МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Степень изученности проблемы





Ахмадулина Светлана Зиннатовна

История развития

Нетрадиционных религиозных объединений

В Бурятии в 1990-е - начале 2000-х гг.

Специальность 07.00.02. – Отечественная история

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

 

Улан-Удэ

 

Работа выполнена на кафедре истории Отечества

ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

 

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Митупов Константин Бато-Мункич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, доцент Цыремпилова Ирина Семёновна
    кандидат исторических наук, Харитонов Михаил Александрович
Ведущая организация:   Институт монголоведения, буддологии, тибетологии Сибирского отделения РАН

 

 


Защита состоится 15 октября 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.07 при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (670000, Республика Бурятия,
г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а).

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

 

 

Автореферат разослан 12 сентября 2010 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент Е.Н. Палхаева


I. Общая характеристика работы

Актуальность темы.Последнее десятилетие российской истории 20 столетия ознаменовалось появлением духовного явления, которое получило название «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения» (НРД), «религии нового века», а в негативной коннотации «тоталитарные секты» и «деструктивные культы».

Говоря о нетрадиционных религиозных объединениях (НРО), мы понимаем религиозные комплексы, получившие широкое распространение в 1950–1980-х гг. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Республика Корея), в США, в странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и др.), а с 1990-х гг. и в России[1].

Кризисные явления 1990-х гг. в социально-экономической и политической сферах отразились на духовно-нравственной жизни россиян. Отход от политики государственного атеизма, крушение идейных основ объединявших советских граждан привели к появлению массовых религиозно-мистических настроений, глубоко проникавших в среду российского общества, что создало питательную среду для распространения и высокой активности нетрадиционных религий.

Несмотря на двадцатилетнее существование подобной ситуации в нашей стране, проблемы, связанные с оценкой роли и места феномена НРО, остаются и по сей день дискуссионными как в исторической, так и в религиоведческой науке.

Изменения, которые происходили в религиозной жизни страны, коснулись всех ее регионов. Процесс развития НРО в российских субъектах протекал неодинаково.

В системе российского общества Бурятия является регионом, где на протяжении нескольких столетий взаимодействуют восточные и западные религии: христианство (православное и древлеправославное), буддизм, шаманизм. В силу этого для современной Бурятии свойственна толерантность, открытость как восточным, так и западным традициям.

История возникновения и развития нетради­ционных религий в условиях формирования нового конфессионального пространства, их влияние на население Республики Бурятия важны не только в контексте региональных процессов, но имеют и методологичес­кое значение для выявления общероссийских тенденций разви­тия этого феномена.



Изучение нетрадиционных религий с точки зрения исторической науки, несмотря на непродолжительный период существования, представляется особо актуальным в силу непредсказуемости их дальнейшего развития.

Степень изученности проблемы

Историографиярассматриваемых нетрадиционных религиозных объединений представ­лена двумя группами: общероссийской и региональной. В отечественной историографии нетрадиционных религий мож­но выделить два этапа, которые различаются по содержанию исследо­ваний: советский период (1970–1980-е гг.) и постсоветский (1990-е –2000-е гг.).

Общероссийская историография.Советский период в историографии нетрадиционных религий представлен работами извест­ных отечественных исследователей: Е.Г. Балагушкина, Л.Н. Митрохина, И.Р. Григулевича, П.С. Гуревича, А.И. Клибанова, К. Привалова, Д.Е. Фурмана и других[2], которые в этот период изучали нетрадиционные религии исклю­чительно на примере стран Западной Европы и США.

Советские ученые связывали причины появления и небывалой популярности различных религиозных движений и культов в среде американской и европейской молодежи с общим кризисом капитализма и, как следствие, с падением авторитета традиционных вероучений и церквей. Особое внимание уделяется развитию молодежного движения как формы социального протеста с существующей «буржуазной» действительностью.

В постсоветской российской историографии нетрадиционных религий можно выделить два основных направления: конфессионально-ориентированное и научное. Первоенаправление представлено работами служителей различных церквей (в первую очередь православными и протестантскими авторами) и светской конфессионально-ориентированной ли­тературой; научное – трудами сотрудников раз­личных научных учреждений и преподавателями вузов, представ­ляющих различные отрасли научного знания: историками, рели­гиоведами, философами, психологами, юристами и т.д.

Изучение нетрадиционных религий православными авторами осуществляется в рамках различных церковных антисектантс­ких центров, наиболее известный из них – Информационно-консультативный центр во имя священномученика Иринея Лионского[3], который возглавляет про­фессор Свято-Тихоновского Богословского института А.Л. Дворкин.

