МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

По ориентации исследования





Функции социологии и структура социологического знания.

Тесная взаимосвязь социологии с жизнью определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука социология выполняет теоретико-познавательную и управленческую (практическую) функции.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, познание проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, и выработку рекомендаций относительно их решения.

Управленческая функция – это нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем «здесь» и «сейчас», равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий «там» и «потом». Важным моментом при этом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции. Она охватывает самые широкие области – от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран до социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

В свою очередь эти две функции могут образовывать производные функции. Рассмотрим наиболее важные функции социологии:

1) мировоззренческая, в результате которой формулируется национальная идея, общественный идеал, указывает направление движения общества на пути к прогрессу;

2) познавательная, так как социология обеспечивает появление нового знания о различных сферах социальной жизни, показывает закономерности и перспективы социального развития общества;

3) прикладная, социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления социального контроля над социальными процессами. Если не будет такой информации, могут возникнуть социальные напряжения, кризисы. Здесь как бы соединяется воедино теория и практика;

4) функция социального контроля – она проявляется тогда, когда происходит использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни;

5) прогностическая – социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о развитии социальных процессов в обществе;

6) функция социального планирования– использование социологических исследований для планирования, развития сфер общественной жизни;

7) идеологическая – когда результаты социологического исследования могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей;

8) гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, их сближению, совершенствованию общественных отношений.

В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Первый компонент – социологическое знание – включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент – это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете – это специально построенные классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Структура социологического знания может быть представлена следующим образом.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

Разделы методологии

1. Мировоззренческие методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

МЕТОДЫ

По масштабу применения

1. Общенаучные (например, математические методы).

2. Частнонаучные (например, метод опроса).

 

По уровню знания

1. Теоретические (анализ, синтез, индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному, абстрагирование).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов, эксперимент, опрос и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки.

3. Методы анализа.

ИССЛЕДОВАНИЯ

(типы и уровни исследования)

По характеру знания

1.Методологические.

2.Неметодологические.

По уровню знания

1.Теоретические.

2.Эмпирические.

По ориентации исследования

1.Фундаментальные (построение теории).

2.Прикладные (выработка практических рекомендаций).

По предмету исследования

1.Социологические.

2.Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

Стадии исследования

1.Методологическая.

2.Эмпирическая.

3.Теоретическая.

Направления исследований

(по предмету и объекту исследования)

1.Социальные группы.

2. Социальные институты.

3. Социальные организации.

4.Социология труда.

5. Социология образования и т.д.

 

Структура социологии.

В различных странах во второй половине XIX столетия – первой половине XX столетия возникло множество научных школ, которые эклектически (механическое соединение разнородных, часто противоположных взглядов, теорий) сочетали различные методологические принципы или не оказали заметного влияния на развитие социологии.

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух направлениях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретическое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития, функционирования общества и места в нем личности. На этом уровне осуществляется взаимосвязь социологии с другими науками и областями научных знаний – философией, историей, политологией, психологией и др. Теория - это учение, система научных принципов, идей обобщающих практический опыт и отражающий закономерности функционирования и развития общества.

В ней можно выделить социальную динамику и социальную статику. Первая рассматривает общество в движение, в процессе изменения, трансформации. Социальная динамика, в свою очередь, состоит из социальной механики, изучающей взаимодействие индивидов в процессе функционирования общества, а также социальная генетика, рассматривающая основные исторические тенденции и линии развития общества. Социальная статика (ее также называют социальной аналитикой) изучает структуру общества, общественные связи, взаимосвязь социальных институтов, общностей, организаций и т.д.

Концепции выдвигаемые социологией на теоретическом уровне, отличаются высокой степенью абстракции и, как правило, не рассматривают такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.

Эмпирическое направление в социологии – это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента, социология превращается в точную науку.

Источники получения социальной информации бывают основные и неосновные. К неосновным источникам получения информации, прежде всего, относится статистика как государственная, так и частная. Среди статистических данных исследователей больше всего интересуют демографические данные: рождаемость, смертность, миграция, уровень доходов и т.д. Кроме того, к неосновным источникам получения социальной данных относятся психологические тесты, которые дают информацию об установках, мотивации, ценностных ориентаций социального поведения людей. К основные (собственно-социологические) методам получения социальной информации относятся: анализ документов; социологический опрос; социальный эксперимент; социометрию; наблюдение.

Макросоциологические концепции, ориентированные на анализ крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, классовой структуры). Этот подход нашел благодатную почву в России, где социология в качестве самостоятельной науки оформилась немного позже, чем на Западе, между 1868 – 1875 годами. Макросоциологияисследует крупномасштабные социальные системы и исторически длинные процессы. Она изучает общество как систему.

Терминмикросоциологиязародился в США. Микросоциология сегодня – это направление в западной социологии, которое ориентируется на анализ социальных явлений и процессов в относительно небольших системах, ограничивается эмпирическим описанием изолированных событий, абстрагируется от изучения их связи с процессами макроуровня. Микросоциология исследует повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

В последнее время все большую популярность стали приобретать теории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Роберт Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знаний. Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны с эмпирическими исследованиями, так и с общесоциологическими теориями.

