричных и разноритмичных; разнометричных и равноритмичных; разнометричных и разноритмичных.

Масштаб

Масштаб определяется системой чле­нений, соотношением частей и целого и является средством повышения эмоциональной выразительности формы, а также средством выявления структурных и композиционных связей между частями формы и композиционной разработкой. Согласованность размерных показателей всех составляющих определяет степень грамотности построения форм костюма и его пластической выразительности.

Распределение масштабных характеристик в костюме обусловлено его назначением, стилевыми и модными особенностями, присущими данному периоду времени. Так, в ассортименте женской одежды пальтовой группы детали могут иметь значительно большую площадь, чем в ассортименте платьево-костюмной группы.

В учебных целях при рассмотрении категории масштаба различают пространственный и временной аспекты.

Пространственный аспект выявляет принцип связи элементов в определенный период времени и имеет значение на стадии проектного и эскизного поисков. При задании масштабных характеристик формы учитывают антропологический, структурный и композиционный уровни формообразования.

На антропологическом уровне фор­мообразования масштабную характеристику элементов формы задают условным разделением фигуры человека на так называемые конструктивные пояса. Различают традиционно пояса (рис. 4.7): головной /, шейный //, плечевой III, подмышеч-но-плечевой IV, подмышечный V, грудной VI, талиевый VII, бедренный VIII, бедра ноги IX, коленный X, голенный XI.

При построении масштабного соотношения элементов костюма на лист бумаги наносится условная графическая сетка, соответствующая основным конструктивным поясам фигуры. В этом случае линейная прорисовка контуров фигуры необязательна, так как антропологический уровень является необходимым корректирующим моментом формообразования, пространственным каркасом, который осуществляет связь самых разных форм и элементов с фигурой и при любой стилизации сохраняет целостность и логику формы.

На структурном уровне формообразования в основу масштабной характеристики закладывают пропорциональные соотношения частей формы и ее объемов, эти соотношения варьируют в пределах антропологической модели фигуры. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гармонизации формы средствами масштабных величин.

На композиционном уровне формообразования масштабную характеристику определяет размер рисунка ткани, а также размер отдельных цветовых и тональных площадей, деталей, отделочных элементов. Группировка композиционных элементов повышает эмоциональное состояние формы. Масштабное варьирование позволяет придать большую монолитность форме, выявить ее пластическое многообразие, подчеркнуть структурные особенности формообразования. Наиболее гармоничные решения достигают сочетанием трех групп элементов: мелких, средних, крупных. Принцип повторности и стабильности в сочетании этих групп обеспечивает гармонизацию формы.

Стабильность и повторяемость ограниченного числа масштабных характеристик (не более трех), их бесчисленная вариантность — одно из замечательных особенностей народного костюма. Например, в костюме крестьян Рязанской области характерно расчленение на крупные цветовые площади по уровню бедренных поясов фигуры (белые и красные в Сапожковском районе; красные, фиолетовые и темно-синие с белыми в Скопинском районе). Крупные полосы чередуются тут со средними и мелкими также на рукавах, плечах, в украшениях головных уборов. Мелкомасштабные элементы вышивок, ткацкого рисунка, украшений обогащают пластическое звучание крупных масс костюма, подчеркивают его монументальность и связь с фигурой по ее естественным членениям.

В костюме крестьян Воронежской области, например, совсем другой принцип вариативности этих же групп масштаба, но в единстве с цветовым строем и характером перераспреде­лений композиционного построения создается то же ощущение монумен­тальной целостности и необыкновен­ной пластичности всего комплекса. Общим для различных комплексов народного костюма является то, что мелкие и средние элементы округлой формы как бы наслаиваются на гру­ди и головных уборах, средние и крупные задают основное структур­ное и формовое многообразие костю­му [21] .

В условиях промышленного проектирования все группы масштабных характеристик формы связаны еди­ной системой гармонизации формы. В качестве гармонизирующего начала здесь выступает модуль или стан­дарт — размер, принимаемый за ос­нову при построении масштабных величин. Стандарт задается системой пропорционирования, типом симмет­рии формы, системой метроритми­ческих отношений, которые задают пластические решения.

Важное значение при этом придают проблеме корректировки масштаба, которая позволяет учитывать законы зрительного восприятия. Так, формы, расчлененные горизонтально, кажутся крупнее нерасчлененных форм, одна­ко при возрастающей роли расчле­нений это ощущение исчезает. Вер­тикальные формы кажутся выше, нежели равновеликие им горизон­тальные, так же как светлые поверхности кажутся крупнее темных и т.д. Здесь вступает в свои права закон зрительной иллюзии.

Масштабные характеристики фор­мы имеют развитие во времени и непосредственно связаны с процессом формообразования (рис. 4.8). Рас­смотрим это на примере костюма XIX в. Так, в моде 20-х годов основ­ные соотношения масштаба частей подчиняются трем группам по антро­пологическому признаку: самая крупная — юбка, затем лиф и рукав с последующим измельчением форм на головных и шейных поясах. Одна­ко в композиционных сочетаниях линейного ритма начинает преобла­дать укрупненный масштаб горизон­тального направления в области рука­ва и низа юбки. К 1823 г. форми­руется более укрупненная группи­ровка элементов, которая разрас­тается в области рукава и низа юбки, а к 1825 г. и тем более 1826 г. цели­ком переосмысливается масштабное соотношение частей формы, в кото­рой рукав становится более домини­рующей частью при увеличившейся в объеме юбке, разросшейся форме головных уборов. К 1830 г. масштаб­ные соотношения перестраиваются в сторону укрупнения верхней части формы, исчезает ощущение стройнос­ти и вертикальной динамики костю­ма, она сменяется некоторой тяжело­весностью крупных по масштабу форм.

К 1840 г. отделки в виде бантов развивают тему масштаба, заложен­ную в пластических массах рукава, а отделки из кружев образуют груп­пу мелкого масштаба, которая реа­лизуете» в сборках, ритме кружев и орнаментальной разработке голов­ного убора, композиционно сочетаю­щегося с прической. Отделка низа юбки и карманов поддерживает группу среднего масштаба, сочетающегося с масштабом, образуемым пластичес­кой разработкой рукавов. Эти града­ции наиболее хорошо видны в си­луэте. Самая крупная часть костю­ма — юбка — развивается в гармонич­ной пропорции относительно среднего масштаба лифа и разнообразится ди­намикой мелкого масштаба рукавов и головного убора.

Механизм этой связи обусловлен взаимодействием между собой ком­позиционных элементов и формы. Перераспределение начинается на композиционном уровне, постепенно накапливает размеры и переходит к мелким объемным формам, посте­пенно укрупняясь. Эту закономер­ность используют на стадии пред-проектного поиска при определении тенденции моды. В этом случае так­же проводят построение условной графической сетки, соответствующей конструктивным поясам фигуры, и используют ее как подсобный мето­дический материал при определении масштабных вариаций элементов в те­кущей моде. ЭтЪт аналитический ма­териал служит ориентиром при выбо­ре направления проектирования кос­тюма.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.