Труды А.Л. Дворкина[4] посвящены вопросам функционирования новых религиозных движений. Несмотря на ярко выраженное негативное отношение (с позиции православного верующего) к религиозному сектантству как явлению, работа А. Дворкина является фундаментальной в этой области. Автор структурирует терминологический аппарат, дает классификацию современных сект, рассказывает об истории, основах вероучения и культовой практике отдельных сект, их развитии и трансформации, масштабах распространенности в наши дни.

Истории возникновения и развития нового религиозного сознания в ХХ в. посвящена работа «Религия Антихриста» протестантских авторов В. Алек­сеева и А. Григорьева[5]. Особое внимание обращено на движе­ние «Нью Эйдж» («Новый век»). Рассматривая притяжение восточного мис­тицизма для западных стран, авторы выделяют одну из причин данного явления – «чрезмерный рационализм» западной цивилизации, приведший к истощению природных ресурсов, нарушению климатического равновесия, загрязнению ок­ружающей среды и т.д. По мнению авторов, поиск альтернативы «западному рационализму» и явился причиной обращения мно­гих людей к «восточной мудрости».

К конфессионально-ориентированной светской литературе можно отне­сти работы Н.В. Кривельской[6], в частности, в «Секте: угроза и поиск защиты»[7] автор определяет все нетрадиционные религии, имею­щие распространение в России как «деструктивные», угрожаю­щие духовно-нравственной «безопасности нашей Отчизны», и призывает государственные органы к борьбе с ними.

В середине 90-х гг. XX в. на первое место в исследовании нетрадиционных религий выдвинулось несколько серьезных проблем: социально-историческая природа, классификация, причины появления и распространения в России, отношение государства к ним и др. Эти вопросы стали темой научного интереса ряда известных отечественных исследователей: И.Я. Кантерова, Н.А. Трофимчука, Б.З. Фаликова, С.Б. Филатова, В.М. Губанова, М.И. Одинцова, Е.С. Элбакян и других[8].

В последние годы одной из приоритетных становится тема правового положения нетрадиционных религий в Российской Федерации. Некоторые аспекты данной темы нашли отра­жение в работах по реализации принципа свободы совести и го­сударственно-церковным отношениям[9].

Государственно-церковные отношения 1990-х гг. нашли отражение в работах М.И. Одинцова «Государ­ственно-церковные отношения в России (на материалах отече­ственной истории XX века)» и «Вероисповедные реформы в России (1985-1997 гг.)[10]. Автор, давая подробный анализ законодательных реформ 1980-х – первой половины 1990-х гг., отмечает, что многоконфессиональная структура верующей части нашего общества побуждает религиозные объединения к соперничеству, к конкурентной борьбе за паству. Сегодня, по мнению автора, можно говорить о конфликтности отношений между РПЦ и «но­выми религиями». Не располагая собственными возможностями противостоять им в борьбе за паству, церковь стремится опереть­ся на государство, настойчиво ставя перед ним вопрос о введении ограничений на деятельность подобных религиозных движений вне зависимости от нарушения ими российского законодательства.

Начало 2000-х гг. отмечено также появлением работ по отдельным нетрадиционным религиям. Истории развития религиозных организаций – международное общество “Сознание Кришны” и “Свидетели Иеговы” – посвящены монографии С.И. Иваненко[11]. Интересна авторская позиция по отношению к иеговистам: «На рубеже XX–XXI вв. религиозная организация “Свидетелей Иеговы” превратилась в самую многочисленную протестантскую религиозную организацию Российской Федерации»[12]. Автор делает упор на несправедливое отношение со стороны государственной власти к данной религиозной организации.

В работе Н.С. Гордиенко «Российские Свидетели Иеговы: история и современность»[13] на широком литературном, документальном и фактическом материале показано их прошлое и настоящее, выяснены обстоятельства появления в России, охарактеризовано вероучение и формы деятельности членов организации, их отношение к общественным обязанностям и поведение в быту.

Так же «Свидетелям Иеговы» посвящена работа Одинцова М.И. «Совет Министров постановляет: выселить на вечно!»[14], где автор выделил этапы в отношении государства к этому религиозному объединению, акцентировав два этапа, характеризующихся наибольшим давлением – 1949–1956 гг. и 1961–1965 гг., когда последователей Свидетелей Иеговы обвиняли в антисоветизме, проведении враждебной работы, выселяли в Казахстан, Сибирь, на Дальний Восток, в последующие годы привлекали к ответственности в судебном порядке. Одинцов предлагает рассматривать Свидетелей Иеговы не как антисоветское образование, а как одного из представителей всего многообразия религиозных объединений.

Комплексное описание истории, вероучения, религиозной практики и административных принципов религии бахаи представлено в работе известного востоковеда Ю.А. Иоаннесян[15].

