Функции объекта управления Функции субъекта управления Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. · Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике. · Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. · Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров. · Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов. · Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций. · Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п. Функции объекта управления К функциям объекта управления относятся: · рисковое вложение капитала; · организация инновационного процесса; · организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций Менеджерам, ответственным за инновационную деятельность, необходимо четко представлять систему взаимосвязи между отдельными структурами предприятия и факторами внешней среды .  Рисунок - Система взаимосвязей между элементами инновационной деятельности Как видно из схемы, сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия. Поэтому инновационный менеджмент можно рассматривать как часть маркетинговой деятельности. Научно-технические подразделения предприятия взаимодействуют со службами маркетинга по преобразованию импульсов, исходящих от потребителей, в конкретную новую продукцию. Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт. Инновации можно классифицировать следующим образом: · технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды; · производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности; · экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности; · торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности; · социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива; · инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений. Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности: · малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи; · необходимость отдельного бюджета для избежание ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью; · использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает; · систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым; · отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени; · правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов. Инновационная политика Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются: · создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам; · определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству; · нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка; · реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры; · увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка. представлена схема разработки инновационной политики на предприятии.  Рисунок - Разработка инновационной политики на предприятии При планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы: · сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели производства; · необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования; · умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования; · изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового ассортимента продукции, что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства; · динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что значительно осложняет планирование производства; · необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций. Механизм разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются: · исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития; · исследование рынков необходимых ресурсов; · планирование и организация инновационной деятельности; · кадровое обеспечение инновационной деятельности; · комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков. Основная цель планирования инновационной политики- объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы: · целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания; · системности, при котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей; · неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы, которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных факторов снижает достоверность анализа; · адаптивности, предполагающей возможность предприятия воспринять то или иное нововведение; · прочности, предполагающий учет не только повышенных норм потребления различных ресурсов в процессе инновационной деятельности, но и создание страхового запаса участвующих в процессе ресурсов на случай возникновения непредвиденной ситуации. В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический.Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации. Практика инновационного менеджмента свидетельствует, что эффективное планирование инновационной политики возможно при соблюдении следующих условий: · товар должен быть дифференцирован, т.е. быть уникальным в своем роде, приносящим потребителю дополнительные преимущества; · сильная маркетинговая ориентация - направленность нововведений на рынок и клиентов; · глобальная концентрация товара - замысел и разработка нового товара с самого начала должны предполагать ориентацию выхода на мировой рынок; · интенсивный первичный анализ - еще до начала разработки должно быть проведено тщательное и углубленное технико-экономическое обоснование и соответственно под это выделены финансовые и кадровые ресурсы; · точная формулировка концепции - перечень конкретных задач, выбор целевого рынка; · структурированный план освоения - переход от стратегического маркетинга к плану операционного маркетинга (цены, план сбыта); · межфункциональная координация - совмещение действий всех служб промышленного предприятия на достижение поставленной цели; · поддержка руководства - вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение процесса; · использование синергии (эффекта коммуникации), выражающейся в получении дополнительного эффекта процесса в целом по сравнению с суммой эффектов его отдельных элементов; · привлекательность рынков - этот фактор способствует успеху, но не может компенсировать слабые стороны процесса; · предварительный отбор - успех и провал можно предвидеть, ибо процедуры предварительной оценки позволяют избежать последствий некорректных решений; · контроль за ходом разработки; · доступ к ресурсам - для успеха проекта необходимо располагать кадровыми и финансовыми ресурсами, которые нужно рассматривать как инвестиции, а не издержки; · роль фактора времени - источник конкурентного преимущества - быстрый приход на рынок, но не в ущерб качеству; · многоступенчатость процедуры - разработка должна вестись по календарному графику. |