ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Примеры комплексных занятий с использованием картин Варианты занятий по вышитой картине «Хохломская посуда» (Хохломская посуда // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 1(28) — С. 42—44.) Занятие 1. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить дошкольников выражать адекватные эмоции при восприятии картин; учить детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить детей на основе восприятия картины создавать художественный образ в окружающем пространстве, ориентироваться в пространстве; развивать операционно-техническую составляющую предметно-моделирующей деятельности дошкольников; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления детей о предметном мире на основе содержания картины; учить их воспринимать картину как модель окружающей действительности; закреплять навыки счета и сравнения множеств. Материал: вышитая картина «Хохломская посуда», натуральные предметы — салфетка, мисочка, ложка, баночка с крышкой, веточка, муляжи ягод клубники, лист белой бумаги и деревянные рамы для картин разной формы и размеров. Содержание занятия Дети вместе с педагогом входят в помещение и садятся на ковер. Педагог обращается к детям: —Посмотрите, какая у меня корзина, а в ней лежат различные предметы. Хотите узнать, что в ней лежит? Педагог стимулирует речевое общение детей между собой, просит их задавать вопросы или высказывать свои предположения о том, что может лежать в корзине. —Давайте попробуем поиграть в игру «Чудесная корзинка». Дети опускают в корзину руки и пробуют догадаться, что за предмет они нащупали. Вынимают и называют его. Когда все предметы названы, педагог просит кого-то одного из детей назвать все, что достали. Он задает вопросы: —Для чего нужны все эти предметы? —Для чего нужна ложка? —Для чего нужна миска? —Зачем здесь лежит клубника? и т. д. Педагог поясняет, что все эти предметы нужны для того, чтобы получилась картина. Он спрашивает детей: «Можно ли сделать картину из всего этого?» «Из чего делают картины?» (Дети отвечают.) —Правильно, картины рисуют красками, а еще можно вышить картину нитками. Вы такие видели? Давайте, посмотрим. Педагог показывает картину. При этом он сидит рядом с детьми, эмоционально реагирует на ее появление. —Эту картину вышила ваша воспитательница. Что на ней вышито? Для привлечения внимания детей к объектам картины педагог круговыми движениями кисти руки обозначает пространство, куда должны смотреть дети. Им дается возможность выразить свои впечатления от рассматривания картины. —Посмотрите на картину и на эти предметы, которые мы достали из волшебной корзины, что можно о них сказать? (Ответы детей.) Мы сможем сделать из этих предметов такую же картину? (Ответы детей.) Давайте попробуем. Для этого я поставлю сюда стул. Какой фон у нашей картины? (Ответы детей.) Я прикреплю к сидению стула лист белой бумаги. Что находится наверху на нашей картине? Я беру веточку и прикрепляю ее к листу, в каком месте? Вверху или внизу картины? Вот так. Что еще есть на веточке? Ягоды расположены все вместе? Сколько ягод в середине веточки? Дима, отсчитай нужное количество ягод и дай их мне. Сколько ягод ты мне дал? Почему? Куда я должна их прикрепить? Где еще есть ягоды? Сколько их? Они растут на одинаковой высоте? Правильно, одна ягодка висит под другой, одна выше, а другая?.. Даша, отсчитай нужное количество ягод и дай их мне. Сколько ягод ты мне дала? Почему? Где меньше висит ягод? Где больше? Что больше 2 или 3? На сколько больше? Сколько всего ягод нарисовано на картине? Покажите мне столько же пальчиков. Продолжая раскладывать, педагог спрашивает, получилась ли такая же картина или нет. Он просит детей назвать предметы, которых нет на стуле, но они есть на картине. — Как вы думаете, готова ли наша картина? (Ответы детей.) Почему? Чего не хватает? Кому-то из детей предлагается положить салфетку, уточняя, где она должна находиться: справа, слева или посередине. Другой ребенок ставит баночку, уточняя ее местоположение и называя ее. Следующий ребенок ставит мисочку, отвечая на вопрос о том, где она должна стоять: справа или слева от баночки, впереди или сзади баночки. Еще один ребенок кладет ложечку в миску, уточняя в какую сторону направлена ручка ложки. Остальные дети отвечают на вопросы о том, что делали их товарищи. —Получилась у нас картина? Почему нет? Чего не хватает? У нас нет рамы для картины. Вот у меня есть рамы, выберите ту, которая нам нужна. —Какой формы должна быть рама? Почему? Какой величины? Почему? Давайте приложим. Получилось? Очень красивая картина. А для чего же нужны все эти предметы? Зачем нам мисочка? Что в нее можно положить, если на картине нарисованы ягоды? Для чего нужна ложка? Что можно хранить в этой баночке? Для чего нужен сахар? Почему баночка закрыта крышкой? (Дети отвечают на вопросы педагога.) Сейчас я сфотографирую нашу