МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

История определения инновации (определения, встречающиеся в зарубежной и российской литературе)





 

Само понятие «инновация» (англ. innovation – нововведение; от лат. innovatio – возобновление, обновление, улучшение) впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

По некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения (инновации)[8].

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Новшество (новация)[9] – научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.

 

Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

 

В 30-х годах XX века в своих последующих работах Й. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Определения инновации (5 типичных изменения) Й. Шумпетера:

(1) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.

(2) Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

(3) Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

(4) Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

(5) Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

Помимо Й. Шумпетера сходное понимание понятия «инновация» присуще и другим западным исследователям (Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, М. Портер). В научной литературе более сотни определений понятия инновации, формировавшиеся по мере появления новых теорий.

Шумпетер делал принципиальное различие между изобретением и инновацией, впрочем, как и многие его последователи. А С.В. Кортов считает, что принципиальное отличие инновации от результата научно-технической деятельности – получение эффектов от использования или продажи.

Как видно из таблицы 1, в зависимости от предмета и объекта исследования инновации могут рассматриваться по-разному. По мнению Й. Шумпетера, Э. Янча[10], Ф. Валенты[11], это изменения; Х. Хартманн, В.Н. Лапин, Б. Твисс, Б. Санто трактуют инновацию как процесс, но всякая деятельность, также как и инновационная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Такая трактовка приводит к смешению понятий «инновация» и «инновационный процесс», что, недопустимо и подтверждает правильность рассмотрения инновации как конечного результата инновационной деятельности.



Таблица 1[12]

Развитие понимания смысла понятия «инновация» на основе эволюционного подхода


Продолжение таблицы 1

 

Следует особо отметить подход к понятию «инновация»П.Ф. Друкера[13], согласно которому: «инновация не обязательно должна быть технической, она даже не должна быть чем-то материальным … инновации — это скорее экономическое или социальное, чем техническое понятие». Друкер является сторонником повсеместного применения социальных инноваций, утверждает, что такого рода инновации значительно более трудны в применении, чем технические. Он рассмотрел инновацию не только как прерогативу промышленности, как Шумпетер, или изменения в существующих технологиях, как Э. Янч, а как нововведение, которое может приносить положительный эффект, и гораздо больший, в других сферах деятельности человека.

Придание результату различного социально-экономического эффекта рассматривают Ф. Валента и Б. Санто, причем Санто говорит только о положительном эффекте, в то время как Валента допускает инновацию с отрицательным эффектом, что входит в противоречие с утверждением П.Ф. Друкера, который подчеркивает, что если инновация является не рыночноориентированной, а продуктоориентированной, то в результате получается «технологическое чудо», без создания необходимой выгоды.

М. Портер обосновал зависимость конкурентоспособности от инноваций, и большинство исследователей проявляют с ним согласие, утверждая, что инновации являются одним из лучших способов достижения преимущества в конкурентной борьбе.

Существует своеобразный международный стандарт понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати[14]» и «Руководство Осло». Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему, инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей[15].

Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная в схемах и чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере и на рынке[16] она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляющие собой результат творческого труда, не являются инновацией.

Исходя из вышеприведенного анализа, предлагается следующее определение термина «инновация»: это конечный результат преобразования идеи, приносящий как положительный социально-экономический эффект, так и конкурентное преимущество субъектам инновационной деятельности в различных сферах (рисунок 3).

 

 

 


Рисунок 3 Определение термина «инновация»

 

Современным и наиболее общим является следующее определение: инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» дает следующее определение: инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Целью инновацииявляется повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.

Обобщающее, краткое определение, сформулированное исследователями кафедры «Управление инновациями» нашего университета: инновация – это новшество, введенное в оборот с целью повышения конкурентоспособности.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.