ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛЕГИРОВАНИЯ Можно выделить 12 «формальных» правил делегирования и 6 «неформальных» правил. «Формальные» правила описывают техническую сторону делегирования, а «неформальные» — психологическую. «Формальные» правила делегирования: 1. Четко формулируйте цель (задачу) и результаты, которые долж- ны быть получены сотрудником. Нечеткие (без точной формулировки цели и результата) задачи, во- первых, просто не выполняются, во-вторых, выполняются «не так», в-третьих, провоцируют возникновение у работников сильнейшего стресса. 2. Укажите, как распределяется ответственность за порученное за- дание. Здесь можно выделить три категории задач: А — задача выполняется сотрудником до получения итогового ре- зультата самостоятельно (полная передача ответственности); Б — задача выполняется самостоятельно, но существуют проме- жуточные точки контроля. В случае необходимости руководитель, на основании полученной в точке контроля информации, может отме- нить (или переназначить) делегированную задачу, оказать необходи- мую помощь и т. п. (частичная передача ответственности); В — задача выполняется в тесном консультативном контакте с ру- ководителем (разделение ответственности). 3. Объясните причину, почему данное задание важно выполнить.При этом не всегда стоит рассказывать сотруднику о том, какая польза будет от его работы организации в целом. Речь идет об изложении субъективно значимой для сотрудника причины, почему именно ему доверено выполнение данной задачи. 4. Разъясните сотруднику технологию и алгоритм выполнения задания. В случае необходимости проведите соответствующий инструктаж и обучение. Обычно это правило отпугивает руководителей. Им кажется, что «поручил — и забыл», а тут, оказывается, нужно затрачивать какие-то усилия на инструктаж и обучение! И все же, если делегируемая задача воспринимается сотрудником как чрезвычайно сложная, лучше не тратить время на обучение, а делегировать это задание кому-нибудь более компетентному. 5. Установите четкие и реалистичные сроки выполнения задания.В любом случае, даже при делегировании несрочных задач, необходимо ставить перед сотрудником конкретную дату (час) выполнения задачи и контролировать ее соблюдение. 6. Основные моменты делегированного задания оформите письменно (или попросите сотрудника, чтобы он записал поручение). 7. Проверьте понимание задания и мотивацию сотрудника. Именно поэтому в данной ситуации особенно важно получить от сотрудника (непосредственно в момент делегирования) обратную связь о том, насколько хорошо он понял порученное задание и насколько он заинтересован в его выполнении.При необходимости следует дополнительно мотивировать сотрудника и более подробно разъяснить ему делегированную задачу. 8. Предоставьте сотруднику запасные ресурсы и каналы помощи. В некоторых случаях, даже если задача сформулирована достаточно четко (п. 1) и даже если проведено необходимое обучение (п. 4), при выполнении делегированной задачи сотрудник все равно может стол- кнуться с какими-нибудь непредвиденными сложностями. Чтобы сотрудник не провалился при возникновении неожиданных сложностей, при делегировании необходимо предоставить ему запасные ресурсы (своего рода стратегический резерв, который можно использовать только в экстраординарных обстоятельствах), а так- же каналы помощи, то есть компетентных сотрудников, которых можно в случае крайней необходимости попросить прийти на подмогу. 9. Четко укажите на способы обратной связи и формы контроля. 10. Информируйте всех, с кем будет взаимодействовать сотрудник, о его задаче, правах и полномочиях. 11. «Запланируйте» проблемы. Как ни парадоксально это звучит, но нужно постараться предугадать трудности («запланировать» пробле- мы), которые могут возникнуть у сотрудника при выполнении делеги- рованной ему задачи. 12. Четко определите критерии качества процесса и результата работы сотрудника. Скорее всего, делегированную задачу сотрудник выполнит не так хорошо, как вам хотелось бы. По этому поводу уместна старая английская поговорка, в переводе звучащая как «Хочешь хорошо сделать дело — сделай его сам». Чтобы у менеджера постоянно не возникало чувства неудовлетворенности от использования делегирования, ему необходимо заранее определить (хотя бы для самого себя) критерии качества выполнения делегированного задания. К «неформальным» правилам делегирования можно отнести следу- ющие: 1. В момент делегирования демонстрируйте сотруднику, что вы ему доверяете, верите в его способности и силы. 2. Допускайте возможность ошибок, будьте готовы к ним. Не наказывайте за ошибки, особенно если система делегирования только начинает внедряться в организации. 3. Воспитывайте у сотрудников чувство собственного достоинства — поручайте им такие задачи, которые были бы интересны для них, помогали бы им личностно развиваться и расти. 4. Уважайте и цените сотрудника, выполняющего новую и «необязательную» для него работу, оказывайте ему моральную психологическую поддержку. 5. Проявляйте гибкость в делегировании, давайте сотрудникам возможность попробовать свои силы в решении разных задач и разными способами. 6. Наберитесь терпения — первоначально делегирование требует затрат сил и времени, но потом в значительной мере облегчит работу менеджера и повысит ее эффективность. 34) Можно выделить, по меньшей мере, пять причин, лежащих в основе сопротивления делегированию. Причины, а также возможные способы их преодоления со стороны руководителя (менеджера) КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ  35) Общение по телефону 1. Планируйте телефонные звонки (для других людей — назначайте время, когда вам можно позвонить, и строго придерживайтесь его).От случайных незапланированных звонков отгораживайтесь секретарем или автоответчиком. 2. Для тех звонков, от которых не удалось отгородиться, введите жесткий регламент времени, например, 5 минут 3. Ведите (и требуйте от сотрудников) краткую запись телефонных разговоров (телефонограммы). Желательно, чтобы телефонограмма была формализованным (см. раздел 6.12) документом. Тогда важная информация не будет теряться и не нужно будет тратить время на перезванивание, уточнение и т. п. 4. Создайте персональную и организационную базу телефонных номеров. (При наличии АОНа создайте также «белый» и «черный» списки входящих звонков.) 5. Будьте компетентными в телефонном общении: четко представляйтесь в начале разговора; говорите кратко; лаконично излагайте суть вопроса и цель звонка; не отвлекайтесь на общение с другими «нетелефонными» собеседниками; переспрашивайте, уточняйте, проверяйте взаимопонимание и др. |