Структура бюджетной системы Бюджетное устройство Бюджетная система Российской Федерации Основным и направляющим звеном, как общегосударственных финансов, так и всей финансовой системы является бюджетная система Российской Федерации. Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, которая включает в себя: - структуру бюджетной системы; - организационные принципы построения бюджетной системы; - взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Структура бюджетной системы Структура бюджетной системы определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом; местными бюджетами. В федеральных государствах бюджетная система представлена тремя уровнями: федеральным бюджетом; бюджетами членов Федерации; местными бюджетами. Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: · бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга; · бюджеты городских и сельских поселений (сметы доходов и расходов населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями). Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет субъектов РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на их территории, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты не утверждаются органами власти. Они используются для анализа показателей бюджетной системы и для составления проекта федерального бюджета. К организационным принципам построения бюджетной системы относят: - Принцип единства. Несмотря на многообразие элементов бюджетной системы, она едина. Ее единство обеспечивают: - единая правовая база; - использование единой бюджетной классификации; - единство принципов бюджетного процесса; - единство денежной системы; - единство регулирующих доходных источников; - единая социально-экономическая и финансовая политика. - Принцип самостоятельности. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему, самостоятельны, так как обеспечиваются собственными источниками доходов и правом определения направления их использования. К собственным источникам доходов бюджетов относят: - закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; - отчисления по регулирующим источникам; - дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно субъектами Российской Федерации. Например, налог на добавленную стоимость - закрепленный законом доходный источник федерального бюджета. Налог на прибыль, регулирующий источник дохода, так как часть его направляется в местные бюджеты, а величина этой части определяется при утверждении республиканского бюджета. Курортный сбор - местный налог, устанавливаемый по решению местных органов власти. - Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. - Принцип разграничения доходов. Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и закрепленными законом другими источниками. - Принцип эффективного использования бюджетных средств. Расходы бюджетов всех уровней делят на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования и инвестиции в капитал действующих или создаваемых предприятий. Результатом этих инвестиций является собственность государства или местных органов власти на эквивалентную часть капитала, находящая свое выражение в полном владении предприятием или во владении акциями (паями) акционерного общества, товарищества. Создаваемая за счет государства собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом. Доходы от эксплуатации собственности (дивиденды) или от продажи, либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход соответствующего бюджета. Инвестиции бюджетных средств в капитал предприятий любой организационно-правовой формы осуществляются на коммерческих началах. Исключения составляют отрасли и предприятия, специально выделенные решением органов законодательной власти. - Принцип сбалансированности бюджета. Необходимым условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджетов всех уровней. Нормальным считается разработка бюджетов с превышением доходной части над расходной (префицит) на случай возникновения непредвиденных расходов в течение финансового года. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут быть установлены предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов на 5 %, 10 %, 15 % и т. д. по всем статьям в течение оставшегося до конца финансового года времени. При этом отдельные статьи бюджета могут не изменяться. Состав защищенных статей бюджета определяется соответствующими органами представительной власти. Примерами защищенных статей являются: зарплата, пенсии, стипендии, пособия и компенсации и т. п. Мировая экономическая практика выработала ряд мероприятий, способствующих снижению бюджетного дефицита. К ним относятся: - использование принципа циклического балансирования бюджета. Бюджетный дефицит чувствителен к циклическим факторам экономики: в условиях экономического спада он увеличивается; в условиях экономического подъема он уменьшается и наблюдается превышение дохода над расходами. В этом случае это превышение направляется в Центральный банк на хранение, где и находится до момента возникновения бюджетного дефицита; - целенаправленное сдерживание роста государственных расходов и на этой основе уменьшение бюджетного дефицита. При этом параллельно осуществляются мероприятия, направленные на увеличение налоговых доходов; - устанавливается лимит дефицита бюджета, при достижении которого автоматически происходит сокращение всех правительственных расходов; - выпуск государственных займов либо использование кредитов, предоставляемых другими странами. - Принцип общего (совокупного) покрытия расходов–все расходы бюджетов должны покрываться его доходами и поступлениями из источников покрытия дефицита. - Принцип гласности. Опубликование в СМИ отчетов об исполнении бюджетов и утвержденных бюджетов. - Принцип достоверности бюджета –это реалистичность расчета доходов и расходов. - Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства направляются конкретному получателю на соответствующие цели. Наряду с распределительными и перераспределительными функциями бюджетная система призвана активно воздействовать на хозяйственный механизм государства. Так, увеличение государственных расходов и снижение уровня некоторых налогов способствуют экономическому развитию страны. |