МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

З. Общая модeль индивидуальной модели со случаем.





 

Общую модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем можно представить в следующем виде.

СТАДИЯ 1: НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕССА

Это первый контакт между социальным работни­ком и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценкa» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуще­ствляется ее идентификация в межсубъектном взаимо­действии.

Oценкa - в социальной работе - способ осознания пробле­мы, причин ее возникновения и способов сведения к минимуму или ее разрешения.

 

Важным элементом в первичном контакте являют­ся отношения. Микроклимат, который устанавливает­ся между социальным работником и клиентом, определяет в дальнейшем процесс взаимодеЙствиЙ. Поэтому проявление сердечности, сочувствия со стороны социаль­ного работника позволяет установить необходимые отношения.

На начальной стадии решается вопрос о возмож­ностях социальной службы обеспечить необходимую помощь, рассматриваются стратегии решений пробле­мы в других агентствах.

В процессе установления потребности в измене­ниях социальный работник может столкнуться с тем, что клиенты отказываются подтверждать, будто у них есть проблема. Исходя из такой ситуации, социальный работник может сфокусировать внимание на том, почему клиент полагает, что проблема не существует, и, накапливая доказательства, показывать ему наличие проблемы. В том случае, если и после этого потребнос­тей в изменении не найдено, социальный работник оставляет возможность клиенту обсудить его проблему в будущем, когда он сочтет нужным о ней поговорить.

СТАДИЯ 2: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИНДУЦИРОВАНИЕ РОЛЕЙ

На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, вни­мание, сердечность. Однако может возникнуть сопротив­ление со стороны клиента, нежелание продолжения кон­тактов. Одной из причин данного сопротивления является непонимание языка, который используется в социальных службах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи.

Однако социальный работник должен подвести клиен­та к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельcтвax. Это этап, когда происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих опре­делить подходы к решению проблемы.

СТАДИЯ 3: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоиндентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции.

Компетенция - единство знаний, профессионального опы­та, способностей действовать и навыков поведения индивид,. оп­ределяемых целью. заданностью ситуации и должностью

На данной стадии необходима работа над мотива­цией клиента. Если он не становится мотивируемым, чтобы измениться, то конструктивные изменения в дальнейшем могут не произойти.

Согласно исследованиям А. Пинкуса и А. Минаха­на, существуют определенные силы, которые могут уси­лить мотивацию, что дает возможность социальному ра­ботнику предлагать определенные стратегии в работе над мотивацией:



· желание получить помощь;

· готовность добиваться положения и ресурсов;

· вера в достижение перемен;

· преодоление дискомфорта;

· реакция на угрозу ограничения статус-кво;

· альтрyизм.

Альтруизм (altruisme, от лат. alter - другой) - направлен­ность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы люден.

СТАДИЯ 4: ОЦЕНКА

Оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно; в реальной практике достаточно труд­но выделить границы переходов от одной стадии к другой, однако необходимо соблюдение ряда последо­вательных действий.

На этапе оценки интервьюирование клиента со­циальным работником как метод получения информа­ции может быть расширено и уточнено за счет посе­щения семьи клиента, анкетных опросов окружающих.

Цель состоит в том, чтобы как можно больше со­брать различной информации для анализа ситуации клиента. Такой подход определяет начальную оценку ситуации клиента, которая впоследствии, в процессе взаимодействий между клиентом и социальным работ­ником может измениться.

Временной период стадии оценки зависит от запро­са клиента и специфики его проблемы. Так, например, при кризисном вмешательстве этап оценки заканчива­ется быстрее, чем в ситуации лечения, связанного спроблемами психического здоровья.

Стадия оценки позволяет клиенту понять области своей проблемы относительно систем, составляющих его окружающую среду, а социальному работнику оп­ределить цели для вмешательства.

Первичным инструментарием социального работника является интервью.

Так, например, интервьюирование семьи позволя­ет социальному работнику определиться с позициями членов семьи относительно ситуации, наметить проблем­ные области. При интервьюрировании полезно отражать имеющиеся семейные связи в виде генограммы, это позволяет видеть социальному работнику связи и элементы системы.

