ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (общетехнические дисциплины и трудовое обучение) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва – 2012 Работа выполнена на кафедре технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». Официальные оппоненты: Павлова Алина Абрамовна доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», факультет технологии и предпринимательства, профессор кафедры машиноведения Глазунов Анатолий Тихонович доктор педагогических наук, профессор, Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ, Центр повышения квалификации и переподготовки кадров, главный научный сотрудник Сазонова Зоя Сергеевна доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», директор центра инженерной педагогики, профессор кафедры инженерной педагогики Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» Защита диссертации состоится 17 декабря 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.05 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119435 г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 29, ауд. 49. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1. Автореферат разослан « »_________ 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета Прояненкова Лидия Алексеевна Актуальность проблемы и темы исследования. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий требует формирования в нашей стране, начиная с общешкольного образования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. Научно-педагогический опыт в области трудового обучения и воспитания школьников инициировал разработку концепции технологического образования, реализующейся в общеобразовательной области «Технология». Образовательная область «Технология», синтезирующая естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает практическую направленность общего образования. Если основным практико – ориентированным школьным предметом является «Технология», то ведущим педагогом в технологическом образовании и профессиональном самоопределении старшеклассников при выборе будущих профессий и специальностей, особенно в сфере современного материального производства, стоит учитель технологии (ныне бакалавр педагогического образования согласно ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология», далее по тексту – бакалавр технологии). Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе бакалавров технологии для работы в профильной школе. Бакалавр технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда. Введение в базисный учебный план школы образовательной области «Технология» потребовало исследований в области технологического образования. Различные его аспекты рассматривали П. Р. Атутов, А. Н. Богатырев, Е. М. Муравьев, А. М. Новиков, Э. Д. Новожилов, Г. В. Пичугина, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, Н. А. Шайденко, а также И. П. Арефьев, Р. А. Галустов, Н. В. Зеленко, А. А. Карачев, Н. М. Конышева, Н. Н. Лавров, Н. В. Матяш, В. Е. Медведев, А. П. Надточий, Г. Н. Некрасова, П. И. Образцов, М. В. Ретивых, Е. В. Романов, П. С. Самородский, В. П. Тигров, Е. Н. Тронин, А. И. Тимошенко, Р. М. Чудинский и др. Проблема профессиональной подготовки бакалавра технологии имеет определенную специфику, особенно для работы в профильных школах (классах) индустриально-технологического направления, которое в большей степени, чем другие направления профилизации, ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей после окончания школы в сфере современного материального производства, т. е. на технологическую деятельность. Под технологической деятельностью человека мы понимаем активное отношение его к окружающему миру и последовательность использования приемов при целесообразном преобразовании материалов, энергии и информации для создания материальных и духовных ценностей в интересах людей. Следовательно, одной из главных функций бакалавра технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Но для того, чтобы четко представлять ту или иную отрасль современного материального производства, бакалавру технологии необходима соответствующая подготовка, названная нами отраслевой профессиональной подготовкой. Отраслевая профессиональная подготовка будущего бакалавра технологии по сравнению с традиционной в педагогических вузах (факультетах) отличается тем, что здесь знания, умения, навыки и компетенции выпускника соизмеряются с определенной отраслью материального производства и педагогической деятельностью в профильной школе с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников. Для реализации в вузе отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии потребовалась разработка соответствующей системы. Под системой отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии мы понимаем – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ общетехнических и технологических дисциплин, отражающих специфику отраслей сферы материального производства (в рамках общих требований ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология»), средств, методов и процессов, составляющих целостную подготовку в вузе бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников. Преподавание общетехнических и технологических дисциплин в вузах базируется на анализе теоретического развития такого научного направления как педагогика в обучении техническим дисциплинам, получившая известность как инженерная педагогика, впервые в 1972г. предложенная австрийским профессором А. Мелецинек, и в дальнейшем получившая развитие в России благодаря работам профессоров А.