Таким образом, в настоящее время накоплен обширный исторический материал по проблемам нетрадиционных религий в России. В то же время актуальным остается вопрос истории их развития в региональном контексте.

Региональная историография.Среди немногочисленных работ местных авторов, посвященных анализу деятельности нетрадиционных религий в республике, необходимо выделить работу М.А. Савиновой «Новые религиозные организации на территории Бурятии (Сознание Кришны и Вера бахаи)[16]. В монографии рассматривается история зарождения и развития этих религиозных организаций, распространения в мире и появления в республике. Автор приводит результаты собственного этносоциологического исследования, проведенного среди населения, рассматривает социальную базу движений, национальную принадлежность адептов, их образовательный уровень, отношения к традиционным религиям, обусловленность выбора той организации, в которой они состоят.

Ранее проблема вовлеченности молодежи в нетрадиционные религиозные организации и поиска духовно-нравственных приоритетов затрагивалась в работе А.З. Бадмаева «Молодежные организации Республики Бурятия на современном этапе (1985-1995 гг.)[17]. Однако автор осветил лишь деятельность улан-удэнской общины кришнаитов.

Феномен нетрадиционной религиозности в республике рассмотрен Н.А. Аюровой в работах «Состояние нетрадиционных религиозных организаций и центров на территории Республики Бурятия» и «Динамика этноконфессиональных традиций в культуре народов Бурятии в постсоветский период»[18]. Автор дает краткий обзор деятельности некоторых нетрадиционных религиозных организаций и приходит к выводу, что адаптером религиозных новаций становится, прежде всего, молодежь. Для нашей работы представляет интерес сведения, которые приводит автор, относительно нетрадиционных конфессий, действующих в республике, – «Вера Бахаи», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», «Общество “Сознания Кришны”», «Новоапостольская церковь».

В монографии М.С. Алексеевой «Религиозность современной российской интеллигенции (на материалах Республики Бурятия)»[19] затрагиваются причины устремленности молодежи к нетрадиционным религиям.

Таким образом, проблема, связанная с оцен­кой роли и места нетрадиционных религий, остается одной из наиболее сложных и дискуссионных в отечественной исторической и религиоведческой литературе.

Изучение данного феномена на материалах регионов, в частности Бурятии, приведет к пониманию их особенностей в рамках общероссийских процессов.

Целью работыявляется изучение истории возник­новения и развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е – начале 2000-х гг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующихзадач:

1. Рассмотреть процесс формирования нового конфессионального пространства в России в 1990-е – начале 2000-х гг.

2. Изучить причины появления и распространения новых религий.

3. Проанализировать типологию нетрадиционных религиозных объединений.

4. Показать современную религиозную ситуацию в Бурятии.

5. Изучить появление и деятельность нетрадиционных религий на территории республики.

6. Осветить вероисповедную политику российского государства.

Объектом исследованияявляется религиозная ситуация в Республике Бурятия в постсоветский период.

Предметом исследованиявыступает история развития нетрадиционных религиозных объединений на территории Бурятии.

Хронологические рамки исследованияохватывают период с начала 1990-х гг. до начала 2000-х гг. Выбор этих исторических границ обусловлен тем, что именно в этот период были заложены основы тех изменений в религиозной жизни, в ходе которых возникли новые, нетрадиционные религии.

Территориальные рамки определены административными границами Республики Бурятия.

Источниковую базу составляет широкий круг опубликованных, неопубликованных источников.

Законодательные акты позволяют проследить процесс изменения вероисповедной политики страны во второй по­ловине XX в., правовое положение религиозных объединений, в том числе и нетрадиционных, условия их возникновения, функ­ционирования и ликвидации, а также выявить правовое поле де­ятельности иностранных миссионеров.

В настоящее время к числу важнейших базовых законов в области свободы совести относится федеральный закон «О сво­боде совести и о религиозных объединениях» (октябрь 1997 г.). В Бурятии был принят регио­нальный закон «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия» от 23 декабря 1997 г. № 610-1 (с изменениями от 3 января 2001 г., 19 февраля 2002 г., 6 июля 2004 г.) Этот закон регулирует создание, регистрацию и функционирование религиозных объединений, а также деятельность иностранных миссионеров[20].

Определенный интерес представляют материалы периодической печати, которые позволяют определить отношение со стороны населения к религиозным новациям[21].

Одну из групп источников составляют ресурсы Интернета.Электронные источники представлены материалами официаль­ных сайтов нетрадиционных религий и отражают новости по­вседневной жизни той или иной нетрадиционной религиозной организации[22].

Особую значимость представляет вероучительная литература нетрадиционных религий (брошюры, рекламные проспекты и листовки)[23]. В подобных изданиях уточняют­ся положения вероучения и культовой практики, приводятся факты из истории той или иной религиозной организации, их отношение к миру и к другим религиозным организациям.