живую картину. Таким образом, на глазах у детей моделируется реальная ситуация с тем же содержанием, что и картина. Затем эта ситуация вновь переводится на язык плоскостного изображения. Занятие 2. Педагогический замысел: развивать умение детей получать информацию в процессе рассматривания картины; учить их использованию лексических и грамматических средств языка; формировать у дошкольников структурно-композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста, на основе условных схем; учить детей воспринимать картину как модель окружающей действительности; закреплять у них навыки счета, умение ориентироваться в пространстве и способность описать местоположение предмета словами. Материал: вышитая картина «Хохломская посуда», фотография «живой картины», которую дети моделировали на предыдущем занятии, натуральные предметы — салфетка, мисочка, ложка, баночка с крышкой, веточка, муляжи ягод клубники, мел и доска для рисования, любые другие предметы, не относящиеся к картине. Содержание занятия Дети и педагог входят в помещение и садятся на ковер. Педагог задает вопрос: — Дети, вы помните картину, которую мы сделали «живой» на прошлом занятии? Вы помните, какие предметы были на той картине? Среди этих предметов, вы сможете найти те, которые были на картине. (Педагог выставляет подносы с различными предметами перед детьми.) Что ты помнишь, Алена? Найди этот предмет. Ребята. Этот предмет был на картине? (Ответы детей.) Что ты нашел, Алеша? Сколько там было ягод? А ты сколько взял, посчитай. И т. д. После того как все предметы найдены, педагог убирает лишние и предлагает детям описать тот предмет, который остался у них в руках. Каждый ребенок описывает свой предмет по плану: что это за предмет, какой он формы, какого цвета, в каком количестве представлен, где расположен на картине, для чего нужен. Выслушав рассказы детей, педагог предлагает нарисовать эту картину. — А поможет нам в этом вот эта фотография и вот эта картина. Я их поставлю вот сюда. Вам их хорошо видно? А я пойду к доске и встану вот здесь. Как вы думаете, мне видно, что нарисовано на картинах? (Ответы детей.) Почему? Подойдите ко мне, проверьте, правильно вы сказали или нет? Сейчас я буду рисовать эту картину на доске, а вы будете мне помогать, я же не вижу, что и где расположено. С чего мы начнем? Педагог использует прием комментированного рисования. С помощью детей он уточняет, какой предмет нужно рисовать, где его следует рисовать, какова величина этого предмета по сравнению с другим предметом, как они расположены по отношению к друг к другу, какое количество и каких предметов надо рисовать. Если мел цветной, то можно уточнять и цвет предметов. — У меня получилась такая же картина, как и та, которую вы видите? (Ответы детей.) Почему? Правильно, мы работали вместе, вы все правильно мне назвали, поэтому у меня получилась такая же картина. Сколько одинаковых картин у нас получилось? Какая картина была первой? А какая картина стала последней? Какая картина вам нравится больше всего? Почему? (Ответы детей.) Варианты занятий по серии картин «Бабушка и кот» (Бабушка и кот // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6(27). — С. 41—44.) Занятие 1. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить дошкольников выражать адекватные эмоции при восприятии картин; обучать детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги); учить детей на основе восприятия картины создавать художественный образ в окружающем пространстве, ориентироваться в пространстве; развивать операционно-техническую составляющую предметно-моделирующей деятельности дошкольников; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления детей о предметном мире на основе содержания картины; учить их воспринимать картину как модель окружающей действительности. Материал: серия сюжетных картин «Бабушка и кот», экран-подставка для картин, элементы настольного конструктора, кукла бабушка, ваза с цветами, кресло, корзинка, клубки ниток, спицы разной длины, игрушка котенок, магнитофонная запись (тикают часы, поют птицы, бьют часы, мяукает котенок), веревка. Содержание занятия Дети вместе с педагогом входят в музыкальный зал и останавливаются у дверей. Педагог говорит детям о том, что сегодня они будут составлять рассказы по картинам, которые находятся в дальнем углу помещения и спрашивает: —Если мы будем стоять здесь, мы можем рассказать, что нарисовано на тех картинах? Почему нет? Правильно, картины находятся далеко, и мы их плохо видим. Но пианино тоже находится далеко, а мы его видим хорошо, почему? Вы правильно ответили, пианино — большое, а картины по размеру какие? Чтобы нам было лучше их видно, что мы должны сделать? Давайте подойдем ближе. Все вместе подходят к «волшебной» доске, на которой расположены картины, и педагог спрашивает: —Теперь вам хорошо видно? Мы были от картин далеко, а теперь? (Ответы детей.) Чтобы рассмотреть