Выписка из приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н ВВЕДЕНИЕ В ходе освоения раздела «Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования» профессионального модуля «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающийся должен овладеть профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. С целью овладения указанными профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения раздела профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - осуществления ухода за пациентами разного возраста при различных заболеваниях и состояниях. уметь: - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; - осуществлять фармакотерапию по назначению врача; - вести утверждённую медицинскую документацию. знать: - пути введения лекарственных средств; - показания и противопоказания к применению лекарственных средств; - побочные эффекты лекарственных средств, характер взаимодействия лекарственных средств; - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения; - обязанности и ответственность медицинской сестры при проведении лечебно-диагностических вмешательств. Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся. В пособии представлены дополнительный информационный материал, а также различные формы заданий: вопросы для самоподготовки, ситуационные задачи, рецепты и другие. Обучающиеся обязаны выполнить задания при подготовке к практическим занятиям по каждой теме. При подготовке к занятиям обучающимся также необходимо повторить материал других дисциплин и профессиональных модулей: «Анатомия и физиология человека»; «Фармакология»; раздел 3 «Осуществление лечебно – диагностических вмешательств и сестринского ухода при заболеваниях внутренних органов у пациентов разного возраста» профессионального модуля 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». Результаты выполненных обучающихся по ходу самоподготовки заданий обсуждаются на занятиях. Каждое задание имеет критерии оценки, которые учитываются при выставлении итоговой оценки знаний, умений и компетенций обучающихся на занятии. Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки обучающихся, а также оптимизировать проведение аудиторных занятий. Для выполнения заданий для самоподготовки и для практических занятий по разделу «Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования» обучающимся необходимо иметь дневник практических занятий, оформленный в соответствии с рекомендациями: 1. Оформление титульного листа: Дневник практических занятий раздел 4 «Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования», ПМ 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» Обучающейся 2 курса … группы по специальности 060501 «Сестринское дело» ФИО 2. Оформление второй страницы дневника: Тематический план-график занятий № | Тема | Оценка | Подпись преподавателя | | | | | 3. Оформление третьей страницы дневника Дата | Объём и содержание выполненной работы | Подпись преподавателя | | | | ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: «Общие вопросы клинической фармакологии» Продолжительность занятия: 4 час. Место проведения: доклинический кабинет. Система оценки: КУЗ 10 баллов. Вопросы для самоподготовки: 1. Клиническая фармакология: определение, цель, задачи, разделы. 2. Виды фармакотерапии. 3. Понятия «лекарственное средство» (ЛС), «лекарственный препарат» (ЛП), «лекарственная форма» (ЛФ), «фармацевтические субстанции», «международное непатентованное название» (МНН), «оригинальное лекарственное средство», «воспроизведенное лекарственное средство». 4. Фармакокинетика: пути введения ЛС, распределение, биотрансформация, выведение ЛС. Определения «биодоступность», «период полувыведения». 5. Фармакодинамика: механизмы действия ЛС, виды действия ЛС. 6. Доза. Виды доз. Широта терапевтического действия. 7. Нежелательные лекарственные реакции (НЛР). 8. Взаимодействие лекарственных средств. 9. Особенности применения ЛС в период беременности. 10. Особенности применения ЛС в пожилом и старческом возрасте. Рекомендуемые информационные источники: 1. Анисимова, Н.Б. Клиническая фармакология: учебное пособие / Н.Б. Анисимова, Л.И. Литвинова. – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 379 с. 2. Воронов, Г.Г. Клиническая фармакология: учебное пособие / Г.Г. Воронов, А.