К нео­публикованным источникам относятся архивные документы фондов Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). При подготовке работы автор использовал материалы фонда Р-2028 НАРБ «Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия». Среди фондов ГАРФ были использованы: Р-5263 «Постоянная центральная комиссия по вопросам культов при президиуме Центрального исполнительного Комитета СССР»; Р-6991 «Совет по делам религий при Совете Министров СССР».

Документы законодательного характера представлены материалами фонда Р-2028 Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, в частности оригиналами текстов постановлений («Постановление Правительства РБ от 24 ноября 1994 г. №153 о положении и составе Межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений при президенте и правительстве РБ» Ф. Р-2028. Оп.1. Д.19), распоряжений, изменений в законодательной базе.

Вторая группа – делопроизводственная – включает в себя документы по вопросам религиозных объединений (справки, протоколы, отчеты). В частности, справки («о зарегистрированных на территории Бурятии религиозных организациях на 01.01.2003» – НАРБ Ф. Р-2028. Оп.1. Д.1444; «справка за 2000-2002 гг. о ремонтно-восстановительных работах церквей нетрадиционных религиозных организаций, находящихся на различных этапах готовности» – НАРБ Ф. Р-2028, Оп.1. Д.1270; «Копии разных справок из отдела сектантских церквей 1944-1954 гг.» – ГАРФ Ф. Р-6991. Оп.4. Д.12), протоколы («заседаний Межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений» - НАРБ Ф. Р-2028. Оп.1. Д.944. Д.1270. Д. 1153. 136; Д.1154; «Протоколы заседаний Комиссий по вопросам культов» – ГАРФ Ф. Р-5263. Оп.1. Д.11), отчеты («Отчет об итогах проведения единовременного учета религиозных организаций, молитвенных зданий и имущества, находящегося в пользовании церковных органов в Бурятской АССР» – ГАРФ Р-6991. Оп.4. Д. 301-302). Все материалы представлены в форме бумажного документооборота.

Особую группу неопубликованных источников составляют материалы религиозных организаций, отложившиеся в архивах общин: «Веры Бахаи», «Свидетелей Иеговы», «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» (ЦИХСПД). Это хозяйственная документация, сведения о благотворительной деятельности членов общин, письма от Центральных духовных собраний и т.д.

Немаловажную группу неопубликованных источников представ­ляют личные наблюдения автора, полученные в результа­те полевых наблюдений, во время посещения религиозных собра­ний изучаемых нетрадиционных религиозных объединений, бесед с их последователями и активом. Это позволило проследить историю развития НРО на территории Республики Бурятия, выявить мотивы обращения определенной части бурятского социума к вероучениям нетради­ционных религий.

Рассмотренные в комплексе разнообразные материалы позволяют наиболее полно осветить историю развития нетрадиционных религиозных объединений в Республике Бурятия в рассматриваемый период времени. В целом вся совокупность источников дает возможность ре­шать поставленные в исследовании задачи.

Методология и методика исследования.Методологической установкой, определяющей общую форму организации, целей и направления исследований, является принцип историзма,требующий рассматривать исторические события в их развитии и взаимосвязи.

В работе использовались специальные методы исторических исследова­ний: историко-генетический, сравнительно-исторический, про­блемно-исторический.

Исследование нетрадиционных религий на основе междисциплинарного подхода на стыке гуманитарных (история) и общественных (религиоведение) наук потребовало использования разнообразных методов теоретического религиоведения, таких как метод установки социальных фактов, типологический, феноменологичес­кий и системный.

При определении причин возникновения и функционирова­ния нетрадиционных религий использовался метод установле­ния социальных фактов. Это изучение вероучительных доктрин и документов, беседы с верующими и руководителями религиоз­ных объединений; методы первичной обработки полученных дан­ных: группировка, составление таблиц.

Метод включенного (или полевого) наблюдения позволил на время проведения исследования стать одним из участников деятельности изучаемых религиозных организаций.

Научная новизна. В диссертации на основе широкого круга источников выявлены особенности развития нетрадиционных религиозных объединений в Бурятии в 1990-е – начале 2000-х гг. Проанализированы самые различные и в некоторых случаях противоположные и взаимоисключающие точки зрения по заявленной теме. В диссертации введены в научный оборот ранее неопубликованные архивные материалы по религиозной истории республики.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специальных учебных курсов и практических занятий; при работе ор­ганов государственной власти с представителями нетрадиционных религиозных объединений, при разработке экспертных заключений об их деятельности в Республике Бурятия.

Апробация работы.Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии «Нетрадиционные религии в Республике Бурятия в 1990-е – 2000-е гг.».

