МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Московская церковь и ее роль в жизни столицы





 

Самое влиятельное сословие в стране той эпохи – землевладельцы, так как сельское хозяйство было определяющим в экономике страны, а значит – самым прибыльным. Крупнейшим земельным собственником средневековья была церковь (монастыри).

В XV-XVI веках монастыри в России, и в Москве в частности, переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Дореволюционные историки, с ними нельзя не согласиться, склонны связывать это с участием монастырей в колонизации плохо заселенных русских земель[26].

Правители княжеств, на чьих землях или границах находились крупные монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в территориальных спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того, окруженные ореолом благочестия основатели наиболее влиятельных монастырей были моральной опорой в моменты выбора ими новых направлений политики или преемника, как в случае, когда Иван III решил назначить преемником не внука Дмитрия, а сына Василия, хотя первый уже был коронован княжеским венцом. Оправдал Иван III это тем, что мать Василия, Софья, завоевала репутацию стойкой поборницы православия, а Елена, мать Дмитрия, покровительствовала вольнодумцам и слыла еретичкой. Поэтому Дмитрий не мог возглавлять православное святорусское государство[27].

Власть была заинтересована в процветании своих союзников – монастырей. Церкви предоставляли судебные привилегии и налоговые льготы. Это, безусловно, благоприятствовало развитию монастырского хозяйства, привлекало крестьян, которые использовали монастырскую землю для личных приусадебных нужд. Пожертвования богомольцев также способствовали быстрому обогащению монастырей.

Власть и преступление были нераздельны, а потому князья (не исключено, что и великие) на старости лет щедро наделяли монастыри селами, давали им жалованные грамоты. Их примеру следовали другие богатые землевладельцы, из поколения в поколение поддерживавшие отношения с семейными монастырями. Для устройства души усопшего наследники при разделе имущества выделяли обязательную долю в пользу монастыря, что получило отражение в нормах наследственного права[28].

Постепенно в развитием экономической и политической мощи церкви монахи стали вести жизнь далеко не похожу на монашескую.

Вместо того чтобы кормиться «рукоделием», они предавались стяжанию, собирали оброки с крестьян, вымогали пожертвования у вдов, вели вполне мирской образ жизни.

В конце XV в. Иван III провел вторую секуляризацию церковных земель в Новгороде. Первая была им осуществлена в 1478 году[29], что, разумеется, вызвало негативную оценку со стороны церкви. Сведения в летописях гласят, что причиной этого было обогащение казны и московских детей боярских, получавших от казны поместья. «В лето 7007-го [1499] пожаловал князь великий сына своего, нарек государем Новгороду и Пскову… Генваря поимал князь великой в Новгороде вотчины церковные роздал детем боярским в поместье, монастырские и церковные, по благословению Симона митрополита»[30].

На соборе 1503 г. в Москве обнаружились намерения Ивана III распространить новгородский опыт на другие церковные епархии[31]. Но такое решение было бы крайне опасным, поскольку использование аналогичных мер в отношении московского духовенства вызвало бы крайнее негодование у местных жителей. Так что в Москве, в отличие от Новгорода, власти пытались воздействовать на монастыри методами убеждения: от духовенства требовали добровольной жертвы, суля щедрое вознаграждение – полное обеспечение деньгами из казны и хлебом из великокняжеских житниц[32].



Но уже в 1511-1512 гг. происходит поворот великокняжеской власти навстречу требованиям представителям церкви. Монастыри стала получать большие привилегии, превращаясь «в государство в государстве» и сохраняя независимость своего имущества от государственной власти. Взамен власть хотела получить от церкви полную поддержку в своих делах.

Во время правления Елены Глинской (1533-1538 годы) многие важные мероприятия, которые были направлены на укрепление централизованного государства, касались и церкви. Во время возведения городских укреплений в Москве церковь, в нарушение традиций, наряду с другими слоями населения было обложено сбором на постройку.

Во взаимоотношениях государства и церкви к середине середине XVI ясно выделились две проблемы: отмена иммунитетных пожалований и стремление государства к ограничению роста православного землевладения вплоть до секуляризации. Это противостояние было отмечено многократными попытками государственной власти перейти в наступление, которое тут же сменялось еще более обильными пожалованиями.

