ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психологические особенности режима в пенитенциарных системах РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС Факультет государственного и муниципального управления Кафедра психологии Контрольная работа на тему: Cоциально - психологическая характеристика основных средств исправления осужденных По дисциплине: Пенитенциарная психология Выполнила : Шишмакова Ю.С. студентка группы 13174 Проверил : Терехов А. В. Новосибирск, 2016 г. Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Социально-психологическая характеристика режима 1.1.Психологические особенности режима в пенитенциарных системах…...5 1.2.Психологическая характеристика нарушителей режима. Меры профилактики нарушений режима…………………………………………………………..13 1.3.Психология проведения обыска как одного из элементов режима……...17 Заключение…………………………………………………………………...….21 Список используемой литературы……………………………………...……22 Введение Главная задача – повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом. Воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов на личность в местах лишения свободы. Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, анализируя их отношение к наказанию, режиму, трудовой деятельности, к окружающим людям, мы можем прогнозировать поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения. Первые должности психологов в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) начали вводиться еще в 70-е годы в воспитательных колониях, так как появилась необходимость в объективном профессиональном изучении личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, в разработке программ и методик дифференцированного воспитательного воздействия. Однако этап наибольшего развития психологической службы начался с конца 90-х годов. Он совпадает с передачей УИС из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. Психологическое обеспечение работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, включает: изучение осужденных в следственном изоляторе и карантине исправительных учреждений, разработку рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц с психическими отклонениями, склонностью к суициду, членовредительству, проведение психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий. Проводится психологическая диагностика осужденных при представлении их к условно-досрочному освобождению, при переводе в колонию-поселение, при предоставлении права передвижения без конвоя. В колониях проводится психологическая подготовка осужденных к освобождению. Сотрудники психологической службы всегда готовы оказать экстренную психологическую помощь осужденным при различных инцидентах. Благодаря работе психологической службы значительно улучшился психологический климат среди осужденных, уменьшилось количество конфликтов, нарушений дисциплины. Психологи подразделений решают, прежде всего, практические задачи, их деятельность отличается высоким уровнем новизны, используемые психотехнологии носят наукоемкий характер. Однако используемые методы работы часто не стандартизированы и не адаптированы к условиям пенитенциарных учреждений. Основная масса специалистов в силу своей загруженности решением текущих задач не в состоянии сочетать научную и практическую деятельность. Их исследования носят разрозненный характер и их трудно объединить в единую систему. В настоящее время психологи углубленно изучают психологические особенности следующих категорий осужденных: вновь прибывших в ИУ (в карантине), освобождающихся условно-досрочно, находящихся в местах лишения свободы более 5 и более 10 лет. Психологическая служба УИС дает возможность расширить наши представления о психологических особенностях отдельных категорий осужденных, способах и особенностях работы с ними, позволяют повысить надежность использования диагностического материала, правильного подбора психокоррекционных мер воздействия. Надеемся, эти материалы будут полезны не только психологам, но и сотрудникам других служб УИС – начальникам отрядов, оперативным работникам, всем, кто осуществляет индивидуально-воспитательную и профилактическую работу с осужденными.[1] 1. Социально-психологическая характеристика режима Психологические особенности режима в пенитенциарных системах В средние века методы воздействия на преступников были наиболее жестокими. Некоторое представление о пытках, применявшихся в колониальных тюрьмах Индокитая, дают материалы, собранные делегацией французского МОПР в 1934 г. Обычными методами воздействия на заключенных являлись: 1. «Бастонада»: битье в течение многих часов подряд по пяткам испанской тростью, пока они не вспухнут, после чего заключенный израненными ногами должен бежать по камням тюремного двора или по раскаленному от солнца асфальту. 