МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая характеристика правового статуса субъектов РФ





Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

 

Правовой статус субъектов РФ

 

Выполнила:

студентка 2 курса 233 группы

заочной формы обучения

Козырская К.И.

Преподаватель:

доцент кафедры

Капитонова И. И.

 

Дата представления работы

«20» апреля 2016г.

 

Санкт-Петербург 2016 г.

Содержание

 

Введение......................................................................................................
1 Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации................................................................................................  
2 Разграничение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.....................................  
3 Вопросы изменения субъектного состава Российской Федерации.......
Заключение...................................................................................................
Список используемой литературы..............................................................

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Одной из важнейших задач государственного строительства Российской Федерации является обеспечение единства территории Федерации, поддержание ее государственной целостности, сокращение количества субъектов в составе и структуре Федерации в целях эффективного управления государством.

Одна из самых актуальных проблем современного развития страны - единство и целостность России в условиях национально-государственного федерализма.

Цель исследования состоит в комплексном исследовании правового статуса субъектов Федерации, а также обобщение теоретического материала, анализ действующего законодательства связанных с определением правового статуса субъектов Федерации.

Задачи следующие:

ü определение понятия субъект Федерации;

ü общая характеристика правового статуса субъекта Федерации;

ü анализ составляющих элементов правового статуса субъекта Федерации;

ü характеристика полномочий и предметов ведения, как важной составляющей правового статуса субъекта Федерации.

Структура работы определяется логикой построения научного исследования, ее целями и задачами. Работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список используемой литературы.

 

Общая характеристика правового статуса субъектов РФ

 

 

Как установлено пунктом 1 статьи 5 Конституции РФ - Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

В действующей Конституции впервые применено понятие «субъекты Российской Федерации». Субъект РФ - это составная часть России как федеративного государства, представляющая собой государство, национально-государственное или территориально-государственное образование, обладающее собственным правовым статусом и полномочиями, закрепленными на основе Конституции в федеральных законах, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., иных договорах и соглашениях, а также в конституциях и уставах субъектов РФ.

В Конституции Российской Федерации упоминание о статусе субъектов Российской Федерации содержится в ст. 66 и ст. 137. В части 1 ст. 66 Основного Закона сказано, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики [5]. В ч. 2 ст. 66 Конституции России закреплено, что статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. А в части 5 зафиксировано, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако само определение понятия «статус субъекта Российской Федерации» в Конституции России и в иных правовых актах отсутствует. В ч. 1 ст. 137 Основного Закона Российской Федерации говорится лишь об изменениях в статью 65 Конституции Российской Федерации, которые должны вноситься, в том числе и на основании федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.



На законодательном уровне термин «статус субъекта Российской Федерации» не закреплен, хотя он содержится в статье 66 Конституции Российской Федерации. В науке обычно определяют указанный статус через признаки или права, обязанности и ответственность субъектов Российской Федерации.

Понятие «статус» является одним из базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам. Статус в конституционном праве имеет несколько воплощений в зависимости от роли, которую он играет в обозначении и фиксировании состояния участников конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Но в любом своем проявлении конституционно-правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости.

Как уже отмечено субъект Российской Федерации в самом общем виде можно определить, как государственное образование, непосредственно входящее в состав Российской Федерации в качестве составной части единого и целостного федеративного государства. При этом термин «государственное образование» используется как родовое понятие для обозначения различных конституционно-правовых форм субъектов Российской Федерации, а именно: национально-государственных образований (республик); государственно-территориальных образований (краев, областей); национально-территориальных государственных образований (автономных округов, автономной области). Фиксация названных форм в Конституции РФ в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

Говорить о статусе субъектов Российской Федерации можно с разных позиций.

Во-первых, пункт 1 статьи 5 Конституции, называя типы субъектов Российской Федерации говорит об их равноправии.

Анализ статьи 66 Конституции России, что в настоящее время Российская Федерация включает 85 субъекта Федерации.

Из общего числа субъектов 22 это республики; 46 – области; 9 края 1 - автономная область; 4 - автономные округа; 3 города федерального значения.

Во-вторых, пунктом 4 статьи 5 Конституции определено, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Из изложенного следует, что часть 1 статьи 5 устанавливает «горизонтальное» равноправие субъектов, т. е. равенство в правах между собой. А в части 4 устанавливается «вертикальное» равноправие, т. е. равенство прав и возможностей субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Таким образом, отменяется принцип исключительности, действовавший в некоторых случаях на предшествующих этапах развития федеративных отношений. Это означает, что все субъекты Федерации обладают равными правами и обязанностями по отношению ко всем федеральным органам государственной власти [ 4 ].

Согласно части 2 статьи 5 Конституции России республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Cубъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

В данном случае верное указание Основного Закона страны на то, что конституция (устав) субъекта Федерации наряду с Конституцией Российской Федерации определяют статус субъектов Федерации, однако, не разрешает вопрос о предмете уставного регулирования, поскольку, во-первых, не только конституции (уставы) субъектов Федерации регламентируют статус субъектов Федерации, а во-вторых, конституции (уставы) субъектов Федерации регламентируют не только статус субъектов Федерации. Что же касается предписания пункта «а» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации о том, что обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то это вряд ли проливает какой-либо свет на проблему определения предмета конституционного (уставного) регулирования на уровне субъектов Федерации [ 1 ].

