Основные показатели работы лечебных учреждений Учреждение здравоохранения делятся на: 1. Лечебно-профилактические 2. Санитарно-профилактические 3. Прочие учреждения и мероприятия Оперативно-сетевыми показателями планирования являются: · Число медицинских учреждений, которое финансируется из бюджета · Количество больничных коек · Заполняемость больничных коек (количество дней функционирования коек) · Число койко-дней · Оборачиваемость больничных коек · Число врачебных посещений и врачебная должность, являющаяся расчётным показателем для определения расходов на содержание поликлиник, амбулаторий, здравпунктов В госплане соц-эк развития по учреждениям здравоохранения предусматриваются следующие показатели: · Количество коек на конце года · Число детей в детских яслях на конец года · Фонд з.п., объём капвложений и ввод в действие учреждений здравоохранения В ходе дальнейшего планирования в органах здравоохранения и финансовых органах, эти показатели дополняются другими, характеризующими различные стороны деятельности учреждений здравоохранения: численность работников, число врачебных должностей и т.д. При расчёте последнего показателя необходимо учесть потребность населения отдельных местностей в медицинской помощи, которая зависит от демографических, соц-эк, культурно-бытовых и других условий. В плане соц-эк развития все показатели утверждаются на конец года, поэтому возникает необходимость исчислении среднегодовых показателей. Обеспеченность населения коечной сетью по республике, областям, городам, районам, характеризуется двумя показателями: · Оборот койки = Число дней использования / средняя длительность пребывания в стационаре · Уровень госпитализации = Число госпитализированных / Общая численность населения Среднегодовое количество коек = Численность населения * Процент госпитализации / Оборот койки Число госпитализированных = Стоящие на учёте на госпитализацию + прошедшие госпитализацию + отказавшиеся от госпитализации Из общей численности населения исключают: обслуживаемых в ведомственных больницах . Оборот койки зависит от числа больных на койку в год. Величина этого показателя прямо связана с длительностью пребывания одного больного в больнице и временем использования койки в течении года. Показатель потребности в коечном фонде применяется для анализа эффективности использования коечного фонда на соответствующей территории. Использование койки за год зависит от уровня организации больничного отдела в данной местности, в частности когда койка остаётся незанятой. В городской местности использование койки больше, чем в сельской. В среднем по стране этот показатель равен: в городе - 325 дней, в селе – 308 дней. Уровень организации больничного отдела зависит от оформления больного на койку, диагностирования и своевременного определения диагноза, эффективности лечения, выписки из больницы. В отдельных случаях функционирование койки в течение года может составить 380-390 дней (при чрезвычайных ситуациях и использовании приставных коек). При определении среднегодового количества коек по больнице используются следующий показатель: Кср = Кн ± Кп*n/12 Кн – количество коек на начало Кп – планируемый прирост или сокращение Число койко-дней = Среднее число коек * число дней использования койки Сумма расходов (медикаменты, питание) = Койко-дни * норма расходов По штатным нормативам медицинского персонала больниц должности врачей устанавливаются из расчёта должность на Н-коек (по профилям). Число лечащих врачей, находится исходя из этого норматива и количества больничный коек. К этому числу добавляются штатные должности заведующих отделением из расчёта 1 должность на 50-60 коек. По поликлиникам и амбулаториям основные показатели планирования расходов: · Число врачебных должностей · Число врачебных посещений Например, на одну врачебную должность планируется определённое количество среднего и младшего медицинского персонала. На каждое посещение планируется норма расходов на медикаменты и перевязочные средства. Для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения районными поликлиниками устанавливаются такие штатные нормативы: 17.2 ставов врачей на 10000 населения. В 17.2 входят: · Ставки терапевтов – 4.2 · Хирургов – 1.2 · Педиатры – 2.9 Штаты врачебного персонала определяются нормами нагрузки врачей,которые дифференцируются по заболеваниям (хирург принимает 9 человек в час, терапевт – 5, стоматолог – 3). Пользуясь этими нормативами и зная количество посещений поликлиники жителями в год можно рассчитать потребность во врачебных должностях. Планирование фонда з.п. медработников Планирование з.