картины и составить рассказ нам удобнее стоять или сесть на ковер? (Ответы детей.) Для того чтобы привлечь внимание детей к картинам, педагог круговыми движениями кисти руки обозначает пространство, куда должны смотреть дети. — Сколько у нас картин, одна или несколько? (Ответы детей.) Посчитайте, сколько их? С какой стороны, справа или слева, находится первая картина? А последняя? Кто нарисован на всех этих картинах? (Ответы детей.) Мы будем составлять рассказы о бабушке и котенке. Картины расположены в правильной последовательности, друг за другом. Посмотрите на них внимательно и подумайте, с чего все началось, что было дальше и чем же все закончилось. Ты готов, Вова? Мы слушаем твой рассказ. Педагог предлагает рассказывать всем детям, начиная с тех, кто составляет более слабые по содержанию рассказы. Выслушав детей, педагог спрашивает их: —А вам хотелось бы познакомиться с этой бабушкой и котенком, сходить к ним в гости? Тогда пойдемте, я покажу, где они живут. Дети и взрослый подходят к столу и садятся вокруг него. Педагог показывает им куклу бабушку и говорит: —Давайте познакомимся, спросим, как зовут бабушку? Педагог провоцирует речевое общение между детьми, просит их задавать вопросы кукле и отвечать на заданные им вопросы. —Вот вы и познакомились. Вы знаете, как зовут бабушку, а она знает, как зовут вас. А теперь вспомните, что было нарисовано на первой картине. Что делала бабушка? Где она находилась, в комнате или на улице? (Ответы детей.) Как вы догадались? Давайте построим комнату, в которой сидела бабушка. Дети конструируют комнату. Они строят стены дома, делают двери, окно. Около окна ставят кресло, рядом с креслом вазу с цветами. Педагог сажает бабушку в кресло и говорит: — Сидела наша бабушка Наташа дома. А чем она могла дома заниматься? Что делает ваша бабушка дома? (Ответы детей.) Правильно вы сказали, бабушка встала утром, приготовила завтрак, проводила своего внука в детский сад, сходила в магазин (педагог перечисляет все, что сказали дети), пришла домой и села в кресло отдохнуть. Но просто так бабушка сидеть не может, она обязательно что-то делает. И бабушка решила связать носочки для своего любимого внука. Что нужно бабушке для того, чтобы связать носки? Правильно, нужны нитки и спицы — это то, чем вяжут. Вы видели их? Сколько надо спиц? Они твердые или мягкие? Из чего они сделаны? Если спицы сделали из металла, значит они какие? Спицы длинные или короткие? Они должны быть одинаковые по длине или разные? Чтобы связать носки, нужна нитка короткая или длинная? Почему? Ниточка должна быть тонкая или толстая? Если нитки сделаны из шерсти, значит, они какие? Какого цвета выбрала бабушка нитки для носочков? А вы бы хотели такие носочки? Почему? (Ответы детей.) Нитки смотаны в клубочки. Какой формы клубки? Значит, клубки могут катиться? Почему бабушка Наташа положила клубочки в корзинку? Бабушка выбрала клубочек и начала вязать. А кто еще нарисован на этой картине? Это котенок или взрослая кошка? Как вы догадались? Как могут звать этого котенка? Что делает котенок? Почему? Бабушка, наверное, принесла из магазина вкусное молоко, котенок напился молока и теперь решил немного поспать. Что может присниться котенку? (Ответы детей.) Вот здесь у меня есть корзинка, в ней клубочки, спицы разной длины и котенок. Давайте сделаем в бабушкином доме так, как нарисовано на первой картине. Какого цвета вы возьмете клубочки? Почему они лежали в корзине? Покатайте клубочки. Кто мог их вынуть из корзины? Зачем котенок выбросил клубочки из корзинки? (Ответы детей.) Дети выбирают клубочки нужного цвета, спицы, одинаковые по длине, укладывают котенка в корзину. — Вот у нас и получилась первая картина. Как вы думаете, носочки вязать — это долго или быстро? Почему? Пока бабушка вязала, в доме было тихо или шумно? Если не работает телевизор и радио, то что можно услышать? Послушайте, что это за звуки? (Магнитофонная запись тиканья часов.) Что это так тикает? А теперь что вы слышите? (Магнитофонная запись пения птиц.) Откуда в доме могут быть птицы? Какое время года сейчас? Как вы догадались? Какие цветы стоят на тумбочке? В какое время года цветет сирень? Что мы видели за окном? Какое было солнце? (Ответы детей.) Правильно, на улице весна, через открытое окно слышно пение птиц, и наша бабушка начала засыпать. А теперь послушайте, что это за звуки? Правильно, это бьют часы. Послушаем и посчитаем, сколько раз бьют часы? (Магнитофонная запись боя часов.) Часы пробили три часа. Они били громко (магнитофонная запись мяуканья котенка). Кто это проснулся? (Ответы детей.) Котенок проснулся, и что стал делать? Сначала он потянулся. Посмотрел на пол и что увидел? Он стал с клубочком играть. Как вы думаете, котенку было весело? Какой был котенок? (Ответы детей.) Вот у нас и получилась вторая картинка. Педагог вынимает игрушку из корзинки, подводит к клубочку, котенок нюхает его, затем