МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Аффективно-застойный характер





Основой аффективно-застойного, или параноидного, характера яв­ляется патологическая задержка аффектов. Чувства, которые имеют наклонность развиваться в реактивную сторону, затихают то^да, когда прекращается вызвавшая их реакция: у яростного, после того как он сможет наказать того, кто вызвал его раздраже­ние, затихает ярость. Боязливый освобождается от болезни после того, как ему удается бежать. Если адекватная реакция невоз­можна, то в то время как человек направляет свои мысли на другие темы, аффект затухает лишь постепенно, однако по прошествии некоторого времени в нормальных обстоятельствах он все-таки

исчезнет.

У застойных людей это затухание аффекта проходит медленно. Мысли о происшедшем постоянно вызывают снова этот аффект, он находится как бы наготове.

Случается, что этот аффект не вполне затухает даже спустя недели и месяцы, хотя никакие новые переживания не подкрепляют его. Как говорилось выше, не могут быть адекватно отреагированы эгоистические аффекты, потому что они наталкиваются на сопротив­ление окружающих. По этой причине параноидные люди сверхпа-


 




мятливы в своей враждебности, они злопамятны, как отзываются о них окружающие.

Альтруистическим попыткам, как правило, ничто не препятствует, вот почему в этом направлении аффекты не задержи­ваются. Особенность характера, называемая аффективной застой­ностью, проявляется во всех тех случаях, где затронуты личные инте­ресы. Сходные явления лежат в основе честолюбия. Аффективная застойность в этой области диагностируется легче всего, так как подверженный ей человек чрезвычайно Озабочен своим личным престижем.

Патологическая задержка впечатлений при этом характере имеет место также в отношении радостно окрашенных чувств, поэтому аффективно-застойный человек переживает свои успехи сильнее, чем кто-либо другой. Таким образом, возникает чувство повышенного самосознания, иначе говоря, повышенного себялюбия. Честолюбие в этом случае представляет собой своеобразную смесь себялюбия и чувствительности. Дело в том, что оно отражает не только гордость по поводу того, что уже достигнуто, но одновре­менно с этим недовольство, связанное с тем, что то признание, которое человек такого типа ожидал, еще не произошло.

Патологическая задержка неотреагированных аффектов сказывается не только в одиночных реакциях, она одновременно вызывает накопление аффектов. Какое-либо вторичное ущемление воспринимается более сильно в том случае, когда первое ущемление еще не исчезло из сознания. Так появляется намек на параноидное развитие.

За пределами того, чем занимается психиатрия, параноидное развитие почти что безумного характера связано прежде всего с ревностью.

Ревность может овладеть не только мужчиной, но и женщиной в тех случаях, когда мужчина двойственно ведет себя; однако у женщин ревность редко становится столь опасной, как ревность мужчины, который чувствует себя не только обманутым в эроти­ческом смысле слова, но в большей степени, чем женщина, оскорбленным в своем чувстве чести.

Если те идеи, на которых задерживается человек, идущий по пути параноидного развития, не носят характера безумия, они, во всяком случае, часто являются «сверхценными», как называют их со времен Вернике.

Мысль об ущербе, который пришлось понести, например, в направлении, вызывающем ревность, идея успеха, которого надо добиваться, может до такой степени завладеть человеком, что он в значительной степени утратит все другие интересы, забудет о всех других целях. В этом случае перед нами одержимость паранойяльных личностей.

Параноидный человек имеет обыкновение слепо настаивать на том, что он считает своим правом; это придает ему характерную черту уверенности в собственной правоте — свойство, которое мо­жет проявиться в повседневной жизни.


Аффективно-застойный характер может проявиться как положи­тельно, так и отрицательно. Человек может завоевать авторитет среди окружающих тем, что он совершает нечто такое, что отличает его от других людей. Поэтому честолюбие побуждает человека к свершениям. У истериков дело обстоит иначе, они могут быть само­довольными без всяких оснований, путем замещения они могут субъективно создать себе положение уважаемых людей, которого они объективно не занимают. Паранойяльные личности не обла­дают такой способностью к самовнушению, им для того чтобы гордиться собой, нужно действительное признание со стороны людей. Таким образом, честолюбие аффективно-застойных людей может стать могучим стимулом для позитивных свершений. Оно может привести также и к негативным последствиям, которые будут вызва­ны тем, что стремящийся к цели будет добиваться ее не только своим трудом, но и тем, что он будет принижать и устранять окружающих, в которых он видит конкурентов себе самому. При таком поведении честолюбец обычно наталкивается на сопротивление общества; при этом может случиться так, что он одумается и станет снова больше стремиться к достижению цели своим трудом. Однако возможно и то, что на первый план выступит и другая черта его характера'— обидчивость, он будет считать, что ему на­носят ущерб, и реагировать на происходящее враждебно. В этом случае явный перевес приобретает негативная сторона аффективно-застойного характера: со всем, что не способствует удовлетворению собственных вожделений, начинается борьба на уничтожение.

г


Личко Андрей Евгеньевич(род. в сен- лист в области подростковой психиат-

тябре 1926) — советский психиатр, за- рии, основатель первой в нашей стране

служенный деятель науки РСФСР, за- подростковой психиатрической клиники,

меститель директора по научной работе Сочинения: Психопатии и акцен-

Ленинградского научно-исследователь- туации характера у подростков. Л.,

ского психо-неврологического института 1977; Подростковая психиатрия. Л.,'

им. В. М. Бехтерева. Ведущий специа- 1979.

А. Е. Личко ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ

ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ1

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой власт­ный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде»2. Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологиче­ских черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный под­росток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внима­ние. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью разди­рают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Фрагменты из монографий А. Е. Личко: «Психопатии и акцентуации характера у подростков». (Л., 1977) и «Подростковая психиатрия» (Л., 1979). Г а н н у ш к и н П. Б. Избранные труды. М., 1964.


Относительная стабильность черт характера является менее до­ступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изме­нениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгорожен­ного подростка или нежный, ласковый,'очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия — тотальность, относительная стабиль­ность характера и социальная дезадаптация, — позволяющие от­личать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпада­ют с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема от­граничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием»...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Егатег (1949) и -О. В. Кербиков (1961)—как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973)—как «крайние варианты нормального характера».

Наибольшую известность получил термин К. ЬеопЬагс1(1968) — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «ак­центуациях характера» (Личко; 1977). Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способ­ности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях К. ЬеопНагё речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) — О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления ха­рактера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некото­рых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обна­руживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при


 



19 Психология индивидуальных различий 289


акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжи­тельной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях! декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа харак-' тера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характераэто крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении опреде­ленного рода психогенных воздействий при хорошей и даже по­вышенной устойчивости к другим..,

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к край­ним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоян­ных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отне­сена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расст­ройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.