Отдельные положения представлены в докладах на международных научно-практических конференциях: «Восточное общество: проблемы стандартизации, тенденции и перспективы в образовательном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона» (Улан-Удэ, 2010), «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2010) ,«Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2010); всероссийских: «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири» (Улан-Удэ, 2010); региональных: «Современная молодежь: проблемы, перспективы и устремления» (Улан-Удэ, 2008); «Нетрадиционные религиозные объединения Бурятии» на методическом семинаре «Основы государственно-конфессиональных отношений» (Улан-Удэ, 2009), «Религиозная терпимость в современной России: на материалах Республики Бурятия» на переговорной площадке «Молодежь и толерантность» (Улан-Удэ, 2009).

Структура диссертационного исследованиявключает в себя введение, две главы (состоящие из шести разделов), заключение, приложение, библиографический список использованных источников и литературы.

 

II. Основное содержание РАБОТЫ

 

Во Введениираскрываются актуальность темы, цели и задачи исследования, предмет, объект, научная новизна и практическая значимость, обосновываются хронологические и территориальные рамки диссертационной работы.

Первая глава «Формирование нового конфессионального пространства на территории России в 1990-е – начале 2000- х гг.» состоит из трех разделов. В данной главе рассматриваются особенности формирования новой религиозной ситуации в стране, предпосылки и причины появления нетрадиционных религиозных объединений, их типологические признаки.

В первом разделе «Изменения в религиозной жизни России на рубеже веков» отражены те изменения, которые произошли в духовной сфере общества в эпоху системного кризиса и переходного периода начала 1990-х – 2000-х гг.

В 1990 г. в Советском государстве был принят закон «О свободе вероисповеданий», который позволил верующим свободно исповедовать свою веру. Последующие демократические преобразования 1990-х гг. положили начало процессу массовой религиозной конверсии жителей страны. Новая правовая база отношений между церковью и государством стала причиной неоднозначных социально-политических последствий: с одной стороны, значительно увеличилась численность приверженцев традиционных конфессий, открылись различные религиозные центры, духовные учебные заведения и т.д., с другой – проявились «новые тенденции в религиозной жизни».

В сложившихся условиях актуальность обрели вопросы стабильности межконфессиональных отношений. Во второй половине 1990-х гг. позицией Русской православной церкви в межконфессиональных отношениях становится поддержание отношений и сотрудничество в первую очередь с традиционными конфессиями страны – исламом, буддизмом и иудаизмом.

Так, в декабре 1998 г. по инициативе Русской православной церкви на встрече глав и представителей Московской патриархии, Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Буддийской традиционной сангхи России и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России была создана общественная организация – Межрелигиозный совет России. Целью деятельности совета является координация совместных действий, противодействие использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.

Представители традиционных российских конфессий принимали активное участие в различных общественных мероприятиях, например, по борьбе с распространением наркотиков среди молодого поколения.

В религиозной жизни современной России можно наблюдать новые веяния. Это, во-первых, все большее распространение получает такое движение, как религиозный экуменизм, идея которого состоит в объединении всех христианских конфессий. Во-вторых, для религиозной жизни России характерны массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их активная прозелитическая деятельность.

Изменения, произошедшие в России с начала 1990-х гг. в религиозной жизни, можно охарактеризовать несколькими направлениями:

Во-первых, специфика религиозной ситуации в стране в рассматриваемый период заключалась в процессе складывании религиозного плюрализма – многообразия религий и верований, и увеличении числа верующих и росте религиозных организаций.

Во-вторых, развитием на демократических началах законодательства в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений.

В-третьих, возникновением беспрецедентного в истории России множества «новых религий» отечественного и зарубежного «производства».

Этот период также отмечен началом активного межконфессионального диалога среди глав и представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма), проникновением религиозных элементов в систему российского просвещения.

Широкое распространение нетрадиционных религий в российских регионах, в частности Бурятии, заставляет обратиться к анализу причин этого явления, которые отражены во втором разделе «Причины возникновения и распространения новых религий».

Появление религий на всех исторических этапах развития человеческого общества, в различных культурных ареалах свидетельствует об эволюции религиозной жизни. В силу чего наблюдаются стойкие исторические традиции альтернативной религиозности, преемственность идей и представлений религиозного радикализма, обычно имеющих выраженную мистическую или синкретическую окраску, сектантские формы организации, которые противостоят официальным, господствующим религиозным институтам.

Новая религиозная идеология всегда в истории выступала средством идеологической дискредитации существующего социального строя, обоснованием его непригодности, призывом к его устранению. Нередко новые религиозные ориентации служат прологом к программам социальных преобразований, мотивированных стремлением обрести царство небесное на земле, и даже реализуются в определенных социально-утопических экспериментах. В этом противостоянии новых религий отжившей свой век социальной действительности как раз и заключена общеисторическая причина их появления.

