Внутренние факторы, влияющие на уровень риска Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы факторов: · стратегия фирмы; · принципы деятельности фирмы; · ресурсы и их использование; · качество и уровень использования маркетинга. Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов. По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебными некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др. Утечка конфиденциальной информации — еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени. На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает. Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу[4]. Перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, включает в себя: 1. Производственную информацию: · способы производства и технология; · объем выпуска и планы реализации продукции; · уровень складских запасов; · планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства; · методы и организация управления; · система организации труда; · планы рекламной деятельности; · предполагаемое время выхода на рынок; · характер и условия заключенных контрактов; · сведения о поставках, потребителях, посредниках. 2. Финансовую информацию: · структура капиталов; · размер прибыли и уровень себестоимости продукции; · механизм формирования цен на продукцию; · банковские и торговые операции; · состояние расчетов с торговыми клиентами; · уровень платежеспособности предприятия; · фактическое состояние рынков сбыта; · сведения об эффективности экспорта и импорта; · сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников; · сведения о планируемых кредитах, их размерах и условиях предоставления; · планируемое создание совместных, смешанных, акционерных предприятий. 3. Научно-техническую информацию: · характер исследовательских работ; · применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии; · направления расширения (свертывания) производства; · ведущая НИОКР, проектные работы и их результаты; · модификация и модернизация применяемой ранее техники, технологии; · анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции; · содержание патентов и лицензий. Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др. [1] Лапуста М. -Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М. - 1998. – С. 251 [2] Дубров А. М. - Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М. – 2000 – С. 310 |