Различные подходы к всеобщему руководству качеством. К. Ишикава Практическое занятие №8 «Изучение исторического формирования ка-чества» (МЕ-1 Исторические этапы в изучении обеспечения качества продукции) История развития науки управления качеством. К наиболее известным зарубежным лидерам в области качества относят Ф. Кросби, Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Ишикаву, Ж. Тагучи и А. Фейгенбаума. Внесенный ими вклад имеет огромное значение, т. к. они создали фундаментальную базу, на которой в настоящее время строятся и развиваются основные принципы всеобщего руководства качеством.  В России теоретические и практические проблемы, связанные с управлением качеством, нашли свое отражение в трудах многих выдающихся русских философов, социологов, экономистов, инженеров, государственных деятелей, которыми были сформулированы основные принципы философии качества, методология подхода к концепции всеобщего качества, систем управления качеством, его основных механизмов. Решение проблем менеджмента качества нашло свое отражение в работах А. А. Богданова, А. К. Гастева, В. В. Бойцова, А. И. Берга, С. А. Христиановича, Я. П. Шора, Я. М. Сорина, В. А. Трапезникова, К. В. Фролова, К. С. Колесникова, Л. С. Шухгалтера, Б. А.Дубовикова  Этапы развития науки управления качеством  Различные подходы к всеобщему руководству качеством. К. Ишикава Профессор Каори Ишикава (1915-1989) является основоположником некоторых статистических методов контроля, используемых в процессе управления качеством. Выдвигаемые идеи для разрешения проблем, возникающих на производстве, позволяли эффективнее наладить производственный процесс и в конечном итоге выпускать более качественную продукцию. Ишикава впервые разработал японский вариант комплексного управления качеством, основными чертами которого являются : • всеобщее участие работников в управлении качеством; • введение регулярных внутренних аудитов системы качества; • непрерывная переподготовка персонала; • тотальное внедрение в производство статистических методов контроля. Ишикава впервые разработал новый оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, который впоследствии назвали «причинно-следственная диаграмма Ишикавы» («рыбий скелет»). Данный метод является одним из семи обычных инструментов контроля качества, который нашел широкое применение при решении проблем обеспечения качества. В состав семи инструментов контроля качества входят следующие: • диаграммы Парето; • причинно-следственные диаграммы; • графики; • проверочные листки; • гистограммы; • диаграммы рассеяния; • диаграммы управления и графы. Ишикава также впервые ввел понятие «качество сервисного обслуживания» в рамках системы качества. Различные подходы к всеобщему руководству качеством. К. Ишикава Жениши Тагучи(род. в 1924 г.) — известный японский статистик, четырежды лауреат премии Деминга, имеет огромную популярность как ученый в области качества. Он изучал вопросы совершенствования промышленных процессов и продукции в конце 1940-х гг. Тагучи внедрил методы математической статистики в процесс контроля и планирования качества производства. Методы Тагучи называются концепцией «инжиниринг качества» и представляют собой один из подходов к решению проблем качества. Методы Тагучи базируются на следующих основных положениях: • Общие потери для общества — основной мерой качества произведенного продукта является общая потеря для общества, порождаемая этим продуктом. • Оставаться в бизнесе — чтобы в условиях рыночной экономики остаться в бизнесе, необходимо постоянно улучшать качество и снижать затраты на производство того или иного вида продукции или оказания услуги. • Постоянное снижение рассеяния — программа постоянного улучшения качества включает в себя уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта относительно заданных параметров. Высококачественная продукция имеет характеристики, близкие к номинальным, сохраняющиеся в течение всего срока службы и в различных условиях работы. • Потери потребителя — потери потребителя, связанные с рассеянием рабочих характеристик продукции, часто оказываются пропорциональными квадрату отклонения рабочей характеристики от номинального значения. • Проектирование и производство — конечные качество и стоимость готового продукта промышленного производства определяются качеством технического проекта и производственного процесса. • Снижение рассеяния рабочих характеристик — отклонения в функционировании продукта или процесса могут быть снижены посредством использования нелинейных зависимостей рабочих характеристик от параметров продукта или процесса. • Статистическое планирование экспериментов — для идентификации параметров продукта и процесса, влияющих на снижение отклонений, могут использоваться статистически планируемые эксперименты. |