2. Укладывание заключенного лицом, предварительно смазанным медом, в муравейник. Насекомые проникали в уши, рот и в нос жертвы и разъедали лицо, причиняя невыносимые страдания. 3. «Сухой режим»: заключенного кормили рисом и крепко посоленной рыбой, не давая ему воды. Жажда доводила заключенного до безумия, и многие умирали от этой пытки («Rundshau», 1934). Воздействие на заключенных в 50-х годах осуществлялось и при помощи хирургического вмешательства. Например, так называемая психохирургия нашла широкое применение в США. Алкоголики, наркоманы и преступники, совершившие сексуальные преступления, подвергались кастрации и стерилизации. В начале 20-х годов XX столетия на заключенных в германских и бельгийских тюрьмах надевали маски, чтобы они не могли общаться. Для находящихся в одиночном заключении вводились правила «молчания». На стенах камер тюрьмы Френ вывешивались тюремные правила, которые должны были постоянно напоминать заключенному об обязанности молчать: «Воспрещается пение и крики. Молчание обязательно во всех помещениях исправительного дома. Молчание обязательно и на прогулке заключенного. Он может подзывать к себе надзирателя лишь поднятием руки и обязан говорить с ним тихим голосом» (Тюремный вестник, 1913). Молчание было обязательным и во многих тюрьмах общего заключения: рядом работающие не должны общаться друг с другом. За нарушение обязанности молчания тюремные правила грозили суровыми взысканиями. Хотя едва ли какое-либо другое правило тюремной дисциплины нарушалось чаще, чем запрещение общаться. Стремление к нему непреодолимо, а страдания, испытываемые заключенным при его отсутствии, влияют на психику. «Система молчания, – говорит американский заключенный, – есть кара, назначаемая для поддержания кары, несправедливость, назначаемая для поддержания несправедливости, ложь, назначаемая для поддержания лжи, варварское средство... она довершает ту варварскую суровость, которую можно встретить в наших тюрьмах» (Современная тюрьма и ее влияние. Открытое письмо к обществу заключенного: Пер. с англ./Под ред. П.И. Люблинского. – СПб., 1913. С. 19-30.). Современные тюрьмы значительно отличаются от описанных выше условиями содержания и техническим оснащением. Например, в тюрьме г. Изерлок (Германия) содержится 200 человек (На каждого заключенного в день государство тратит 120 немецких марок. Штат обслуживающего персонала: врачи, педагоги, психологи, спортивные работники, мастера производственного обучения и «люди в униформе», выполняющие функции охраны. Режим содержания заключенных может быть трех видов: 1) режим расконвоирования, позволяющий выходить в дневное время за территорию учреждения с ведома администрации; 2) более строгий, предполагающий свободное перемещение только в пределах территории тюрьмы; 3) самый суровый режим – покидать свои камеры можно под строгим контролем и только на время работы.). Камера представляет собой светлую комнату прямоугольной формы площадью примерно 10 квадратных метров, у окна письменный стол с настольной лампой, на стенах книжные полки. В смежном помещении ванна и туалет, облицованные белоснежным кафелем. Имеются и другие варианты помещений тюремных камер. Бросается в глаза, что все заключенные довольно лояльно настроены (кто весел, кто задумчив, но в глазах ни одного из них нет затравленности или испуга). Имеются разные варианты ограничения свободы. Один из них – домашний арест, который разрешает нахождение заключенного в тюрьме только до и после работы. При домашнем аресте связь с заключенными поддерживается с помощью телефона, подключенного к ЭВМ. Квартира лица, находящегося под домашним арестом, оборудована сигнализацией. При попытке выйти из жилища автоматически включается система вызова полиции. Тюремная система не должна усугублять страдания заключенного. Установлено, что «режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в местах лишения свободы и жизнью на свободе, в противном случае убивается чувство ответственности и сознание своего человеческого достоинства» (ст. 57 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).[2] «Пенитенциарный режим, – подчеркивается в одном из циркулярных писем Тюремного главка в 1917 году, – ставящий во главу угла возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастье совершить преступление, и не забывающий в заключенном личного человеческого достоинства, должен, конечно, покоиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения нет необходимой дисциплины, если заключенные совершают побеги, запасшись доставленными им с воли оружием и другими предметами, то все меры, направленные к их перевоспитанию, окажутся безрезультатными и напрасными» (Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. – М., 1992. С. 20.). С.