МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Массовый опрос. Интервью и анкетирование.





Кметоду опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Методом опроса может быть получена информация и о поведении людей, различные, фактологические сведения, что особенно активно используется в маркетинговых исследованиях (что купил, когда, сколько, как использовал и т. д.).

Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (обычно его называют интервьюером или реже анкетером) с совокупностью людей (их называют респондентами) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый человек — респондент.

Выбор вида опроса определяется целями исследования и организационно-экономическими возможностями реализации данной исследовательской стратегии, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от тога, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с опрашиваемым, различаются две основные формы опроса: интервьюирование и анкетирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, благоприятную ситуацию опроса, контроль влияния третьих лиц на формирование ответов респондента, единообразие задавания вопросов, обеспечивает возможность работы со сложными по структуре и содержанию анкетами. Он способен также адаптироваться к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы.

В то же время влияние интервьюера на содержание получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется учету влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от предмета исследования, подготовки интервьюера, строгости отбора и проверки качества его работы.

Виды интервью.Различаются несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, т. е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.

Когда исследователь планирует опрос больших совокупностей людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.

Очень часто стандартизированное интервью включает также открытые вопросы. В этом случае от интервьюера требуется точная, дословная запись ответов респондента.

Направленное, фокусированное, глубинное интервью — следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью — «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся некоторые конкретные аспекты поведения людей, например, политологов может интересовать вопрос о том, как избиратель принимал решение о голосовании на выборах президента, в маркетинге — как используется фотоаппарат в семье респондентами т. д.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.

Применение технических средств при проведении опросов связано с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, «электронных» анкет — текст анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Это так называемая КАПИ (CAPI) методика. Английская аббревиатура расшифровывается следующим образом — «компьютером ассистируемое персональное интервью».

Другое направление — это телефонное интервью. Основными достоинствами метода телефонного интервью является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера (если их работа организована в специально оборудованном офисе).

Общение по телефону предъявляет свои Специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (есть примеры интервью до 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.

Применение телефонного интервью в совокупности с компьютером получило название КАТИ («компьютером ассистируемое телефонное интервью»). В этом случае интервьюер зачитывает вопросы анкеты, которые показывает компьютер на своем мониторе. После ввода ответа на вопрос компьютер, в соответствии с заложенной в него логикой анкеты, выводит на монитор следующий вопрос.

Применение компьютерной техники позволяет резко увеличить степень разветвленности вопросника. В зависимости от ответов респонденту могут предъявлять множество сценариев продолжения интервью, что практически невозможно реализовать даже с очень хорошо подготовленным интервьюером с использованием традиционной методики.

Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью, оказался уровень телефонизации населенных пунктов. В настоящее время в России лишь Москва и Санкт-Петербург и несколько других городов, где уровень телефонизации квартир превысил 90%, являются хорошей сферой применения этого метода. Аналогичная ситуация в других странах бывшего Союза и странах Центральной Европы.

Анкетирование.Почислу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По способу распространения анкет выделяют: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовый опрос (рассылается по почте), Интернет-опрос (анкета доставляется через Интернет) и прессовый (публикуется в газете или журнале). Кроме того, интервью может проводиться дома, на работе, в целевых аудиториях (посетители магазинов, театров, выставок и т. п.). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20—30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, 'обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми или даже заполнения анкеты другим человеком (жена заполняет вместо мужа и т. п.). Раздаточное индивидуальное анкетирование особенно часто использовалось в советский период при опросе на предприятиях, а также в связи с тем, что опросы проводились, как правило, волонтерами без какой-либо оплаты.

В современной практике раздаточная анкета часто используется при изучении социально не одобряемого поведения (например, опрос подростков о курении, потреблении наркотиков) или изучении таких вопросов, как сексуальное поведение. Почтовый опрос — также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны — низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки.

Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интернет-опрос. Этот метод опроса находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику еще предстоит развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода является возможность в короткие сроки опросить многие тысячи и, возможно, миллионы человек по многим странам мира, причем при очень низкой себестоимости. Интернет-опросы осуществляются либо рассылкой анкет на e-mail адреса потенциальных респондентов (и в этом методика схожа с почтовой анкетой), или предоставлением респонденту доступа на сайт исследовательской, организации, где респондент в интерактивном режиме может ответить на вопросы анкеты (и в этом методика схожа с КАПИ). При использовании Интернета нет принципиальных проблем в имитировании личного интервью, путем синтезирования речи для автоматического чтения вопросов анкеты и запоминания голосовых ответов респондента компьютером, показа карточек и даже фрагментов фильмов (например, рекламных роликов).

Центральная проблема Интернет-опросов — это построение репрезентативной выборки и рекрутирование респондентов. В последнее время общепринятой практикой стало «предварительное рекрутирование» респондентов и создание панелей респондентов. При обработке таких данных приходится взвешивать результаты в соответствии с генеральной совокупностью.