лапой пробует его катать. — Что будут делать клубочки? Почему они катятся? (Ответы детей.) Посмотрите, что было дальше. У котенка есть на лапках коготки, они какие? (Ответы детей.) Котенок коготком зацепил нитку, затем перевернулся, потом еще и еще (педагог показывает, как котенок переворачивается, и нитка обматывается вокруг его тела). Попробуйте, поиграйте, как я. Что происходит с клубочком, он становится больше или меньше? Почему? А что происходит с котенком? Правильно, он заматывается в клубок. И вот в клубочке видно только ушки и хвостик котенка. Сколько у него ушек? Сколько у него хвостиков? Чего больше, а чего меньше? Как вы думаете, теперь котенку там хорошо? Почему? (Ответы детей.) Давайте возьмем веревочку и замотаем ее вокруг одного из вас. Что произошло? Тебе удобно? Ты можешь подвигать руками? Ты можешь пойти? Почему? Тебя размотать обратно? Как ты попросишь нас об этом? Вот так же неудобно стало и котенку. Что же он сделал? Сначала он пищал тихо. Но бабушка Наташа спала и не слышала. Что было дальше? Правильно, он стал мяукать все громче и громче. Что сделала бабушка? Она проснулась и что увидела? Как вы думаете, что бабушка Наташа сказала? (Ответы детей.) Теперь у нас получилась третья картинка. Как вы думаете, что произошло потом? (Ответы детей.) А теперь давайте расскажем бабушке Наташе, как мы узнали по картинкам, что с ней произошло. Педагог и дети переходят к картинкам, садятся на ковер и рассказывают кукле о том, что произошло с бабушкой и котенком. При необходимости педагог включает аудиозапись шумов, чтобы напомнить детям о событиях, изображенных на картинах. Занятие 2. Педагогический замысел: учить детей самостоятельно декодировать двухмерное изображение путем предметно-пространственной деятельности; учить их действиям моделирования с опорой на картину; уточнить представления дошкольников о пространстве; формировать у детей коммуникативные действия в процессе деятельности; обучать детей планированию деятельности, сопровождая его речью; закреплять у них навыки порядкового счета, временные понятия; формировать умения дошкольников устанавливать взаимосвязи между предметами. Материал: серия сюжетных картин «Бабушка и кот», любые другие сюжетные картины, элементы настольного конструктора, кресло, ваза с цветами, кукла бабушка, игрушка котенок, корзинка, клубки, магнитофонная запись (тикают часы, поют птицы, бьют часы и мяукает котенок), магнитофон для записи рассказа. Содержание занятия Занятие проводится в индивидуальной форме. Педагог сообщает ребенку о том, что девочка из его группы находится сейчас в санатории и не знает, чем ребята в садике без нее занимаются. Но ей можно написать письмо, да непростое, а такое, что она сможет услышать рассказ ребенка. — Давай мы расскажем Маше о картинах, которые вы сами «сделали» на прошлом занятии. Она этих картин не видела, но ты сможешь ей рассказать о них, правда? Вот картины, выбери только те, которые были у нас на прошлом занятии, когда мы ходили в гости к бабушке Наташе. Сколько картин ты выбрал? Разложи их по порядку. Это у тебя первая картина. А это какие? Назови, какие они по счету? Вот здесь на столе лежат разные предметы, давай вспомним, зачем они были нам нужны. Для чего нам строитель? Давай построим комнату. Что делала бабушка Наташа дома? Что она захотела сделать потом? Для чего у нас стоит кресло? Посади бабушку в кресло. Где оно стояло? Что еще находилось около кресла? (Ответы ребенка.) Для чего здесь корзинка? Что в ней лежало? Зачем нужны клубки? (Ответы ребенка.) В доме было тихо? Почему? Что было слышно? Послушай. Что делают часы? Что еще; услышала бабушка? Где пели птицы? Какое время года было? Кто жил у бабушки? Как его звали? Что он сделал с клубками? Зачем котенок залез в корзинку? (Ответы ребенка.) Бабушка вязала, вязала и... Вдруг раздался... (запись боя часов) Сколько было времени? Как ты узнал? Что произошло с котенком? Что он увидел на полу? Что стал делать? Почему нитка стала наматываться на котенка, как это получилось? Что произошло дальше? Замотался котенок в клубок, удобно ему было? Почему? Что стал делать котенок? Что увидела бабушка, когда проснулась? Что сказала? Что было дальше? (Ответы ребенка.) Мы с тобой все вспомнили, можно записать твой рассказ, а поможет нам сделать это магнитофон. Ты сейчас будешь, глядя на картинки и на эти предметы, рассказывать о бабушке Наташе и ее котенке. Кому мы пишем письмо? (Ответ ребенка.) Когда я включу магнитофон, не забудь поздороваться с Машей, а потом расскажешь ей о том, что случилось с котенком. Как можно назвать твой рассказ? (Ответ ребенка.) Готов? Не торопись, говори спокойно. Педагог включает магнитофон, ребенок составляет письмо. Учитель-дефектолог показывает ему предметы, помогая восстановить последовательность событий, если в этом есть необходимость. — Теперь давай попрощаемся с Машей и пожелаем ей скорее вернуться к нам в детский сад. Тебе хотелось бы услышать то, что ты рассказал? Сейчас я перемотаю пленку и включу запись. Педагог и ребенок слушают рассказ. — Тебе понравилось? А как ты думаешь, Маша сможет представить себе эти картины, ведь она их не видела? Почему? (Ответы ребенка.) Спасибо тебе. Когда придет Машина мама, мы передадим для нее эту пленку. Я думаю, что ей будет очень приятно. Варианты занятий по картине «В песочнице»(В песочнице // Дошкольная педагогика. — 2005.