Г. Захаренко. – Мн.: Выш. Шк., 2003. – 238 с. 3. Лекции по теме. Задания для самоподготовки: Задание № 1. Изучите и оформите в дневнике таблицу «Важнейшие рецептурные сокращения». Сокращение | Полное написание | Перевод | aa | ana | по, поровну | ac., acid. | acidum | кислота | amp. | ampulla | ампула | aq. | aqua | вода | aq. destill. | aqua destillata | дистиллированная вода | comp., cps | compositus (a, um) | сложный | D. | Da | Выдай | D.S. | Da, Signa | Выдай, обозначь | D.t.d. | Da tales doses | Выдай такие дозы | Dil. | dilutus | разведенный | extr. | extractum | экстракт, вытяжка | f. | fiat (fiant) | пусть образуется (образуются) | qtt. | qutta, guttae | капля, капли | inf. | infusum | настой | in amp. | in ampullis | в ампулах | in tabl. | in tab(u)lettis | в таблетках | lin. | linimentum | жидкая мазь | liq. | liquor | жидкость | m. pil. | massa pilularum | пилюльная масса | M. | Misce | Смешай | N. | numero | числом | ol. | oleum | масло (жидкое) | past. | pasta | паста | Ppl. | pilula | пилюля | pulv. | pulvis | порошок | q.s. | quantum satis | сколько потребуется, сколько надо | r., rad. | radix | корень | Rp. | Recipe | Возьми | Rep. | Repete | Повтори | rhiz. | rhizoma | корневище | S. | Signa | Обозначь | sem. | semen | семя | simpl. | simplex | простой | sir. | sirupus | сироп | sol. | solutio | раствор | supp. | suppositorium | свеча | tabl. | tab(u)letta | таблетка | t-ra, tinct. | tinctura | настойка | unq. | unquentum | мазь | vitr. | vitrum | склянка | Задание № 2. Изучите информационный материал и составьте конспект. Выписка из приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" 1. В помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей лекарственных средств. 2. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами. 3. Отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки. 4. В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: - физико-химических свойств лекарственных средств; - фармакологических групп; - способа применения (внутреннее, наружное); - агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные). 5. Отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранятся: - наркотические и психотропные лекарственные средства; - сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами. 6. Стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки. 7. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. 8. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от действия света: · Лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения. · Фармацевтические субстанции, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах. · Для хранения особо чувствительных к свету фармацевтических субстанций (нитрат серебра, прозерин) стеклянную тару оклеивают черной светонепроницаемой бумагой. · Лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.). 9. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия влаги: · Фармацевтические субстанции, требующие защиты от воздействия влаги, следует хранить в прохладном месте при температуре до +15 град. C (далее – прохладное место), в плотно укупоренной таре из материалов, непроницаемых для паров воды (стекла, металла, алюминиевой фольги, толстостенной пластмассовой таре) или в упаковке производителя. · Фармацевтические субстанции с выраженными гигроскопическими свойствами следует хранить в стеклянной таре с герметичной укупоркой, залитой сверху парафином. · Во избежание порчи и потери качества следует организовать хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями, нанесенными в виде предупреждающих надписей на упаковке лекарственного средства. 10. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от улетучивания и высыхания: фармацевтические субстанции, требующие защиты от улетучивания и высыхания (собственно летучие лекарственные средства; лекарственные средства, содержащие летучий растворитель (спиртовые настойки, жидкие спиртовые концентраты, густые экстракты); растворы и смеси летучих веществ (эфирные масла, растворы аммиака, формальдегида, карболовой кислоты, этиловый спирт различной концентрации и др.); лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла; лекарственные средства, разлагающиеся с образованием летучих продуктов (йодоформ, перекись водорода, гидрокарбонат натрия); лекарственные средства с определенным нижним пределом влагосодержания (сульфат магния, парааминосалицилат натрия, сульфат натрия)), следует хранить в прохладном месте, в герметически укупоренной таре из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов (стекла, металла, алюминиевой фольги) или в упаковке производителя. 11. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной или пониженной температуры должно осуществляться в соответствии с температурным режимом, указанным на упаковке лекарственного средства. 12. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия газов, содержащихся в окружающей среде (морфин и его производные, ферменты и органопрепараты; соли щелочных металлов и слабых органических кислот (барбитал натрий, гексенал); эуфиллин, окись и перекись магния, едкий натрий, едкий калий) следует хранить в герметически укупоренной таре из материалов, непроницаемых для газов, по возможности заполненной доверху. 