Политика царя Ивана Четвертого также имела секуляризационные тенденции. Во время обращения к Стоглавому собору, царь касался важнейших привилегий церкви: финансовых и земельных. «В монастыри боголюбцы дают душам своим и родным на поминок вотчины и села собою покупают монастыри, а поимали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого меньши. Есть и пить старого братья скуднее, а строения в монастырех ни котораго не прибыло, а старое опустело. Где те прибыли, и кто кто тем корыстуеся? Да тарханные и несудимые и льготные грамоты у них те о торговлях безпошлино. Чернцы по селам живут да в городе, тяжутся о землях Достойно ли то?…»[33].

И в 1551 году благодаря введению поместной системы Царь добился своего – земли постепенно стали переходить от церкви в собственность государство и крупных чиновников.

На жизни Москвы развитие Церкви отразилось тем, что столица в этом период застроилась монастырями и церквями, и за пределами страны Москву стали называть «Третьим Римом».

 

Торговля в Москве

 

Рост столичного населения в первой половине XVI века обусловлен постоянно углубляющимся процессом отделения сельского хозяйства от ремесел. Москва становится центром административной, ремесленной, и торговой деятельности. Уже в XVI веке выявлено 210 названий городских ремесел. Конкуренцию Москве по развитию ремесел составляет разве что Новгород, в котором насчитали 293 вида ремесла. По составу городских ремесленников распределили на тех, кто занимается приготовлением пищи и съестных припасов (34 специальности), изготовлением предметов домашнего обихода (25 специальностей) и прочие ремесла (119 специальностей). Среди последних важнейшими стали профессии, связанные с металлообработкой (кузнецы и так далее).

Ремесленники Москвы работали не только по заказу, но и на рынок. Они создавали свои изделия на дому, а затем приносили на реализацию сидевшим в рядах торговцам. Некоторые ремесленники продавали свои изделия сами, а некоторые, вовлекали своих родственников.

Торговля в Москве производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами – в гостином дворе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали на специально отведенных площадях, обычно один-два раза в неделю.

Лавки в основном принадлежали жителям Москвы и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от бояр и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В столице одно лицо чаще всего владело тремя лавками. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами.

В XVI веке в Москве центром торговли стал Китай-город. Вместе с тем торговля по традиции велась также в Кремле, но во второй половине XVI века Кремль запретили использовать для этих целей.

Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: «Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах»[34]. Карамзин был представителем другой эпохи, но описание, которое он дал, в объективно и для торговли в Москве в XVI веке.

Столица была главным экономическим центром не только внутри русского рынка, но и при международной торговле. Государя не без основания называли первым купцом государства. Правитель от имени государства заключал сделки с иностранными купцами на значительные суммы. У государства было право отбора лучших товаров у купцов и ремесленников:

«Тоя же зимы, Февраль 27 (1540), прiеде къ великому князю Ивану Василiевичю всея Русiи на Москву посланникъ отъ Неметцкiе земли, отъ седмидесятъ и трехъ городковъ, Яковъ Немчинъ, а билъ отъ посадниковъ отъ Немецкихъ и отто всей земли Немецуой, чтобы великiй государь ихъ жаловалъ и велелъ съ ними торговати всякымъ товаромъ»[35].

«Того же месяца 26 прiидоша къ великому князю Ивану Василiевичю на Москву послы Нагайскые отъ Келмагметь-мырзы и отъ иныхъ мырзъ з грамотами, Емгурчей съ товарыщи; а писали мырзы в грамотахъ, чтобы ихъ князъ великiй жаловалъ и велелъ въ свои государства ходити съ торгомъ»[36].

Самые умелые мастера работали на государственный заказ.

В Москве также торговали и иностранцы:

«В лето 7050-го, Септемврia 12 прiидоша къ великому князю на Москву послы Нагайские, отъ Кошюмъ-мырзы Асанъ-Суеа богатырь съ товарыщи да отъ Ураз-мырзы Байтерекъ съ товарыщи, и били челомъ великому князю, чтобы великiй князь былъ с ними в крепкой дружьбе. И велелъ ихъ князъ велiкий поставити за рекою Москвою на Нагайскомъ дворе и велел имъ торговати; и какъ исторговалися, и князь великiй Нагайский пословъ отпустилъ и к ихъ государемъ»[37].

Именно в Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие огромными капиталами.

