МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Положения, выносимые на защиту.





1. Система подготовки бакалавра технологии с отраслевым подходом содержания образования как возможный вариант обеспечения практической направленности выпускников общеобразовательных школ.

2. Концепция системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии представляет собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих её суть, содержание и особенности. Ее основными положениями и компонентами являются:

а) ведущая идея – отраслевой подход к подготовке бакалавра технологии, знания, умения, навыки и компетенции которого соизмеряются с сущностью знаний отраслей сферы современного материального производства, и возможностью их использования в профильной школе;

б) научная основа – инженерная педагогика, соотнесенная к задачам подготовки бакалавра технологии для работы в профильной школе и ориентирующих старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере современного материального производства;

в) теоретико-методологическое основание – единство подходов к системе отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии, где общенаучной основой выступает системный подход, теоретико-методологической стратегией – деятельностный подход, практико-ориентированной тактикой – личностно ориентированный подход;

г) педагогические и социальные условия, определяющие важные факторы образовательной среды и оказывающие непосредственное влияние на эффективность реализации системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии: технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий; недостаточная реклама трудовой технологической деятельности молодежи и как результат – переход на профильность обучения старшеклассников;

д) особенности реализации системы – межпредметная интеграция общетехнических и технологических дисциплин, что в конечном итоге приводит к высокой профессиональной (образовательной) компетентности будущего бакалавра технологии с общеинженерной компетенцией за счет системы отраслевой подготовки.

3. Модель системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, базирующейся на принципах функциональной полноты, минимизации и оптимизации, интеграции и дифференциации, саморазвития и содержащую целевую, информационную, познавательную и управляющую компоненты.

4. Творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, в основу которой положены следующие принципы: последовательность реализации элементов модели системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии; полнота и целостность реализации целевого, содержательного, процессуального и управляющего блоков модели; прогнозирование и гарантированность результатов реализации технологии; наличие признаков технологичности и критериев достижения цели образовательного процесса при следующих основных организационных формах обучения: посредством организации ситуаций творческого поиска и принципов формирования общеинженерной компетенции; посредством междисциплинарных задач повышенной трудности и новых, более рациональных методов технологических расчетов, предложенных соискателем; на основе обеспечения формирования творческого мышления; посредством информационных технологий в условиях компьютеризации учебного процесса.



5. Методика отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников, предполагающая:

– отраслевую направленность подготовки, учёт интересов и психологических особенностей студентов;

– реализацию принципа интеграции, как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса;

– использование творчески развивающей технологии обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, обеспечивающим отраслевую подготовку будущих бакалавров технологии, и содействующую развитию целостного, критического, нелинейного мышления, изменению мотивации студентов к получению соответствующей квалификации;

– введение в учебный процесс дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины», а также отраслевых технологических дисциплин, усиливающих подготовку будущих бакалавров технологии к работе в профильной школе с соответствующей профессиональной ориентацией старшеклассников в трудовом выборе;

– установление наиболее важных межпредметных связей дисциплин общетехнической и технологической подготовки в отраслях сферы материального производства;

– отбор профессионально – ориентированных общетехнических и технологических дисциплин для аудиторных и внеаудиторных занятий;

– индивидуализацию обучения студентов с учетом их интеллектуальных способностей и творческих возможностей при курсовом проектировании, предусматривающим соответствие трудности задания и креативности студента;

– организацию учебно – исследовательской самостоятельной работы студентов в реальных педагогических условиях на экспериментальных площадках для апробации и внедрении материалов, разработанных в ходе курсовых и дипломных работ, что способствует подготовке будущих бакалавров технологии к работе в профильной школе (классов) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников;

– формирование и развитие интегративных качеств будущего бакалавра технологии, необходимых для работы в профильной школе при использовании средств отраслевой профессиональной подготовки;

– наличие комплекса педагогических условий, позволяющего наиболее эффективно реализовать систему отраслевой профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии.

 

Структура и основное содержание диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной и цитированной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования, в соответствии с которыми формулируются задачи исследования, приводятся сведения о методах и этапах их выполнения; формулируется положения, выносимые на защиту, раскрывается их научная, теоретическая и практическая значимость.

Теоретической базой системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавров технологии нами обоснована инженерная педагогика применительно как к подготовке педагогов, так и к технологическому образованию школьников, рассмотрению которой посвящена первая глава «Теоретические основы системы отраслевой подготовки в вузе бакалавра технологии профильной школы (классов) с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников».

Для подготовки бакалавров технологии профильных школ, реализующих свои знания в школе по профессиональному самоопределению школьников в сфере материального производства, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Такая педагогика разработана для технических вузов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим техническим образованием, и называется инженерной педагогикой.

Бакалавр технологии не готовит из школьников специалистов, его главная задача – трудовое воспитание, а не обучение, т.е. способствовать старшеклассникам в самоопределении выбора будущей профессии и специальности. Отсюда для подготовки бакалавра технологии нужна инженерная педагогика, но выполняющая другую, то есть школьную, задачу, включающую как подготовку бакалавра технологии, так и в целом технологическое образование школьников.

Если, по словам академика РАО А. А. Кирсанова, инженерная педагогика для повышения качества инженерного образования только формируется, то ее использование в подготовке бакалавра технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников впервые заявляется.

