При подходе к предприятию как к системе - инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); - инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); - инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). 4. По месту в системе, представленной в виде иерархической организационной, технологической или финансовой структуры предприятия, фирмы, банка и т.д. (на рис.3 ):  Рис. 3. Классификация инноваций по месту в системе организации: Х- вектор инноваций на входе; Y- вектор инноваций на выходе; S- вектор структурных инноваций системы. - вектор входных инноваций Х включает изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин или оборудования, входной информации и т.д. - вектор инноваций на выходе У включает изменения в конечной продукции, услугах, технологии, информации на выходе и .т.д. - вектор структурных инноваций системы определяется изменениями в управленческой, организационной, производственной, технологической финансовой и т. п. структуре организаций. 5. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: - радикальные (базовые); Базисные инновации(1) - это инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники (см.также Объектный подход; Улучшающие инновации; Псевдоинновации) Базисные инновации(2) - крупнейшие фундаментальные инновации, в рамках которых реализуются крупнейшие изобретения и которые становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект; однако происходят они не каждый год (см. также Крупные инновации; Средние инновации; Мелкие инновации). - улучшающие; это продукция или технология с улучшенными параметрами - модификационные (частные) направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства - комбинированные 6. По причинам возникновения инновации можно разделить на: - реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; - стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций 7. с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: - технологические; - производственные; - экономические; - торговые; - социальные; - в области управления. Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин: 8. По распространенности: - единичные - диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики. 9. По месту в производственном цикле: - сырьевые - обеспечивающие (связывающие) - продуктовые 10. По преемственности: - замещающие – разновидность инноваций исходя из направленности воздействия инноваций на процесс производства. Предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Псевдоинновации - возвратные (ретровведения), - отменяющие (видоизменения), - открывающие (базисные), - отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей). 11. По охвату: - локальные - системные - стратегические 12. По инновационному потенциалу и степени новизны: - радикальные - комбинаторные - совершенствующие Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. 13 .Водачек Л., Водачкова О. в работе «Стратегия управления инновациями на предприятия» инновации ранжируется по 8-ми иерархическим уровням, включающим: - инновации нулевого уровня - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; - инновации 1-го уровня - изменение количественных свойств системы; - инновации 2-го уровня - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; - инновации 3-го уровня - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; - инновации 4-го уровня - новый вариант, простое качественное улучшение полезных свойств без изменений первоначальных свойств системы; - инновации 5-го уровня - новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, однако базовая структурная концепция остается; - инновации 6-го уровня - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств и концепции без включения новых функций; - инновации 7-го уровня - изменение функций всей системы или ее большей части. |