Московская церковь и ее роль в жизни столицы Самое влиятельное сословие в стране той эпохи – землевладельцы, так как сельское хозяйство было определяющим в экономике страны, а значит – самым прибыльным. Крупнейшим земельным собственником средневековья была церковь (монастыри). В XV-XVI веках монастыри в России, и в Москве в частности, переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Дореволюционные историки, с ними нельзя не согласиться, склонны связывать это с участием монастырей в колонизации плохо заселенных русских земель[26]. Правители княжеств, на чьих землях или границах находились крупные монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в территориальных спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того, окруженные ореолом благочестия основатели наиболее влиятельных монастырей были моральной опорой в моменты выбора ими новых направлений политики или преемника, как в случае, когда Иван III решил назначить преемником не внука Дмитрия, а сына Василия, хотя первый уже был коронован княжеским венцом. Оправдал Иван III это тем, что мать Василия, Софья, завоевала репутацию стойкой поборницы православия, а Елена, мать Дмитрия, покровительствовала вольнодумцам и слыла еретичкой. Поэтому Дмитрий не мог возглавлять православное святорусское государство[27]. Власть была заинтересована в процветании своих союзников – монастырей. Церкви предоставляли судебные привилегии и налоговые льготы. Это, безусловно, благоприятствовало развитию монастырского хозяйства, привлекало крестьян, которые использовали монастырскую землю для личных приусадебных нужд. Пожертвования богомольцев также способствовали быстрому обогащению монастырей. Власть и преступление были нераздельны, а потому князья (не исключено, что и великие) на старости лет щедро наделяли монастыри селами, давали им жалованные грамоты. Их примеру следовали другие богатые землевладельцы, из поколения в поколение поддерживавшие отношения с семейными монастырями. Для устройства души усопшего наследники при разделе имущества выделяли обязательную долю в пользу монастыря, что получило отражение в нормах наследственного права[28]. Постепенно в развитием экономической и политической мощи церкви монахи стали вести жизнь далеко не похожу на монашескую. Вместо того чтобы кормиться «рукоделием», они предавались стяжанию, собирали оброки с крестьян, вымогали пожертвования у вдов, вели вполне мирской образ жизни. В конце XV в. Иван III провел вторую секуляризацию церковных земель в Новгороде. Первая была им осуществлена в 1478 году[29], что, разумеется, вызвало негативную оценку со стороны церкви. Сведения в летописях гласят, что причиной этого было обогащение казны и московских детей боярских, получавших от казны поместья. «В лето 7007-го [1499] пожаловал князь великий сына своего, нарек государем Новгороду и Пскову… Генваря поимал князь великой в Новгороде вотчины церковные роздал детем боярским в поместье, монастырские и церковные, по благословению Симона митрополита»[30]. На соборе 1503 г. в Москве обнаружились намерения Ивана III распространить новгородский опыт на другие церковные епархии[31]. Но такое решение было бы крайне опасным, поскольку использование аналогичных мер в отношении московского духовенства вызвало бы крайнее негодование у местных жителей. Так что в Москве, в отличие от Новгорода, власти пытались воздействовать на монастыри методами убеждения: от духовенства требовали добровольной жертвы, суля щедрое вознаграждение – полное обеспечение деньгами из казны и хлебом из великокняжеских житниц[32]. Но уже в 1511-1512 гг. происходит поворот великокняжеской власти навстречу требованиям представителям церкви. Монастыри стала получать большие привилегии, превращаясь «в государство в государстве» и сохраняя независимость своего имущества от государственной власти. Взамен власть хотела получить от церкви полную поддержку в своих делах. Во время правления Елены Глинской (1533-1538 годы) многие важные мероприятия, которые были направлены на укрепление централизованного государства, касались и церкви. Во время возведения городских укреплений в Москве церковь, в нарушение традиций, наряду с другими слоями населения было обложено сбором на постройку. Во взаимоотношениях государства и церкви к середине середине XVI ясно выделились две проблемы: отмена иммунитетных пожалований и стремление государства к ограничению роста православного землевладения вплоть до секуляризации. Это противостояние было отмечено многократными попытками государственной власти перейти в наступление, которое тут же сменялось еще более обильными пожалованиями. Политика царя Ивана Четвертого также имела секуляризационные тенденции. Во время обращения к Стоглавому собору, царь касался важнейших привилегий церкви: финансовых и земельных. «В монастыри боголюбцы дают душам своим и родным на поминок вотчины и села собою покупают монастыри, а поимали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого меньши. Есть и пить старого братья скуднее, а строения в монастырех ни котораго не прибыло, а старое опустело. Где те прибыли, и кто кто тем корыстуеся? Да тарханные и несудимые и льготные грамоты у них те о торговлях безпошлино. Чернцы по селам живут да в городе, тяжутся о землях Достойно ли то?