Задания по теме «Имя прилагательное» Практические материалы для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку Задания по теме «Состав слова» Й уровень Спишите текст. Грамматическое здание. Какая часть слова главная: приставка, корень, суффикс или окончание? Запишите. Шла по тайге осень Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Й уровень Спишите текст. Грамматические задания. 1. Выберите и запишите главную часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание. 2. Запишите слова, обозначьте в них корень: лес, перелесок, лесной. Шла по тайге осень Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву. (По В. Бурлаку) Й уровень Диктант (текст тот лее). Грамматические задания. 1. Вспомните и запишите названия частей слова. 2. Запишите, обозначьте части слов: рассвет, осенняя, посеребрила. 3. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, выделите корень. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Разберите слова по составу: рассвет, осенняя, посеребрила. 2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите. 3. Выпишите из текста пять слов с приставками, приставки обозначьте. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Разберите слова по составу: рассказ, новенький, старшеклассники. 2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите. 3. Выпишите из текста восемь слов с приставками, приставки обозначьте. 4. Выберите в тексте и запишите слова, подходящие к схемам:  Задания по теме «Имя существительное» Й уровень Спишите текст. Грамматическое задание. Подчеркните существительные, которые обозначают имена детей. Редкая гостья Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Й уровень Спишите текст. Грамматические задания. 1. Подчеркните в тексте существительные, которые обозначают имена детей. 2. Выберите среди перечисленных слов имена существительные и запишите их: домик, лесной, поставил, птицы, корм, наблюдать, белка. Редкая гостья Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Зверёк пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды. (По Г. Скребицкому) Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выберите среди перечисленных слов имена существительные. Запишите, определите их число, род: домик, лесной, поставил, птицы, ель, ловко, наблюдать, белка. 2. От записанных существительных образуйте однокоренные по образцу. Запишите их парами. Птица - птичка зверь - синица - стая - дом- Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выберите из перечисленных слов имена существительные, запишите их: сторожить, сторож, сторожевой, сторожка. 2. Выпишите из текста пять имён существительных, определите их число, род, склонение. 3. Запишите словосочетания. Определите падеж имён существительных, обозначьте их окончания. Жили в сторожке, укрывали от снега, появилась белка, прыгнул на стол, прилетела к кормушке, наблюдал за птицами. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выпишите из текста шесть имён существительных, определите их число, род, склонение. 2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён существительных. Жили в сторожк.., укрывали от снег.., прилетела к кормушк.., наблюдал за белк.., сидел на ел. 3. Просклоняйте существительные «деревня», «пальто». 4. Придумайте и запишите два существительных 2-го склонения среднего и мужского рода в дательном падеже. Задания по теме «Имя прилагательное» Й уровень Спишите текст. Грамматическое задание. Спишите текст (тот же). В первом предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?» Как белка зимует Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка. В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Й уровень Спишите текст. Грамматические задания. 1. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?» 2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным. Шар (...?) большой, подстилка (...?) мягкая, гнездо (...?) уютное, ветры (...?) ледяные Как белка зимует Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка. В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде. Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род. Свернётся, пушистый, уютно, гнездо, мягкая, клубочком, несёт, утихла, тихие. 2. В последнем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией. 3. Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных. Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выпишите из текста пять имён прилагательных, определите их число, род. 2. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Запишите полученное предложение. Белкавылезла из гнезда. 3. Запишите словосочетания, дописывая окончания. Определите падеж имён прилагательных. Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу. Й уровень Диктант (текст тот же). Грамматические задания. 1. Выпишите из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных. 2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу. 3. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Полученное предложение запишите. На дереве белкаустраивает гнездо. 4. Образуйте от предложенных слов однокоренные прилагательные, запишите их парами. Образец: длина - длинный. Круг — ... уют лёд ~ ... сушить — ... |