МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы





В высших учебных заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-оздоровительные клубы по интересам, группы здоровья, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, спортивные секции, индивидуальные занятия.

Физкультурно-оздоровительные клубы (ФОК) создаются при спортивном клубе вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, а также членов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом. Утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФСК осуществляют также функцию пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении.

Создание ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.

Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине.

Высшим органом физкультурно-оздоровительного клуба является общее собрание его членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет клуба, осуществляющий непосредственное руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физических упражнений, виду спорта.

По решению членов клуба могут создаваться абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.

В дополнение к физкультурно-оздоровительным клубам или в тех вузах, где нет условий для их организации, при спортивном клубе вуза создаются физкультурно-оздоровительные группы трех видов: группы здоровья, группы общей физической подготовки (ОФП) и группы специальной физической подготовки (СФП). Организация, направленность и содержание занятий этих групп значительно различаются.

К группам здоровья относятся группы утренней гигиенической гимнастики (зарядки), реабилитационной (восстановительной) гимнастики и лечебной гимнастики.

Группы общей физической подготовки (ОФП) организуются из лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту и физической подготовленности.

Занятия в этих группах 2-3 раза в неделю проводят преподаватели, имеющие высшее или среднее физкультурное образование, а также общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку. Занятия проводятся с широким использованием разнообразных средств физического воспитания и включают виды; легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнастики, а также; общеразвивающие физические упражнения, бег на коньках, подвижные и спортивные игры и др. Реализация программы занятий может осуществляться последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений. Через некоторое время сменяются другим видом или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. Практический опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны. С помощью целесообразно подобранных для каждого занятия упражнений и применения соревновательно-игрового метода можно повысить эмоциональность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей.



Наряду с разнообразными упражнениями в процессе занятий можно большее внимание уделять совершенствованию в каком-либо одном виде спорта с учетом интересов и пожеланий занимающихся, возможностей преподавателей и условий материальной базы. Такой подход поможет привить интерес к занятиям спортом.

Занятия групп ОФП рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе (в лесопарке, на дорожках здоровья, на спортивных площадках, на стадионе). На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, палки, вертикальные и горизонтальные лестницы, гантели, эспандеры, резиновые амортизаторы, лыжи, коньки и др.

Для определения эффективности занятий применяются функциональные пробы, дающие представление об уровне работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, антропометрические индексы, показывающие изменения в физическом развитии, и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств (силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости). Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др.

В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Количественный состав группы 20-25 чел. Занятия поручается проводить квалифицированным специалистам, имеющим высшее или среднее физкультурное образование, а также общественным инструкторам спортивного клуба, имеющим специальную курсовую подготовку и являющимся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 50-90 мин и больше.

Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Спортивные секции рекомендуется создавать, прежде всего, по таким видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта, культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий е группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.

Такое разнообразие форм занятий возникло в физкультурной практике, конечно, не случайно. Оно расширяет возможности рациональной организации системы занятий применительно к их конкретной направленности и реальным условиям проведения с учетом специфики контингента занимающихся, их групповых и индивидуальных особенностей, позволяет придать необходимую гибкость организации занятий, обеспечить соответствие форм занятий их содержанию, закономерно изменяющемуся в процессе физического воспитания.

В вузах формирование мотивов, переходящих в потребность к занятиям физической культурой, должны решать; содержание учебной программы по физической культуре, различные оздоровительно-спортивные массовые мероприятия, качественная организация практических занятии, а также разнообразные формы агитационно-пропагандистской работы [237; 260; 262].

Исследователи обнаруживают, что основой для физического самовоспитания студентов является формирование у них потребности в организации для себя достаточного двигательного режима посредством систематических занятий физическими упражнениями, как в учебное, так и в не учебное время. Помимо прочего, указывается на необходимость специального педагогического руководства самостоятельными занятиями в зависимости от их направленности и степени подготовленности студентов к работе над собой. По результатам исследований Н.И. Дуниной, физическим самовоспитанием занимается 30,9% обучаемых студентов в вузе [89]. Причем Н.И. Дунина включила в содержание самостоятельных физических занятий тренировки в спортивных секциях, самостоятельную подготовку к соревнованиям и участие в них, руководство экскурсионно-туристической работой.

В.А. Беляева считает, что в содержание физического самовоспитания должны быть включены всевозможные виды и формы учебных и в не учебных занятий физическими упражнениями, оздоровительные и водные процедуры, пешие велосипедные прогулки [23]. Также могут использоваться и другие виды двигательной активности, но при условии сознательного и целенаправленного их использования для развития своих физических способностей [23].

