МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психология проведения обыска как одного из элементов режима

Одним из важных режимных требований является проведение обыска осужденных. Проведение обысков и досмотров предполагает обнаружение и изъятие запрещенных к хранению в исправительной колонии предметов, выявление приготовлений к совершению преступлений, поиск скрывшихся осужденных, отыскание и изъятие веществ и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовным делам, совершенным в исправительных учреждениях (ст. 82 УИК РФ).

В Правилах внутреннего распорядка исправительного учреждения подчеркивается, что осмотры и обыски осужденных, помещений и территорий жилых зон и производственных объектов могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Во время осмотров и обысков жилых и производственных объектов не допускается не вызванное необходимостью повреждение постельных принадлежностей, одежды, инвентаря и других предметов.

Осмотры и обыски жилых зон и производственных объектов организуются по конкретным планам, их результаты оформляются соответствующими актами.

Обыск и выемка носят принудительный характер, производятся по возможности безотлагательно следователем и уполномоченными на то лицами для отыскания и изъятия предметов, имеющих значение по делу, трупов, а также для обнаружения скрывающихся лиц.

Обыск – это отыскание скрытых, чаще всего спрятанных объектов. Поэтому производящим обыск следует:

а) мысленно решить поставленную задачу;

б) произвести действия по отысканию и обнаружению спрятанного.

При подготовке обыска необходимо учитывать возможности противодействия обыскиваемых как обыску, так и возможному уничтожению разыскиваемого.

При подготовке к обыску надо учитывать и психологию укрывающих вещи. Они могут рассчитывать на наличие следующих факторов у обыскивающих:

– утомление;

– стереотипность и шаблонность мышления и действий;

– брезгливость;

– проявление ими такта или благородных побуждений;

– отвлечение их внимания (тайники-двойники, нарочитая небрежность);

– особенности психологии мужчин (женщин).

Готовясь к обыску, нельзя пренебрегать психологическими характеристиками различных категорий людей:

а) жадный, недоверчивый человек подчас стремится спрятать ценности поблизости, чтобы иметь постоянную возможность проверять их;

б) трусливый и мнительный человек постарается укрыть уличающие предметы подальше;

в) аккуратный и предупредительный проявит максимум предосторожности и тщательно скроет необходимые вещи;

г) рассеянный, недальновидный осужденный способен допустить серьезные погрешности, а ленивый, легкомысленный чаще всего не станет тратить усилий на создание тайников.

В психологическом отношении важная роль принадлежит наблюдению во время обыска. Целью наблюдения является изучение:

а) всего обыскиваемого помещения;

б) каждого отдельного объекта;

в) поведения участников обыска;

г) поведения животных и птиц.

Процесс наблюдения и изучения объектов во время обыска требует от обыскивающих знания психологии наблюдения. Есть правила, которые позволяют развить у лиц, производящих обыск, навыки наблюдения. Вот некоторые из них:

1. Определите цель, сформулируйте задачу, составьте (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения.

2. Ищите в наблюдаемом не только то, что принадлежит или свойственно данному объекту, но и обратное тому, нечто новое, необычное.

3. Расчлените объект наблюдения и в определенный момент наблюдайте одну из частей, не забывая о наблюдении в целом.

4. Следите за каждой деталью, старайтесь подмечать их наибольшее число.

5. Не доверяйте однократному наблюдению, исследуйте предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты, изменяя условия наблюдения.

6. Подвергайте сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой.

7. Ставьте вопросы «почему?» и «что это значит?» относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и предположения.

8. Сравнивайте объекты наблюдения, противопоставляйте их друг другу, ищите сходство там, где, казалось бы, его не может быть.

9. Производите наблюдение совместно, привлекайте к нему специалистов, сравнивайте и обсуждайте результаты наблюдения со своими коллегами.

10. Фиксируйте результаты наблюдения в виде зарисовок, записей, схем.

При проведении обыска желательно устанавливать такое освещение, которое создает лучшие условия для восприятия обстановки, а не то, которое обычно бывает в помещении.

Выделяют следующие виды обыска: личный, в помещении, на местности.

Личный обыск проводится во всех случаях задержания или ареста лица, подозреваемого в совершении преступления. Ему также подвергаются лица, находящиеся в помещении или ином месте, где производится обыск, если есть основания предполагать, что они скрывают при себе предметы и вещи, имеющие значение для дела. При личном обыске наиболее существенным моментом с точки зрения психологии становится анализ внешних проявлений личности. При этом важно стремиться разговаривать с обыскиваемым, так как речь характеризует внутреннее состояние человека, его отношение к происходящему, к предметам, обнаруженным во время обыска.

Важное место в обыске придается «словесной разведке», которая представляет собой не что иное, как общение в процессе производства обыска. Оно осуществляется в форме беседы с обыскиваемыми, которым ставятся вопросы о назначении, принадлежности и свойствах тех или иных предметов. Цель таких вопросов заключается в том, чтобы проследить в мимике, пантомимике, тембре голоса такие изменения, которые могут подсказать действенное отношение обыскиваемого к «словесной разведке».

Личный обыск иногда кажется простым, не требующим определенных усилий со стороны тех, кто его производит. Однако в действительности они должны быть внимательными и наблюдательными, способными к анализу и синтезу на основании незначительных деталей, уметь критически оценивать данные, полученные в процессе личного обыска.

Обыск на открытой местности следует проводить в дневное время, но в случаях, не терпящих отлагательства, или из других соображений – в любое время. Важно строго соблюдать последовательность обыска всех объектов, находящихся на местности, чтобы не пропустить тот или иной объект. Обыск относится к числу сложных действий. Обыскивающие не знают, где спрятаны интересующие их вещи, предметы, порой вынуждены вести обыск на большой территории. [5]

Заключение

Безусловно, порядок в местах лишения свободы – это всегда вопрос каких-то взаимных соглашений, компромиссов и даже переговоров. Контроль подразумевает восстановление порядка, когда он потерян либо находится под угрозой. Существует ограниченное количество людей, способных совершить преступление. То же самое происходит и в тюрьмах: там любой заключенный может совершить преступление, если у него создастся чувство неудовлетворения.[6]

Список литературы

1. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. – Домодедово, 1993. – С. 12.

2. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. – М., 1950. – С. 76.

3. Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985. – С. 55.

4. Кинг Р. В тюремной системе есть много неразумных вещей//Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. высш. шк. МВД РФ. 1994. № 1(2). – С. 198.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М., 1997. – С. 3.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000. – С. 76.


[1] Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. – Домодедово, 1993. – С. 12.

[2] Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. – М., 1950. – С. 76.

 

[3] Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985. – С. 55.

 

[4] Кинг Р. В тюремной системе есть много неразумных вещей//Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. высш. шк. МВД РФ. 1994. № 1(2). – С. 198.

 

[5] Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М., 1997. – С. 3.

 

[6] Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000. – С. 76.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.