Участие в решении функциональных задач прокуратуры партизанского района г. Минска Ознакомительная практика является важным аспектом в закреплении студентами полученных теоретических знаний и их адаптации к практическому применению. В процессе прохождения практики в прокуратуре Партизанского района г.Минска я составлял официальные предупреждения о недопустимости совершения противоправных действий в области налогов. Данные предупреждения были адресованы юридическим лицам, которые имеют погашенную задолженность в государственный бюджет. Также я составлял официальные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, адресованные лицам, злоупотребляющим алкогольными напитками, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положения. Данные официальные предупреждения закрепляют положения, согласно которым предупреждают лица о недопустимости совершения ими противоправных действий, в обратном же случае они будут привлечены к административной или уголовной ответственности. Также я составлял постановления о возвращении дел об административных правонарушениях, а также материалов проверок. Данные постановления направляются в РУВД Партизанского района или в Партизанский (г.Минска) районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь, в зависимости от того кто расследовал конкретное дело. Еще мною были составлены постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов для проведения дополнительной проверки. Эти постановления содержат положения, отменяющие решения сотрудников РУВД Партизанского района об отказе в возбуждении уголовных дел. Кроме этого, данные постановления содержат конкретные предложения по проведению дополнительной проверки, которые должны соблюсти работники РУВД и предоставить сведения проделанной работе перед прокуратурой В ходе управленческо-правовой практики я был на следующих судебных заседаниях в суде Партизанского района г.Минска: 1) по уголовному делу о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по ч.3 ст.328 Уголовного кодекса Республики Беларусь; 2) по уголовному делу об умышленном повреждении имущества, совершенном общеопасным способом по ч.2 ст.218 Уголовного кодекса Республики Беларусь; 3) по уголовному делу о хулиганстве по ч.2 ст. 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь. 4) по уголовному делу о грабеже по ч.2 ст.206 Уголовного кодекса Республики Беларусь. 5) по гражданскому делу по иску УП ЖРЭУ Партизанского района к Иванову по выселению. В результате моего присутствия на судебных заседаниях, я посмотрел, как прокурор поддерживает государственное обвинения, чем мотивирует свое решение и как в целом происходит процесс. Во время прохождения практики я анализировал материалы об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно ч. 2 ст. 178 УПК копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Помощник прокурора рассматривает такой материал и проверяет, все ли обстоятельства случившегося установлены, соответствует ли квалификация деяния реально имевшему место событию. При согласии с принятым решением помощник прокурора передает материалы проверки прокурору, который ставит визу согласования. После этого в соответствии с приказом Генерального прокурора от 17.06.2011 г. № 27 «О мерах по совершенствованию надзора за соблюдением законодательства органами предварительного расследования» прокурор направляет уведомление о возможности обжалования отказа в возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору всем заинтересованным лицам. В случае несогласия с принятым решением помощник прокурора готовит проект постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для проведения дополнительной проверки .Данное постановление должно содержать обоснование незаконности и (или) необоснованности решения об отказе в возбуждении уголовного дела и меры, необходимые для устранения нарушений. Я ознакомился с работой канцелярии прокуратуры, изучил инструкцию о делопроизводстве, порядок регистрации следственных дел, вещественных доказательств, жалоб. В канцелярии имеется три книги и два журнала: 1. Книга учета надзорных производств по обращениям, делам, спецдонесениям; 2. Книга учета следственных дел. 3. Книга для регистрации сигналов (сообщений по телефону, телеграфу, анонимных писем) о преступлениях, поступивших в прокуратуру (ненасильственная смерть); 4. Журнал для регистрации жалоб и заявлений, поступивших в прокуратуру. 5. Журнал учета вещественных доказательств по уголовным делам В канцелярии также имеется номенклатура дел прокуратуры. В том числе я изучил, как рассматриваются письменные заявления или жалобы граждан. Заявление или жалоба передается заведующей канцелярии, которая обязана зарегистрировать его в журнале «Регистрация жалоб и заявлений граждан», завести статистическую карточку на заявление (жалобу) и под роспись вручить оперативному сотруднику прокуратуры для рассмотрения и принятия решения по данному заявлению либо жалобе. Для каждой жалобы и заявления существуют сроки рассмотрения, которые не должны нарушаться. Порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан в прокуратуре регулируются Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан», УПК Республики Беларусь, Приказом Генерального прокурора. Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме. [16] Однако если жалоба или заявление поступило не по подсудности, то оно может быть направлено в другие ведомства (в этом случае пишется сопроводительное письмо). Однако на данном этапе может иметь место сокрытие преступлений путём отказа в принятии заявления или сообщения или непринятия мер к его раскрытию, это является нарушением как конституционных, так и уголовно-процессуальных принципов. Основным средством борьбы с подобным явлением выступает прокурорский надзор. Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность [17, c. 512]. По истечению срока рассмотрения жалобы или заявления письменно сообщается о принятых мерах заявителю, вносятся представления об устранении нарушения организации (если жалоба или заявление рассмотрено положительно). Однако если в удовлетворении жалобы отказано, то письменное уведомление посылается только заявителю, где сообщается о том, что в удовлетворении жалобы ему отказано, но если он не согласен с данным решением, то может его обжаловать в вышестоящую инстанцию. Также я изучил учет регистрации уголовных дел. В прокуратуру из органов РОВД приходят материалы по уголовным делам, которые регистрируются заведующей канцелярии в специальной книге «Учет следственных дел». Каждому новому уголовному делу присваивается номер, который означает и номер надзорного производства по этому делу. Например: Ст. следователь УСК расследует дело о краже имущества. Он обязательно высылает в прокуратуру Постановление о возбуждении уголовного дела и принятия его к своему производству. Зав. канцелярией регистрирует его в книге и заводит надзорное производство. В надзорное производство в процессе расследования будут подшиваться и новые документы, приходящие в прокуратуру по данному делу (Постановление об аресте, Постановление о признании обвиняемым, Постановление о признании потерпевшим и т.