Как видно из анализа педагогической литературы, у исследователей наблюдается односторонний подход в определении содержания физического самовоспитания. Перечислением форм занятий, на наш взгляд, нельзя ограничиваться. Содержание физического самовоспитания многофункционально и, по мнению Т.К. Тихоновой (2000), может быть показано следующими основными пунктами: непосредственное решение задач физического воспитания; формирование личностных качеств; создание предпосылок (базы) для самостоятельной работы по собственному физическому совершенствованию.

 

Рис.6. Многофункциональность физического воспитания. (Т.К.Тихонова, 2000).

 

Под понятием "физкультурно-оздоровительная деятельность" разные авторы понимают различные структурные компоненты, объединенные в единое целое. А.А. Касаткин [117] считает, что физкультурно-оздоровительная деятельность – это сознательная, целенаправленная активность человека, результатом которой является оптимальный уровень функционального состояния, развития двигательных навыков, отсутствие болезней. Оптимизация процесса оздоровительной деятельности требует учета индивидуальных потребностей, мотивов, пола, возраста и других качеств человека [118].

Использование многообразных видов физической культуры в технических вузах, многообразия их средств, методов и форм проведения, обеспечивает новые возможности привлечения эмоционального фактора. При этом необходимо вооружить личность студента средствами и способами удовлетворения тех его потребностей в физкультурной деятельности, которые представляют наибольшую ценность, как для формирования его культуры личности, так и для прогрессивного развития общества в целом.

Из этого можно сделать вывод, что от того, в какой мере педагогам удается решать задачу формирования потребностей молодежи в физкультурной деятельности, зависит воспитание личности студента, а вместе с тем и прогресс общества в культурном развитии в целом.

Формирование потребности студенческой молодежи в различных видах физической культуры физическими упражнениями в своей основе высокосоциальна, и нельзя сводить ее роль только к физическому развитию, повышению здоровья и к борьбе с последствиями гиподинамии. Занятия физическими упражнениями, являются средством активного отдыха, способствующего ускорению эффективного восстановления умственной и физической работоспособности, регуляции вегетативных функций молодежи.

Итогом учебно-воспитательного процесса в вузе является профессиональная готовность её выпускников к профессиональной деятельности. Эта готовность представляет взаимосвязанные между собой компоненты [147]:

- психологическая готовность, раскрывает мотивационно-ценностные отношения студента к учебе, оценку своих возможностей и осмысливание необходимости достижения запланированного результата;

- научно-теоретическая готовность предполагает определенный объем специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

- практическая готовность предполагает у будущих специалистов определенный уровень профессиональных умений и навыков;

- физическая готовность характеризуется соответствием состояния здоровья, физического развития и подготовленности требованиям профессиональной деятельности.

Определенная ориентированность и организационные формы использования физкультурно-оздоровительной работы зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся студентов. Можно выделить гигиеническую, рекреативную, обще подготовительную, спортивную, профессионально-прикладную и лечебную направленности:

- гигиеническая – предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья;

- рекреативная – предполагает использование средств физической культуры после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни, в период каникул в целях восстановления организма и профилактики переутомления;

- общеподготовительная – обеспечивает общую физическую подготовленность на уровне требований и норм;

- спортивная - характеризуется постановкой цели повышение спортивного мастерства занимающихся, участие в спортивных соревнованиях, достижение высоких спортивных результатов;

- профессионально-прикладная – предполагает использование средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности с учётом особенностей получаемой специальности;

- лечебное направление характеризуется использованием физических упражнений, закаливающих факторов, гигиенических мероприятий по восстановлению здоровья или определённых функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм [41; 42; 237].

Особо разберем рекреативную направленность физкультурно-оздоровительной работы со студентами. Наиболее доступной приоритетной и жизнеспособной формой среди студентов технических вузов, является физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности молодежи в нерегламентированной двигательной активности, соотносящейся с их субъективными запросами и возможностями. Ряд исследователей считают, что физическая рекреация охватывает применение физических упражнений, а также достаточно доступных массовых видов спорта для активного отдыха, получения удовольствия (А.Д. Джумаев, 1991; В.М. Выдрин, 1974, 1980, 1988; Ю.М. Николаев, 1974, 1976; Б.В. Евстафьев, 1985; А.В. Лотоненко, 1996; Г.Ф. Шитикова, 1976). Физическая рекреации должна быть доступной для каждого студента с учетом уровня подготовленности (Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Физическая рекреация выделяется от других видов свободным выбором средств, методов, форм проведения занятий, их содержания и продолжительности, введением в занятия игр и развлечений с учетом уровня физической подготовленности студентов, их возраста и пола, интересов и потребностей, мотивационной сферы.