Инженерная педагогика школы базируется на понятиях общей и отраслевых педагогик (педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы – раздел жизненного и профессионального самоопределения школьников), а также на знаниях техники и технологии об отраслей материального производства региона (рис. 1).

Рис 1. Составляющие компоненты инженерной педагогики школы.

Инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой способствует созданию и реализации системы отраслевой подготовки в вузе бакалавра технологии, который своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями воздействует на развитие личности школьника, создает условия для самоопределения его уже на старшей ступени профильной школы на конкретную профессию и специальность сферы материального производства, формирует интерес к ней, помогает предположительно определить, в каких видах деятельности он сможет наиболее успешно самореализоваться, получая наибольшее удовлетворение от своего труда.

Наша исходная позиция такова, что общепедагогические категории (цель, содержание образования, методы, формы организации и средства обучения) как основа педагогической системы подготовки бакалавров технологии к работе в профильных школах сохраняют свою педагогическую сущность. Однако воплощение их определяется целями и задачами подготовки бакалавров технологии профильных школ.

Главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются новые, более конкретные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, компетенции, способствующие бакалавру технологии в современной профильной школе для решения многообразных инновационных образовательных и профориентационных задач.

Как видно, инженерная педагогика школы не ограничивается отражением только педагогических явлений, а имеет интегративный характер. Ее предметом выступает процесс обучения, воспитания и развития, направленный на подготовку бакалавра технологии профильной школы как личности и профессионала, способного ориентировать школьников на выбор профессий и специальностей сферы современного материального производства.

Вопрос о месте инженерной педагогики школы среди других наук связан с проблемой определения ее научного статуса, поскольку только наука, целостно отображающая определенный участок социальной практики, может обеспечить эффективный выход в эту практику (рис. 2).

Разновидностью концепции педагогической науки является инженерная педагогика школы как самостоятельное направление в общей педагогике, рассматривающая методологические проблемы формирования бакалавра технологии к работе в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников (рис. 2 г).

В инженерной педагогике школы происходит взаимосвязь педагогического и технического знаний, необходимых бакалавру технологии для побуждения школьников к выбору профессий в сфере современного материального производства.

Главными системообразующими элементами инженерной педагогики школы как синтеза педагогических и технологических знаний являются ее законы.

Исходя из сущности инженерной педагогики школы, на основании трудов в области классической философии (Сократ, Платон, Г. Гегель, Н.А. Бердяев, А. Пуанкаре), современной философии (В.Д. Грачев, Б.М. Кедров, А.Ф. Лосев), психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.П. Леонтьев, Б.Ф. Лосев), «Диалектики природы» по Ф. Энгельсу и современных ученых – педагогов (А. Мелецинек, А.А. Кирсанов, В.М. Жураковский, В.М. Приходько, И.В. Федоров) нами предложено в содержание технологических дисциплин системы отраслевой подготовки бакалавра технологии использовать законы: прогрессивной эволюции техники; соответствия между функцией и структурой; стадийного развития техники; познания как формы всеобщности; диалектической взаимосвязи чувственного образа и понятия.

Проведенные исследования позволили сформировать на базе инженерной педагогики школы, на наш взгляд, следующие важные интегративные качества будущего бакалавра технологии, необходимые ему для работы в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников.

Профессиональная (образовательная) компетентность бакалавра технологии с общеинженерной компетенцией – это владение технологическими знаниями отраслей производства и способность формировать у школьников трудовую мотивацию, стимулировать интерес к получению профессий и специальностей по профильным направлениям сферы современного материального производства.

 

Рис. 2. Концепции педагогической науки: а - педагогика как междисциплинарная область; б – педагогика как прикладная дисциплина; в – педагогика как относительно самостоятельная научная дисциплина; г – инженерная педагогика школы как самостоятельное направление в общей педагогике.

Образовательный потенциал бакалавра технологии – система знаний отраслей материального производства, позволяющих бакалавру технологии найти свое место в решении практических задач в профильной школе.

Творческая активность бакалавра технологии – высшая форма трудовой активности, тесно связанная с социальной активностью.

Творческий интеллектуальный потенциал бакалавра технологии выступает объективной основой интеллектуализации труда бакалавра в связи с интересом школьников к сложным профессиям и специальностям.

Индустриально-технологические способности бакалавра технологии – это психолого-педагогические особенности человека, способного через сущность отрасли материального производства видеть в ней ключевые профессии и специальности, которые могли бы заинтересовать старшеклассников в их профессиональном самоопределении.

Если общая культура включает в себя предметные результаты деятельности людей и субъективные человеческие силы и способности, проявляемые в деятельности, то в условиях перехода к рыночной экономике встал вопрос о формировании профессиональной культуры бакалавра технологии (экономической культуры, культуры труда, правовой культуры, экологической культуры, предпринимательской культуры).

Исследования подтвердили, что научный статус инженерной педагогики школы, её понятий и категорий является методической основой решения многих проблем подготовки современных бакалавров технологии к требованиям профильной школы с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников в сферу профессий и специальностей современного материального производства.

Выявление закономерностей и тенденций в инженерной педагогике школе рассматривается во второй главе «Теоретико – методологические основы инженерной педагогики школы в концепции системы отраслевой подготовки бакалавра технологии».