д.). Уголовное дело может быть приостановлено из-за розыска обвиняемого, тогда направляется Постановление о приостановлении уголовного дела. Об этом делается отметка в книге и на надзорном производстве по этому делу. Когда дело возобновляется, так же делается отметка в книге, и в прокуратуру присылается из РОВД постановление о возобновлении уголовного дела. Уголовные дела также могут быть соединены в одно производство, если они были совершены одним и тем же лицом (группой лиц), но в разное время, или квалифицировались по разным статьям. Об этом также делается отметка в книге, а уголовные дела соединяются в одном надзорном производстве. После передачи уголовного дела в прокуратуру, пишется сопроводительное письмо и высылается Постановление о передаче его прокурору для направления в суд. Прокурор после тщательного изучения направляет уголовное дело в суд, где после будет поддерживать обвинение в качестве государственного обвинителя оперативный сотрудник прокуратуры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В период прохождения ознакомительной практики в прокуратуре Партизанского района г.Минска я закрепил знания, полученные во время обучения, и приобрел новые знания и навыки, выполнил индивидуальное задание и программу прохождения практики. Таким образом, считаю, что цели, поставленные перед прохождением практики, удалось достичь. Во время прохождения ознакомительной практики я нашёл практическое выражение теоретических познаний в области права, участвовал в подготовке актов прокурорского реагирования. Изучил нормативные правовые и иные правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры Партизанского района. Ознакомился с её структурой, функциями. Неоднократно бывал на заседаниях суда Партизанского района г. Минска. Изучив деятельность прокуратуры Партизанского района г. Минска, я сделал следующие выводы: 1) организационно-правовая работа прокуратуры Партизанского района г. Минска строится в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь; 2) деятельность прокуратуры строго соответствует нормам, установленным законодательством Республики Беларусь; 3) работа всех структурных подразделений прокуратуры направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание со стороны руководства прокуратуры района и наиболее опытных прокурорских работников уделяется повышению профессионального уровня молодых работников, в том числе практикантов, оказанию им практической и методической помощи, воспитанию в них духа патриотизма, гуманизма, законности, справедливости, объективности, честности, ответственности и других морально-этических принципов, которым должен соответствовать прокурорский работник. Следует отметить, что деловое и конструктивное сотрудничество прокуратуры района с местными исполнительными и распорядительными органами, а также правоохранительными, судебными и контролирующими органами района позволяют успешно решать задачи по укреплению законности и правопорядка в районе, защите законных прав и интересов граждан, проживающих в Партизанском районе г. Минска. В целом, считаю, что ознакомительная практика прошла успешно, так как я вынес новые и полезные знания, которые пригодятся при дальнейшем обучении и в будущей профессиональной деятельности. Научился делать некоторые виды актов прокурорского надзора, в частности постановления и официальные предупреждения. Присутствовал неоднократно на судебных заседаниях, откуда почерпнул много знаний о том, как следует и не следует себя вести в суде, как поддерживает государственное обвинение прокурор, как выносится приговор и чем мотивируется решение в разных конкретных случаях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8 мая 2007 года № 220-З// Нац. реестр правовых актов Респуб. Беларусь. – 2007. № 119. – 2/1317; 2012. – № 401-З. – 2/1952. 2 Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 N 154-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 10. 07.2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. 3 Бабий, Н.А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта / Н.А. Бабий. - Минск: Тесей, 2011. - 860с. 4 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.07.2014 г. № 190-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 20.07.2014 5 Администрация Первомайского района г.Минска [Электронный ресурс]/.-Режим доступа: http://perv.minsk.gov.by/zakonnost-pravoporyadok-nadzor/prokuratura.- Дата доступа: 27.07.2014 6 Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, Указ Президента, 27 марта 2008 г. № 181: в ред. 2014 г. № 49 // Нац. реестр правовых актов Респуб. Беларусь– 2008. № 80. – 1/9577; 2014. – № 49. – 1/14788. 7 Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности в области противодействия преступности и коррупции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22 дек. 2011 г. / Ген. прокуратура Респ. Беларусь, НПЦ Ген. прокуратуры Респ. Беларусь; редкол.: А.В. Конюк [и др.]. - Минск : БГУФК, 2012. - 207 с. 8 Прокуратура Республики Беларусь / Белорус. респ. общест. орг. «Объед. путь». - Мозырь: Белый ветер, 2003. - 11 с. 9 Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII: (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1)) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 23.07.2014. 10 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 декабря 1998 г. ,№ 219-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.07 2014 г. № 174-З// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 26.07.2014. 11 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З: в ред. Закона Респ. Беларусь 13.07. 2012 г. № 417-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 26.07.2014. 12 Сидюк, В. Конституционные основы деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. Историко-правовой аспект / Виталий Сидюк // Законность и правопорядок. - Минск. - 2011. - №3 13 Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия РИПОЛ классик, 2006.-1456 с. 14 Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / В.И. Басков. - М.: Бек, 1996 - 558 с. 15 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. 16 Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь 18 июля 2011 г. № 300-З18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. 17 Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие./ А.А. Кеник. - М., 2005 – 512 с. ПРИЛОЖЕНИЕ |