—№ 2(23).— С. 38-40.) Занятие 1. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; обучать детей коммуникативным действиям (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить детей создавать художественные образы по воспоминаниям; развивать их ориентировку в пространстве, операционно-тех-ническую составляющую предметно-моделирующей деятельности дошкольников; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления детей о предметном и природном мире; закреплять навыки счета и сравнения множеств, представления о величине, форме, весе, временах года и их характерных признаках. Материал: ткань или коврики зеленого и любого другого цвета, комнатные растения разной величины, стол для игр с песком, четыре разноцветных ведерка разной величины, специально подготовленный песок, лейка с водой, машинка, совочки, формочки, кроватка, кубики, пирамида, клюшка, санки, детские панамки, фотоаппарат. Содержание занятия Дети вместе с педагогом входят в помещение и садятся на ковер. Педагог спрашивает детей о том, какое сейчас время года. Дети отвечают, уточняя приметы этого времени года. Они называют одежду, которую надевают, выходя ил улицу, игры, в которые играют на улице. Они также перс числя ют игрушки, которые берут с собой на прогулку. За том педагог предлагает детям вспомнить приметы лета, сказать, что они знают о летнем отдыхе, чем они любили зани маться летом, во что играть. Взрослый просит дошкольников уточнить, в какую одежду они одевались летом и почему? Педагог предлагает превратить комнату, в которой они находятся, в летнюю песочницу. Он спрашивает у детей, может ли он сфотографировать то, как они будут «творить это волшебство». Дети вспоминают, какого цвета бывают летние деревья, кустарники и трава. Педагог предлагает детям «сделать» траву. Для этого они должны выбрать ткань или коврики нужного цвета и застелить ими пол. После этого детям следует «вырастить» кусты и деревья. Для этого используются комнатные растения разной высоты. Дети сравнивают их, выбирают самые высокие для имитации деревьев, а растения пониже становятся «кустами». Педагог делает первый снимок. —Ребята, что такое песочница, для чего она нужна? Какую она может иметь форму? Какой цвет? (Ответы детей.) Взрослый предлагает использовать в качестве песочницы стол для игр с песком, предварительно убрав ножки стола. —Как попадает песок в песочницы, кто его туда насыпает? Если песочница большая, то много или мало надо песка, чтобы наполнить ее? Сколько песка нужно для нашей песочницы? (Ответы детей.) Детям предлагаются ведерки с предварительно приготовленным песком. Ведерки разной величины, разного цвета. —Ребята, посчитайте, сколько у нас ведер. Хватит ли каждому из вас? (Дети сравнивают ведерки по величине, выстраивают их в порядке ее возрастания.) Какое ведерко самое тяжелое и почему? Какое самое легкое? Сравните два ведерка и сделайте вывод. В каком ведерке больше всего песка и почему? (Ответы детей.) После беседы, каждому ребенку предлагается взять одно ведро, назвать его цвет и объяснить, почему он выбрал именно это ведро. Дети высыпают песок из ведра в песочницу, называя выполняемые действия. Педагог обращает внимание детей на то, что сначала песочница была пустая, но промере того как каждый ребенок высыпал в нее песок из своего ведра, его в песочнице становилось все больше и больше и, наконец, песка стало много. Педагог делает второй снимок. —А теперь скажите мне, с какими игрушками можно играть в песке. Что из песка можно построить? (Ответы детей.) Перед вами игрушки, выберите из них только те, с которыми можно играть в песке. Почему вы не взяли клюшку и санки, в какое время года можно играть с этими игрушками? (Ответы детей.) А почему вы не взяли пирамиду? (Ответы детей.) Ну вот, наша песочница готова, игрушки мы с собой взяли. А теперь давайте вспомним, что мы должны надеть, если идем на улицу летом. (Ответы детей. Если они не называют головные уборы, то педагог задает наводящие вопросы.) Посмотрите, перед вами лежат панамки. Скажите мне, какие из них надевают мальчики, а какие девочки. Почему? (Ответы детей.) Какого цвета панамки выбрали девочки? А какого цвета панамки взяли мальчики? Сколько каждый взял панамок? Сколько их было всего? (Ответы детей.) Взрослый предлагает детям поиграть в песочнице: построить дом, испечь пирожки и т. д. Он удивляется тому, что у детей ничего не получается. —Ребята, что-то вы делаете не так. Почему вы ничего не можете сделать из песка? Может быть, песок какой-то не такой? Если дети сами не догадываются о том, что песок для построек должен быть влажным, то педагог предлагает эксперимент. Он берет ведерко с сухим песком и наливает в него воду из лейки, перемешивает и выкладывает песок в формочку. Снимает формочку и наблюдает реакцию детей. Затем дети вместе с педагогом смачивают песок, и игра продолжается. Педагог создает ситуацию, похожую на изображенную на картине, и делает третью фотографию. Занятие 2. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить детей выражать адекватные эмоции при восприятии картины; обучать детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания фотографий и картины (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наре чия места); учить детей ориентироваться в пространстве; обогащать представления детей о предметном мире на основе содержания фотографий и картины; учить их воспринимать картину (фотографию) как модель окружающей действительности; закреплять навыки счета и сравнения множеств, представления о величине, форме, весе, о временах года; учить дошкольников составлять рассказ на основе собственного опыта с опорой на серию фотографий и картину. Материал: три фотографии, отражающие последовательность создания детьми песочницы в группе, пять-шесть фотографий различного содержания, картина «В песочнице», магнитофон. Содержание занятия Дети и педагог рассаживаются на ковре. Педагог показывает детям фотографии различного содержания и просит выбрать только те, на которых изображено, как дети строили песочницу. — Ребята, почему вы выбрали именно эти фотографии? Что вам напомнило о том, как вы играли в прошлый раз? Взрослый убирает остальные фотографии из поля зрения детей и предлагает разложить отобранные фотографии в той последовательности, в какой происходили события на самом деле. Он уточняет, почему дети именно так разложили фотографии. Затем каждому ребенку предлагается рассказать, что изображено на фотографии, которую он выбрал. При этом обращается внимание на события, которые происходили до момента, запечатленного на фотографии, и на те, которые произошли после него. Например, если ребенок рассказывает о том, как готовили место для песочницы, то ему задают следующие вопросы: —Почему мы решили взять именно зеленые коврики? —Для чего нам нужны были комнатные растения? —Как мы отбирали растения для деревьев и для кустарников? —Каким способом мы сравнивали комнатные растения? После того как дети рассказали каждый о своей фотографии, педагог показывает детям картину «В песочнице» и говорит о том, что он показал фотографии художнику. Фотографии художнику так понравились, что он решил нарисовать такую же картину. —Давайте вместе рассмотрим картину. Какое настроение у детей, изображенных на ней: радостное или грустное? Как вы догадались, что настроение у детей радостное? Чему дети могут так радоваться? Сколько детей изображено на картине? Кто это, мальчики или девочки? Как вы догадались? Сколько мальчиков и сколько девочек? Кого больше, мальчиков или девочек? Почему рядом с детьми нет взрослого, что он делал в это время? (Если дети не могут ответить на этот вопрос, спрашиваем о том, что делал педагог, когда дети играли в песочнице.) Художник попросил меня записать ваши рассказы на магнитофонную пленку и прислать ему. Он очень хочет услышать ваши рассказы. Можно рассказать художнику, как вы готовили «летнюю комнату», как делали песочницу, что интересного узнали о песке, во что играли. Рассказы детей записываются на магнитофонную пленку. Детям, которые испытывают сложности в воссоздании последовательности, предлагаются первые две фотографии. После того как они составят рассказ с опорой на эти фотографии, им предлагается картина. Варианты занятий по картине «Мы строим дом» (Мы строим дом // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 1(22). С. 30-33.) Занятие 1. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; обучать детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить детей на основе вое приятия картины создавать художественный образ в окружающем пространстве, ориентироваться в пространстве; развивать операционно-техническую составляющую предметно-моделирующей деятельности дошкольников; формировать у них связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления детей о предметном и природном мире; закреплять представления детей о величине, форме, о временах года и их характерных признаках, о времени суток. Материал: картина «Мы строим дом»; три-четыре картинки, на которых нарисованы окно, стена, цветок (один элемент точно такой же, как на картине, другие отличаются цветом горшка или формой листьев у цветка, расположением окна, видом из окна и т. д.); две-три картинки, на которых изображены картины, висящие на стене (одна картина точно такая же, как на основной картине, остальные отличаются от нее