МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Философско-правовой иррационализм.





Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм.Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок, Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоцио­нальную сторону жизни, которые с трудом поддаются рацио­нальному анализу.

Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Ис­ходный тезис Шопенгауэра — человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Такое стремление — частный случай проявления мировой воли.

В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэ­ра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: физическую — отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; интеллекту­альную — реакция воли человека на предоставленные раз­умом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольно­го опьянения; закон — это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуаль­но несвободен, и не подлежит наказанию[4]); моральную— основана на хотении, «сообразный с волею»[5]. Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы.

Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий по­ступок человека определяется двумя факторами — характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом.

Шопенгауэр выступал против «холодности», «логично­сти», «педантизма», «формализма», «бессодержательности» философско-правовых учений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Он в книге 4 § 62 работы «Мир как воля и как представление» характеризовал «Метафизику нравов» (немецкие кантоведы назвали ее просто «Reehtslehre» — «Учение о праве») как «про­изведение малого ранга» и «очень плохую книгу». Шопенгау­эр не находил в ней ничего, кроме «удивительного сплетения взаимообусловленных заблуждений»[6].

Как видим, представители классической немецкой филосо­фии и Шопенгауэр прямо противоположно трактовали право, правовые отношения. Первые ратовали за роль разума в на­личном бытии права, второй — сердца, воли, переживаний, представлений.

Следует заметить, что многие философско-правовые идеи Шопенгауэра не беспочвенны. Значительная роль в право­применительном пространстве принадлежит правосознанию, в котором взаимодействует чувственное и логическое, рацио­нальное и иррациональное. Придавая огромное значение че­ловеческой иррациональности, Шопенгауэр, к сожалению, не понял великой идеи Канта о том, что запрет — это особое отношение государства к человеку, отношение к нему не как к средству, а как к цели.

К иррационалистическому направлению относится и учение Фридриха Ницше (1844—1900). Его «философия жизни» бази­руется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. Человек чаще встречается с ложью и несправедливостью, чем с правдой и справедливостью. В этом виновата христианская религия, которая провозглашает равенство людей, непротивление злу, покорность, любовь к ближнему и т.п. В действительности же, считал Ницше, справедливость наступит лишь с преодолением человеческой греховности и появлением нового человека. Со­временный для Ницше человек — это всего лишь «канат», на­тянутый между двумя берегами реки: один берег «животное», другой — «новый человек». В основе решения людских про­блем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны — это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой — она способна к совершен­ствованию. Для последнего нужно очень многое: во-первых, сам человек, который должен иметь «душу ребенка», «вынос­ливость верблюда» и «силу льва», во-вторых, новые ценности и идеалы, формирующие волю «нового человека»; в-третьих, особая система права, преодолевающая условия, которые сде­лали человека не только «солью земли», но и «потом земли» и «гноем земли».



Философии Ницше присуща парадоксальность в постановке проблем, однако его философско-правовые воззрения недвус­мысленны: естественное право как право сильного с появле­нием нового человека станет правом каждого. Этого не хотела увидеть младшая сестра Э. Фестер-Ницше, когда исправила ру­копись работы брата «Воля к власти» в духе нацизма фашист­ской Германии. Этого не хотят видеть сегодняшние фашисты, объявляя Ницше своим идеологом.

Таким образом, философско-правовая мысль XIX в. явля­ется плюралистичной, в ней переплетены концепции и идеи разных философско-правовых систем, компилятивно сочетают­ся установки идеализма и материализма, рационализма и ир­рационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки.

 


Философия права XX века.

XX в. насыщен идеями, в центре которых оказались про­блемы философской антропологии, философии жизни и лич­ностного бытия человека, аксиологии, философии истории, философии политики.

В центре этих исследований оказался человек с его внешним и внутренним миром, в котором проявляют себя обществен­ные воздействия, а также сознательное и бессознательное, со­знательное и стихийное. Одновременно философия развивала гносеологические и эпистемологические возможности, продол­жала поиск границ и возможностей научного и идеологическо­го в познании общественных явлений, эффективных средств постижения человека, общества, мира в целом.

На общественное развитие в XX в. и его познание мощное воздействие оказывала марксистская философская парадигма. Ее теоретическая направленность на преобразование мира (опорой на философско-научное знание законов возникнове­ния, функционирования и развития общества делала ее при­влекательной. С другой стороны — практическое воплощение марксизма в СССР и других странах, связанное с репрессиями и насилием, не всеми оценивалось как научно обоснован­ное и постоянно критиковалось. К тому же законодательная и правоприменительная практика в СССР демонстрировала противоречие. Администрирование, «телефонное право», волюнтаризм, а в итоге ограничение свободы делали фило­софию права ненужной: предполагалось, что с правом и так все ясно — правосознание понималось как научное (марксистское), идеологическое (социалистическое и с «пережит­ками капитализма в сознании людей», буржуазное, мелкобур­жуазное), обыденное, которое надо «делать» марксистским, социалистическим.

Марксистская парадигма, построенная на материалисти­ческом понимании истории, привлекла экономических детер­министов, технологических детерминистов, которые абсолю­тизировали роль материальных общественных отношений. Экономический детерминизм господствовал и в практике СССР, где определяющая роль отводилась государственной форме собственности как «высшему уровню» развития международ­ной собственности. Именно от нее зависело развитие и произ­водительных сил, и колхозно-кооперативной собственности, и духовной жизни общества.

В итоге право выступало как принудительная сила, а не пра­вовая законность и свобода. Социалистическая законность понималась как государственное управление и подчинение ему.

Технологический детерминизм (Р. Арон, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.), напротив, пропове­дует, что только производительные силы и технологические производственные отношения (развитость «техноструктуры») формируют определенный тип общества с его культурой, чело­веком, социальными институтами. Важнейшим средством ду­ховного и материального воздействия на общество становится не идеология, а социальная технология; не социальные рево­люции, а социальные реформы. Поэтому праву отводится опре­деляющая, решающая роль. В политико-идейном аспекте эти концепции являются юридическо-либертальными. По мнению технологических детерминистов, постиндустриальное инфор­мационное общество, опирающееся на принципы либерализ­ма, и есть настоящее и будущее человечества. Таким образом, в современном технологическом детерминизме философско-правовая концепция ориентирована на роль технологических факторов в развитии как самого права, так и явлений, им де­терминированных.

Исследователи отмечают, что в основе современных философско-правовых концепций лежат основные философ­ские парадигмы. Итальянский философ И. Боббио справедливо полагает, что такими парадигмами явились экзистенциализм, феноменология, позитивизм, структурализм, философия жиз­ни, философская антропология.

Таким образом, наметились и уже проявляют себя две основные тенденции развития правового знания: 1) возникают юридические отрасли, связанные с философией: юриди­ческая антропология, юридическая эпистемология, юридиче­ская герменевтика, юридическая аксиология; 2) формируется философия права как целостная система философского знания правовой реальности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.