З. Общая модeль индивидуальной модели со случаем. Общую модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем можно представить в следующем виде. СТАДИЯ 1: НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕССА Это первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценкa» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии. Oценкa - в социальной работе - способ осознания проблемы, причин ее возникновения и способов сведения к минимуму или ее разрешения. Важным элементом в первичном контакте являются отношения. Микроклимат, который устанавливается между социальным работником и клиентом, определяет в дальнейшем процесс взаимодеЙствиЙ. Поэтому проявление сердечности, сочувствия со стороны социального работника позволяет установить необходимые отношения. На начальной стадии решается вопрос о возможностях социальной службы обеспечить необходимую помощь, рассматриваются стратегии решений проблемы в других агентствах. В процессе установления потребности в изменениях социальный работник может столкнуться с тем, что клиенты отказываются подтверждать, будто у них есть проблема. Исходя из такой ситуации, социальный работник может сфокусировать внимание на том, почему клиент полагает, что проблема не существует, и, накапливая доказательства, показывать ему наличие проблемы. В том случае, если и после этого потребностей в изменении не найдено, социальный работник оставляет возможность клиенту обсудить его проблему в будущем, когда он сочтет нужным о ней поговорить. СТАДИЯ 2: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИНДУЦИРОВАНИЕ РОЛЕЙ На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, внимание, сердечность. Однако может возникнуть сопротивление со стороны клиента, нежелание продолжения контактов. Одной из причин данного сопротивления является непонимание языка, который используется в социальных службах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи. Однако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельcтвax. Это этап, когда происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы. СТАДИЯ 3: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАКТ На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоиндентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции. Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивид,. определяемых целью. заданностью ситуации и должностью На данной стадии необходима работа над мотивацией клиента. Если он не становится мотивируемым, чтобы измениться, то конструктивные изменения в дальнейшем могут не произойти. Согласно исследованиям А. Пинкуса и А. Минахана, существуют определенные силы, которые могут усилить мотивацию, что дает возможность социальному работнику предлагать определенные стратегии в работе над мотивацией: · желание получить помощь; · готовность добиваться положения и ресурсов; · вера в достижение перемен; · преодоление дискомфорта; · реакция на угрозу ограничения статус-кво; · альтрyизм. Альтруизм (altruisme, от лат. alter - другой) - направленность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы люден. СТАДИЯ 4: ОЦЕНКА Оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно; в реальной практике достаточно трудно выделить границы переходов от одной стадии к другой, однако необходимо соблюдение ряда последовательных действий. На этапе оценки интервьюирование клиента социальным работником как метод получения информации может быть расширено и уточнено за счет посещения семьи клиента, анкетных опросов окружающих. Цель состоит в том, чтобы как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента. Такой подход определяет начальную оценку ситуации клиента, которая впоследствии, в процессе взаимодействий между клиентом и социальным работником может измениться. Временной период стадии оценки зависит от запроса клиента и специфики его проблемы. Так, например, при кризисном вмешательстве этап оценки заканчивается быстрее, чем в ситуации лечения, связанного спроблемами психического здоровья. Стадия оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем, составляющих его окружающую среду, а социальному работнику определить цели для вмешательства. Первичным инструментарием социального работника является интервью. Так, например, интервьюирование семьи позволяет социальному работнику определиться с позициями членов семьи относительно ситуации, наметить проблемные области. При интервьюрировании полезно отражать имеющиеся семейные связи в виде генограммы, это позволяет видеть социальному работнику связи и элементы системы. При интервьюрировании важно наблюдать такие факторы, как: · Действие личности; · Ситуация, в которой личность наблюдается; · Внешние факторы (телосложение. Речевые характеристики, стиль одежды и т.д.; · Невербальные факторы (движение тела, глаз, жесты; выражение лица, индивидуальное пространство). Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности, при этом необходимо выбрать проблему для обслуживания, чтобы в ней приняли участие как можно больше членов семьи. Ролевые позиции, отношения, ценности и нормы поведения могут стать предметом анализа и наблюдения социальным работником, дать дополнительную информацию о ситуации клиента. Прямое наблюдение - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственiюй регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. СТАДИЯ 5: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ В працессе апределения плана вмешательства могут быть паставлены краткосрачные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосрдственнае участие в целеполаганuu, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы. В процессе выбора целей определяются приоритеты, с той ориентацией, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное функциониравание. Социальный рабатник фиксирует стадии развития ситуации при терапевтическам контакте, рефлексuрует изменения, вносит коррективы в план действия – все это отражается в индивидуальнай социальнай истории клиента, которую должен вести социальный рабатник. Целеполагание - смыслообразующее содержание практики, состоящее в целеформировании и целереализации. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания. Социальный работник и клиент взаимно согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые необходимо использовать, и задачи, вовлеченные в достижение целей. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиенты первоначальнo имеют тенденцию рассматривать свою проблему как некий комплекс нenoлноценности, поэтому они становятся беспокойными и эмоциональными. Комплек, неполноценности - действительная или воображаемая заниженная самооценка. Комплекс неполноценности, по А. Адлеру, - совокупность идей и чувств, поведенческйх установок. В этой ситуации они не способны видеть, что их проблема имеет ряд компонентов, которые они могут изменять в необхадимом режиме. СТАДИЯ 6: РАЗВИТИЕ ПЛАНА ИНТЕРВЕНЦИИ При развитии плана интервенций социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуации клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой. Могут также применяться техники комплексного подхода, при этом используются ресурсы, как индивида, так и среды одновременно. Эти стратегии во многом будут определены тойролью, которую берет на себя социальный работник при решении проблем клиента. Так, выбирая роль клинициста, социальный paботник осуществляет индивидуальное вмешательство на уровне либо клиента, либо семьи. В ситуации семейных конфликтов он может выступать как посредник, выбирая одного из членов семьи для объяснения создавшейся ситуации, и т. д. Вмещателъство - последовательность шагов или плана действий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени. Возможно привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздейстия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатыаются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент уникален так же, как и его проблемы. Что работает для одного клиента, не может представлять интерес для другого. СТАДИЯ 7: КОНТРАКТ После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Котракт может быть в устной и письменной форме, в нем оговариваются частота, встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства. СТАДИЯ 8: ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЕНЦИИ На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий. Идентифицированные системы должны быть определены в процессе изменения и вовлечены во взаимодействие. Социальный работник должен формировать положительную момтивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку для того, чтобы состоялся процесс изменения. СТАДИЯ 9: ОСУЩЕСТВАЕНИЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ Интервенции могут иметь различные направления и различные программы вмешательства. Традиционно ссщиалъные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуалъиой наботы; интеракциональной, поведенческоий, когнитивноий, гуманистической и т. д. Репертуар вмешатетельств все время изменяется и модернизируется. Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие интервенции: · стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, награду и т. д. (используются при работе с детьми); · репетиция поведения, проигрывание ситуаций, трудных для клиента, анализ возникших проблем; · систематическое развитие адартивных моделей поведения с целью преодоления различных беспокойств; · дифференциальное закрепление поведения комбинирование положительных стимулов и полного игнорирования; · обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач. Познавательные, методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социалъном функционировании произойдет в том случае, если произойдут изменения в познавательных процессах. Эти процедуры включают: · изменение неправильных представлений и нереалисrических ожиданий; · работу над увеличением самообладания и самоуправления. СТАДИЯ 10: ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера они появляются в результате следующих факторов: · внутренних конфликтов клиента; · отсутствия навыков взаимодействия у клиента; · давления окружающей среды, препятствующей процессу изменения; · проблем взаимодействия между социальным работником и клиентом. Барьеры могут бытъвызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи - может вызвать со стороны ее сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях. Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования. Рассматривая барьеры как определенное сопротивление, А. Пинкус и А. Минахан систематизировали основные барьеры в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента: · нежелание принимать чью-либо помощь; · стpax, боязнь потери собственных позиций и ресурсов; · невериеие в то, чта перемены возможны; · нежелание тратить на это время; · неуверенность. СТАДИЯ 11: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА Социальный работник имеет большое разнообразие методов вмешательства Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим он должен вернуться на стадию 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с к,лиентам. СТАДИЯ 12: ЭВОЛЮЦИЯ При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, в клиенте должны произойти необходимые перeмены, а отношения между социальным работником и клиентом должны бытьпрекращены. Пожелание о завершении контактов оговаривается контpaктом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия. РЕ3ЮМЕ · Индивидуальная социальная работа, или рабата со случаем, является одним из практических методов социальных работникав. · индивидуальная социальная работа осуществляется в ситуацци «один на рдин». Социальный работник, используя знания и профессиональный опыт, помогает клиенту решить трудную жизненную ситуацию. · Работа со случаем имеет большай спектр техник и моделей помощи и поддержки клиенту, но они сфокусированы вокруг трех оснавных теоретических моделей: рефлексивно-терапевтической, социалистически-коллективистской, индивидуально-реформиIстской. · В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник руководствуется ценностями профессии. · Существуют различные схемы индивидуальнай работы со случаем, но они имеют ряд обязательных этaпов открытие случая, определение потребностей клиента, планиравание, контрактиравание, оказание помощи, мониторинг, оценка и окончание работы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ «Личность в ситуации», индивидуальная работа со случаем, контракт, метод решения проблем, поведение, процесс, психодрама, психосоциальная работа, ситуация «один на один», терапия, функциональная социальная рабата. ВОПРОСЫ ДЛЯ РА3МЫШЛЕНИЯ · Раскройте общие принципы работы с клиентом. Что необходимо, учитывать, при первичном контакте с клиентом? · В чем особенность заключения контpaкта с клиентами? Каковы принципы заключения контракта? · Какие оснавные стадии существуют в индивидуальной работе со случаем? · С какими трудностями может столкнуться социальный работник при индивидуальной работе со случаем? Какими методами достигается снятие проблем во взаимодействии? · Какие основныe модели индивидуальной работы со случаем вы знаеге? В чeм их сущность и в чем различие? ЛИТЕРАТУРА 1. Бернл ер, Г. Теория социально-психологической работы: пер. со швед. / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М.: Институт молодежи, 1992. 2. Доэл, М. Практика социальной работы: пер. с англ. / М. Доэл, С. Шадлау; под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.:АО «Аспект Пресс», 1995. 3. Основы социальнай работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - М. ИНФРА-М,1997. 4. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Курбатова. - М.: ВЛАДОС, 2000. 5. Фирсов, М.В. Теория социальнай работы / М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Академический Проект, 2005. |