Отрицательные результаты инноваций Первая реакция на предложения об изменениях обычно является отрицательной. Большинство людей отвергают перспективу инновационного развития. Почему же к новшествам настороженное отношение? Перечислим некоторые причины отрицательного отношения к инновациям. 1. Иногда новшества приносят отрицательные результаты. Пример 1. Экономические реформы в России, проводящиеся с 1987 г.[20], привели к падению всех макроэкономических характеристик (валового внутреннего продукта[21], объема промышленного производства …) и уровня жизни. 2. Новшества обычно требуют от потребителей значительных материальных, финансовых, кадровых вложений для своего освоения. Особенно это заметно для инноваций в быстро развивающихся областях, например, информационных технологий. Приходится постоянно менять компьютеры и программное обеспечение на вновь появляющиеся варианты, тратить время на их освоение. Как говорил один из героев Льюиса Кэрролла, «чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил». Кроме бега на месте из-за внешнего инновационного давления, хочется продвигаться в своем деле, но на это остается мало времени и сил. Хорошо известно, что любая управленческая инновация, прежде всего реорганизация (реструктуризация), на некоторое время резко снижает эффективность работы подразделения или фирмы. Недаром древнее китайское проклятие звучит так: «Чтоб тебе жить во время перемен!» Пример 2. Инновации вытесняют то, что было раньше. Оптимисты говорят: «Лучшее – враг хорошего». Но дело в том, что уходит не только само «хорошее», но и многое, с ним связанное. Пример 3. Можно приводить и не столь специальные примеры. Распространение телевидения и Интернета уменьшило использование книг для работы и отдыха. Теперь уже встречаются лица, которые не понимают, что информацию можно искать не только в Интернете, но и в библиотеках. Потери очевидны: основные накопленные человечеством знания находятся пока еще не в Интернете, а в книгах. К тому же в Интернете много мусора. Разнообразные невежды беспрепятственно засоряют информационное поле безграмотными текстами, вместо того, чтобы читать и учиться. Пример 5. Распространение телефонной связи привело к уменьшению роли писем. Будущие поколения уже не смогут получить о нашем времени столь богатой информации, какой мы располагаем о жизни деятелей XIX в. Тем не менее, польза от инноваций существенная, что видно и в вышеприведенных примерах. Заключение Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю ткань общества, все сферы человеческой деятельности. Будущему специалисту в области управления инновациями необходимо отчетливо понимать, что: Ø инновация – это канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта (в соответствии с законом роста интеллектуализации общества); Ø инновация – это расширение круга товаров и услуг, улучшения их качества (в соответствии с законом возвышения и дифференциации потребностей общества); Ø инновация – это вовлечение в производство новых производительных сил (в соответствии с законом экономии затрат труда); Ø инновация – это приведение в соответствие структур воспроизводства, структур потребностей и структур внешней среды (в соответствии с законом пропорциональности развития). Иными словами, инновация – это реализация объективных законов развития общества, которые, в свою очередь, являются частным случаем общих законов развития систем.[22] Список использованной литературы 1.Лекционные материалы курса «Управление инновационной деятельностью» / Составитель: Коленский И.Л. 2. Лекционные материалы курса «Введение в специальность «Управление инновациями»»/Составители: А.А. Харин, И.М. Зарайская /Москва, 2008. 3. Управление инновациями: В 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Уч. пособие/А.А. Харин, И.Л. Коленский. – М.: Высш.шк., 2003. – с.35. 4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., - М.: Вита-Пресс, 2001, стр. 19. 5. Управление инновациями: В 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Уч. пособие/А. А. Харин, И.Л. Коленский. – М.: Высш.шк., 2003. – с.36. 6. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. – Изд: «Академия Естествознания», 2011. [1] Конъюнктура - это сложившаяся на данный промежуток времени обстановка, ситуация в какой-либо сфере общественной жизни. [2] Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М. О. – Изд: «Академия Естествознания», 2011 год. [3] ШУМПЕТЕР, ЙОЗЕФ АЛОИС (1883-1950), американский экономист. Окончил Венский университет, преподавал в университетах Граца и Бонна, а затем в Гарварде, где получил широкую известность благодаря своим исследованиям теории капитализма и циклов деловой активности. Среди его трудов — Теория хозяйственного развития; Циклы деловой активности: теоретический, исторический и статистический анализ капитализма; Капитализм, социализм и демократия. [4] Очерки истории экономической мысли. Йозеф Алоис Шумпетер (1883—1954): теория экономического развития (эл. источник: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm). [5] Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост реального объема продукции (ВВП) по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня (электронный источник: www.glossary.ru). [6] Экономическое развитие - структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Основными показателем экономического развития страны считается увеличение показателей ВВП или ВНП на душу населения, свидетельствующее: - о росте эффективности использования производственных ресурсов страны; и - о росте среднего благосостояния ее граждан (электронный источник: www.glossary.ru). [7] ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. К таким факторам относятся: земля, труд, капитал, предпринимательская активность (источник: Современный экономический словарь, slovari.yandex.ru). [8] Управление инновациями: В 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Уч. пособие/А.А. Харин, И.Л. Коленский. – М.: Высш.шк., 2003. – с.35. [9] Определение цитировано с Федерального портала по научной и инновационной деятельности, http://www.sci-innov.ru/ [10] Э. Янч - австрийский философ, эмигрировавший в США, трактует историю природы, общества и человеческого сознания в гуманитарно осмысленных понятиях нелинейной неравновесной термодинамики И. Пригожина. [11] Ф. Валента - чехословацкий экономист, изучающий различные теории нововведений. [12] Автор: А.А. Харин (мл.) [13] Питер Фердинанд Друкер – доктор юридических наук, крупнейший современный исследователь менеджмента, один из основателей эмпирической школы. Автор большого числа книг, посвященных предпринимательской деятельности, инновациям, роли менеджеров в организации, организационным целям и логике формирования организационных структур. Является одним из создателей теории управления по целям, инициатором сравнительного исследования культур. [14] Три международные организации занимаются разработкой методологии статистики науки и инноваций: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР или OECD), ЮНЕСКО и Евростат. «Руководство Фраскати» («Manual Frascati») стало в 1963 году первым документом, посвященным методологии статистики науки и инноваций. Оно было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. В настоящее время благодаря многочисленным инициативам организации, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (1993 год) стало основным международным стандартом. Документы из серии «Семья Фраскати» посвящены более конкретным методологическим вопросам изучения науки и инноваций. Евростат разработал в 1969 году первую редакцию «Номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов», являющуюся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и для определения социально-экономических целей стран — членов ЕС, обобщения данных и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС. ЮНЕСКО в 1978 году одобрила «Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которых в 1984 году было опубликовано «Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники» (документ постоянно дорабатывается с учетом опыта «Руководства Фраскати»). «Руководство Фраскати» является ориентиром для приближения методологии исследования НТД в России к мировым стандартам, что позволит корректнее сопоставлять российские данные с мировыми и европейскими. Сотрудничество ОЭСР и ЦИСН осуществляется начиная с 1991 года. [15]Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., - М.: Вита-Пресс, 2001, стр. 19. [16] Рынок - экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена (эл. источник: slovari.yandex.ru). [17] Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., - М.: Вита-Пресс, 2001, стр. 19. [18] Управление инновациями: В 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Уч. пособие/А.А. Харин, И.Л. Коленский. – М.: Высш.шк., 2003. – с.36. [19]Лекционные материалы курса «Управление инновационной деятельностью» / Составитель: Коленский И.Л. [20] В основе реформы в 1987 г. лежала перестройка первичного звена предприятия как социалистического товаропроизводителя. [21] Валовый внутренний продукт (ВВП) — один из важнейших макроэкономических показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. [22] Лекционные материалы курса «Управление инновационной деятельностью» / Составитель: Коленский И.Л. |