Установлено, что методология инженерной педагогики школы – это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах жизненного и профессионального получения будущим бакалаврам технологии отраслевых технологических знаний с общеинженерной компетенцией для их последующей реализации в школе на уроках технологии при ориентации старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере современного материального производства.

Исходя из методологии инженерной педагогики школы, сформулировано понятие «общеинженерная компетенция бакалавра технологии» - владение специальными технологическими знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, способствующими при работе в профильной школе формированию у старшеклассников (особенно, у юношей) на уроках технологии трудовой мотивации, стимулирования интереса к получению профессий и специальностей сферы современного материального производства.

Исследовать явления и процессы, происходящие на определенных объектах, целесообразно путем построения и изучения моделей.

Дидактический, содержательно-методический и психологический аспекты теоретического обоснования построения модели системы подготовки бакалавра технологии с технологическими знаниями отраслей производства рассмотрены в третьей главе «Модель системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии профильной школы с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников».

Если модель – это искусственно созданная графическая структура объекта, которая отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, взаимосвязь и отношения между элементами исследуемого объекта, то под педагогической моделью отраслевой подготовки мы подразумеваем цели и задачи, содержание, формы, методы и средства обучения в педагогической деятельности как преподавателя вуза, так и студента – будущего бакалавра технологии на базе инженерной педагогики школы, внутреннюю и внешнюю связь между элементами, обеспечивающие прогнозируемую подготовку (результат) бакалавра технологии к работе в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников. Обучение общетехническим и технологическим дисциплинам рассматривается как средство этой подготовки.

Считаем, что одной из составляющих этой модели должно быть творческое отношение к преобразовательной деятельности, которое в значительной степени определяется уровнем отраслевой подготовки бакалавра технологии. Имея высокую подготовку по общетехническим и технологическим дисциплинам отраслей современного производства, бакалавр технологии может быстро адаптироваться к новым условиям как в профильной школе, так и в любой сфере деятельности. Соискатель рассматривает процесс подготовки будущих бакалавров технологии на примере авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины». Он объединяет знания математики (дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения), информатики (технические и программные средства реализации информационных процессов), физики (физические основы механики жидкости); экологии (экологические принципы рационального использования природных водных ресурсов и охраны природы) и особенно знания дисциплин цикла предметной подготовки.

В теоретическом обосновании построения модели системы отраслевой технологической подготовки бакалавра технологии раскрыт дидактический аспект построения модели и содержательно - методический аспект ее наполнения (рис. 3). Предложенная модель дает необходимые представления о стратегии отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии: содержит в концентрированной форме всю информацию о структуре отраслевой профессиональной подготовки; обеспечивает согласованность и иерархическую соподчиненность целей проектирования с целями подготовки бакалавра технологии; служит основанием прогнозирования педагогически целесообразного инструментария, направленного на формирование общеинженерной компетенции будущего бакалавра технологии, реализацию взаимосвязи ее проектирования и подготовки; позволяет выделить этапы формирования общеинженерной компетенции и определить дидактические условия реализации взаимосвязи проектирования и подготовки бакалавров технологии на каждом из этапов; содержит средства диагностики и мониторинга, которые могут быть использованы для оценки и прогнозирования качества отраслевой технологической подготовки.

Моделирование образовательного процесса позволяет системно и комплексно подойти к проектированию всех элементов системы, в частности к «наполнению» структуры педагогического процесса, компонентов системы отраслевой технологической подготовки будущего бакалавра технологии.

Таким образом, предложенная модель системы отраслевой подготовки, является исходной позицией для «наполнения» ее компонентов материалами общетехнических и технологических дисциплин, для дальнейшей разработки каждого элемента модели.

Наполнение модели системы материалами общетехнических и технологических дисциплин обеспечивает высокую как теоретическую, так и практическую подготовку будущих бакалавров технологии.Знание техники и технологий, отношение к ним стало неотделимой составной частью мировоззрения современного человека. Исходя из этого, определяются и функции отраслевой профессиональной подготовки как триады базисных компонентов образования: обучающего, воспитательного и развивающего.Критериями результата реализации функций полагаем: обучающей – успеваемость, воспитательной – поступок, развивающей – способность мыслить.

В состав модели системы наряду с традиционными элементами включены дополнительные элементы (компоненты) – «инженерная педагогика школы» и «знание техники и технологии отраслей материального производства региона», как системообразующие факторы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы.

 

Рис. 3. Схема модели отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии профильной школы (классов) с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников (а) и ее реализации (б): П – преподаватель вуза; X – информация прямой связи; K – контроль; C – самоконтроль; Y – информация в процессе обучения; O – обучающийся – будущий бакалавр технологии; A – «адресат»; Y±ΔY – информация после усвоения (знания); Z – «помехи».

 

Реализация модели системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии профильной школы осуществляется на следующих условиях:

1) диалектическое единство профессиональных намерений студентов и целей профессионально-педагогического образования;

2) содержание отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии рассматривается с позиций компетентностного подхода;

3) процесс формирования общеинженерной компетенции реализуется в логике идентичных этапов, на общих принципах, в интегративном единстве взаимосвязанных процессов проектирования и подготовки будущих бакалавров технологии;

4) результатом отраслевой профессиональной подготовки бакалавров технологии, построенной на принципах инженерной педагогики, является не только формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных соответствующими компетенциями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Технология», но и развитие творческой индивидуальности и ее готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Для реализации отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии профильных школ потребовалась разработка творчески развивающей технологии обучения, рассматриваемой в четвертой главе «Обоснование творчески развивающей технологии обучения общетехническим и технологическим дисциплинам будущих бакалавров технологии», гдеизлагается общая классификационная характеристика видов технологий обучения и обосновывается творчески развивающая технология при проектировании и реализации системы отраслевой подготовки бакалавра технологии.