содержанием или формой рамы); подставка для картины «Мы строим дом»; кукольная мебель (шкафы, кровать, стол, ванна); игрушки (подъемный кран, грузовые и легковые машины, катер, самолет, кубики, кирпичики, призмы, шары, медведь, ежик и зайка, куклы — девочки и мальчики, маленькие пупсики). Содержание занятия Дети вместе с педагогом входят в помещение и останавливаются около дверей. Педагог предлагает им посмотреть на картину, которая находится на противоположной стороне комнаты. — Ребята, можете ли вы, стоя здесь, рассказать о том, что изображено на той картине? Почему? Что надо сделать, чтобы можно было увидеть картину? (Ответы детей.) Давайте подойдем к картине ближе. Дети под руководством педагога делают вывод о том, что когда картина была от них далеко, то она казалась маленькой и было плохо видно, что на ней нарисовано. Когда дети подошли ближе, картина стала больше, появилась возможность ее рассмотреть. —Как вам удобнее рассматривать картину, стоя или сидя на ковре? (Дети получают возможность попробовать сесть, встать, выбрать любое удобное для них положение.) —Рассмотрите картину и скажите, где находятся дети: на улице или в детском саду? Почему вы так решили? Правильно, дети, изображенные на картине, находятся в детском саду, в игровой комнате. Как называется уголок, в котором они играют? Как вы догадались? Что делают дети в строительном уголке? Есть такой уголок в нашей группе? Какие там игрушки? Для чего они нужны? (Ответы детей.) —Обратите внимание на количество детей, изображенных на картине. Сколько их? Как вы догадались, что их четыре человека? Что вы сделали, чтобы ответить на мой вопрос? Сколько на картине мальчиков? Как вы догадались, что это мальчики? Какие у них волосы: длинные, как у девочки, или короткие? Во что они одеты и какого цвета на них одежда? В какие игрушки они играют, что с ними делают? С какой стороны от домика (показать домик) находится мальчик, который играет с подъемным краном: справа или слева? Этот мальчик стоит или сидит? Почему? Подъемный кран высокий или низкий? Если мальчик встанет на ноги, ему будет удобно играть с краном? Почему? Для чего на стройке нужен подъемный кран? (Ответы детей.) —Что делает мальчик, который изображен слева от домика? Какая у него машина: легковая или грузовая? Что везет эта машина? Один кубик или много? Для чего мальчику нужны кубики? Все ли кубики поместились в кузов его машины? Почему? Мы можем посчитать, сколько кубиков осталось лежать на полу? (Ответы детей.) Педагог задает детям вопросы о том, что делает мальчик, который стоит, какое количество строительного материала находится в его машине, какие детали лежат около его машины. Далее следуют вопросы на сравнение величины, цвета, количества. Педагог обращает внимание детей на две грузовые машины: справа от домика и слева от него. Он просит детей сравнить эти машины, выделив признаки сходства и различия. Затем взрослый предлагает сравнить мальчиков, найдя признаки сходства и различия между ними: цвет волос, одежда, обувь, поза, занятия в данный момент. А теперь давайте посмотрим на девочку. Сколько девочек изображено на картине? Как вы догадались, что это девочка? Кого на картине больше: мальчиков или девочек? Что делает девочка? Кого она держит в руках? Зачем она принесла медведя? Кому мальчики строят дом? Может ли этот мишка поместиться в таком домике? Почему? Что надо сделать, чтобы мишка смог жить в этом доме? Сколько этажей уже построили дети? Как вы догадались, что этажей два? Сколько в доме окон? Сколько дверей? Какого цвета дом? (Ответы детей.) Как назвать одним словом, какого цвета дом? (Разноцветный.) Педагог обращает внимание детей на то, что в комнате, где играют дети, тоже есть окно. Оно больше, чем в домике, который они строят, или меньше? Что стоит на подоконнике? С какой стороны: справа или слева? Какого цвета листья у растения? Они длинные и узкие или широкие? Какого цвета горшочек, в котором живет растение? Какое время суток за окном: утро или вечер? Взрослый просит детей объяснить свои ответы. Какое время года за окном: лето или зима? Как догадались? (Ответы детей.) Какие предметы еще есть в комнате? Где они находятся? Что может лежать в шкафах? Что висит на стене? Кто нарисован на картине? Сколько картин? Какую форму имеет рамка картины? —Давайте сделаем такой же строительный уголок, какой изображен на картине, для своих кукол. Подойдите к столу. Вы видите на нем разные предметы. Сначала найдите картинку, на которой изображено окно такое же, как на картине. Вспомните, с какой стороны стоял цветок, какие у него были листья. Почему ты выбрал именно эту картинку? (Ставим ее на подставку.) В комнате, где играют дети, на стене висит картина. Посмотрите вот на эти картинки и выберите ту, которая нам нужна. Обратите внимание на содержание картинки и форму рамки. (Прикрепляем картинку на изображение стены и окна, уточняем ее место относительно