Консерватизм традиционных конфессий со временем входит в противоречие с меняющимися социокультурными условиями. Им все труднее становится приспосабливаться к ним и, в конце концов, появляются новые религии, которые более адекватно отвечают изменившимся историческим условиям и общественным потребностям.

Появление новых религий это и результат изменения религиозного менталитета у определенной части верующих, которым традиционные религиозные институты начинают казаться «закосневшими». В связи с этим в обществе развиваются богоискательские настроения, появляется стремление обрести религиозную веру, соответствующую изменению мироощущения людей, способную дать новые смыслы о своем месте и значимости на земле.

Новые религии всегда более интенсивны в своем воздействии на верующих, даже в том случае, если предписывают им общественную пассивность, равнодушие по отношению к окружающим. Именно в этом их преимущество и отличие от традиционных религий, настроенных апологетически в отношении господствующего социально-политического строя.

Одним из мотивов обращения к нетрадиционным религиям является неудовлетворенность человека в существующей официальной идеологии (светской или церковной). Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые им программы сакрального совершенствования человека и общества приведут не только к разрешению всех трудностей современной цивилизации, но и прежде всего помогут им лично.

Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Резкие и глубокие изменения начала 1990-х гг. значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя.

За годы, прошедшие с начала перестройки, количество религиозных организаций на территории России выросло в несколько раз. Появился большой выбор предлагаемых мировоззренческих систем, новых религиозных движений, многие из которых были экспортированы из Западной Европы и Северной Америки, часть – из восточных стран.

Росси стала благодатной почвой для появления таких движений, как «Белое братство», «Богородичный центр», неоязыческий культ «Порфирия Иванова», «Церковь Последнего Завета Виссариона-Христа», «Анастасийцы», «Радостея» и др. Деятельность некоторых из этих организаций имела неоднозначные последствия для части граждан, в них участвовавших.

Разнообразие новых религий вызывает необходимость детального рассмотрения их типологических признаков.

Третий раздел посвящен «Типологии нетрадиционных религий». Проблема типологии одна из определяющих в изучении феномена нетрадиционных религиозных объединений. В современной России существует более восьмидесяти разновидностей религиозных новаций и можно предположить, что их количество будет увеличиваться. Это разнообразие вызывает необходимость выявления классифицирующих признаков.

Наиболее распространенные типологии, предложенные профессиональными историками и религиоведами, построены на соотнесе­нии НРО с исходной религиозной тра­дицией. В частности, выделяют «неохристианство», «неоориентализм», к ним добавляют и другие группы – «неоязычество», «сатанизм», «синкретические», «терапевтические» и др.

Интерес представляет типология, предложенная современным отечественным исследователем НРД Б.З. Фаликовым, который делит все новые религиозные движения на 4 типа. К первому типу автор относит религиозные объединения, импортированные из других культурных ареалов. Генетически они могут восходить к глубокой древности, и «новизна» их заключается в том, что они функционируют в ином культурном контексте. Второй тип НРД представляют движения, возникшие в результате дробления традиции. По мнению Фаликова, их генезис восходит к сектам. К примеру, Ветвь Давида, трагически погибшая в Техасе в 1993 г., – результат раскола в адвентизме. В свою очередь, адвентизм – продукт дробления протестантизма и т.д. В России примером может служить Богородичный центр. Третьим типом выступают движения, выросшие из западной оккультной традиции. Корни этой традиции уходят в древность, но организационно НРД этого типа стали оформляться в начале XVIII в. (спекулятивное масонство, розенкрейцерство). Четвертый тип – синкретические движения, состоящие из перечисленных выше компонентов. Они, по мнению Б.З. Фаликова, и являются новыми религиозными движениями в узком смысле этого термина[24].

Представленные в диссертационном исследовании типологии нетрадиционных религий, отраженные в работах зарубежных и отечественных специалистов в различных областях знаний (историки, религиоведы, психологи, юристы и т.д.), свидетельствуют о том, что выработка единой типологии невозможна. Каждый исследователь в соответствии с целями и задачами своей работы, описывая и анализируя религиозную жизнь того иного культурного ареала, выделяет и определяет как сущностные те или иные признаки. В целом же следует отметить, что при составлении типологии конфессиональные подходы предполагают отнесение к НРД всего спектра впервые привнесенных или возникающих религиозных феноменов. То есть все, объединяя под этим названием как вневероисповедные формы мистики, оккультизма, так и крупнейшие, имеющие оригинальные вероучительные доктрины и практики объединения, нередко включая в список «новых культов» такие религии, которые в отечественном религиоведении определяются в качестве национальных и мировых.