п. медработников осуществляется на основании проведения тарификации и составления тарификационных списков. Для проведения тарификации издаётся указ, в котором утверждается тарификационная комиссия в составе председателя (главврач) и членов комиссии (инспектор отдела кадров, бухгалтер или финансист). Тарификационные списки состоят из разделов: 1. ФИО 2. Должность 3. Образование 4. Категория 5. Основная зарплата 6. Дополнительная зарплата (доплата, надбавка) Категорию врачу присваивает комиссия на 5 лет. После института врач работает как специалист, потом на 3-ей категории, 2-ой, 1-ой, высшей. За категорию врач получает надбавку. На подтверждение категории врачу дают полгода. Если через полгода врач не подтвердил категорию, то она снимается. Должность врача должна соответствовать указанной в расписании и окладе. Надбавки: · За учёную степень (кандидат, доктор, заслуженный врач) Доплаты: · За должность (в психбольнице) · Совмещение · За выслугу лет В конце тарификационного списка подводится итог по всем врачам и выводится сумма по основной зарплате, дополнительной (надбавкам и доплатам) и в сумме это составляет общий фонд зарплаты. Фонд делится на среднее количество врачебных должностей – средняя зарплата на одного врача. Для планирования фонда на следующий год необходимо знать количество должностей на конец года на плановую зарплату . К этому фонду заработной платы добавляется 2% на перетарификацию. Точно так же перетарификацию проводит средний медперсонал (медсёстры). Врачи имеют право работать по совместительству в свободное время не больше, чем на полставки. Для этого пишут заявление на имя главврача с указанием основного места работы и должности. Свой приход и уход врачи отмечаются в журнале. Данный журнал является основанием составления табеля рабочего времени и начисления з.п. Рассчитать оборот койки в больнице, если функционирование коек в больнице на протяжении года составляет 279 дней, средний срок пребывания на койке – 9 дней. В предыдущем году оборот койки составлял 26.4 дня. Проанализируйте эффективность использования коек. | Оборот в этом году = 297 : 9 = 31 оборот Коэффициент прироста = 31 : 26.4 = + 17.4% | На 01.01.2010 в больнице было 387 коек. В мае ввели 78 коек. Функционирование коек на протяжении года составляет 218 дней. Норма расходов на питание на койку составляет 26.5грн. Рассчитать расходы на питание. | Число коек =387 + 78 * 7 : 12 = 432.5 коек Считаем, что койка вводятся со следующего месяца Расходы = 218 * 432.5 * 26.5 = 2498552 | В городе функционирует 2370 коек. Рассчитать потребность в больничном фонде на плановый год, если численность населения города (без учёта обслуживаемых в ведомственных больницах) 216175 человек, процент госпитализации 24.7%, оборот койки – 21. Проанализируйте достаточность больничных коек. | Число госпитализированных = 53396 человек Требуемое количество коек = 53396 : 21 = 2543 койки Нехватка коек = 2543 – 2370 = 173 койки | Тема: планирование и финансирование расходов на образование План 1. Основные производственные и сетевые показатели планирования расходов органов образования 2. Планирование фонда з.п. учреждений образования Основные производственные и сетевые показатели планирования расходов органов образования Составление смет учреждений образования начинается с определения основных производственных и сетевых показателей, таких как число классов и число учеников в этих классах, число педагогических ставок, объём кубатуры и площадь школьных помещений. Число учеников и классов определяется по школам по группам классов: 1. 1-4 2. 5-9 3. 10-11 Эти данные в смете предоставляются на 1 января и 1 сентября планируемого периода. Такие показатели, как количества классов, количество учеников в классах, классов в комплекте определяются также как среднегодовые показатели. Среднегодовое число классов = (Кн * 8 + Кк * 4 ) / 12 Для расчёта среднегодового количества классов с целью планирования фонда з.п. по городским и сельским школам имеются особенности. По сельским школам используется формула выше. Формула среднегодового количества классов для городских школ = (Кн * 8,5 + Кк * 3,5 ) / 12 Численность учащихся на 1-ое января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчётную дату. Численность на 1-ое сентября планируется согласно плану приёма и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в первые классы устанавливается по данным специального учёта РайОНО. Число учащихся в последних классах планируется на уровне выпуска учащихся из предшествующих классов. При определении числа учащихся 10 классов учитывается, что часть учащихся 9-ых классов могут продолжить образования в других учреждениях. Одним из важных сетевых показателей, используемых в планирование, является педагогические ставки. Число педагогических ставок рассчитывается на базе двух показателей: 1. Число часов учебных занятий в неделю по тарификации 2. Учебные нагрузки преподавателей в неделю Нагрузка преподавателей 1-4х классов: 20 часов в неделю; 5-11: 18 часов в неделю По тарификации, по 1-4 классам = 388 часов / 20 = 19,4 ставка По 5-9 классам = 688 / 18 = 38,22 ставки По 10-11 классам = 184 / 18 = 10,22 ставки 1-4 классов: 16 5-9 классов: 17 10-11 классов: 4 Чтобы определить количество педставок на класс необходимо количество педставок по группам классов разделить на количество классов По 1-4 классам: 19,4 / 16 = 1,012 ставки / класс По 5-9 классам: 38,22 / 17 = 2,248 ставки / класс По 10-11 классам: 10,22 / 4 = 2,506 ставки / класс По статье 9 сметы предусматриваются расходы на питание учащихся, находящихся на режиме продлённого дня. Эти расходы определяются по установленным нормам и зависят от численности учащихся, получающих питание, и числа дней питания в год (дети * дни = дето-дни). Питание детей в