Результаты исследований позволили остановится на определении: технология обучения – это процесс реализации преподавателем и студентами каждого компонента в отдельности модели педагогической системы посредством деятельности обоих субъектов учебного процесса для достижения образовательной цели с прогнозируемым результатом (гарантированным успехом).

Творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам ближе к общеизвестной в педагогике группе проблемно развивающих технологий, но в отличие от них основана на создании творческого поиска. В основу разработки творчески развивающей технологии обучения общетехническим и технологическим дисциплинам в предложенной нами системе положены следующие принципы: творческий поиск, при выходе из которого появляются новые знания у обучающихся, и развивается их творческое мышление; последовательность реализации элементов модели системы; полнота и целостность реализации целевого, содержательного, процессуального и управляющего блоков модели; прогнозирование и гарантированность результатов реализации технологии; наличие признаков технологичности и критериев достижения цели образовательного процесса.

Реализация отдельных компонентов системы как дидактических задач осуществляется соответствующими технологиями, а интегральный процесс реализации всей модели системы можно назвать творчески развивающей технологией обучения общетехническим и технологическим дисциплинам.

В проведенном исследовании творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам при реализации системы отраслевой подготовки бакалавра технологии рассмотрена в различных организационных формах: на лекциях, лабораторно - практических занятиях, в курсовом и дипломном проектировании, а также в активизации самостоятельной работы студентов.

Активизацию творческой деятельности предлагается проводить через содержание, формы и методы учебного проектирования, и это показано на примере выполнения курсового проекта на тему «Выбор центробежного насоса» по авторскому курсу «Гидравлика и гидравлические машины», который в комплексе с лекциями и практическими занятиями осуществляет отраслевую подготовку студента, формирует его общеинженерную компетенцию и образует фундамент для профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников.

В пятой главе «Экспериментальная проверка эффективности предложенной системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе» представлена общая характеристика педагогического эксперимента, проведено описание организации, методики проведения, оценки и анализа результатов опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования, обоснован вывод об истинности гипотезы исследования. Эксперимент включил в себя четыре этапа: проблемный, констатирующий, поисковый и обучающий (табл.1). Особенностью проведенной нами экспериментальной работы была проверка нового отраслевого направления в подготовке бакалавров технологии к работе в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников. Поэтому основной целью было не сравнение показателей в контрольных и экспериментальных группах, а проверка разработанной нами системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии в экспериментальных группах в процессе обучающего эксперимента.

На проблемном этапеизучалось состояние вопроса трудового воспитания школьников и причины их нежелания получения будущей профессии и специальности в сфере материального производства; анализировалась роль и результативность инженерной педагогики в технических вузах.

На констатирующем этапепроводились следующие мероприятия: анализ существующих образовательных программ и государственного образовательного стандарта; обследование состояния подготовки будущих учителей (ныне бакалавров) технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников; изучение и обобщение опыта учителей технологии школ г. Орла и области, а также других российских регионов при организации индустриально – технологического направления профилизации старшеклассников; интервьюирование и анкетирование учителей, имеющих и не имеющих опыт индустриально – технологической профилизации школьников.

На этом этапе исследования было установлено, что выпускники вузов, приходя в школу, имея общий уровень профессиональной подготовки, оказываются не готовыми к работе в профильной школе, особенно с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников из-за отсутствующих у них общеинженерной компетенции.

Таблица 1

Общая характеристика педагогического эксперимента

Этапы Цель этапа Экспериментальная база Число участников
1. Проблемный (до 1995 г.)   Изучение состояния проблемы трудового воспитания школьников в период агитационной работы в школах для поступления в технические учебные заведения Орел ГТУ, НПИ, БИСМ, ОСХИ Около 30 преподавателей, изучающих проблемы трудового воспитания студентов и школьников
2. Констатирующий (1995-2000 гг.)   Анализ, обследование состояния подготовки в вузе учителя технологии. Обобщение опыта учителей путем интервьюирования и анкетирования ОГУ, БГУ, КГУ, ЛГПУ, ТГПУ, МПГУ Около 30 преподавателей вуза и учителей технологии школ. Более 450 студентов и учителей технологии
3. Поисковый (2001-2007 гг.)   Разработка, начальная проверка на эффективность и обсуждение на различных форумах предложенной системы подготовки учителя (ныне бакалавра) технологии к работе в профильной школе ОГУ, БГУ, КГУ, ЛГПУ, ТГПУ, МПГУ Около 20 преподавателей, реализующих элементы системы отраслевой подготовки, как учителей, так и бакалавров технологии. Более 200 студентов
4. Обучающий (2008-2010 гг.)   Проверка гипотезы, т.е. определение эффективности разработанного варианта системы подготовки бакалавра технологии к работе в профильной школе ОГУ, ЛГПУ, МПГУ, ННГУ Около 15 преподавателей, продолжающих реализацию элементов системы отраслевой подготовки бакалавров технологии. Более 150 студентов

 

На этапе поискового экспериментаразработана, начально проверена на эффективность, уточнена и обсуждена на различных форумах по технологическому образованию молодежи предложенная система отраслевой подготовки в вузе будущего учителя (ныне бакалавра) технологии на базе инженерной педагогики к работе в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников.