При интервьюрировании важно наблюдать такие факторы, как:

· Действие личности;

· Ситуация, в которой личность наблюдается;

· Внешние факторы (телосложение. Речевые характеристики, стиль одежды и т.д.;

· Невербальные факторы (движение тела, глаз, жесты; выражение лица, индивидуальное пространство).

Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности, при этом необходимо выбрать проблему для обслуживания, чтобы в ней приняли участие как можно больше членов семьи. Ролевые позиции, отношения, ценности и нормы поведения могут стать предметом анализа и наблюдения социальным работником, дать дополнительную информацию о ситуации клиента.

Прямое наблюдение - общенаучный метод сбора первич­ной информации путем непосредственiюй регистрации исследо­вателем событий, явлений и процессов, происходящих в опреде­ленных условиях.

СТАДИЯ 5: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

В працессе апределения плана вмешательства могут быть паставлены краткосрачные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосрдственнае участие в целеполаганuu, выбирает приоритеты, предлагает аль­тернативы.

В процессе выбора целей определяются приори­теты, с той ориентацией, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное функциониравание.

Социальный рабатник фиксирует стадии развития ситуации при терапевтическам контакте, рефлексuрует изменения, вносит коррективы в план действия – все это отражается в индивидуальнай социальнай истории клиента, которую должен вести социальный рабатник.

Целеполагание - смыслообразующее содержание практи­ки, состоящее в целеформировании и целереализации.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отра­жение) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания.

Социальный работник и клиент взаимно согласо­вывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые необходимо использовать, и задачи, вовлеченные в достижение целей. Они совместно оце­нивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиенты первоначальнo имеют тенденцию рассматривать свою проблему как некий комплекс нenoлноценности, поэтому они становятся беспокойными и эмоциональными.

Комплек, неполноценности - действительная или воображае­мая заниженная самооценка. Комплекс неполноценности, по А. Адлеру, - совокупность идей и чувств, поведенческйх установок.

В этой ситуации они не способны видеть, что их проблема имеет ряд компонентов, которые они могут изменять в необха­димом режиме.

 

 

СТАДИЯ 6: РАЗВИТИЕ ПЛАНА ИНТЕРВЕНЦИИ

При развитии плана интервенций социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяю­щие изменять в позитивном направлении ситуации клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со сре­дой.

Могут также применяться техники комплексного подхода, при этом используются ресурсы, как индивида, так и среды одновременно. Эти стратегии во многом будут определены тойролью, которую берет на себя со­циальный работник при решении проблем клиента.

Так, выбирая роль клинициста, социальный paбот­ник осуществляет индивидуальное вмешательство на уровне либо клиента, либо семьи. В ситуации семей­ных конфликтов он может выступать как посредник, выбирая одного из членов семьи для объяснения создавшейся ситуации, и т. д.

Вмещателъство - последовательность шагов или плана дей­ствий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени.

Возможно привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объек­тивные воздейстия, направленные на желаемые из­менения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатыаются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент уника­лен так же, как и его проблемы. Что работает для одного клиента, не может представлять интерес для другого.

СТАДИЯ 7: КОНТРАКТ

После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Котракт может быть в устной и письменной форме, в нем оговариваются частота, встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.

СТАДИЯ 8: ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЕНЦИИ

На данной стадии происходит обсуждение про­граммы и формирование системы действий.

Идентифицированные системы должны быть опре­делены в процессе изменения и вовлечены во взаимо­действие. Социальный работник должен формировать

положительную момтивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку для того, чтобы состоялся процесс изменения.

СТАДИЯ 9: ОСУЩЕСТВАЕНИЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ

Интервенции могут иметь различные направления и различные программы вмешательства. Традицион­но ссщиалъные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуалъиой наботы; интеракциональной, поведенческоий, когнитивноий, гу­манистической и т. д. Репертуар вмешатетельств все время изменяется и модернизируется.

Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необ­ходимого поведения и могут включать следующие ин­тервенции:

· стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, на­граду и т. д. (используются при работе с детьми);

· репетиция поведения, проигрывание ситуаций, трудных для клиента, анализ возникших проблем;

· систематическое развитие адартивных моделей поведения с целью преодоления различных беспо­койств;

· дифференциальное закрепление поведения ком­бинирование положительных стимулов и полного игнорирования;

· обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положи­тельного закрепления и решения домашних задач.

Познавательные, методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социалъном функционировании произойдет в том слу­чае, если произойдут изменения в познавательных процессах. Эти процедуры включают:

· изменение неправильных представлений и нереалисrических ожиданий;

· работу над увеличением самообладания и самоуправ­ления.

СТАДИЯ 10: ОЦЕНКА БАРЬЕРОВ

В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера они появляются в результате сле­дующих факторов:

· внутренних конфликтов клиента;

· отсутствия навыков взаимодействия у клиента;

· давления окружающей среды, препятствующей процессу изменения;

· проблем взаимодействия между социальным работ­ником и клиентом.

Барьеры могут бытъвызваны неосознанными кон­фликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи - может вызвать со стороны ее сопротивление, так как нару­шится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.

Барьером может выступать культурная идентифи­кация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.

Рассматривая барьеры как определенное сопротив­ление, А. Пинкус и А. Минахан систематизировали ос­новные барьеры в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента:

· нежелание принимать чью-либо помощь;

· стpax, боязнь потери собственных позиций и ре­сурсов;

· невериеие в то, чта перемены возможны;

· нежелание тратить на это время;

· неуверенность.

СТАДИЯ 11: КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Социальный работник имеет большое разнообра­зие методов вмешательства Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим он должен вернуться на стадию 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с к,лиентам.

СТАДИЯ 12: ЭВОЛЮЦИЯ

При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, в клиенте должны произойти необходимые перeмены, а отношения меж­ду социальным работником и клиентом должны бытьпрекращены. Пожелание о завершении контактов ого­варивается контpaктом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.

РЕ3ЮМЕ

· Индивидуальная социальная работа, или рабата со случаем, является одним из практических методов социальных работникав.

· индивидуальная социальная работа осуществляет­ся в ситуацци «один на рдин». Социальный работник, используя знания и профессиональный опыт,

помогает клиенту решить трудную жизненную ситуацию.

· Работа со случаем имеет большай спектр техник и моделей помощи и поддержки клиенту, но они сфокусированы вокруг трех оснавных теорети­ческих моделей: рефлексивно-терапевтической, социалистически-коллективистской, индивидуально-реформиIстской.

· В процессе индивидуальной работы с клиентом социальный работник руководствуется ценностями профессии.

· Существуют различные схемы индивидуальнай ра­боты со случаем, но они имеют ряд обязательных этaпов открытие случая, определение потребностей клиента, планиравание, контрактиравание, оказание помощи, мониторинг, оценка и окончание ра­боты.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

«Личность в ситуации», индивидуальная работа со случаем, контракт, метод решения проблем, поведение, процесс, психодрама, психосоциальная работа, ситуа­ция «один на один», терапия, функциональная социальная рабата.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РА3МЫШЛЕНИЯ

· Раскройте общие принципы работы с клиентом. Что необходимо, учитывать, при первичном контак­те с клиентом?

· В чем особенность заключения контpaкта с клиен­тами? Каковы принципы заключения контракта?

· Какие оснавные стадии существуют в индивидуаль­ной работе со случаем?

· С какими трудностями может столкнуться социальный работник при индивидуальной работе со случаем? Какими методами достигается снятие проблем во взаимодействии?

· Какие основныe модели индивидуальной работы со случаем

вы знаеге? В чeм их сущность и в чем различие?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернл ер, Г. Теория социально-психологической работы: пер. со швед. / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М.: Институт молодежи, 1992.

2. Доэл, М. Практика социальной работы: пер. с англ. / М. Доэл, С. Шадлау; под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.:АО «Аспект Пресс», 1995.

3. Основы социальнай работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - М. ИНФРА-М,1997.

4. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.И. Курбатова. - М.: ВЛАДОС, 2000.

5. Фирсов, М.В. Теория социальнай работы / М.В.Фир­сов, Е.Г. Студенова. – М.: Академический Проект, 2005.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.