Визуальная часть презентации. Идеальной презентации не существует, но некоторые рекомендации могут сделать ее успешной Определение цели презентации.Цель – это то, чего Вы хотите добиться в данном конкретном случае, сделав презентацию. В общем и целом Ваша цель – убедить аудиторию в Вашей правоте и вызвать желаемое действие. Цель — попытаться найти точку пересечения между тем, что вы хотите сказать, и тем, что аудитории необходимо услышать. Хорошая цель формулируется как ответ на вопрос: «Что я хочу, чтобы они сделали?» В идеале цель должна лежать на пересечении того, чего вы хотите от своих слушателей, и того, что им необходимо сделать ради себя и своего собственного блага. Анализ аудитории.Чтобы быть правильно понятым с каждой аудиторией нужно говорить на ее языке. Название презентации. «Как судно назовешь, так оно и поплывет». Название презентации должно отвечать следующим требованиям: - однозначно отражать цель презентации; - быть запоминающимся; - коротким, но емким; - ярким, как газетный заголовок и оригинальным. Определение стратегии. Следующий шаг – определение путей для достижения поставленной цели, то есть определение стратегии и способов её реализации. Любая презентация состоит из трех составляющих – визуальной, вербальной и поведенческой. Визуальная часть – это то, что Вы покажете на слайдах, вербальная – это то, что вы при этом скажете, и, наконец, то как Вы это сделаете. Все три части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Составление структурного плана презентации. СЦЕНАРИЙ– это план, последовательности действий выступающего. Как правило, он содержит четыре части: вступление; основная часть; заключение; ответы на вопросы. Основная часть составляет около 60% выступления, остальные – по 20%. ВСТУПЛЕНИЕ обычно включает такие элементы: приветствие; представление; присоединение к аудитории; объявление темы выступления. Представление следует исключить в случае, когда выступающих представляет ведущий. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.В основной части излагается содержание выступления. Часто основная часть строится по принципу триады: корневой тезис, три ключевых тезиса, по три аргумента к каждому ключевому тезису. Итак основная часть имеет такую структуру (месседж-хаус): КОРНЕВОЙ ТЕЗИС КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС 1 КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС 2 КЛЮЧЕВОЙ ТЕЗИС 3 Аргумент 1.1. аргумент 2.1. аргумент 3.1. Аргумент 1.2. аргумент 2.2. аргумент 3.2. Аргумент 1.3. аргумент 2.3. аргумент 3.3. Корневой тезис – это главная мысль, которой посвящено выступление. Ключевые тезисы конкретизируют корневой, раскрывают его содержание. Аргументы служат обоснованием, доказательством тезисов. ЗАКЛЮЧЕНИЕсодержит: резюме выступления; призыв к действию, благодарность за внимание, предложение задавать вопросы. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.Следует отметить, что при выступлениях перед массовой аудиторией ответы на вопросы, как правило, не предусмотрены. Подача Вербальная или устная часть презентации (история) должна быть подготовлена особенно тщательно.Большинство презентаций состоит из фактов или логических доводов, выстроенныхв некую последовательность. Истории объединяют множество разрозненных фактов и идей, создавая таким образом впечатление целостности. Речевая подготовка Ясность прежде всего.Самое важное в подаче — это ясность слов. Именно этого аудитория требует в первую очередь: просто понять вас. Как можно тщательнее избегайте бюрократизмов и профессионального жаргона. Используйте повседневный язык и старайтесь выражать свои мысли короткими предложениями. Говорите так, как если бы вы вели беседу с другом, а не с залом, полным людей. Уделите внимание голосу, жестам и позе, котнакту с аудиторией. Введение Введение и заключение – два ключевых момента презентации. Строго гворя, как и в любом спектакле в презентации нет неважных моментов. Но первое впечатление – самое важное, оно формирует у слушателей доверие к докладчику, и как следсвие, к вопросу, который он представляет. Верное, удачное вступление — шанс не только произвести первое благоприятное впечатление для оратора и приковать к себе внимание слушателей. Любая достойная презентация начинается с обсуждения проблемы. Порой приходится приложить массу усилий, чтобы аудитория признала наличие проблемы. Но это всего лишь первый шаг длинного путешествия. Затем нужно будет предложить правдоподобное решение. Та часть выступления, в которой вы излагаете проблему, служит двум основным целям: обеспечивает логическое объяснение дальнейшим действиям и исполняет роль эмоционального «крючка». Многое нужно понять и сделать в первые минуты вашего выступления. Первые 1 – 2 минуты выступления желательно выучить наизусть. В первую очередь «прощупать аудиторию и установить с ней контакт. Первые фразы – это присоединение к аудитории. Слушатели не сразу готовы воспринимать информацию – нужно привлечь их внимание, вызвать интерес, расположить к себе. Привлечь интерес публики можна несколькими способами: используйте юмор, расскажите историю, стройте выступление вокруг яркого примера, задайте вопрос, приведите интересные статистические данные, используйте интересную цитату и т. п. Не позднее чем через минуту после начала непременно заявите о целисвоего выступления. Кроме того, во вступлении необходимо оговорить дальнейшее развитие выступления. Как только вы установили каркас выступления, завладели вниманием аудитории, можно приступать к основной части. Основная часть. Основная часть состоит из отдельных блоков информации. Расположите смысловые модули так, чтобы они следовыали друг за другом по нарастающей, тем самым позволяя к заключению выйти на кульминацию Вашей презентации. Прежде всего, нужно четко сформулировать саму мысль, которую вы хотите обосновать. Ее называют тезисом. Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем?» Тезис должен быть предельно конкретным. Тезис подкрепляют аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем?» Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения; суждения, основанные на личном опыте; известные факты; ссылки на авторитетные мнения (цитаты); экспертные оценки; статистика. И помните, что после каждого тезиса у вас должна идти живая история, пример из жизни, метафора, аллегория, юмор (не все сразу, а что-то одно из вышеперечисленного). Если этого не делать, то информация будет подаваться в сухом, теоретическом виде и усваиваться слушателями с минимальным успехом. Только живые примеры из жизни могут оживить, вдохновить и убедить аудиторию. Принцип будет всегда один: один тезис – одна-две истории, иллюстрирующие его. Опять тезис – и опять история. И т. д. Это делает презентацию живой и действенной. В презентации обязательно должен быть конфликт. Нет конфликта — нет истории. Так как отсутствие конфликта в презентации ведет к скуке. Как создать конфликт в презентации? Самый простой способ, конечно, — это взять некую ценность, которая находится в прямой оппозиции к той ценности, которую вы собираетесь продвигать, и затем проиллюстрировать ее конкретными примерами. Стив Джобс, чьи ценности включали «легкость использования» и «красоту», создает конфликт, сравнивая свои продукты с продуктами конкурентов, которые, как он говорит, «сложны в применении» и «некрасивы». Но в большинстве случаев вам даже не придется создавать конфликт. Тем и хорош жанр презентаций, что конфликт уже имеется. Нужно просто выявить и сформулировать его так же, как вы выявили и сформулировали свою цель. Спросите себя: «В чем состоит проблема, которую я решил или собираюсь решить?» С самого начала должна была иметься некая проблема (тот самый конфликт), которая и мотивировала вас проделать эту работу. Ну, и главное – есть решение! Предложения должны быть короткими. Язык презентации обязан быть лаконичнымуже в силу ограничености времени. Поэтому сделайте из всеобъемлюющего доклада краткую презентацию, в которой содержаться только те факты и данные, которые приведут Вашу аудиторию к принятию нужного Вам решения. Сокращения приводите вначале на уровне предложений, затем на уровне слов. Найдите яркие и красочные определения, не стесняйтесь их использовать (например – уникальный, единственный в своем роде, новейший, первый на рынке, исключительное качество и т. п.). Такие яркие ярлыки стоит использовать, когда Вам надо закрепить в сознании слушателей некую нужную для Вас информацию. Человек мыслит образами, поэтому для всех ключевых позиций следует подготовить образ, который запомниться больше всего. Используемые обороты речи должны быть точными и наглядными, поскольку Вы серъезно ограничены во времени. Более эффективно использовать глаголы, а не существительные. Существительные отражают некое статистическое состояние процесса, а глагол описывает динамику. К тому же Вам надо вызвать желательное действие со стороны аудитории. А действие – это глагол. Заключение Заключение запоминается слушателю больше всего. Последние слова долго остаются в памяти. Заключение самая короткая и самая эмоционально насыщенная часть презентации. В заключении установите связь между заключением и началом выступления.Вам необходимо представить все аргументы, выводы, подводящие Вашу аудиторию к принятию нужного для Вас решения, то есть к выполнению цели. Этому может поспособствовать такая последовательность действий: повторение главной цели презентации, заявленной во введении, краткое резюме основной части (мы рассмотрели…, это рассмотрение показало…и т. п.), сформулировать, исходя из результатов основной части неоспаримые аргументы ( 3-4 аргумента в пользу….решения о…). И помните, гораздо увереннее себя чувствует тот оратор, который знает, что будет в конце. По окончании заключения поблагодарите с улыбкой аудиторию за внимание и переходите к ответам на вопросы. Визуальная часть презентации. Подготовка слайдов Слайды служат для того, чтобы напоминатьвыступающему, о чем следует говорить далее. Слайды впечатляют. Как вы уже знаете, изображения оказывают более сильное воздействие, чем слова, и запоминаются они лучше. Именно поэтому для иллюстрации своїх идей люди нередко используют фотографии и рисунки. Третья задача слайдов — объяснять. Так, диаграммы используются для упрощения понимания сложных процессов, связей и т. д. Последняя и самая важная функция слайдов — убеждать. Существует множество типов аргументов и доказательств, среди которых статистические данные, пожалуй, самые мощные. Мы используем визуализированные данные для того, чтобы проводить сравнения и извлекать выводы. Убедительные - значит приближенные к научным доказательствам. Самыми убедительными часто являются те аргументы, что основаны на примерах, а не на статистике. |