В рамках поискового этапа педагогического эксперимента: проведён анализ инженерной педагогики и сделана её корректировка применительно к подготовке бакалавра технологии для работы в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников; изучалось мнение студентов по проблемам эффективности педагогических технологий обучению общетехническим и технологическим дисциплинам по отраслевому принципу, их отношение к данным технологиям, рейтинговой системы организации образовательного процесса (преимущества и недостатки), самостоятельной работы (её возможностей, трудностей в организации), реализации полученных знаний в школьной действительности; проводился опрос учителей технологии школ с целью определения широты необходимых знаний при организации и реализация отраслевой подготовки в вузе будущих учителей (бакалавров) технологии, преимуществ модульно – рейтинговой системы организации учебного процесса, разработке заданий и упражнений для самостоятельной работы; осуществлялась экспертная оценка разработанных программ по общетехническим и технологическим дисциплинам по отраслевому принципу их содержания, а также выбора педагогических стратегий обучения, образовательных технологий и дидактических средств, используемых при реализации системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе будущих бакалавров технологии.

На обучающем этапе исследования произведена окончательная проверка на эффективность разработанной системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, подтверждена гипотеза исследования.

Эффективность предлагаемой системы подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе проверялась по следующим критериям: мотивированность профессиональных действий; уровень овладения отраслевыми общетехническими и технологическими знаниями (профессиональной компетентностью с общеинженерной компетенцией); готовность к работе в профильной школе (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников, проявление самостоятельности и творческой активности.

Мотивы (внешние и внутренние) профессиональных действий будущих бакалавров технологии к работе в профильной школе (классах) определялись путём входного и итогового анкетирования. Выявлена достаточно высокая потребность у будущих бакалавров к отраслевым технологическим знаниям и высокий уровень внешней мотивации в связи с требованием сегодняшнего рынка труда для молодых людей. Нами установлено, что в процессе обучения в вузе важно уделять внимание формированию у будущих бакалавров не столько внутренних мотивов к профессиональной педагогической деятельности, столько внешних.

При проверке эффективности системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии по критерию «общеинженерная компетенция бакалавра технологии» применялись следующие показатели: уровень отраслевой профессиональной подготовки при освоении теоретических знаний; умение решать профессиональные задачи при организации и проведении элективных курсов со старшеклассниками.

Для определения уровня отраслевой профессиональной подготовки при усвоении теоретических знаний были разработаны тестовые задания, предполагающие проверку знаний студентами. Расчёт среднего коэффициента полноты усвоения знаний показал, что его значение Ка > 0,65-0,70 свидетельствует о положительном усвоении материала.

Умения решать профессиональные задачи при организации и проведении элективных курсов проверялось и оценивалось по итогам разработки программ, учебно – тематических планов и подбору литературы, а также по итогам выполнения курсовых работ по отраслевым технологическим дисциплинам. Индивидуальные задания, в результате выполнения которых разрабатывались дидактические и методические материалы для использования в процессе технологического образования школьников, оценивались по следующим показателям: степень самостоятельности при выполнении задания; качество оформления материалов; умение грамотно представлять методику использования в условиях школьной действительности.

Проверка эффективности предложенной системы по критерию «готовность к работе в профильной школе будущих бакалавров технологии» определялась в процессе анкетирования и обработки полученных данных по методике выборочного среднего значения, а также путём наблюдения за работой студентов в процессе учебного процесса.

Анкетирование было направлено на определение у будущих бакалавров технологии способности видения проблемы технологического образования школьников, осведомленности об экспериментальной работе в школе, отношение к новшествам в педагогической деятельности, а также выявлению мнения у студентов о влиянии использования средств информационных технологий на процесс технологического образования школьников в условиях индустриально – технологического направления профилизации старшеклассников.

Результаты исследований были подвергнуты статистической обработке с определением достоверности различий в изменении изучаемых показателей.

Рассмотрим в качестве примера результаты оценки эффективности собственно отраслевой профессиональной подготовки студентов в течение 2005/2006 учебного года.

В качестве сформированности знаний, умений, навыков и в целом профессиональной компетентности в проводимом нами эксперименте служила полнота (качество) отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии.

Чтобы проследить динамику процесса, использовались следующие показатели динамических рядов статистического критерия «хи-квадрат»: средний показатель (Ср), отражающий количественную оценку роста уровня подготовки , где а, b, с –процентно-выраженное количество студентов, находящихся на недопустимом (низком), допустимом (среднем) и оптимальном (высоком) уровнях отраслевой профессиональной подготовки; абсолютный прирост показателя (G), отражающий разность конечного и начального значения исследуемого показателя , где – начальное значение показателя G; – конечное значение показателя G; показатель темпа роста (КЭ), который отражает эффективность предлагаемой системы подготовки , где –значение среднего показателя экспериментальной группы; – значение среднего показателя контрольной группы.