А. Кирсанова, В.М. Жураковского, В.М. Приходько и И.В. Федорова. В инженерной педагогике интегрируются педагогические и технические знания и методика преподавания соответствующих дисциплин. Научной основой системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе будущего бакалавра технологии нами обоснована именно инженерная педагогика применительно как к требованиям подготовки педагога, так и в целом к технологическому образованию школьников, названную нами инженерной педагогикой школы. Главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной педагогической деятельности бакалавра в школе, решение широкого круга инновационных образовательных задач, присущих профильной школе с индустриально-технологическим направлением профессиональной ориентации старшеклассников. Если инженерную педагогику школы рассматривать в аспекте технологического образования, то она может выступать педагогической теорией системы подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников при выборе ими профессий и специальностей в сфере современного материального производства. Профессиональная подготовка будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации в значительной степени определяется уровнем его знаний в соответствующей области материального производства. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе является формирование у него отраслевых технологических знаний – одной из составляющей его профессиональной компетентности. Именно поэтому исследование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии, способного своими знаниями отрасли материального производства, педагогическими умениями и личностными качествами способствовать старшекласснику в выборе будущей технологической деятельности в сфере современного материального производства, признано нами в качестве приоритетной цели исследования. Это является актуальным для сегодняшней российской системы образования. Постановка проблемы. Для подготовки конкурентоспособного бакалавра технологии для работы в профильной школе необходимо преодолеть ряд противоречиймежду: – возросшей ролью технологического знания в жизни личности и общества и уровнем его отражения в педагогическом образовании; – возрастающей потребностью в педагогах, подготовленных для работы в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, отвечающей реальным потребностям рынка труда, и отсутствием подготовки в вузе такого специалиста, теоретической неразработанностью этой проблемы; – потребностью общества в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности педагога, в том числе и бакалавра технологии, в профессиональной ориентации старшеклассников на выбор профессий и специальностей сферы материального производства и медленными темпами модернизации учебного процесса в школах. С учетом представленных противоречий была определена проблема исследования: каковы теоретико-методологические основы системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии. Социальная значимость проблемы, потребность в формировании в вузе творческого и профессионально мобильного бакалавра технологии с практико ориентированным пониманием реальных потребностей рынка труда, способного решать в школе профессиональные задачи в условиях рыночной экономики, определили выбор темы исследования: «Система технологической подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе». Подсистемой отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии мы понимаем, во-первых, структуру и содержание системы; во-вторых, сущность, закономерности и принципы обучения в предлагаемой системе; в-третьих, методы и средства синтеза нового знания; в-четвертых, условия формирования в вузе знаний, умений, навыков и компетенций будущего бакалавра технологии. Мы рассматриваем систему отраслевой профессиональной подготовки выпускника вуза не только как форму, методы и средства формирования технологических знаний отраслей производства, умений, навыков и компетенций у будущего бакалавра технологии, но и как методологию целостности процесса его обучения, воспитания и развития. Разрабатывая систему отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии для работы в профильной школе, мы стремились укрепить предметную систему обучения, определив сущность, роль и значение общетехнических и технологических дисциплин. Под общетехническими дисциплинами в педагогическом образовании мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы современных знаний технических наук. Изучение общетехнических дисциплин в педагогическом образовании направлено на овладение студентами системой общетехнических знаний, умений, навыков и компетенций преобразовательной деятельности, на развитие технического мышления и метаязыка специальности. Изучение общетехнических дисциплин способствует формированию у студентов научно-технической картины мира, пониманию техники как средства преобразующей деятельности человека. Под технологическими дисциплинами в педагогическом образовании мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы знаний техники и технологии отраслей современного материального производства, например строительного и сельскохозяйственного. Изучение технологических дисциплин в педагогическом образовании направлено на получение будущими бакалаврами знаний об основных технологических процессах отраслей материального производства, овладение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда и с основными профессиями и специальностями этих отраслей, что очень важно для бакалавра технологии в его педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников. Знакомство с отраслями сферы современного материального производства через общетехнические и технологические дисциплины является практической основой отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением профилизации. Объект исследования– процесс подготовки в вузе бакалавра педагогического образования направления «Педагогическое образование». Предмет исследования – система технологической подготовки в вузе бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе (с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников). Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и реализации концепции отраслевой подготовки в вузе будущего бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе (с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников). Гипотеза исследованияформируется следующим образом. Система подготовки бакалавра педагогического образования будет эффективна, если: 1) использовать инженерную педагогику в качестве теоретико - методологической базы, позволяющей разработать концепцию системы; 2) в концепцию системы положить дидактические принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию; 3) на основе выдвинутой концепции разработать модель системы; 4) при обучении общетехническим и технологическим дисциплинам использовать разработанную творчески развивающую технологию их изучения, нацеленную на формирование у будущих бакалавров технологии прогностических знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых при работе в профильной школе; 5) разработать комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса (на примере авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины»). Под эффективностью системы отраслевой подготовки будущего бакалавра педагогического образования понимаем сформулированность профессиональных знаний отраслей производства, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих ему успешную работу в профильной школе с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников в сферу современного материального производства. Задачи исследования. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач. 1. Провести анализ состояния проблемы подготовки учителей (ныне бакалавров) технологии и теоретически обосновать необходимость ими получения знаний отраслей сферы материального производства в соответствии с переходом общеобразовательных школ на профильное обучение старшеклассников. 2. Выяснить состояние проблемы подготовки в вузе бакалавров технологии в педагогической теории и практике. 3. Теоретически обосновать и доказать целесообразность использования инженерной педагогики в концепции отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии к работе в профильных школах (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации старшеклассников. 4. Сформировать понятийно – терминологическое обеспечение концепции отраслевого подхода к подготовке в вузе бакалавра технологии: «инженерная педагогика школы», «система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии». 5. Разработать концепцию и описать структуру и содержание системы отраслевой подготовки в вузе бакалавра технологии профильной школы. 6. На основе концепции отраслевого подхода разработать и внедрить модель системы отраслевой подготовки в вузе бакалавра технологии профильной школы. 7. Разработать творчески развивающую технологию обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, являющимися предметной составляющей модели системы отраслевой подготовки бакалавра технологии. 8. В соответствии с концепцией отраслевого подхода к обучению и созданной моделью разработать и апробировать в условиях вуза систему отраслевой подготовки бакалавра технологии. 9. Разработать комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе при реализации системы отраслевой подготовки бакалавра технологии. 10. Провести опытно – экспериментальную проверку гипотезы разработанной системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии. Общая методология исследования включает: философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность образования как высшей формы развития личности и общества; теории разностороннего развития личности как субъекта и объекта деятельности; дидактическую теорию умений и навыков; теорию личностно ориентированной организации учебного процесса; концепцию политехнического и технологического образования; положения о профессиональной деятельности бакалавра технологии; дидактическую теорию межпредметных связей; исследования по проблеме активации познавательной деятельности студентов. Важное значение для формирования концепции отраслевой подготовки бакалавра технологии профильной школы имели ряд педагогических принципов: оптимизации, интеграции и дифференциации, прогностичности и диагностичности, преемственности, взаимосвязи общего и профессионального образования. Существенное значение имело использование нормативной правовой и методической документации по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся в общеобразовательных школах. Теоретические и методологические основы исследования составляют: – современные теории построения системы высшего педагогического образования (Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.); – концепции политехнического и технологического образования (П. Р.