IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 3 Дополнительная литература 1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009. 2. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2009. 4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1.Что такое собственность? 2.Сформулируйте экономическое и юридическое содержание собственности? 3.Назовите формы собственности? 4. Охарактеризовать простое и капиталистическое товарное производство: общие черты и различия между ними? 5.Перечислите фазы перехода плановой экономики к рыночной? Тема 1.5.Экономические системы и модели в рамках систем I. Задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризовать модели периодизации социально-экономического развития. 2. *Рассмотреть типы экономических систем. Выделить достоинства и недостатки каждого типа экономической системы. 3.Охарактеризовать смешанную экономическую систему. 4.*Рассмотреть роль неприбыльного сектора в экономике. 5.Изучить модели в рамках смешанной экономики. II. План семинарского занятия 1. Типология экономических систем. Формационная классификация экономических систем. Промышленное развитие и типы экономики. Теория циклического развития цивилизаций и экономики. 2. Смешанная экономика. Планово - рыночная экономика. Социально - рыночное хозяйство. Многокомпонентный состав экономических систем. 3.Экономика переходного периода. Теория конвергенции (сближения) альтернативных экономических систем. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучение темы следует начать с уяснения классических и современных моделей периодизации социально-экономического развития. Затем следует выяснить сущность экономической системы, проанализировав определения категории «экономическая система», имеющиеся в литературе. Далее целесообразно изучить структуру экономической системы, обратив внимание на технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Представляются актуальными вопрос о координации выбора в различных экономических системах и проблема достижения целей в условиях смешанной экономики. Проведение семинарского занятия в форме «круглого стола» предполагает активное участие всех студентов в обсуждении вопросов, что является возможным лишь при серьезной теоретической проработке материала в процессе подготовки к занятию. Глубокое теоретическое усвоение основных положений темы позволит перевести обсуждение в плоскость проблемных вопросов. Подготовку к занятию следует начать с изучения моделей однолинейного и поступательного развития, в том числе марксистской теории формаций, теорий индустриального и постиндустриального общества, теорий модернизации и конвергенции. Важно понять, что объединяет эти модели. Далее следует перейти к изучению моделей параллельного и циклического развития (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Ф.Бродель, И.Валерстайн идр.), обратив внимание на внесистемные формы (А.В.Чаянов) и модели двухлинейного развития как пример переходных форм в экономике. Подумайте, как соотносятся однолинейные и циклические модели, как понимается прогресс. При подготовке второго вопроса необходимо уяснить критерии классификации экономических систем; в каждом из четырех типов следует выделить положительные и отрицательные стороны. Рассмотрите теорию конвергенции альтернативных экономических систем. Сравнительным анализом экономических систем занимается компаративистика. Основное внимание нужно уделить изучению специфики смешанной экономики, охарактеризовать цели этой системы, выявить проблемы и противоречия ее развития на современном этапе. В заключение охарактеризуйте модели смешанной экономики, уясните общее и особенное в них, проанализируйте сильные и слабые стороны. |