Вторая глава«Нетрадиционные религиозные объединения в Республике Бурятия» состоит из трех разделов. В данной главе рассматривается процесс возникновения и функционирования нетрадиционных религиозных объединений в республике на фоне современной религиозной ситуации, правовое регулирование деятельности религиозных организаций.

Первый раздел «Современная религиозная ситуация в республике» освещает положение основных религиозных конфессий в республике на современном этапе.

Общая картина религиозной ситуации в Бурятии характеризуется многообразием религий, уникальностью республики как национального буддийского региона, толерантным поведением верующих различных конфессий.

Религия играет огромную роль, выступая в условиях полиэтничности основным фактором этнической самоидентификации. В этом и заключается специфичность религиозной обстановки.

Большинство русского населения Бурятии являются приверженцами православной церкви и древлеправославия. Представителей последних называют староверами, в Забайкалье за ними закрепилось название «семейские».

На федеральном уровне зарегистрированы Буддийская традиционная сангха России и Духовное управление буддистов России.

Одной из самых ранних форм религиозных верований коренного населения является шаманизм. Для современного шаманизма характерны особенности, отличающие его от прошедших эпох. Приспособление к изменяющимся современным условиям приводит к трансформации функций, поведенческих характеристик шамана. Специфической особенностью современного бурятского шаманизма выступает появление в нем религиозных учреждений и официальных служителей культа. В настоящее время в Бурятии зарегистрировано несколько шаманских объединений: «Боо мургэл», «Лусад», «Тэнгэри».

Более столетия в нашей республике проживают мусульмане, католические верующие, иудеи, протестанты. Община мусульман сложилась еще в XIX в. Община мусульман сложилась еще в XIX веке. Постановлением Городской Думы от 12 сентября 1907 года был выделен участок земли для постройки мечети[25]. Созданная в 1909 г. по инициативе прихожан небольшая школа Мектебе для обучения мусульманских детей обоего пола[26] явилась фактически единственным видом национального образования татар вплоть до 1917 г. Мечеть была разрушена в 1930-е гг. и лишь в 2010 г. мусульмане республики получили возможность вновь открыть молитвенный дом. Сегодня последователи ислама представлены татарами, узбеками, киргизами, таджиками, азербайджанцами и другими этническими группами, проживающими в республике.

Католическая община в Бурятии начала складываться во второй половине XIX в. Католический храм в Верхнеудинске появился в 1907 г., но уже в 1930-е гг. прекратил свое существование. Вновь здание костела было построено в 2004 г. Состав прихожан католического храма представлен людьми разных национальностей (поляки, буряты, русские, немцы, украинцы, и т.д.).

Существуют отдельные представители рериховского движения: рериховское общество (г. Улан-Удэ), ассоциация «Мир через культуру» (г. Улан-Удэ), молодежный центр «Урусвати – Утренняя звезда»
(г. Северобайкакльск).

В целом современную религиозную ситуацию Бурятии характеризуют изменения, характерные для религиозной жизни многих регионов России. На фоне роста численности прихожан и приверженцев, исторически сложившихся этноконфессиональных общин, появились новые, нетрадиционные религиозные объединения, главным образом импортированные иностранными миссионерами – «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны), «Свидетели Иеговы», «Международное общество “Сознания Кришны”» (кришнаиты), «Вера Бахаи» «Церковь объединения» (муниты) и др. Несмотря на все разнообразие и оппозиционность многих религиозных новаций, в Республике Бурятия сегодня сохраняется традиционная для региона веротерпимость.

Во втором разделе «Появление и деятельность нетрадиционных религиозных объединений в республике» рассматривается время появления НРО в республике и особенности их функционирования на современном этапе.

С начала 90-х гг. XX в. в Бурятию стали проникать новые религии с четко поставленными задачами проповеднической деятельности. Среди тех религиозных групп и общин, развернувших свою деятельность на территории республики в 1990–2000-х гг., в рамках раздела рассмотрены, такие как «Международное общество “Сознания Кришны”», «Вера Бахаи», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны), «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», движение «Фалуньгун». В настоящее время эти религиозные движения представляют собой довольно устойчивые и прогрессирующие конфессиональные образования.

Сегодня характерна ситуация, когда «новые религии» начи­нают передаваться по наследству молодым поколениям, для которых сознательное решение о присоединении к такой религии постепенно утрачивает свое прежнее значение, они, в свою очередь, могут превратиться в «традиционные религии».

Активизация деятельности «новых религий» вызвала ответную реакцию со стороны традиционных конфессий. В начале 2000-х гг. в
г. Улан-Удэ был открыт «Информационно-консультативный центр по вопросам сектантства и апологетики во имя священномученика Ефрема» при Свято-Одигитриевском кафедральном соборе, руководителем которого являлся отец Михаил Литвинов. Центр организовывал поездки с лекциями и консультациями по районам, учебным заведениям, действовал телефон «горячей» линии.