13. Хранение пахучих и красящих лекарственных средств: · Пахучие лекарственные средства следует хранить в герметически закрытой таре, непроницаемой для запаха. · Красящие лекарственные средства (фармацевтические субстанции, которые оставляют окрашенный след, не смываемый обычной санитарно-гигиенической обработкой, на таре, укупорочных средствах, оборудовании и инвентаре (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, индигокармин)) следует хранить в специальном шкафу в плотно укупоренной таре. · Для работы с красящими лекарственными средствами для каждого наименования необходимо выделять специальный инвентарь. 14. Хранение дезинфицирующих лекарственных средств: в герметично укупоренной таре в изолированном помещении вдали от помещений хранения пластмассовых, резиновых и металлических изделий и помещений получения дистиллированной воды. 15. При хранении в шкафах, на стеллажах или полках лекарственные препараты в потребительской упаковке должны быть размещены этикеткой (маркировкой) наружу. 16. Хранение огнеопасных лекарственных средств: · Хранение огнеопасных лекарственных средств (спирт и спиртовые растворы, спиртовые и эфирные настойки и экстракты, эфир, скипидар, молочная кислота, хлорэтил, коллодий, клеол, органические масла, глицерин) должно осуществляться отдельно от других лекарственных средств. · Легковоспламеняющиеся лекарственные средства хранят в плотно укупоренной прочной, стеклянной или металлической таре, чтобы предупредить испарение жидкостей из сосудов. · Бутыли, баллоны и другие крупные емкости с легковоспламеняющимися и легкогорючими лекарственными средствами должны храниться на полках стеллажей в один ряд по высоте. Запрещается их хранение в несколько рядов по высоте с использованием различных прокладочных материалов. · Не допускается хранение указанных лекарственных средств у отопительных приборов. Расстояние от стеллажа или штабеля до нагревательного элемента должно быть не менее 1 м. · Хранение бутылей с легковоспламеняющимися и легкогорючими фармацевтическими субстанциями должно осуществляться в таре, предохраняющей от ударов. · Не допускается хранение легковоспламеняющихся и легкогорючих лекарственных средств в полностью заполненной таре. Степень заполнения должна быть не более 90% объема. Спирты в больших количествах хранятся в металлических емкостях, заполняемых не более чем на 75% объема. · Не допускается совместное хранение легковоспламеняющихся лекарственных средств с минеральными кислотами, сжатыми и сжиженными газами, легкогорючими веществами (растительными маслами, перевязочным материалом), щелочами, а также с неорганическими солями, дающими с органическими веществами взрывоопасные смеси (калия хлорат, калия перманганат и др.). 17. Хранение взрывоопасных лекарственных средств: · При хранении взрывоопасных лекарственных средств (нитроглицерин, калия перманганат, серебра нитрат) следует принимать меры против загрязнения их пылью. · Емкости с взрывоопасными лекарственными средствами необходимо плотно закрывать во избежание попадания паров этих средств в воздух. · Запрещается хранение взрывоопасных лекарственных средств с кислотами и щелочами. Задание № 3. Повторите структуру рецепта и правила его оформления, формы рецептурных бланков, требования к ним. Задание № 4. В дневнике письменно определите процентную концентрацию раствора, приготовленного в соотношении: 1 : 1000 2 : 5000 4 : 1000 Задание № 5. В дневнике письменно определите концентрацию в соотношении, если процентная концентрация составила: 0,4% 0,08% 0,005% Задание № 6. Решите ситуационные задачи (письменно). Задача №1 Пациентка В. проходит курс лечения в стационаре с диагнозом «Гипертоническая болезнь 2 ст.». Жалуется на нарушение сна из-за непривычной обстановки. Лечащим врачом назначены таблетки фенозепама на ночь. Через неделю от момента начала приёма препарата пациентка отметила резкое снижение его эффективности и необходимость увеличения дозы для засыпания. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? Задача №2 Пациентка П. проходит курс лечения в стационаре с диагнозом «Бронхиальная астма, гормонозависимая форма, приступный период». Лечащим врачом назначен преднизолон в таблетках 40 мг /сут.(8 таблеток). Пациентка уведомлена о необходимости приёма таблеток длительное время с последующим постепенным снижением дозы, однако, опасаясь побочных эффектов от приёма препарата, она самовольно прервала курс лечения. Через сутки у неё вновь развился приступ удушья. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? Задача №3 Пациентка Д. явилась на приём к хирургу-стоматологу для экстракции зуба. Ей проведена местная анестезия ультракаином, однако обезболивание не наступило. Ранее данный препарат пациентке не вводили. Какой вид НЛР имеет место у данной пациентки? К какому типу НЛР относится эта реакция? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 |