Атутов, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, П. С. Лернер, А. М. Новиков Р. А. Галустов, А. Т. Глазунов, Н. В. Зеленко, В. Е. Медведев, Г. Н. Некрасова, В. Н. Правдюк, Е. В. Романов, А. И. Тимошенко, Е. Н. Тронин и др.); – исследования по теоретическим и практическим аспектам инженерной педагогики (А. Мелецинек, А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров, П. С. Лернер, Г. Н. Стайнов, Д. В. Чернилевский и др.); – концепция развития образовательной области «Технология» (П. Р. Атутов, В. Д. Симоненко, В. П. Овечкин, Ю. Л.. Хотунцев, Р. А. Галустов, Н. В. Зеленко, Н. Н. Лавров, В. Е. Медведев, Г. Н. Некрасова, Г. В. Пичугина, Е. В. Романов, К. Е. Романова, А. И. Тимошенко, Е. Н. Тронин и др.); – исследования, посвященные теоретическим проблемам подготовки учителя технологии (Ю. К. Васильев, Р. А. Галустов, Н. В. Зеленко, Г. Е. Зборовский, В. Е. Медведев, Г. Н. Некрасова, В. А. Поляков, В. Н. Правдюк, В. Д. Симоненко, Е. В. Романов, К. Е. Романова, А. И. Тимошенко, Е. Н. Тронин, Ю. Л. Хотунцев и др.); – исследования по предпрофильной подготовке и профильному обучению в школах (В. А. Болотов, С. Г. Броневщук, Э. Д. Днепров, А. Г. Каспржак, Е. А. Климов, П. С. Лернер, Н. В. Матяш, Т. Г. Новикова, Н. Д. Никандров, А. А. Пинский, Г. В. Пичугина, В. А. Поляков, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев, А. П. Тряпицына, Т. В. Хохлова, А. В. Хуторский, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: – теоретические: междисциплинарный анализ и синтез информации по проблеме исследования, представленной в методологической, педагогической, психологической, научно-технической, дидактической и методической литературе и в нормативных документах; систематизация, концептуализация, прогнозирование, моделирование; – эмпирические: интервью, включенное наблюдение, экспертное оценивание, изучение и обобщение опыта, констатирующий и формирующий эксперименты; – методы обработки: математико-статистический и качественный анализ, графическое представление результатов. Этапы исследования. Исследование включает четыре по времени этапа. На первом этапе (проблемном, до 1995 г.) в результате научных исследований автора в процессе преподавания в вузах технических дисциплин, в профессиональной ориентации выпускников школ для поступления в вузы, критико-аналитического отношения к системе школьного образования был выявлен ряд проблемных ситуаций в соответствующих предметных областях. На втором этапе (констатирующем, 1995-2000 гг.) была определена задача разработки системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе учителя технологии для работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, способного помочь старшеклассникам в выборе профессии (специальности) в сфере современного материального производства. Третий этап (поисковый, 2001-2007 гг.) был ориентирован на разработку и апробацию на различных конференциях предложенной системы отраслевой подготовки учителя (бакалавра) технологии к работе в профильной школе. Четвертый этап (обучающий, 2008-2010 гг.) включал в себя: анализ полученных экспериментальных данных; сверку аналитического материала с целью, гипотезой и задачами исследования; статистическую обработку результатов эксперимента, составление графиков, таблиц, схем, гистограмм; конечную диагностику уровня профессиональной подготовленности будущего учителя технологии (ныне бакалавра технологии); описание особенностей субъектов экспериментального взаимодействия (студентов, преподавателей); осмысление, аналитическое изложение материала эксперимента, апробацию его в образовательном процессе. Научная новизна исследованиязаключается в следующем. 1. Разработана и обоснована концепция отраслевого подхода к профессиональной подготовке бакалавра технологии, ориентированной на его работу в профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации. Если под концепцией в педагогике подразумевается определенный способ понимания, ведущий принцип анализа педагогической деятельности, объединенные фундаментальным замыслом, ведущей идеей, то под концепцией нами предлагаемой системы подготовки бакалавров мы понимаем способ построения системы на основе отраслевого подхода к целям, содержанию, форме, средствам обучения и воспитания будущих бакалавров технологии. 2. Теоретико-методологической базой концепции отраслевого подхода к подготовке бакалавров технологии выбрана и обоснована инженерная педагогика как самостоятельное направление в общей педагогике, которое, взаимодействуя с приоритетными направлениями развития педагогических и технических наук, технологиями и техникой, помогает решать теоретические и практические проблемы технологического образования молодежи. 