Теории среднего уровня (мезосоциологические) можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей и теории специальных процессов.

Теории среднего уровняизучаютзакономерности взаимодействия первичных социальных групп в рамках социальных институтов, общностей, организаций.

Таким образом, социология – это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности и организаций. Она изучает структуру общества, его элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах на макро-, мезо- и микроуровнях, и их закономерности. Знание социологии помогает познать и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем.

 

  1. Программа и этапы исследования.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки анализа информации) и включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный системный анализ объекта исследования, характеристику цели и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; описание методов сбора данных; описание схем анализа данных.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются формулировкой гипотез. Ко второму — описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.

Цели и задачи исследования.Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию — теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?

Если цели социологического исследования недостаточно ясны ученым или представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные задачисоответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном — прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Объект и предмет исследования. Объектом социологического исследования является общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Это — конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемое, с одной стороны, объектом изучения, с другой — условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.

Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта. Предметом может выступать миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача (то, что делается для достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования).

Один и тот же объект можно описать по-разному — в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. А от того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социального объекта как системы. Таким образом фиксируются определенные элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором — внутренними.

Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится «заместителем» исследуемого объекта. Опираясь на существующее теоретическое знание, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, внешние и внутренние связи, структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а также выдвинуть рабочие гипотезы. Часто системный анализ, интерпретация понятий и выдвижение гипотез осуществляются одновременно, поэтому их называют не этапами, а частями программы социологического исследования.

При составлении любой части программы используется определенный понятийный аппарат, или система понятий. Важно, чтобы исследователи ясно представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их однозначно, не допускали различных толкований одного и того же понятия. Кроме того, в процессе социологического исследования необходимо сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными, что является ключевым фактором возможности дальнейшей эмпирической проверки (подтверждения или опровержения) гипотез. Эти требования выполняются при помощи специальных логических операций: теоретической и эмпирической интерпретации понятий.

В широком смысле под интерпретацией понимают процедуру приписывания значения элементам формальной системы, т.е. системы, элементы которой могут приобретать разное содержание.

Содержание понятия может быть раскрыто полностью только в том случае, если его интерпретация идет в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором — эмпирическое.

В процессе формирования предмета исследования мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого исследователь должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. С гносеологической точки зрения, эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. В этом случае их называют понятия-индикаторы. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система понятий-индикаторов очерчивает эмпирическую область, область чувственно данного, которая является объектом исследования.

Переход от прямо неизмеряемой характеристики к характеристике, измеряемой непосредственно является обычным операциональным определением. Операциональное определение — это переход от понятия к понятию, а операционализация — переход от понятия к инструменту.

Выдвижение и проверка гипотез.Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Интерпретация данных.После того как изучены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. «Язык наблюдений» как бы переводится на «язык теории» — действие, обратное тому, которое осуществлялось перед исследованием: эмпирическая интерпретация теоретических понятий, перевод «языка теории» на «язык наблюдений». Эмпирические данные, результаты исследования осмысливаются как раз в тех понятиях, которые предварительно были подвергнуты эмпирической и теоретической интерпретации в рамках некоторой специальной социологической теории. Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

 

  1. Основные исследовательские стратегии.

Стратегический план исследования.Взависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.

Состояние знаний об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый планприменяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где мало соответствующей научной литературы или ее нет, исследование начинается с общего поиска.

Поисковый план предполагает следующие основные подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.

Работа по поисковому плану завершается более ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.

Описательный плансоциологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане исследования, как правило, помимо изучения литературы, использования качественных методов, используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.

Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.

Экспериментальный плансоциологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.

Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно или не явно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов.

В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов стратегического плана существует в чистом виде.

Исследовательские стратегии.При реализации вышеназванных стратегических планов социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.

Монографическое исследованиенацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования и как типичный представитель определенной группы городов.

Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.

Сравнительное исследованиенацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сравнение политических ориентации парламентариев Государственной Думы России и Верховной Рады Украины, факторов безработицы в Москве и Владивостоке и т. д. — примеры сравнительных исследований.

Сравнение и сопоставление явлений и процессов — одни из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако во многих случаях сравнение выступает как специальная задача.

Выборочные исследованиянацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной совокупности объектов. Например, если объектом изучения являются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограничившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу городов и изучать проблему на этой группе. Причем выводы, полученные на этой группе, выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить на всю совокупность.

Выборочный метод играет фундаментальную роль в социологических эмпирических исследованиях и, как правило, используется внутри каждой из вышеназванных исследовательских стратегий.

Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте.

Стратегии временных исследованийориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии:

· При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. д.). Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения в социальной когорте в целом.

· Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.

· Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

В последние годы в российской социологической литературе часто обозначают этот вид исследований как лонгитюдные.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.