Многообразие религий, правомерность их деятельности в Республике Бурятия и в стране в целом вызывает необходимость детального изучения правового регулирования деятельности религиозных организаций.

Третий раздел «Вероисповедная политика российского государства» отражает вопросы государственного регулирования деятельности религиозных объединений.

Этапы исторического пути российского общества привели к осознанию веротерпимости как условия цивилизованного сосуществования разных конфессий. Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России, территорию которой населяют многие народы.

Свобода вероисповедания, равенство религиозных объединений, их отделение от государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в законодательстве отмечен и исторический аспект. Так, в преамбуле федерального закона от 26 сентября 1997 г.
№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится об «особой роли» православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Неоднократно делались попытки закрепить законодательно термин «традиционная» религия, но с разным смысловым содержанием. Предлагалось считать традиционными православие, ислам и буддизм, в других вариантах – все конфессии, существовавшие к началу 1990-х гг.

Достаточно сложным для России стал вопрос о правомерности и допустимости деятельности новых религиозных движений на территории страны, а также отношения к ним государства, правоохранительных органов и широкой общественности. Принципы демократии подразумевают веротерпимость и религиозный плюрализм. Однако эти принципы не должны сводиться к вседозволенности и ограниченным пониманием религиозной свободы. Конфликтный этап в развитии религиозной ситуации в России закончился в результате появления нового федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и последовавшей затем юридической регистрации этих объединений. Новые религиозные организации получили всю полноту прав для своей деятельности.

В России имеется опыт ликвидации религиозных организаций. Так, решением суда в 1995 г. была ликвидирована религиозная организация «Аум Синрике». Одним из установленных в суде фактов было причинение вреда здоровью верующих. Но ликвидация организации как юридического лица на практике не обязательно влечет прекращение деятельности религиозного объединения. Оно может продолжить деятельность в качестве религиозной группы. Так, «Аум Синрике» после ликвидации изменила название, но последователи Секо Асахары существуют в нашей стране и сегодня.

Вопрос функционирования нетрадиционных религий в Бурятии обращает на себя пристальное внимание со стороны местных органов власти. В 2003 г. в Бурятии был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия. Сегодня действует Экспертный совет для проведения религиоведческих экспертиз, который имеет право запрашивать от религиозных организаций необходимую информацию для проведения экспертиз. По ее результатам дается заключение, является ли организация религиозной и соответствует ли ее практика вероучению.

Религиозный плюрализм становится фактом, с которым вынуждено считаться современное законодательство, регулирующее деятельность религиозных организаций.

В заключенииавтор подводит итоги диссертационного исследования, формулирует общие выводы, а также указывает на необходимость дальнейшей разработки данной темы.

Нетрадиционные религии представляют собой противоречивый культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно наблюдать на всем протяжении истории человечества, в большей степени в период глубоких трансформаций общественной жизни.

Известные события 90-х гг. ХХ в. (системный кризис, радикальные перемены в социально-экономической сфере, либерализация общественно-политических отношений) способствовали массовой религиозной конверсии россиян. Эти процессы нашли отражение в значительном увеличении численности приверженцев традиционных конфессий, открытии различных религиозных центров, духовных учебных заведений. С другой стороны в результате демократизации государственно-церковных отношений проявились «новые тенденции в религиозной жизни страны», отразившиеся в распространении НРД.

Учитывая глубокие социокультурные трансформации, происходящие в нашей стране, можно предположить, что процесс возникновения и распространения новых религий будет происходить и дальше. Нетрадиционные религиозные объединения представляют собой культурологические реалии современной цивилизации, вступающей в новую стадию своего развития. Определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий имеют общие причины, но для каждого региона существуют особые обстоятельства.

Бурятия является уникальным регионом, где встречаются западная и восточная цивилизации. Как социокультурное образование с различными религиозными традициями, хозяйственными укладами и образом жизни Бурятия представляет собой благодатную почву для возникновения новых тенденций в эволюции религиозной культуры. Можно уже сейчас наблюдать различные формы религиозного синкретизма в верованиях и обычаях местного населения, который является результатом достаточно долгого исторического сосуществования и взаимопроникновения разных культур.

История возникновения и развития нетрадиционных религий, особенности их культовой практики, последствия деятельности как в плане воздействия на людей в рамках отдельных организаций, так и в отношении их места и роли в современном российском обществе в целом будет способствовать ослаблению напряженности, возникшей в религиозной жизни России в результате функционирования дан­ных религий, вышедшей далеко за рамки просто конфессиональных споров и получившей широкое общественное, правовое и го­сударственное значение.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.