Изложенное позволяет сделать вывод, что предметом конституционного (уставного) регулирования на уровне субъектов Федерации являются общественные отношения, складывающиеся в следующих сферах нормативно-правового воздействия:

1) статус субъекта Федерации в части, не урегулированной Конституцией Российской Федерации;

2) основы организации государственной власти в субъекте Федерации, включая формирование, компетенцию, порядок деятельности и прекращения полномочий законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов власти;

3) дополнительные (по сравнению с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством) гарантии прав и свобод человека и гражданина;

4) основы формирования и развития законодательства субъектов Федерации.

Важной особенностью конституций (уставов) субъектов Федерации как особых источников конституционного права является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования регионального законодательства. Это проявляется, во-первых, в прямых указаниях конституций (уставов) субъектов Федерации на то, какие должны быть приняты региональные законы; во-вторых - в создании дополнительных гарантий развития и совершенствования регионального нормотворчества, а также обеспечения соответствия конституций (уставов) субъектов Федерации нормативным правовым актам более высокой юридической силы.

Являясь активным участником регионального законодательного процесса, конституции (уставы) субъектов Федерации призваны способствовать устранению пробелов в правовом регулировании общественных отношений, особенно в тех случаях, когда это сопряжено с расходными обязательствами субъектов России. При определении в конституциях (уставах) субъектов Федерации перспективных направлений развития регионального законодательства необходимо использовать ряд методических приемов, в том числе: избегать внедрения в текст этих документов «сугубо теоретических концепций и категорий», не стремиться к излишнему расширению границ конституционного (уставного) регулирования, оставляя законодателю субъекта Федерации определенную свободу усмотрения, что позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия.

Понятие «статус» и понятие «субъект федерации» имеют собственную внутреннюю структуру и определенную иерархию значений. Чаще всего она выстраивается по принципу «общее»-» особенное» (специальное)-» конкретное» (индивидуальное).

Классификация правовых состояний субъектов права по степени конкретизации может выглядеть следующим образом: общий правовой статус – отражает правовое состояние абстрактных субъектов права одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, преимущественно регулируемых конституционными нормами. Особенный (специальный) правовой статус – отражает правовое состояние абстрактных субъектов права одного вида внутри одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, прежде всего регулируемых отраслевыми нормами. Конкретный (индивидуальный) правовой статус, или правовое положение – отражает правовое состояние конкретного субъекта права, выражающегося как в уже реализованных (реализуемых), так и в потенциальных правах и обязанностях, урегулированных как нормами конституционного права, так и нормами иных отраслей права.

Наиболее широкая характеристика субъекта правоотношений заключена в понятии его правового или юридического статуса. Этот статус – видовой по своим характеристикам. Он всегда конкретен, разносторонен, детален, динамичен [ 9 ].

Конституционный (государственно-правовой) статус субъекта федерации вообще и субъекта Российской Федерации в частности можно определить, как совокупность государственно-правовых признаков, присущих соответствующему субъекту федерации и определяющих его место в едином федеративном государстве.

С учетом конституционных принципов федеративного устройства России, конституционный (государственно-правовой) статус всех субъектов Российской Федерации является равным и одинаковым.

Важнейшими элементами конституционного статуса субъекта Российской Федерации являются: территория, население, система государственных органов, конституция (устав), законодательство, символы, а также правомочия (права и обязанности) государственного образования как субъекта федеративного государства.

Конституционно-правовой статус субъекта Федерации отражает его принадлежность к определенной группе субъектов Федерации, и отражает некоторые различия между отдельными группами субъектов Федерации. В Конституции эти различия отражены, например, в ч. 2 ст. 5, которая именует республики государствами; в ч. 2 ст. 68, допускающей установление республиками своих государственных языков; в ч. 3 ст. 66, предполагающей, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области и автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе; в части 4 статьи 66, указывающей, что отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Другие возможные различия обусловлены конкретными специфическими социально-экономическими и другими особенностями и должны быть облечены в договорную или законодательную форму.

Исходя из положений статей 11 и 72 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять свои системы органов государственной власти.

Правовой статус субъекта Российской Федерации всегда конкретен и дополняет предшествующие статусы за счет текущего федерального и регионального законодательства, указывающих на его специфику, на определенные региональные и национальные особенности. Сюда же относятся и федеральные законы о конкретном субъекте Российской Федерации, которые могут быть приняты в связи с его особым положением.

Подводя итог изложенному можно сделать следующие выводы.

Субъект РФ - это составная часть России как федеративного государства, представляющая собой государство, национально-государственное или территориально-государственное образование, обладающее собственным правовым статусом и полномочиями

В самом общем виде правовой статус – это установленная законом совокупность прав и обязанностей.

Правовой статус (правовое положение) субъекта Российской Федерации - это совокупность, установленных нормами Конституции прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта Российской Федерации во взаимоотношениях с Федерацией (федеральными органами государственной власти), другими субъектами Российской Федерации, с субъектами международного права, местным самоуправлением и гражданами

Важно отметить, что, различаясь по форме, субъекты Российской Федерации в конституционном отношении, по сути, одинаковы, т. е. разные по государственно-правовой природе субъекты Федерации имеют равный статус [ 6 ].

 

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.