Данные об исходном уровне отраслевой профессиональной подготовки были получены в процессе констатирующего эксперимента, результаты которого приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента

    Группы     Кол-во чел. Уровни отраслевой профессиональной подготовки Ср
высокий средний низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Экспери-ментальные Т1 Т2 7,27 41,81 50,92 1,56
10,34 46,55 43,11 1,67
Контрольная К1-2 10,90 47,27 41,83 1,69

Как видно из табл. 2, распределение студентов по уровням подготовки относительно одинаково. Расчет критерия показал, что различия между экспериментальной и контрольной группами незначительны ( = 0,749 при = 5,999). Мы можем принять гипотезу об однородности обеих выборок.

Поскольку в нашем исследовании мы имели дело со случайной выборкой обследуемых, то можно предположить, что в генеральной совокупности соотношение выявленных уровней представлено аналогичным образом.

Данные о состоянии отраслевой профессиональной подготовки студентов в конце формирующего эксперимента приведены в табл. 3 и на гистограмме № 1 (рис. 4).

 

Таблица 3

Состояние отраслевой профессиональной подготовки студентов на этапе формирующего педагогического эксперимента

    Группы     Кол-во чел. Уровни отраслевой профессиональной подготовки Ср
высокий средний низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Экспери-ментальные Т1 Т2       29,09     65,45     5,46   2,23   1,42
34,48 55,17 10,35 2,24 1,34
Контрольная К1-2 14,54 50,90 34,56 1,65 0,97

 

 

Рис. 4. Гистограмма № 1 уровня отраслевой профессиональной подготовки студентов на начало и конец педагогического эксперимента: а – контрольная группа К1-2; б – экспериментальная группа Т1 .

Сопоставляя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить изменения уровней отраслевой профессиональной подготовки, однако эти изменения более значительны в экспериментальных группах, чем в контрольной (табл. 4).

Итак, к концу формирующего эксперимента в экспериментальных группах на 21,82 и 24,14% увеличилось количество студентов, имеющих высокий исходный уровень, против 3,64% в контрольной; на 45,46 и 32,76% уменьшилось количество студентов в экспериментальных группах, у которых наблюдается низкий уровень отраслевой технологической подготовки, в то время как в контрольной – лишь на 7,27%.

Полученные результаты показывают и значительное возрастание среднего показателя ( ) в экспериментальных группах по сравнению с контрольной. Это говорит о том, что переход на более высокий уровень происходит медленнее.

Таблица 4

Динамика изменения уровней отраслевой профессиональной подготовки студентов

  Группы Абсолютный прирост G по уровням, % Абсолютный прирост по Ср Прирост по
высокий средний низкий
Экспери-ментальные Т1, Т2 +21,82 +23,64 -45,46 +0,67 +1,42
+24,14 +8,62 -32,76 +0,57 +1,34
Контрольная К1-2 +3,64 +3,63 -7,27 -0,04 0,97

В экспериментальных группах на начало и конец эксперимента =15,23 при =5,999, т.е > , что говорит о значимости полученного результата. В контрольной группе изменения менее значительны ( =0,362).

В результате сопоставления показателей уровней овладения отраслевой профессиональной подготовкой в экспериментальных и контрольной группах после окончания эксперимента ( = 7,116 и = 6,667) можно сделать вывод, что изменения в экспериментальных группах есть результат целенаправленного педагогического воздействия.

На этапе очередного эксперимента, проводившегося в 2007/2008 учебном году, целью была экспериментальная проверка эффективности формирования прогностических умений обучаемых в процессе изучения общетехнических и технологических дисциплин, являющейся очередным этапом отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии (табл. 5-7).

Результаты констатирующего эксперимента показали приблизительно одинаковый исходный уровень подготовки (табл. 5).

 

Таблица 5

Результаты констатирующего этапа эксперимента

    Группы     Кол-во чел. Уровни отраслевой профессиональной подготовки Ср
высокий средний низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
Экспери-ментальные Т3 Т4       15,62     43,75     40,63   1,75
14,28 49,20 36,52 1,77
  Контрольная К3-4       13,63     46,96     39,41   1,74

 

Расчет критерия показал, что различия между экспериментальными и контрольной группами незначительны, и мы можем принять гипотезу об однородности обеих выборок.

В табл. 6 показаны уровни отраслевой профессиональной подготовки экспериментальной и контрольной групп в конце педагогического эксперимента. Динамика изменения этих уровней представлена в табл. 7.

В результате сопоставления показателей уровней овладения отраслевой профессиональной подготовкой в экспериментальных и контрольной группах после окончания эксперимента = 8,102, т. е. > был сделан вывод о том, что изменения в экспериментальных группах являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

 

Таблица 6

Состояние отраслевой профессиональной подготовки студентов в ходе формирующего этапа эксперимента

    Группы     Кол-во чел. Уровни отраслевой профессиональной подготовки Ср
высокий средний низкий
кол-во чел. % кол-во чел. % кол-во чел. %
  Экспери-ментальные Т3 Т4             51,56         42,18         6,26     2,45     1,40
50,79 44,44 4,77 2,46 1,38
  Контрольная К3-4       27,27     60,60     12,13   2,15   1,23

 

Таблица 7

Динамика изменения уровней отраслевой профессиональной подготовки студентов

  Группы Абсолютный прирост G по уровням, % Абсолютный прирост по Ср Прирост по
высокий средний низкий
  Экспери-ментальные Т3 Т4     +35,94     -1,57     -38,37     +0,70     +1,40
+36,51 -4,76 -30,75 +0,69 +1,38
  Контрольная К3-4   +13,64   +13,64   -27,28   +0,41   +1,23

Результаты изменения уровней технологической подготовки студентов экспериментальных и контрольной групп на начало и конец педагогического эксперимента также наглядно представлены на гистограмме № 2 (рис. 5).

