ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Философско-правовой иррационализм. Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм.Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок, Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоциональную сторону жизни, которые с трудом поддаются рациональному анализу. Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Исходный тезис Шопенгауэра — человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Такое стремление — частный случай проявления мировой воли. В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: физическую — отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; интеллектуальную — реакция воли человека на предоставленные разумом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольного опьянения; закон — это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуально несвободен, и не подлежит наказанию[4]); моральную— основана на хотении, «сообразный с волею»[5]. Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы. Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий поступок человека определяется двумя факторами — характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом. Шопенгауэр выступал против «холодности», «логичности», «педантизма», «формализма», «бессодержательности» философско-правовых учений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Он в книге 4 § 62 работы «Мир как воля и как представление» характеризовал «Метафизику нравов» (немецкие кантоведы назвали ее просто «Reehtslehre» — «Учение о праве») как «произведение малого ранга» и «очень плохую книгу». Шопенгауэр не находил в ней ничего, кроме «удивительного сплетения взаимообусловленных заблуждений»[6]. Как видим, представители классической немецкой философии и Шопенгауэр прямо противоположно трактовали право, правовые отношения. Первые ратовали за роль разума в наличном бытии права, второй — сердца, воли, переживаний, представлений. Следует заметить, что многие философско-правовые идеи Шопенгауэра не беспочвенны. Значительная роль в правоприменительном пространстве принадлежит правосознанию, в котором взаимодействует чувственное и логическое, рациональное и иррациональное. Придавая огромное значение человеческой иррациональности, Шопенгауэр, к сожалению, не понял великой идеи Канта о том, что запрет — это особое отношение государства к человеку, отношение к нему не как к средству, а как к цели. К иррационалистическому направлению относится и учение Фридриха Ницше (1844—1900). Его «философия жизни» базируется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. Человек чаще встречается с ложью и несправедливостью, чем с правдой и справедливостью. В этом виновата христианская религия, которая провозглашает равенство людей, непротивление злу, покорность, любовь к ближнему и т.п. В действительности же, считал Ницше, справедливость наступит лишь с преодолением человеческой греховности и появлением нового человека. Современный для Ницше человек — это всего лишь «канат», натянутый между двумя берегами реки: один берег «животное», другой — «новый человек». В основе решения людских проблем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны — это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой — она способна к совершенствованию. Для последнего нужно очень многое: во-первых, сам человек, который должен иметь «душу ребенка», «выносливость верблюда» и «силу льва», во-вторых, новые ценности и идеалы, формирующие волю «нового человека»; в-третьих, особая система права, преодолевающая условия, которые сделали человека не только «солью земли», но и «потом земли» и «гноем земли». Философии Ницше присуща парадоксальность в постановке проблем, однако его философско-правовые воззрения недвусмысленны: естественное право как право сильного с появлением нового человека станет правом каждого. Этого не хотела увидеть младшая сестра Э. Фестер-Ницше, когда исправила рукопись работы брата «Воля к власти» в духе нацизма фашистской Германии. Этого не хотят видеть сегодняшние фашисты, объявляя Ницше своим идеологом. Таким образом, философско-правовая мысль XIX в. является плюралистичной, в ней переплетены концепции и идеи разных философско-правовых систем, компилятивно сочетаются установки идеализма и материализма, рационализма и иррационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки. Философия права XX века. XX в. насыщен идеями, в центре которых оказались проблемы философской антропологии, философии жизни и личностного бытия человека, аксиологии, философии истории, философии политики. В центре этих исследований оказался человек с его внешним и внутренним миром, в котором проявляют себя общественные воздействия, а также сознательное и бессознательное, сознательное и стихийное. Одновременно философия развивала гносеологические и эпистемологические возможности, продолжала поиск границ и возможностей научного и идеологического в познании общественных явлений, эффективных средств постижения человека, общества, мира в целом. На общественное развитие в XX в. и его познание мощное воздействие оказывала марксистская философская парадигма. Ее теоретическая направленность на преобразование мира (опорой на философско-научное знание законов возникновения, функционирования и развития общества делала ее привлекательной. С другой стороны — практическое воплощение марксизма в СССР и других странах, связанное с репрессиями и насилием, не всеми оценивалось как научно обоснованное и постоянно критиковалось. К тому же законодательная и правоприменительная практика в СССР демонстрировала противоречие. Администрирование, «телефонное право», волюнтаризм, а в итоге ограничение свободы делали философию права ненужной: предполагалось, что с правом и так все ясно — правосознание понималось как научное (марксистское), идеологическое (социалистическое и с «пережитками капитализма в сознании людей», буржуазное, мелкобуржуазное), обыденное, которое надо «делать» марксистским, социалистическим. Марксистская парадигма, построенная на материалистическом понимании истории, привлекла экономических детерминистов, технологических детерминистов, которые абсолютизировали роль материальных общественных отношений. Экономический детерминизм господствовал и в практике СССР, где определяющая роль отводилась государственной форме собственности как «высшему уровню» развития международной собственности. Именно от нее зависело развитие и производительных сил, и колхозно-кооперативной собственности, и духовной жизни общества. В итоге право выступало как принудительная сила, а не правовая законность и свобода. Социалистическая законность понималась как государственное управление и подчинение ему. Технологический детерминизм (Р. Арон, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.), напротив, проповедует, что только производительные силы и технологические производственные отношения (развитость «техноструктуры») формируют определенный тип общества с его культурой, человеком, социальными институтами. Важнейшим средством духовного и материального воздействия на общество становится не идеология, а социальная технология; не социальные революции, а социальные реформы. Поэтому праву отводится определяющая, решающая роль. В политико-идейном аспекте эти концепции являются юридическо-либертальными. По мнению технологических детерминистов, постиндустриальное информационное общество, опирающееся на принципы либерализма, и есть настоящее и будущее человечества. Таким образом, в современном технологическом детерминизме философско-правовая концепция ориентирована на роль технологических факторов в развитии как самого права, так и явлений, им детерминированных. Исследователи отмечают, что в основе современных философско-правовых концепций лежат основные философские парадигмы. Итальянский философ И. Боббио справедливо полагает, что такими парадигмами явились экзистенциализм, феноменология, позитивизм, структурализм, философия жизни, философская антропология. Таким образом, наметились и уже проявляют себя две основные тенденции развития правового знания: 1) возникают юридические отрасли, связанные с философией: юридическая антропология, юридическая эпистемология, юридическая герменевтика, юридическая аксиология; 2) формируется философия права как целостная система философского знания правовой реальности. |