школах с продлённым днём двухразовое и оплачивается в основном за счёт родителей. Исполкомом местных советов, на территории которых находятся школы с продлённым днём предоставлено право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся групп продлённого дня. Из них до 10% освобождаются полностью и до 15% - в размере половины стоимости питания. В общей сложности это всё равно, что 17,5% освободить полностью. Прочие расходы: приобретение книг для школьных библиотек, учебные расходы + фонд всеобуча Расходы на книги для школьных библиотек определяется на основе установленной на один класс бюджетной нормы, которая не дифференцируется по размерам классов. Учебные расходы включают приобретение учебников для разных классов и они дифференцируются по группам классов. Фонд всеобуча формируется для оказания помощи детям из малообеспеченных семей. Педсовет и с руководство школы определяют детей из малообеспеченных семей и эти деньги могут быть направлены на приобретение школьной формы для детей, спортивной одежды или инвентаря, усиленное питание и другие цели. Фонд всеобуча планируется в размере 1% на текущее содержание 1-9 классов. Для этого по школе берётся смета расходов, из неё вычитаются 12 и 16 статьи (приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт). Полученная сумма делится на общее количество классов по школе и определяется текущее содержание на один класс. Потом эта сумма умножается на количество 1-9 классов. От полученного значения берётся 1%. Дополнительные виды оплаты получают преподаватели за классное руководство, за заведование школьными мастерскими, за ведение внеклассной физкультуры, за руководство кружками. Преподаватели имеют право на надбавки за звания: заслуженный учитель, учёную степень, за проверку тетрадей. Планирование фонда з.п. учреждений образования Планирование фонда з.п. педагогический работников осуществляется на основе тарификации. Для проведения тарификации издаётся приказ по школе и формируется тарификационная комиссия, председателем которой является директор школы. Состав членов: представители РайОНО, бухгалтер или экономист школы. Начальник или инспектор отдела кадров. Для проведения тарификации составляются тарификационные списки: ФИО, образование педагога, стаж, категория, основная и дополнительная з.п., надбавки. В конце списка подводится итог и определяется общий месячный фонд з.п. педагогического персонала. Для определения ср.з.п. этот общий месячный фонд делится на количество педагогических работников (всё по группам классов). Тарификация является основанием для планирования фонда з.п. на следующий год. Прямі податки майже не впливають на ціни, але зменшують доходи платників - тим самим впливаючи на обсяги інвестиційного і споживацького попиту. В той же час вони не змінюють структуру попиту, на відміну від деяких видів непрямих податків. Пряма залежність між сумою прямих податків і обсягом доходу сприяє збільшенню можливостей для держави в регулюванні економічних процесів і вирішенні проблем соціальної справедливості за рахунок прогресивних ставок оподаткування. В той же час з фіскальної точки зору вони поступаються непрямим в стабільності надходжень, в рівномірності розподілу надходжень по окремих регіонах, в існуванні більш сприятливих умов щодо ухилення від їх сплати. Особливість прямих податків порівняно з непрямими полягає у їх безпосередньому відношенні до об’єкта оподаткування та особи платника Перевагами прямих податків є: • економічні – можливість встановити пряму залежність між доходами платника та платежами до бюджету; • регулюючі – у країнах з розвинутою ринковою економікою, пряме оподаткування є важливим фінансовим важелем регулювання економічних процесів (інвестиційну активність, накопичення капіталу, сукупне споживання, ділову активність). Наприклад, податок на прибуток має порівняно невисоку питому вагу у доходах бюджету нашої країни через низьку рентабельність і існує можливість його широкого використання як важеля регулювання економіки; • соціальні – прямі податки сприяють розподіленню податкового тягаря таким чином, що великі податкові витрати мають ті члени суспільства, у яких більш високі доходи, тобто реалізується принцип справедливості Що ж до недоліків, властивих прямим податкам, то сюди можна віднести: • організаційні – пряма форма оподаткування потребує складного механізму бухгалтерського обліку об'єкта оподаткування і стягнення податків, є труднощі з визначенням того, що належить до доходів; • контрольні – стягнення прямих податків потребує високого рівня контролю, розширення податкового апарату, оскільки мають місце приховування доходів та ухилення від оподаткування; • поліцейські – прямі податки пов'язані з можливістю ухилення від сплати податків через недосконалість фінансового контролю і наявність комерційної таємниці; • бюджетні – пряме оподаткування потребує певного розвитку ринкових відносин, оскільки тільки в умовах реального ринку може сформуватися реальна ринкова ціна, а отже, і реальний прибуток. Останній є ймовірною величиною - можуть бути і збитки. Тобто, ринкові відносини не гарантують отримання прибутку, тому прямі податки не можуть стати стабільним джерелом доходів бюджету |