 

Рис. 5. Гистограмма № 2уровня профессиональной подготовки студентов на начало и конец педагогического эксперимента: а – контрольная группа К3-4; б – экспериментальная группа Т3 .

 

Ежегодные эксперименты с 2001 по 2010 г. по апробации разработанной системы отраслевой профессиональной подготовки будущего учителя технологии профильной школы принципиально подтверждают аналогичные результаты, рассмотренные выше.

Качество подготовки выпускника вуза, а следовательно, оценка педагогической системы определяется уровнем усвоения, а также способностью решать различные профессиональные задачи. Этот уровень (по классификации В. П. Беспалько) должен быть не ниже третьего – продуктивное действие эвристического типа, то есть дополнение ситуации и применение ранее усвоенных действий для решения данной нетипичной задачи.

Исследование динамики трудоустройства выпускников Орловского государственного университета с 2001 по 2009 г. показало, что отраслевая профессиональная подготовка учителей технологии (ныне бакалавров) реализована в ряде городских и сельских школ, а также при их трудоустройстве вне системы образования.

Таким образом, результаты экспериментальных исследований, проведенных как в ОГУ, так и других учебных заведениях готовящих учителей (ныне бакалавров) технологии подтверждают гипотезу о том, что инженерная педагогика является теоретической базой подготовки педагогов и технологического воспитания школьников. Разработанная концепция и модель системы профессиональной подготовки в вузе будущих бакалавров технологии, при использовании творчески развивающей технологии обучения общетехническим и технологическим дисциплинам на отраслевой основе способствует повышению эффективности подготовки педагогов к решению педагогических задач в условиях профильной школы (классов) с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников к их профессиональному самоопределению в сфере современного материального производства.

В заключенииподтверждены основные положения гипотезы, решены поставленные задачи, получены значимые научные и практические результаты при реализации в вузе отраслевой профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии, которые позволяют сделать следующие выводы:

1. Выявлен комплекс проблем и противоречий в подготовке бакалавров технологии в вузе. В условиях перехода школ на профильное обучение (особенно при индустриально – технологическом направлении профилизации, которое в большей степени, чем другие направления ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере материального производства) теоретически обоснована необходимость в знаниях отраслей производства своего региона.

2. В ходе проведенного исследования установлено, что переход общеобразовательных школ на профильное обучение, ориентирующее старшеклассников на профессии и специальности сферы материального производства, требует изменить подход к подготовке бакалавра технологии в вузе, в частности, за счёт реализации предложенной системы отраслевой подготовки.

3. Теоретически обоснована и доказана целесообразность использования инженерной педагогики (скорректированной в виде условно названной нами инженерной педагогикой школы) в качестве теоретико – методологической базы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к его работе в профильной школе (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников для их профессиональной ориентации в трудовом выборе профессий и специальностей сферы материального производства.

4. Сформулированы понятийно – терминологическое обеспечение концепции отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии: «инженерная педагогика школы», «система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии». Инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой педагогически способствует созданию и реализации системы отраслевой подготовки в вузе бакалавра технологии.

Под системой отраслевой подготовки бакалавра технологии понимаем совокупность взаимодействующих образовательных программ общетехнических и технологических дисциплин, средств, методов и процессов, составляющих целостную подготовку в вузе бакалавра технологии к работе в профильной школе.

Общеинженерная компетенция бакалавра технологии – познанная готовность бакалавра применять технологические знания отраслей материального производства, умения, навыки, компетенции и личностные качества для формирования у школьников на уроках технологии и элективных курсах в период предпрофильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации, стимулирования интереса к получению профессий и специальностей по профильным направлениям сферы материального производства, востребованным в данном регионе, и в целом подготовки молодежи к дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.

Определены условия формирования общеинженерной компетенции будущего бакалавра технологии: отраслевой подход к изучению общетехнических и технологических дисциплин; личная направленность процесса обучения; открытость процесса познания, свобода пользования различными информационными источниками, а также определены средства их реализации в вузе: активизация, междисциплинарность, мотивация, стимулирование, применение научных результатов педагога в своей преподавательской работе, комплекс педагогических ситуаций, творческих заданий, активизация самостоятельной работы студента.

5. Разработана концепция системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии, которая представляет собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих её суть, содержание и особенности. Ее основными компонентами являются:

− положение о том, что знания, умения, навыки и компетенции будущего бакалавра соотносятся с отраслями сферы современного материального производства за счет отраслевых специализаций или регионального компонента;

− инженерная педагогика в виде теоретико – методологической базы, соотнесенной как к подготовке бакалавра технологии, так и в целом к технологическому образованию школьников;

− единство теоретико – методологических подходов к подготовке бакалавра технологии, где общенаучной основой выступает системный подход, теоретико – методологической стратегией – деятельностный подход, практико ориентированной тактикой – личностно ориентированный подход;

− педагогические и социальные условия, отражающие важные факторы образовательной среды, оказывающие непосредственное влияние на эффективность реализации системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии, главные из которых: технологическая революция XXI века; недостаточная реклама трудовой технологической деятельности молодежи и, как результат, переход на профильность обучения старшеклассников.