В некоторых случаях исследователи пытаются комбинировать Интернет-опрос с обычным традиционным опросом социальной группы, которая недоступна через Интернет.

В любом случае этот подход не гарантирует репрезентативности выборки и эта проблема остается пока фундаментальной для методологии Интернет-опросов.

Кроме того, эксперименты показывают, что в Интернет-опросах уровень кооперации респондентов ниже, чем даже в почтовых опросах.

Одно из направлений, на которое возлагаются существенные надежды в использовании возможностей Интернета для опроса, — это опросы узких профессиональных групп, таких как, например, врачи, ученые и т. д. Обычная методология в этом случае состоит в предварительном рекрутировании участников исследования обычными методами, например по телефону.

В большинстве восточноевропейских и постсоветских странах, включая Россию, внедрение вышеназванных подходов ограничивается еще недостаточной распространенностью самого Интернета.

 

9. Методические принципы конструирования вопросника.

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это f требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для «получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже, чувстве собственного достоинства, представление о социально неодобряемом поведении в данной социальной группе и др.

С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, исследователь решает задачу другого уровня — как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты — главная ошибка, с которой приходится сталкиваться.

Таким образом, одна из центральных задач, которая стоит перед исследователем — это «перевод» общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формулируемых в виде единиц искомой информации (Э.Ноэль-Нойман называет их «программными вопросами»), а затем их «перевод» на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.

Распространенность различных видов методических ошибок нередко объясняется вполне понятным и естественным стремлением исследователя к использованию более простых и экономичных методических решений. Однако при определении содержательной пригодности формулировки вопроса приходится учитывать, что экономичность и организационная простота методического решения — далеко не достаточные критерии его оценки. Более того, экономичность исследования и качество эмпирической информации почти всегда вступают в противоречие.

Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только «переводом» познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых. Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет компетентности, информированности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой совокупности относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись, в первую очередь, к результатам предшествующих исследований.

Более конкретной и точной «привязке» методики опроса к особенностям «поля» будущего исследования способствует проведение пилотажных (предварительных) исследований.

Виды вопросов.Взависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах.

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы.

Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для эго чтобы отделить носителей информации, т.е. тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и заедается вопрос-фильтр.

Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, указывающую нато, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. Вот пример использования вопроса-фильтра в формализованном интервью:

 

33. Скажите, приходилось ли Вам лично работать сверхурочно или дополнительно, чтобы увеличить свой доход и преодолеть влияние инфляции и высоких цен?

(1) Да → К ВОПРОСУ 34

(2) Нет → К ВОПРОСУ 35

(3) Затрудняюсь ответить/нет мнения → К ВОПРОСУ 35

 

Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме, проблеме. Например, задается общий вопрос об удовлетворенности работой, затем полученный ответ контролируется несколькими вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности рабочей ситуацией, например о желании сменить работу. Совокупность полученных частных ответов рассматривают как контроль на непротиворечивость высказываний общей оценке. Применяется также процедура психологического контроля на искренность с помощью специальных тестов.

Для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос применяются так называемые контактные вопросы, которые прямо могут быть и не связаны с темой исследования, но позволяют отвечающему высказаться на тему, близкую для него, показывающую его информированность и компетентность. В практике опросов эта функция чаще всего не возлагается на специальные вопросы, а выполняется «попутно» вопросами, наиболее простыми по смыслу, но одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Интервьюер самостоятельно записывает сформулированный ответ или кодирует его в предварительно составленном классификаторе. Например, мы регулярно задаем вопросы типа:

 

1. Скажите, пожалуйста, какую проблему Вы назвали бы самой серьезной проблемой для России в настоящее время? /ЗАПИШИТЕ ДОСЛОВНО НАЗВАННУЮ РЕСПОНДЕНТОМ САМУЮ СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ/

____________________________________________

 

Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые исследователь разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных подобных прошлых и пробных исследованиях, позволяющих адаптировать первоначальный вариант вопроса к социально-психологическим особенностям опрашиваемых.

Выбор вида вопроса зависит от характера искомой информации. Открытые вопросы часто применяются, например, в предварительных исследованиях, когда изучается информированность и компетентность совокупности опрашиваемых о предмете опроса, особенности их сознания и языка. Ответы на открытые вопросы достаточно трудоемки с точки зрения подготовки к обработке (кодирования ответов), поэтому их используют в массовых опросах относительно реже, чем закрытые.

Закрытые вопросы — наиболее популярный вид техники сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет использовать предварительную кодировку всех возможных вариантов ответов.