окна.) Далее педагог предлагает найти необходимую мебель среди предложенных предметов и поставить ее там, где она изображена на картине. Затем дети выбирают кукол, которые будут изображать детей, нарисованных на картине, берут для них необходимые игрушки и ставят их на то место, где они нарисованы. Дети поясняют свой выбор. Когда картина создана, педагог спрашивает детей, почему они не взяли остальные игрушки. Дети отвечают. После этого педагог предлагает детям тихонько выйти из уголка. Он говорит о том, что куклы тоже хотят поиграть и просит разрешения у детей оставить их здесь до следующего дня. А на следующий день дети придут к ним в гости. Занятие 2. Педагогический замысел: формировать положительный эмоциональный фон при обучении детей рассказыванию и элементарным математическим знаниям; учить дошкольников выражать адекватные эмоции при восприятии картины; обучать детей коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопросы, задавать вопросы взрослому, сверстнику, использовать объяснительную и доказательную речь, предлоги и наречия места); учить детей ориентироваться в пространстве; обогащать их представления о предметном мире на основе содержания картины; учить их воспринимать картину как модель окружающей действительности, закреплять навыки счета и сравнения множеств, представления о величине, форме, временах года и частях суток; учить дошкольников составлять рассказ по картине, основываясь на собственном опыте; развивать зрительную память и внимание детей. Материал: воссозданная обстановка, изображенная на картине «Мы строим дом» с изменениями: мебель стоит другая или не на своих местах, игрушки лежат не те и т. п., магнитофон, картина «Мы строим дом» и картины другого содержания. Содержание занятия Дети вместе с педагогом входят в помещение и рассаживаются на ковре. Звучит знакомая мелодия, с которой начинается телепередача для детей «Спокойной ночи, малыши». Педагог предлагает детям вспомнить, где они могли слышать эту мелодию, что это за передача, что в ней происходит. Он предлагает детям побывать в гостях у этой передачи и посмотреть удивительную сказку, в которой рассказывается о том, как играют игрушки в детском саду, когда дети уходят вечером домой. — Ребята, что вы делали вчера в этой комнате? Какую картину рассматривали? Что делали потом? Вспомните, сколько было игрушек? Сколько было мальчиков и девочек? Что они делали? Что еще находилось в комнате? Взрослый уточняет, все ли помнят дети, заметят ли они, если что-то будет не так. Потом он предлагает подойти к строительному уголку, который дети создали накануне. Дети подходят и рассматривают его. Педагог спрашивает детей, изменилось ли что-нибудь в уголке или все осталось по-прежнему. Дети вспоминают, что на каком месте должно быть. Когда обнаружены все изменения, взрослый удивляется, что же могло здесь произойти, почему все поменялось, кто мог это сделать. Он уточняет, чем похожи куклы и дети, чем они различаются. Если куклы неживые, то как они могли все это натворить? Педагог напоминает детям о том, что они находятся в гостях у волшебной передачи, в которой происходят всякие чудеса, видимо, куклы ожили. Он предлагает детям сочинить свою историю о том, что здесь могло произойти. Однако для того, чтобы все было понятно, нужно сначала рассказать, как появился этот строительный уголок для кукол. Педагог напоминает детям, что сначала они рассматривали картину, и просит найти эту картину среди остальных. Когда дети находят нужную картину, взрослый спрашивает, почему они выбрали именно эту картину, почему не взяли другие. Дети, глядя на картину, рассказывают о том, что они делали на прошлом занятии, и о том, что же могло произойти здесь ночью. Педагог убирает картину и предлагает детям исправить все изменения. Дети восстанавливают первоначальный вариант уголка и объясняют, почему они сделали именно это. Когда все исправлено, педагог просит детей еще раз посмотреть на картину и сказать, все ли они сделали правильно. Каждый ребенок по очереди объясняет, что он видит на картине и в строительном уголке для кукол, например, шкаф с игрушками на картине стоит с левой стороны и в комнате у кукол тоже с левой стороны. Когда дети закончат рассказывать, педагог предлагает оставить все на своих местах, а завтра снова прийти и посмотреть, что произойдет. Если на втором занятии с заданием по воссозданию обстановки и составлению рассказа дети справились хорошо, то можно ничего не менять и сказать детям о том, что в прошлый раз они были в передаче, где происходят чудеса. Сегодня же они просто пришли к куклам в гости. Поэтому все осталось на своих местах. А может быть, куклы, как и дети, научились ставить игрушки на свои места? Если же во время второго занятия возникли какие-то проблемы, то ситуацию можно проиграть еще раз. Возможно, это надо сделать на индивидуальных занятиях, решая проблемы конкретного ребенка. |