…»[33]. И в 1551 году благодаря введению поместной системы Царь добился своего – земли постепенно стали переходить от церкви в собственность государство и крупных чиновников. На жизни Москвы развитие Церкви отразилось тем, что столица в этом период застроилась монастырями и церквями, и за пределами страны Москву стали называть «Третьим Римом». Торговля в Москве Рост столичного населения в первой половине XVI века обусловлен постоянно углубляющимся процессом отделения сельского хозяйства от ремесел. Москва становится центром административной, ремесленной, и торговой деятельности. Уже в XVI веке выявлено 210 названий городских ремесел. Конкуренцию Москве по развитию ремесел составляет разве что Новгород, в котором насчитали 293 вида ремесла. По составу городских ремесленников распределили на тех, кто занимается приготовлением пищи и съестных припасов (34 специальности), изготовлением предметов домашнего обихода (25 специальностей) и прочие ремесла (119 специальностей). Среди последних важнейшими стали профессии, связанные с металлообработкой (кузнецы и так далее). Ремесленники Москвы работали не только по заказу, но и на рынок. Они создавали свои изделия на дому, а затем приносили на реализацию сидевшим в рядах торговцам. Некоторые ремесленники продавали свои изделия сами, а некоторые, вовлекали своих родственников. Торговля в Москве производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами – в гостином дворе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали на специально отведенных площадях, обычно один-два раза в неделю. Лавки в основном принадлежали жителям Москвы и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от бояр и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В столице одно лицо чаще всего владело тремя лавками. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами. В XVI веке в Москве центром торговли стал Китай-город. Вместе с тем торговля по традиции велась также в Кремле, но во второй половине XVI века Кремль запретили использовать для этих целей. Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: «Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах»[34]. Карамзин был представителем другой эпохи, но описание, которое он дал, в объективно и для торговли в Москве в XVI веке. Столица была главным экономическим центром не только внутри русского рынка, но и при международной торговле. Государя не без основания называли первым купцом государства. Правитель от имени государства заключал сделки с иностранными купцами на значительные суммы. У государства было право отбора лучших товаров у купцов и ремесленников: «Тоя же зимы, Февраль 27 (1540), прiеде къ великому князю Ивану Василiевичю всея Русiи на Москву посланникъ отъ Неметцкiе земли, отъ седмидесятъ и трехъ городковъ, Яковъ Немчинъ, а билъ отъ посадниковъ отъ Немецкихъ и отто всей земли Немецуой, чтобы великiй государь ихъ жаловалъ и велелъ съ ними торговати всякымъ товаромъ»[35]. «Того же месяца 26 прiидоша къ великому князю Ивану Василiевичю на Москву послы Нагайскые отъ Келмагметь-мырзы и отъ иныхъ мырзъ з грамотами, Емгурчей съ товарыщи; а писали мырзы в грамотахъ, чтобы ихъ князъ великiй жаловалъ и велелъ въ свои государства ходити съ торгомъ»[36]. Самые умелые мастера работали на государственный заказ. В Москве также торговали и иностранцы: «В лето 7050-го, Септемврia 12 прiидоша къ великому князю на Москву послы Нагайские, отъ Кошюмъ-мырзы Асанъ-Суеа богатырь съ товарыщи да отъ Ураз-мырзы Байтерекъ съ товарыщи, и били челомъ великому князю, чтобы великiй князь былъ с ними в крепкой дружьбе. И велелъ ихъ князъ велiкий поставити за рекою Москвою на Нагайскомъ дворе и велел имъ торговати; и какъ исторговалися, и князь великiй Нагайский пословъ отпустилъ и к ихъ государемъ»[37]. Именно в Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие огромными капиталами. Заключение В первой половине XVI века в России завершается процесс объединения земель в единое государство с сформовавшимся механизмом управления страной, определившимся характером взаимоотношений между государством и феодалами и сформировавшийся системой отношений между феодалами и крестьянами (крепостное право). Такие характеристики будут присущи России более трех столетий до начала XX века. В исследуемую эпоху столица стала свидетельницей многих бурных событий, которые были связаны с укреплением центральной власти. В те года государство еще не до конца избавилось от феодальной обособленности отдельных земель. Противостояние остаткам феодальной раздробленности