 


Заключение

В первой половине XVI века в России завершается процесс объединения земель в единое государство с сформовавшимся механизмом управления страной, определившимся характером взаимоотношений между государством и феодалами и сформировавшийся системой отношений между феодалами и крестьянами (крепостное право). Такие характеристики будут присущи России более трех столетий до начала XX века.

В исследуемую эпоху столица стала свидетельницей многих бурных событий, которые были связаны с укреплением центральной власти. В те года государство еще не до конца избавилось от феодальной обособленности отдельных земель. Противостояние остаткам феодальной раздробленности особой сильно развернулась в то время, когда царь Иван IV Васильевич вступил на престол.

В середине XV века в Москве по разным источникам насчитывалось до 40 000 жителей, а в середине XVI века население столицы достигло значения 100 000.

В исследуемую эпоху в Москве были построены:

- новые каменные зубчатые стены вокруг Кремля (конец XVI века);

- стены Китай-города;

- ансамбль на Соборной площади;

-многочисленные соборы, монастыри и церкви.

Общая площадь Москвы вместе с селами и монастырями к середине XVI века достигает почти 20 тыс. км.

Центрами политической, экономической и общественной жизни в Москве становятся Кремль и Китай-город, которые окружены рвами. Они образовали единое ядро городского организма, которое тесно связанно с остальными частями города. В то же время это пространство является автономным. Улицы и переулки, подводящие к центру, расположены выше по рельефу. Таким образом, с каждого направления открывалась живописная картина ансамбля средневековой крепости.

Значительная часть земель Москвы и близлежащих сел принадлежала Церкви, которая в ту эпоху переживала рассвет.

Подводя итог моего исследования, основанного на источнике (Никоновской летописи), в котором я постарался показать, как выглядела и что происходило в Москве в первой половине 16 века следует отметить:

1. Интерес иностранных государств к столице и Российскому государству в целом.

2. Увеличение числа жителей и улучшения условий жизни основной массы населения.

3. Активное строительство как церковно-храмового так и оборонительных сооружений, а так же стремление государей придания столице надлежащего блеска. Приглашение иностранных мастеров, достигших высокого совершенства в строительстве замков и крепостей, обогативших архитектуру новыми инженерными и художественными приемами.

4. Описания происшествий, случившихся в Москве.

5. Развитие торговли и увеличения ее оборота.


Список литературы

 

1. Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. – М., 1985.

2. История Москвы. Т. 1. – М.: 1952.

3. Карамзин Н. М. История Государства Российского.— М.: ЭКСМО, 2003.

4. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. –719 с.

5. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. – М.: Наука, 1980.

6. Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – Л.: 1947.

7. Лихачев Д. С. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: 1987.

8. Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: издательство «Эксмо», 2010. – 786 с.

9. Насонов А. Н., История русского летописания XI — нач. XVIII вв. – М., 1969.

10. Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. – С-Петербург, 1904 г.

11. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991.

12. Скрытников Р. Г. Иван Грозный. – М.: 1983г.

13. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. – М., 1957.

14. Шеляпина. Н. С. Археологические наблюдения в Московском Кремле 1963- 1966 гг. Древности Московского Кремля. – М: 1968 г.

15. Чечулин. Н. Д. Города Московского государства в XVI в. – СПБ.: 1889.

 

 


[1] Насонов АН. История Русского летописания XI — начало XVIII века. М., 1969

[2] Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980

[3] Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938

[4] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 26

[5] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 33

[6] Там же. 43

[7] Там же. с. 93

[8] Там же. с. 122

[9][9] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 48

[10] Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. С. 57.

[11] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 82

[12] Там же. с. 45

[13] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 59

[14] Там же. с. 63-63

[15] Шеляпина. Н. С. Археологические наблюдения в Московском Кремле 1963- 1966 гг. Древности Московского Кремля. С. 142.

[16] Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. с. 39, 44.

[17] История Москвы. Т. 1. с. 173.

[18] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 455.

[19] Чечулин. Н. Д. Города Московского государства в XVI в. с. 31.

[20] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 69

[21] Там же.

[22] Карамзин Н. М. История Государства Российского. с. 622-623.

[23] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 152

[24] Там же с 153

[25] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 153-154

[26] Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. с. 189

[27] Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. С. 175.

[28] Там же. С. 156-157.

[29] Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. С. 211

[30] Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. С. 164.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. С. 234.

[34] Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. с. 425.

[35] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 131

[36] Там же. с. 132

[37] Там же. с. 140





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.