В. Познышев (1924) полагал, что «пенитенциарный режим – есть система мер, направленных к тому, чтобы известным образом изменить подвергающихся ему людей». Нормы режима являются важнейшим средством социальной регуляции поведения и деятельности осужденных в условиях применения к ним уголовной кары. В них выражены властные требования общества к осуществлению жизнедеятельности осужденных, к нормальному функционированию пенитенциарных учреждений при решении ими социальной задачи исправления и ресоциализации осужденных. И.Я. Фойницкий (1889) связывал режим с лишением человека возможности удовлетворения различных потребностей: – материальных; – чувственных, сексуальных; – умственных и интеллектуальных. Режим имеет двойную соотнесенность: 1) к администрации исправительных учреждений, которая должна в своей деятельности осуществлять предписания уголовно-исполнительного законодательства по обеспечению изоляции, надзора, дифференциации условий содержания и выполнения осужденными своих обязанностей; 2) к осужденным, которые должны отбывать наказание, то есть исполнять в своей жизнедеятельности установленные нормы режима. И исполнение, и отбывание режима наказания осуществляются через деятельность людей. Это обусловливает необходимость выявления и учета психологических и социально-психологических явлений, которые возникают в деятельности сотрудников, исполняющих уголовные наказания, и осужденных, отбывающих уголовные наказания в пенитенциарных учреждениях (А.И. Папкин, Г.И. Мазуров, 1986). Необходимо считаться с социально-психологическими явлениями в режиме как с реальными факторами совместной деятельности людей, поскольку они, в известной мере, подчиняют себе и мотивы, и способы, и формы реализации действий и поступков людей. Причем такого рода подчинение может выражаться как позитивным, так и негативным образом. С одной стороны, при осуществлении режимных предписаний по отношению к осужденным у сотрудников исправительных учреждений возникают групповые мнения, настроения, суждения, позиции и ориентации, установки на определенные цели, предписанные нормами права и нормами, принятыми в среде сотрудников на основе стереотипизации, подражания и конформизма. Источник этих и других социально-психологических явлений – совместная деятельность сотрудников по исполнению режимных требований в особых условиях. С другой стороны, режим как установленный порядок отбывания наказания ставит осужденного перед необходимостью поступать и действовать так, как это предусмотрено нормами и правилами режима. Но осужденный – не безликий и слепой механизм исполнения режимных норм. Еще до поступления в пенитенциарное учреждение у него сложилась установка, как ему следует себя вести, как относиться к тем условиям, к той среде, в которой он будет находиться. Установка и отношение осужденного к нормам режима – реальности, с которыми он сталкивается, не сразу преломляются в его поведении. Новые условия неизбежно порождают у осужденного целый ряд вопросов, связанных с познавательной деятельностью. Чем сложнее условия режима, чем они тягостней и необычнее для человека, тем сильнее связанные с ними переживания. Наиболее тяжелыми психическими состояниями становятся одиночество, заброшенность, обреченность, тревожность, чувство личностной незащищенности и т.п. Следствием этого нередко является поиск круга общения в отрицательном окружении и возрастание его интенсивности, что значительно осложняет процесс исправления и ресоциализации и выражается в снятии или снижении вины за совершенное преступление. Поэтому поддержание, а в необходимых случаях восстановление положительных социальных связей осужденных на свободе представляется важным и гарантируется уголовно-исполнительным законодательством. Необходимо отметить, что образ жизни, регламентированный режимом пенитенциарного учреждения, формирует определенные привычки и стереотипы поведения. У человека ослабляются такие регулятивные механизмы поведения, как самостоятельность, инициативность, активность, то есть качества, свидетельствующие о снижении силы воли. Изменение такого сложившегося волевого стереотипа в условиях свободы является весьма болезненным для освобожденного и вызывает состояние стресса, фрустрации, депрессии, апатии или, наоборот, агрессии. Нередко переживаемые состояния могут вызвать у осужденных чувство условности окружающего, устанавливаемых режимных норм и правил как чего-то нереального, понятного только тем, кто установил эти порядки, на самом деле лишенные нормального смысла и ценности. Под влиянием таких состояний осужденные начинают относиться к режимным установлениям как к надуманным и неправильным, которые нельзя не нарушать. Об этом свидетельствует стабильная закономерность нарушений режима: употребление