При занятиях рекреативными формами физической культуры в технических вузах обязательно должен соблюдаться регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, адекватным уровнем интенсивности физических нагрузок, учет выбора места и продолжительности занятия, комфортности условий (В.М.Выдрин, Б.К.Зыков, А.В. Лотоненко, 1991).

В процессе физического и духовного развития студента присутствует элемент самовоспитания. В основе самовоспитания методами физической культуры находится потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических качеств, совершенствовании форм тела, исправление отрицательных сторон своего характера и других недостатков [7; 19; 38; 146; 154; 202; 210].

Для информированности специалистов о новых формах и методах физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, о применения в опыте работы в нашей стране и зарубежом, целесообразно внести соответствующие изменения в учебные программы, издать методические пособия и т.д.

Наряду с позитивными тенденциями современного образования наблюдаются и отрицательные его результаты. Негативные моменты выражаются в обострившейся проблеме здоровья студенческой молодежи, что проявляется в понижении физического и нервно-психического развития студентов, наблюдается низкий уровень валеологической грамотности молодежи и отсутствие мотивации к занятиям физической культурой.

Анализ литературных источников позволяют сделать следующее заключение, что ключевые приоритеты государства – сохранение и укрепление здоровья молодежи. Однако литературные данные констатируют, что в программных материалах процесса по физическому воспитанию студентов мало уделяется внимания показателям критерия уровня здоровья. Студенты основной медицинской группы, в большинстве своем, ориентированы на выполнение контрольных нормативов, что и является по государственным программам показателем уровня здоровья молодежи.

Статистические показатели ухудшения здоровья молодежи заставляют думать о необходимости перехода на качественно новые параметры определения уровня здоровья подрастающего поколения, закладывая фундаментальную основу будущей жизнедеятельности. Актуален вопрос разработки, обоснования и внедрения в практику условий, влияющих на процесс формирования у студентов потребности к занятиям физической культурой. В то же время поиск новых путей совершенствования учебно-образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура" в вузе должен быть нацелен на планомерное и целенаправленное использование обязательных и самостоятельных форм занятий. Такой путь обусловливает усиление образовательной и методической направленности педагогического процесса.

Вследствие анализа философской, социальной, психолого-педагогической литературы обнаружено, что проблема формирования потребности у студентов к занятиям физической культурой в процессе обучения в техническом вузе действительно актуальна и злободневна. Она оказывает прямое воздействие на подготовку здоровых, высокопрофессиональных, востребованных обществом и способных к творчеству специалистов. Проблема формирования у студентов потребности в занятиях физической культурой в техническом вузе изучена слабо. Поэтому существует объективная потребность в ее исследовании с целью совершенствования подготовки будущих выпускников технических вузов.

В настоящее время возникла проблемная ситуация: необходимость совершенствования образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура" в плане формирования потребности к занятиям и отсутствие действенного педагогического подхода, способствующего созданию благоприятных для этого условий.

Педагогический подход должен самым тесным образом сочетаться с целенаправленным воспитанием мотивации к формированию потребности в занятиях.

Одним из путей решения проблемы в увеличении эффективности образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура" является создание клубов по интересам, которые в свою очередь и являются мотивационным стимулом к дополнительным занятиям физической культурой. Предоставление занимающимся независимого права выбора разнообразных форм занятий физкультурной деятельностью и использование педагогом теоретически обоснованных и апробированных на практике различных способов и методических приёмов организации учебного процесса послужит действенным средством по формированию потребности к занятиям физическими упражнениями.

В первой главе установлено, что потребность в физическом саморазвитии - это качество личности, которое выражается в стабильной мотивации к разнообразной физкультурной деятельности. Также это качество проявляется на основе выработанной ориентированности, интереса, привычки и понимания необходимости этой деятельности для повышения уровня своего здоровья и подготовки к будущей жизни и профессии.

Потребность к занятиям физической культурой является одним из первостепенных качеств личности. Это качество мы рассматриваем как процесс осознанного, намеренного и сориентированного воздействия, обеспечивающий позитивную тенденцию ценностно-мотивационных отношений, личностного планирования самостоятельных занятий и отвечающий принципам и методам физкультурной деятельности.

Формирование потребности у студентов технического вуза в занятиях физической культурой было проанализировано как психофизиологический и педагогический процесс. С психофизиологической стороны были рассмотрены происходящие изменения в мотивационно-ценностной сфере студента, а ориентированность процесса в обусловленных направлениях – с педагогических аспектов.

Таким образом, перечисленные идеи совершенствования физкультурно-оздоровительной работы со студентами, с учетом формирования, как физических качеств, так и личностных, через привитие такого качества как потребность в занятиях физической культурой, положены в основу нашего экспериментального исследования.

 

Закурин Леонид Вениаминович

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.