Респондент, выбрав варианты ответов, совпадающие с его мнениями, сообщает об этом интервьюеру, который в свою очередь помечает эти ответы в анкете. Заполненная таким образом анкета почти готова к машинной обработке.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента. Если нужные исследователю данные психологически нейтральны или положительны по отношению к чувству собственного достоинства респондента или к его отношениям с другими людьми, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, к окружающим его людям, если от него ожидается оценка социально неодобряемых действий (бить детей, уклоняться от налогов и т.п.), то возможны различные смещения в ответах либо уклонения от ответов. Косвенные вопросы помогают частично преодолевать эти психологические барьеры. Функции косвенных вопросов могут выполнять «проективные» вопросы. Например, респонденту предлагается закончить незавершенное предложение, придумать развязку к незавершенному описанию какого-либо события и т. п.

Какую бы разновидность вопроса ни использовал исследователь, он должен обеспечить респонденту возможность «уйти» от ответа, если он к нему не относится или он испытывает затруднения. Поэтому формулировки вопросов и правила их заполнения обычно предусматривают варианты ответов типа «не знаю», «затрудняюсь определить», «не имею», «не занимаюсь» и т. п. В формализованном интервью обычно эти варианты ответов не зачитываются респонденту. Существуют всевозможные приемы, как уменьшить долю «затруднившихся» в случае очень «острых» вопросов, вопросов о социально неодобряемом поведении, например, применением отдельной анкеты с самозаполнением ее респондентом, которую затем он запечатывает в конверт и передает интервьюеру в таком запечатанном виде.

Как уже отмечалось, содержательные вопросы можно условно разделить на три группы: вопросы о поведении, вопросы о знании и вопросы об установках, мотивах, мнении. Приведем примеры каждого из них.

Первый пример относится к вопросам о поведении.

 

ИНТЕРВЬЮЕР. ПЕРЕДАЙТЕ РЕСПОНДЕНТУ КАРТОЧКУ А

1. Каждый член семьи вносит какой-то вклад в выполнение различных домашних работ. Скажите, пожалуйста, какую часть домашних работ, которые я Вам перечислю, выполняете в Вашей семье лично Вы? /ЗАЧИТЫВАЙТЕ ВИДЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ И ОТМЕЧАЙТЕ ПО КАЖДОЙ СТРОЧКЕ/

а) приготовление пищи 1 2 3 4 5 (6)

(1) – Все или почти все, т.е. 3/4;

(2) – Делаю 1/2;

(3) – Делаю 1/4;

(4) – Делаю;

(5) – Почти никогда;

(6) – Никогда.

 

Респонденту дают карточку с напечатанными вариантами ответов «делаю все или почти все», «почти никогда» и зачитывают последовательно виды домашней работы.

Следующий вопрос о фактах.

 

Как бы Вы описали тип дома, в котором Вы живете в настоящее время? Это: /ЗАЧИТАЙТЕ. ОТМЕТЬТЕ В КОЛОНКЕ Воп.29/

29. В каком доме Вы жили пять лет назад, то есть в 1988 году? /ЗАЧИТАЙТЕ И ОТМЕТЬТЕ В КОЛОНКЕ Воп.ЗО/

В.29 В.ЗО

Теперь В 1988

a) Отдельный дом, сельский дом, коттедж 1 1

b) Многоквартирный дом менее 3-х этажей 2 2

c) Многоквартирный дом более 3-х этажей 3 3

d) Общежитие, больница, военный лагерь 4 4

e) Другое /УКАЖИТЕ, ЧТО ИМЕННО/ (8) (8)

f) Затрудняюсь ответить, не помню /НЕ ЧИТАТЬ/ (9)

 

И, наконец, третий тип вопроса.

 

5. Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту Президента? /НЕ ЧИТАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ/

ЕСЛИ ОТВЕТ ДАН, СПРОСИТЕ:

Вы полностью одобряете/не одобряете ее, или лишь частично одобряете/не одобряете?

(1) Полностью одобряю

(2) Частично одобряю

(3) Не то чтобы одобряю, но и не то чтобы нет

(4) Частично не одобряю

(5) Полностью 'не одобряю

(9) Затрудняюсь ответить/нет мнения

 

Важными характеристиками каждого вопроса являются: степень, в которой в данном вопросе содержится некое социальное давление (или даже угроза для респондента), и степень, в которой выбор тех или иных альтернатив вопроса будет означать, что респондент придерживается социально одобряемого или неодобряемого поведения. Известно, что «в принципе» нарушать правила дорожного движения не хорошо, употреблять наркотики тоже, а получать в школе хорошие оценки — «хорошо», высказывать негативное отношение к главе государства в некоторые периоды времени даже опасно. Приемы нивелирования этого социального давления содержания вопроса составляют один из существенных компонентов искусства задавать вопросы.

Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) есть не просто' совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительной.

В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику, вводящим опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующим его интерес к общению. Первые вопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно они служат объяснением привил «игры», в которую интервьюер вовлекает, респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и, острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.

Кроме того, вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; к вопросам карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки вопросов в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций, В противном случае интервьюер все равно перескажет их «своими словами», возможно, сместив смысловые акценты или даже исказив смысл.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.