спиртных напитков и наркотиков, изготовление запрещенных предметов, симуляция, побеги, групповые неповиновения, захваты заложников, массовые беспорядки и др. В целях укрепления правопорядка в ИУ необходимо принять меры по укреплению режима, приведению порядка и условий отбывания наказаний осужденными в строгое соответствие с действующим законодательством, обеспечить надежную профилактику преступлений и иных правонарушений, и особенно лидерами преступной среды, осуществлять дифференцированный подход к осужденным в зависимости от их поведения и социально-нравственной защищенности. В режиме проявляются правовые ограничения человека, находящегося в пенитенциарном учреждении. Поскольку изменяется социальный и гражданский статус, престиж в обществе, в семье, в бывшем окружении, это находит отражение в сфере потребностей осужденных, ценностных ориентациях, жизненных планах и перспективах. Н.А. Стручков, Ф.Т. Кузнецов (1966), В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин (1975) выделяют в режиме три взаимосвязанные функции: 1) карательную; 2) воспитательную; 3) обеспечивающую. Мы выделяем и четвертую функцию режима – безопасности (А.П. Иванов, И.С. Ной, А.Г. Перегудов, В.М. Анисимков, Б.Б. Казак и др.). Карательнаяфункция режима объективно ограничивает удовлетворение ряда материальных, духовных и физических потребностей. Например, ограничиваются потребности в общении с внешним миром, употреблении определенной пищи, половые потребности. Карательная функция режима заключается в том, чтобы удержать человека от совершения нарушений. Режим в пенитенциарном учреждении направлен на пресечение каналов поступления запрещенных предметов, профилактику преступлений, а также создание условий безопасности осужденным и сотрудникам и нормальной жизнедеятельности пенитенциарного учреждения и др. Уголовно-исполнительный кодекс четко регламентирует дифференцированный подход к отбыванию наказаний осужденными. В настоящее время в одной колонии обеспечиваются различные условия режима содержания в зависимости от поведения осужденного – обычные, облегченные, строгие. Если у отбывающего наказание отсутствуют взыскания за нарушение установленного порядка, он хорошо трудится, то через некоторое время его переводят, скажем, из обычных в облегченные условия, в результате чего он получает льготы. Таким образом, человек самостоятельно выбирает для себя определенную линию поведения, а значит, и условия жизни. Если раньше, отбыв определенное время в ПКТ, ШИЗО, нарушитель дисциплины вливался в общую массу осужденных, то теперь он попадает в строгие условия содержания и теряет льготы, свободу передвижения, что влияет на его психологию (Дифференциация условий отбывания наказания осужденными (ст. 87 УИК РФ) в пределах одной колонии требует реформирования отрядной системы. Эксперимент предполагает создать центры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными. Суть реформирования заключается в том, что от 3 до 6 отрядов объединяются в один центр. Для руководства и организации вводятся должности начальника центра, начальников отрядов, психолога, социального работника, за центром закрепляются сотрудники службы безопасности и оперативной службы. (Такой эксперимент, в частности, проводится в УИС Орловской области.)). Если бы все потребности человека, отбывающего наказание по приговору суда, удовлетворялись, то наказание как таковое перестало бы существовать. Поэтому важно, чтобы психологически обоснованное законом ограничение удовлетворения потребностей осужденных к лишению свободы, вызывая те или иные переживания, вместе с тем не оказывало пагубного влияния на их физическое и психическое здоровье. В то же время одни осужденные больше страдают от ограничений в удовлетворении материальных и физических потребностей; другие – от ограничений духовных потребностей; третьи – воспринимают воздействие режима и морально, и физически как кару. Сотрудникам необходимо знать, как сказывается режим на психике конкретного осужденного, что позволяет более эффективно использовать его в качестве средства воздействия на человека с целью предупреждения совершения им новых преступлений. Обеспечивающая функция режима учреждений создает условия для организации труда, обучения, воспитательной работы, досуга и деятельности сотрудников и в конечном счете для управления жизнедеятельностью пенитенциарного учреждения. Режим выполняет, как уже подчеркивалось, и профилактическую функцию предупреждения нарушений и преступлений, так как является средством борьбы с паразитизмом, тунеядством, азартными играми, хулиганством, рэкетом, деятельностью отрицательных группировок осужденных, захватом заложников, групповыми эксцессами, ибо создает условия для постоянного контроля за поведением осужденных, принуждает строго выполнять установленный порядок под угрозой наказания и изменения условий содержания в худшую сторону, а также стимулирования положительного поведения (А.