Распределение функций при оценке индивидуального развития Мониторинг индивидуального развития детей в ДОУ общеразвивающего вида, реализующего программу «Открытия» под ред. Юдиной Е.Г. (из опыта работы) Пояснительная записка. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Мониторинг оценки индивидуального развития ребенка проводится воспитателями и специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, педагогом- психологом), результаты заполняются в единую форму. Два раза в год (январь, май) проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: - заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирают методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; - специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель- логопед, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; - воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. Оценка индивидуального развития осуществляется: по усвоению образовательных задач – еженедельно/по окончанию проекта; по формированию ключевых компетентностей – 3 раза в год (сентябрь, январь, май); при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев); в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. Последовательность проведения мониторинга: - наблюдение; - анализ фактов, полученных из наблюдений, бесед с ребенком, родителями, анализ продуктов детской деятельности; - заполнение журнала динамики индивидуальных достижений воспитанников командой взрослых (воспитатели, узкие специалисты, методисты); - анализ достижений каждого ребенка и всей группы; - анализ эффективности педагогических действий; - корректировка педагогических действий, планирование индивидуальной работы с детьми. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка: Инструментарий определен образовательной программой ДОУ (в соответствии с примерной образовательной программой «Открытия», методикой ведения педагогических наблюдений Л.М. Свирской, а также методиками дошкольного воспитания и образования). Педагогическая диагностика включает 2 блока - освоение образовательной программы детьми и анализ развития у детей ключевых компетентностей. Анализ освоения детьми образовательных задач проводится регулярно, по окончанию пройденной темы/проекта. Результаты заносятся в карты для фиксации: 1 (зеленый цвет) – ребенок справляется с задачей самостоятельно; 2 (желтый цвет) – справляется с незначительной помощью взрослого; 3 (красный цвет) – не справляется самостоятельно, необходима помощь взрослого. Преобладание оценок 1 «зеленого цвета» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми задач основной образовательной программы дошкольного образования. Преобладание оценки 2 «желтый цвет» свидетельствует о зоне ближайшего развития ребенка. На основе знаний, находящихся в зоне актуального развития ребенка, педагог предлагает образовательные задачи зоны ближайшего развития. Если по каким-то образовательным задачам преобладают оценки 3«красный цвет», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с привлечением родителей (законных представителей), узких специалистов. (Таблица № 1) Результаты педагогических наблюдений оформляются в журнал динамики индивидуальных достижений воспитанников. Журнал рассчитан на весь период пребывания детей в ДОУ (от группы раннего возраста до выпуска из детского сада), это позволяет проследить динамику и тенденцию развития каждого воспитанника на протяжении длительного времени. По результатам мониторинга выстраивается индивидуальная работа с детьми. Результаты анализа по образовательным задачам детей с ОВЗ, инвалидов заносятся в индивидуальные образовательные программы. В середине и конце учебного года заполняется сводная таблица освоения образовательных задач для анализа достижений всей группы детей в целом. (Таблица № 2) Оценка индивидуального развития у детей ключевых компетентностей осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые воспитателями и специалистами. Оценка индивидуального развития у детей ключевых компетентностей проводится по методике Л.В. Свирской, включает в себя карты динамики развития детей по 5 компетентностям: - Социальная компетентность - проявляется в успешном (активном, результативном) установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий. - Коммуникативная компетентность проявляется в понимании чужой речи и стремлении сделать свою речь понятной другим. -Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своих действий. -Информационная компетентность проявляется в умении использовать и называть доступные источники знаний и опыта. -Здоровьесберегающая компетентность проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья. (Таблица № 3) По результатам педагогической, психологической, логопедической диагностики составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребѐнка. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются: родители (законные представители) воспитанников, педагоги (непосредственно работающие с ребенком). Таблица № 1 Таблица освоения воспитанниками образовательных задач основной образовательной программы. Период :______________________________________________________ Ф.И. | | | | | | Образовательные области | | | | | | | ребенка | | Познавательное развитие | | Развитие речи | | | | Худ – эстетическое развитие | | | Образовательные задачи: | | Образовательные задачи: | | | Образовательные задачи: | | | 1. | | 2. | 3. | 1. | | 2. | | 3. | | 1. | | 2. | 3. | | 4. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица № 2 |