Этап 3. Детальное обследование бизнес-процессов. Цель: зафиксировать необходимые детали выполнения бизнес-процессов. Методы: 3.1. Подготовка положения о выполнении бизнес-процесса (документированная процедура, стандарт). Название бизнес-процесса. Цель данного бизнес-процесса, его место и роль в общих задачах (процессах) организации. Действующие лица, принимающие участие в выполнении бизнес-процесса. Владелец, ответственные, исполнители. Документы, регламентирующие БП. Условия начала выполнения бизнес-процесса. Документы и данные, необходимые для выполнения бизнес-процесса и их источники. Документы, создаваемые в результате выполнения бизнес-процесса и их получатели. Ресурсы необходимые для выполнения бизнес-процесса. Результаты выполнения бизнес-процесса. Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса. Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса. Последовательность действий выполнения бизнес-процесса. Анализ с точки зрения соответствия требованиям. Для наглядного представления полученной информации о последовательностях выполнения бизнес-процессов они должны быть представлены в виде диаграмм деятельности, отражающих последовательность действий, и диаграмм взаимодействия, отражающих документооборот бизнес-процесса. 3.2. Документирование бизнес-процесса. Схема организационной структуры (необходима для понимания структуры организации; описывает формальные отношения между отделами: иерархические и функциональные). Принципиальная схема бизнес-процесса (схематическое изображение основных элементов бизнес-процесса, составляется в свободной форме). Иерархическая схема бизнес-процессов (понимание структуры и связей во всей системе, составляется в стандарте IDEF0). Общий обзор процессов и схема подразделения (описание модели отношений в рамках данного процесса, включая подразделения, конкретных специалистов). Общая схема процесса (описание компонентов, входящих в бизнес-процесс (основа для последующей маршрутизации). Детальная схема процесса (последовательность рабочих инструкций и каналов движения документов). Схема инструкций (предназначена для сотрудников организации: что должны выполнять и каким правилам следовать). Схема управления формами (использование и маршрутизация форм/документов/ в рамках бизнес-процесса. детальное представление действий для каждой формы в хронологическом порядке). Схема обращения форм (поток форм/документов/ в соответствии со структурными единицами и отделами). Бухгалтерская диаграмма (дает представление о системе обработки данных бухгалтерского учета организации). Составление таблицы выполнения бизнес-процесса: Название функции: | 1. Первоначальные данные или информация, с поступления которых начинается выполнение функции: | 2. Документы, необходимые для выполнения функции. Их источники: | 3. Документы, формируемые при выполнении функции. Их получатели: | 4. Сотрудники организации, а также клиенты, поставщики и иные внешние организации, участвующие в выполнении функции: | 5. Материалы и другие материальные ценности, необходимые и потребляемые при выполнении функции (с указанием количества. АО и ПО в т.ч.): | 6. Материалы и другие материальные ценности, получаемые в результате выполнения функции (с указанием количества): | 7. Степень важности процесса в рамках работы подразделения (например, А - очень важный, В - средней важности, С - практически неважный) | 8. Возникают ли проблемы при выполнении процесса. Если да, то каковы они: - насколько критичны: кардинально влияют на общую деятельность компании/влияют на функционирование отдела/не значительны,
- зависят от работы: сотрудников/смежных подразделений/ поставщиков/клиентов,
- неблагоприятно влияют на: стоимость/время/качество выполнения процесса.
| 9. Время выполнения: | 10. Последовательность действий: | Анализ с точки зрения соответствия требованиям. Результат: полное документирование бизнес-процессов (документированная процедура). 3.3. Моделирование бизнес-процессов. 3.3.1. Структурное моделирование. В модели должны быть отражены: - существующая организационная структура;
- документы и иные сущности используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;
- структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;
- диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.
Подготовленная модель согласовывается с ведущими программистами, подтверждая, что структура бизнес-процессов понятна. 3.3.2. Детальное моделирование бизнес-процессов. Детальное моделирование отражает требуемую детализацию и должна обеспечить однозначное представление о деятельности организации. Детальная модель бизнес-процесса должна включать: - набор прецедентов отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть» (этап 2, этап 3 п.3.1);
- диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;
- диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.
Структурное моделирование бизнес-процессов организации может выполняться в нотации IDEF0 с использованием инструментария AllFusion Process Modeler (BPwin) или на языке UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) с использованием инструментария Rational Rose. Детальное моделирование выполняется на языке UML. Модели должны быть согласованы с ведущими специалистами организации обладающими необходимыми знаниями. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес-процессов. Разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-процессов и внедрению автоматизированной системы управления документами. Логические и процедурные несоответствия выполнения БП. Наличие унифицированных форм документов. Рекомендации по реструктуризации существующей модели документооборота с целью ее оптимизации. Рекомендации по устранению проблем, эффективной эксплуатации и развитию информационных систем компании, связанных с потребностями и направлениями развития бизнеса Разработка нормативной и методической базы ИОУ/ДОУ с учетом использования АСУД. Методология функционального моделирования: http://www.gosthelp.ru/text/ R5010282001Informacionnye.html или http://docs.cntd.ru/document/1200082859 Пример моделирования для УВО: http://ivgpu.com/center/center-kach-obr/publikazii/6.pdf Пример описания бизнес-процессов: http://www.ufk-invest.ru/statyi/?statiya=62  Алгоритм описания организации  Иерархическое дерево / классификатор бизнес-направлений  Разбивка направления на составляющие подпроцессы Пример дерева основных процессов (критерий декомпозиции: функция): · Закупка o Закупка фруктов ; o Закупка соков ; o Закупка сухофруктов. · Хранение o Хранение фруктов; o Хранение сока; o Хранение сухофруктов. · Продажа o Продажа фруктов; o Продажа соков; o Продажа сухофруктов. Пример дерева основных процессов (критерий декомпозиции: продукт): - Торговля фруктами.
- Закупка фруктов;
- Хранение фруктов;
- Продажа фруктов.
- Торговля соками.
- Закупка соков;
- Хранение соков;
- Продажа соков.
- Торговля сухофруктами.
- Закупка сухофруктов;
- Хранение сухофруктов;
- Продажа сухофруктов.
 Дерево основных бизнес-процессов |