Основное требование к тестовым заданиям Методические рекомендации для магистрантов по работе с ТКС По курсу «Инновационные процессы в образовании» Разработаны Н. С. Бугровой, доцентом кафедры педагогики ОмГПУ, к.п.н. Задание 1 Баллов Составить терминологическую карту на основе предложенного списка литературы Основные понятия: инновация, функции инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, субъекты инновационной деятельности, классификация инноваций, критерии эффективности инновационных процессов, экспериментальная педагогическая деятельность, инновационный проект, экспертиза инновационной деятельности, системные изменения, институциональные изменения. Понятие | Основное содержание понятия | Ссылка | | | | Критерии оценки · отражены все понятия, им дается определение и описание; · значительные факты и поддерживающие детали включаются и подробно описываются; · нет фактических неточностей. · большинство понятий определено и описано; · большинство значительных фактов и поддерживающих деталей включается и подробно описывается · небольшие фактические неточности · около половины понятий определено и описано; · включается около половины значительных фактов и поддерживающих деталей; · около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует · незначительное количество основных понятий определено и описано; · факты, поддерживающие детали, не включаются или включаются крайне недостаточно; · в основном информация не верная, не точная, не относится к делу или отсутствует · основные понятия не определены и не описаны; · факты, поддерживающие детали не включены; · почти вся информация неверная, неточная, не относится к делу или отсутствует Задание 2 Баллов Найдите в сети Интернет информацию об инновационной деятельности в образовательных учреждениях различных типов (школа, колледж, вуз) на территории РФ и на территории Омской области и г. Омска. На основе полученной информации составьте таблицу «Инновационные модели в современном образовании». Сделайте выводы о направлениях, видах, организации инновационной деятельности в ОУ различных типов на территории РФ и на территории Омской области и г. Омска. Таблица Инновационные модели в современном образовании Название инновационной модели | Кто реализует? | Краткое описание | Ссылка на источник | Школа | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Колледж | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Вуз | | | | 1. | | | | 2. | | | | 3. Омская область* | | | | Выводы: 1) … ; 2) … ; 3) …. . * Обязательным условием является информация об инновационных моделях, реализуемых на территории г. Омска и Омской области в образовательных учреждениях различных типов. 10 – 9 · найдены и логически организованы все данные, относящиеся к заявленной теме; · факты и поддерживающие детали включены и подробно описаны; · сделаны информированные выводы, основанные на данных. 8 – 7 · найдены и логически организованы большинство данных по заявленной теме; · большинство фактов и поддерживающих деталей включено и достаточно хорошо описано; · сделаны информированные выводы, основанные на данных. 6 – 5 · найдены и логически организованы около половины данных, относящихся к теме; · включается около половины значительных фактов и поддерживающих деталей; · сделаны неполные выводы, основанные на данных. 4 – 3 · найдено и логически организовано мало данных, относящихся к заявленной теме; · факты, поддерживающие детали, не включаются или включаются крайне недостаточно; · сделаны неточные выводы, основанные на данных. 2 – 1 · не найдены данные по заявленной теме; · факты, поддерживающие детали не включены; · выводы отсутствуют или крайне нечеткие. Задание 3 Баллов Составить тест по теоретическому материалу курса. В тесте должны быть представлены задания различных типов. Количество вопросов: 12 – 15. Рекомендации Источник: Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: «Интеллект-центр», 2001. – С. 77 – 116. В самом общем виде тестовые задания должны: - соответствовать содержанию учебного материала; - быть составлены с учетом соответствующих правил; - быть проверены на практике (апробированы); - быть ясными испытуемому. С точки зрения разработчика минимальные требования к составлению тестового задания состоят в наличии трех частей: 1. Инструкции. 2. Текса задания (вопроса). 3. Правильного ответа. Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи, сколько времени отводится на выполнение заданий. Например: - ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания; - ответ запишите в бланке, в строке соответствующей номеру вопроса… Как показывает опыт, подготовка инструкций с требованием четко описать то, каким образом необходимо выполнять задание, дисциплинирует разработчиков, позволяет им взглянуть на задание с точки зрения его выполнимости. Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. У некоторых авторов можно встретить выделенные части текста задания. Например: - стимулирующий (стимульный) материал: материал, о котором говорится в вопросе, представлен обычно в виде текста, рисунка, таблицы или другого представления данных. Во многих случаях написание вопроса начинается со сбора подходящих текстов или с обдумывания ситуаций или тем, по которым можно сгруппировать ряд вопросов; - введение: информация, предшествующая вопросу; - вопрос: существенная часть вопроса, например: «До каких пределов падает значение Х?» или «К какой группе веществ относится серная кислота?»; - ограничения ответа: вопрос должен быть высокого качества, чтобы предотвратить нежелаемые интерпретации тестируемых, используя ограничения, такие как: «По мнению автора…» или «Вычислите до 2-х десятичных знаков». Структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала. Стимулирующий материал или, как его ещё могут называть – невербальная поддержка, может быть представлен не для всех заданий, хотя тенденция его подготовки для максимально большого количества заданий явно существует. … Ограничения ответа очень важны, но только для незначительного количества заданий. Правильный ответ или оценочная схема – обязательный атрибут любого тестового задания – без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено. Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов. Основное требование к тестовым заданиям Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ | Часто понятие однозначности ответа трактуется как требование единственности ответа или наличия предполагаемого образца. В данном случае речь идет об однозначной, с точки зрения пользователя возможности оценки результата выполнения тестового задания, как возможности любого пользователя на основе сравнения ответа учащегося и правильного ответа (схемы анализа), предложенного разработчиком, сделать однозначный вывод о том, выполнил данный ученик это задание или нет. Поэтому правильный ответ разработчика может заключаться не только в эталонном ответе, но и в описании схемы анализа, содержать конструкции «и … и», «… или …», описывать вариант неправильного ответа, считая все остальные правильными. …Ясная схема оценки должна обеспечить пользователя тестом, аппаратом оценивания именно в рамках заложенной в тест оценки разработчика. Многие вопросы толкования могут быть сняты при разработке ясной и недвусмысленной схемы оценивания, которая содержит наиболее возможные варианты ответов, которые можно принять к рассмотрению и оценивать, как зачетные. Схема оценивания должна полностью соответствовать конкретному вопросу. Все формулировки ожидаемых ответов должны быть предельно ясными и недвусмысленными, чтобы при оценивании у проверяющего не могло возникнуть сомнения в правильности засчитываемого ответа. Единство требований к тестируемым не может быть осуществлено, если сама схема оценки может толковаться специалистами по-разному. |