особой сильно развернулась в то время, когда царь Иван IV Васильевич вступил на престол. В середине XV века в Москве по разным источникам насчитывалось до 40 000 жителей, а в середине XVI века население столицы достигло значения 100 000. В исследуемую эпоху в Москве были построены: - новые каменные зубчатые стены вокруг Кремля (конец XVI века); - стены Китай-города; - ансамбль на Соборной площади; -многочисленные соборы, монастыри и церкви. Общая площадь Москвы вместе с селами и монастырями к середине XVI века достигает почти 20 тыс. км. Центрами политической, экономической и общественной жизни в Москве становятся Кремль и Китай-город, которые окружены рвами. Они образовали единое ядро городского организма, которое тесно связанно с остальными частями города. В то же время это пространство является автономным. Улицы и переулки, подводящие к центру, расположены выше по рельефу. Таким образом, с каждого направления открывалась живописная картина ансамбля средневековой крепости. Значительная часть земель Москвы и близлежащих сел принадлежала Церкви, которая в ту эпоху переживала рассвет. Подводя итог моего исследования, основанного на источнике (Никоновской летописи), в котором я постарался показать, как выглядела и что происходило в Москве в первой половине 16 века следует отметить: 1. Интерес иностранных государств к столице и Российскому государству в целом. 2. Увеличение числа жителей и улучшения условий жизни основной массы населения. 3. Активное строительство как церковно-храмового так и оборонительных сооружений, а так же стремление государей придания столице надлежащего блеска. Приглашение иностранных мастеров, достигших высокого совершенства в строительстве замков и крепостей, обогативших архитектуру новыми инженерными и художественными приемами. 4. Описания происшествий, случившихся в Москве. 5. Развитие торговли и увеличения ее оборота. Список литературы 1. Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. – М., 1985. 2. История Москвы. Т. 1. – М.: 1952. 3. Карамзин Н. М. История Государства Российского.— М.: ЭКСМО, 2003. 4. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. –719 с. 5. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. – М.: Наука, 1980. 6. Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – Л.: 1947. 7. Лихачев Д. С. Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л.: 1987. 8. Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: издательство «Эксмо», 2010. – 786 с. 9. Насонов А. Н., История русского летописания XI — нач. XVIII вв. – М., 1969. 10. Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. – С-Петербург, 1904 г. 11. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991. 12. Скрытников Р. Г. Иван Грозный. – М.: 1983г. 13. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. – М., 1957. 14. Шеляпина. Н. С. Археологические наблюдения в Московском Кремле 1963- 1966 гг. Древности Московского Кремля. – М: 1968 г. 15. Чечулин. Н. Д. Города Московского государства в XVI в. – СПБ.: 1889. [1] Насонов АН. История Русского летописания XI — начало XVIII века. М., 1969 [2] Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980 [3] Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938 [4] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 26 [5] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 33 [6] Там же. 43 [7] Там же. с. 93 [8] Там же. с. 122 [9][9] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 48 [10] Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. С. 57. [11] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 82 [12] Там же. с. 45 [13] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 59 [14] Там же. с. 63-63 [15] Шеляпина. Н. С. Археологические наблюдения в Московском Кремле 1963- 1966 гг. Древности Московского Кремля. С. 142. [16] Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV-XV веках. с. 39, 44. [17] История Москвы. Т. 1. с. 173. [18] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 455. [19] Чечулин. Н. Д. Города Московского государства в XVI в. с. 31. [20] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 69 [21] Там же. [22] Карамзин Н. М. История Государства Российского. с. 622-623. [23] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 152 [24] Там же с 153 [25] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 153-154 [26] Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. с. 189 [27] Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. С. 175. [28] Там же. С. 156-157. [29] Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. С. 211 [30] Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. С. 164. [31] Там же. [32] Там же. [33] Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. С. 234. [34] Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. с. 425. [35] Никоновская Летопись. Том 13. Первая половина. с. 131 [36] Там же. с. 132 [37] Там же. с. 140 |