3. В научный аппарат введены следующие понятия: «инженерная педагогика школы», «система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы», «общеинженерная компетенция бакалавра технологии». 4. Предложенная концепция системы отраслевой подготовки бакалавра технологии базируется: а) на дидактических принципах: связь обучения с отраслями сферы материального производства региона; направленность обучения на решение во взаимосвязи профессиональных задач обучения, воспитания и развития; сочетание различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения в профильной школе; сочетание различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения в профильной школе; б) на положениях: связь фундаментальности и профессиональной направленности подготовки; интеграция предметной и методической составляющих; учет внутрипрофессиональной дифференциации, характерной для деятельности бакалавра технологии; инновационность педагогических задач в области использования средств новых технологий обучения; вовлечение в учебный процесс достижений новых технологий отраслей сферы материального производства; в) на методологии системы: системно - функциональность; личностно - ориентированность; дифференциональность; г) на принципах педагогического проектирования: системность; адекватность; синергетичность; поэтапность; д) на этапах проектирования: организационно-подготовительном; моделирования; технологичности и аналитичности. 5. Разработана и внедрена модель системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии. Обоснованы дидактический аспект построения модели, содержательно-методический аспект ее наполнения материалами общетехнических и технологических дисциплин, психологический аспект (мотивационный, стимулирующий), а также эмоциональные факторы при трансформации модели в педагогическую систему. 6. Спроектирована система отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, включающая: цели, содержание, методы и средства, организационные формы. 7. Определены педагогические условия формирования общеинженерной компетенции будущего бакалавра технологии: отраслевой подход к изучению общетехнических и технологических дисциплин; личная направленность процесса обучения; открытость процесса познания, свобода пользования различными информационными источниками, а также определены средства их реализации в вузе: активизация, междисциплинарность, мотивация, стимулирование, применение научных результатов педагога в своей преподавательской работе, комплекс педагогических ситуаций, творческих заданий, активизация самостоятельной работы студента. 8. Разработана и внедрена в учебный процесс творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, в основу которой положены принципы: последовательности реализации элементов модели педагогической системы; полноты и целостности реализации блоков модели; прогнозирования и гарантированности результатов реализации технологии обучения; технологичности и критерии достижения цели образовательного процесса. 9. Теоретически обоснован комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса при реализации системы отраслевой подготовки бакалавра технологии (на примере авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины»). Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем. 1. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико – методологических основ технологического образования в условиях модернизации современной общеобразовательной школы за счет отраслевого подхода к подготовке бакалавра технологии. 2. Уточнен понятийно - категориальный аппарат исследования: профессиональная (образовательная) компетентность с общеинженерной компетенцией путем выявленных новых реалий и задач в подготовке старшеклассников к активному участию в жизни общества; образовательный потенциал за счет преимуществ отраслевой подготовки в сфере материального производства; творческая активность как качество личности, характеризующее уровень её социализации и степень результативности целенаправленного труда; творческий интеллектуальный потенциал, удовлетворяющий интерес старшеклассников к сложным приборам и профессиям; индустриально-технологические способности отвечающие требованиям профильной школы и способствующие профессиональному самоопределению школьников в области материального производства; профессиональная культура, определяющаяся формированием экономической культуры, культуры труда и правовой культуры в связи с переходом на рыночную экономику общества. 3. Разработана концепция отраслевой подготовки в вузе будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации. 4. Разработанная концепция отраслевого подхода к подготовке бакалавра технологии в вузе служит теоретической основой для дальнейшего исследования в области совершенствования подготовки педагогических кадров и технологического образования школьников в нашем обществе. 5. Выявлены структура и подходы в реализации профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии, способных в профильных школах ориентировать старшеклассников на выбор технологической деятельности в сфере материального производства после окончания школы. Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем. 1. Разработаны и реализованы в высшем педагогическом образовании две новые отраслевые специализации направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Технология»: «Строительство и ремонт индивидуального жилья» и «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)». 2. Разработан комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе при реализации системы отраслевой подготовки бакалавра технологии, включающий: – программы общетехнических и технологических дисциплин подготовки будущих бакалавров технологии; – учебные пособия соискателя для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» и направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профилей «Технология» и «Технология и экономика»; – лабораторные установки для проведения лабораторно-практических работ, отражающих структуру и функции учебной деятельности студентов; – задания курсовых работ, направленные на самостоятельное изучение технологических дисциплин и отраслей производства. 3. Разработанная творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам нацелена на формирование у будущего бакалавра технологии за счет отраслевой подготовки прогностических знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для их реализации в профильной школе (классах) с индустриально – технологическим направлением профилизации. 4. Изданный и внедренный учебно-методический комплекс соискателя позволяет бакалаврам технологии реализовать полученные технологические знания отраслей производства при работе, как в городских, так и в сельских профильных школах. 5. Приемы и методы активизации творческой деятельности студентов при изучении авторского курса «Гидравлика и гидравлические машины» пригодны как для общетехнических и технологических, так и для других дисциплин предметной подготовки. Особенно эффективна реализация принципа непрерывного формирования и развития творческого мышления студентов при выполнении ими заданий реального курсового и дипломного проектирования. 6. Реализация отраслевой подготовки студентов - будущих бакалавров технологии, ориентированных на работу в школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации, в Орловском государственном университете ведется с 1995 г. на факультете технологии, предпринимательства и сервиса на основе рекомендаций данного исследования. Апробация и внедрение результатов исследования. Система отраслевой подготовки бакалавра технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением прошла всестороннюю проверку в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» на факультете технологии, предпринимательства и сервиса. Отдельные элементы системы были апробированы в ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого», УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» (Беларусь), а также в ГАОУ СПО «Болховский педагогический колледж» и «Мензелинский педагогический колледж». Экспериментальной базой для проверки отдельных элементов системы отраслевой подготовки явились школы, где работают учителями технологии выпускники факультета технологии, предпринимательства и сервиса ОГУ (Столбецкая и Тимирязевская Покровского р-на, Бородинская Дмитровского р-на, Золотаревская и Победненская Залегощенского р-на, Губкинская и Луковская Малоархангельского р-на, Отрадинская Орловского р-на, Паньковская Новодеревеньковского р-на Орловской области), межшкольный учебный комбинат (№ 1 г. Орла), а также НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» (г. Москва), Чернская школа Тульской области и др. Основные идеи, результаты и выводы исследования на различных этапах обсуждались и получили одобрение более чем на 30 международных, всероссийских, межвузовских и региональных конференциях, научно-практических семинарах, прошедших в г. Москве (1996 - 2012 гг.), г. Брянске (1996 - 2008 гг.), г. Волгограде (1996 г.), г. Туле (1997 - 2011 гг.), г. Орле (1996 - 2009 гг.), г. Липецке (2007 - 2009 гг.), г. Курске (2003 г.), г. Екатеринбурге (2000 - 2006 гг.), г. Санкт-Петербурге (2006 г.), г. Улан-Удэ (2009-2011 гг.), г. Арзамасе (2008 г.), г. Пскове (2008 г.), г. Ярославле (2010 г.), г. Мозыри, Беларусь (2011 г.), г. Перми (2012 г.) и др. Участие в тематических заседаниях 37-го Международного симпозиума Международного общества по инженерной педагогике JGJP (г. Москва, 7-10 сентября 2008 г.) и 2-й Международной конференции по инженерной педагогике JGJP (г. Москва, 16 марта, 2012 г.) подтвердило целесообразность использования инженерной педагогики в отраслевой подготовке в вузе бакалавра технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников. Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью экспериментальной работы; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальных данных; реальной возможностью воспроизведения эксперимента в условиях вуза; очевидной реальностью протекания интеграционных процессов, как в образовательной системе вуза, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Результаты исследования апробированы, обсуждались на научных международных и региональных конференциях и семинарах разного уровня, отражены в публикациях и составили теоретико-методологическую основу для разработки и обеспечения образовательного процесса отраслевой подготовки бакалавра технологии. |