И. Зубков, 2000). Ежедневные и длительные упражнения в строгом соблюдении дисциплинарных норм режима формируют определенную установку на правопослушное поведение. Воспитательное значение режима объясняется тем, что, обеспечивая известную стабильность условий жизни и деятельности, создается система постоянно действующих и повторяющихся раздражителей (внешний стереотип), которые формируют в коре головного мозга систему временных нервных связей (динамический стереотип). Чем определеннее внешний стереотип, тем скорее формируется внутренний динамический стереотип, в основе которого лежит образование положительных навыков, умений и привычек, социальных взглядов и установок, что является предпосылкой ресоциализации преступника и его успешной адаптации в условиях свободы. Подчеркивая позитивные воспитательные возможности режима, следует отметить и его отрицательные последствия. Строго контролируемые условия лишают человека возможности распоряжаться своим временем, бюджетом, общением и могут способствовать формированию таких черт характера, как несамостоятельность, пассивность, иждивенчество, нецелеустремленность, которые затрудняют процесс ресоциализации и адаптации. Распорядок, где все расписано до мелочей, превращает человека в автомат. Введение элементов военизации доводит этот процесс до логического завершения – человек теряет себя как личность. Подобная практика существовала в США во второй половине 70-х годов XIX века в Эльмайр-ском реформатории. Все заключенные сводились в полк: 4 батальона, по 4 роты в каждом. Обучение проводилось по всем правилам военной службы с последующим чинопроизводством. Командный состав до чина капитана состоял из заключенных. Следует подчеркнуть, что все функции режима проявляются в единстве, например, карательная функция, воздействуя, главным образом, на потребности человека, несет в себе и элементы воспитания; воспитывающая, регулируя поведение человека и вырабатывая новые привычки, включает принуждение, а обеспечивающая совмещает в себе элементы и кары, и воспитания. Режим представляет собой такую организацию жизни и деятельности осужденных, которая должна оказывать максимальное воздействие на изменение их поведения, развивать необходимые нравственно-правовые качества. Поэтому использование рекомендаций пенитенциарной психологии позволяет построить режим так, чтобы его воздействие, с одной стороны, создавало бы необходимые ограничения жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы, а с другой – не вело к срыву психики и криминализации личности. Важно, чтобы состояние психологической напряженности было постоянным, ибо это одно из внутренних условий, способствующих появлению чувства вины, пробуждению совести и раскаяния, а также волевых усилий, направленных на исправление. Все это способствует образованию навыков и привычек волевого поведения на пути к позитивному изменению. Поддержанию необходимой напряженности жизнедеятельности должна способствовать занятость осужденных полезной деятельностью, отвлечение их от безделья и праздности, которые создают в условиях отбывания уголовного наказания крайне разлагающую обстановку (М.Н. Гернет, 1930). Итак, режим в исправительном (пенитенциарном) учреждении имеет важное значение для организации процесса исправления и ресоциализации осужденных, оказывает разностороннее влияние на психику лиц, лишенных свободы, дисциплинирует их. В психологическом плане он связан с процессом перевода человеком внешне заданной программы (условий, правил и требований) во внутреннюю форму поведения. Воздействие внешних факторов режима реализуется личностью в зависимости от ее индивидуальной позиции, так как внешние условия всегда проявляются через внутренние. Дифференцированное исполнение наказания в пенитенциарных системах западных стран также имеет разные режимные условия, а персонал исправительных учреждений пытается действовать по принципу максимальной индивидуализации обращения с преступником, учитывая его личностные особенности и степень опасности. Принцип индивидуализации наказания делает необходимым распределение преступников по тюрьмам различного типа и дифференциацию их по характеру предписанного исполнения наказания. Среди преступников необходимо выделить тех, кого нужно исправлять, и тех, кого нужно охранять. При этом прогноз воспитательного воздействия постоянно проверяется и корректируется. Наряду с временным ограничением прав осужденных в исправительном учреждении может быть введен усиленный вариант охраны и надзора, персонал при этом переводится на усиленный вариант несения службы.[3] |