6. В соответствии к концептуальными положениями построена модель системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, базирующая на принципах функциональной полноты, минимизации и оптимизации, интеграции и диффенциации, саморазвития и включающая:

– содержательный аспект (выделение в содержании общетехнических и технологических дисциплин отраслевого подхода к полученным знаниям студентами, модульное структурирование содержания учебного материала, уплотнение учебного материала за счёт его обобщения и систематизации, выделение в содержании инвариантной и вариативной составляющих);

– технологический аспект (определение педагогических стратегий обучения, вариативность и последовательность форм и методов изучения дисциплин);

– организационно – методический аспект (основные элементы системы занятий - лекции, лабораторно - практические занятия, курсовое и дипломное проектирование; система заданий для самостоятельной работы, выполнение которых связано с использованием современных стимуляционных компьютерных моделей; практико – ориентированные ситуационные задачи; система оценки качества подготовки студентов, учитывающая личностные достижения, их включение в деятельность по оценке и взаимооценке);

– комплекс педагогических условий, позволяющий реализовать представленную модель (компетентность преподавателя, изменение взаимодействия в системе преподаватель - студент, наличие банка материалов для формирования и оценки сформированности общеинженерной компетенции, особая организация технологического компонента образовательной среды).

7. Разработана и внедрена в педагогическую практику творчески развивающая технология обучения будущих бакалавров технологии при изучении общетехнических и технологических дисциплин.

Творчески развивающая технология обучения является ядром педагогической системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии профильных школ с индустриально – технологическим направлением профилизации. Она включает как технологии проблемного обучения, так и технологии развивающего обучения. Однако в отличии от них творчески развивающая технология в нашей системе основана на создании творческого поиска, при выходе из которого у обучающихся появляются новые знания и развивается их творческое мышление.

8. Обоснована возможность реализации системы отраслевой подготовки через интегрированные курсы технологических дисциплин, отражающих сущность отраслей современного материального производства, которые могут быть реализованы в двух вариантах в связи с наличием или отсутствием в базовой части ФГОС ВПО соответствующих дисциплин.

9. Разработан и теоретически обоснован комплекс учебно-методического обеспечения, представляющий возможность реализации обоснованной и апробированной системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологического образования для работы в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации как основы формирования компетентности современного выпускника вуза и как подсистемы профессионального образования в педагогическом вузе.

10. Проведена опытно – экспериментальная проверка эффективности разработанной системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников к профессиям и специальностям сферы современного материального производства. Выявлена положительная динамика влияния предложенной системы на уровень готовности будущего бакалавра технологии к профессиональной деятельности, на процесс формирования мотивов инновационного поведения, развития самостоятельности и творческой активности. Эффективность предлагаемой системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии подтверждена в ходе многолетнего педагогического эксперимента, проведенного под руководством и с участием автора, экспертной оценкой материалов, результатами анкетирования студентов, учителей и школьников.

Анализ динамики трудоустройства выпускников вуза, получивших отраслевую профессиональную подготовку, показал, что такой бакалавр технологии на сегодняшний период состояния нашего общества более востребован на рынке труда из-за имеющейся у него отраслевой технологической подготовки.

Вместе с тем результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы и не претендуют на полноту изучения и освещения всех сторон подготовки в вузе будущего бакалавра технологии. В рамках одного исследования, которое является первым опытом разработки и реализации системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, трудно полностью рассмотреть и решить столь разностороннюю проблему. Сделав акцент на теоретической части проблемы, разработав модель и реализовав ряд ее положений на практике, мы видим и наиболее важные направления дальнейших исследований. Это, например, исследования по разработке и учебно-методическому обеспечению подготовки бакалавров технологического образования, соответствующих спросу рынка труда; разработка инновационных программ общетехнических и технологических дисциплин системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии профильных школ; разработка личностно ориентированных технологий подготовки бакалавров технологии; исследования по совершенствованию технологической подготовки будущих бакалавров технологии для работы с умственно отсталыми или с задержкой умственного развития детьми в специальных (коррекционных) школах- интернатах и др.

В связи с модернизацией российского образования дальнейшим возможным направлением исследования может стать совершенствование рассмотренной системы отраслевой подготовки бакалавра технологии в условиях многоуровневой системы образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура.

 

список публикаций автора по теме диссертации

Идеи и результаты проведенного исследования отражены в 114 публикациях (общий объем 260 авторских п.л.), основные из которых следующие.

Монографии

1. Калекин А. А. Проектирование педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 220 с. (13,7 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0061 - 3.

2. Калекин А. А. Методология педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы [Текст]: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 162 с. (10,1 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0043 - 9.

3. Калекин А. А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 478 с. (29,93 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0045 - 3.

4. Калекин А. А. Теоретико-методологические основы системы отраслевой подготовки бакалавра технологии к работе в профильной школе: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2012 г. – 157 с. (9,8 п.л.). ISBN 978-5-9929-0155-9.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.